Право граждан РФ заниматься предпринимательской деятельностью зафиксировано в ГК РФ. Статья 23 ГК РФ предусматривает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением требования регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений. Таким образом, для занятий предпринимательской деятельностью необходимо соответствующим образом оформить свое право на нее.
До 01.01.2004 г. порядок регистрации индивидуальных предпринимателей регулировался Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории РФ» от 08.07.1994 г. № 1482. В соответствии с этим Положением предприниматели регистрировались администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства. В субъектах РФ были созданы регистрационные палаты с филиалами на местах. Правила регистрации разрабатывали органы власти субъектов РФ.
С 2001 г. процедура государственной регистрации регулируется Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) и носит заявительный характер. Внесший изменения в процедуру госрегистрации Закон № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"» был принят 23.06.2003 г. Причины отказа в регистрации прямо указаны в Законе, и если их не имеется, то при подаче комплекта документов на регистрацию индивидуального предпринимателя сведения вносят в Госреестр – ЕГРИП. Ведение данного Реестра осуществляют налоговые органы.
Согласно указанному Закону на МНС РФ возлагаются дополнительные функции по регистрации индивидуальных предпринимателей и формированию Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Разработаны формы документов, представляемые для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, определены правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений, разработаны нормативные акты, регулирующие правила и порядок передачи регистрационных дел предпринимателей из органов, осуществляющих их госрегистрацию до 01.01.2004 г.
Процедура регистрации для индивидуальных предпринимателей, как и раньше, носит заявительный характер. Срок регистрации ограничен пятью рабочими днями со дня поступления заявления гражданина-предпринимателя. Федеральный закон № 76-ФЗ установил перечень необходимых документов для регистрации индивидуального предпринимателя и внесения его в ЕГРИП. Для граждан РФ в необходимый комплект документов входят: заявление, документ об уплате госпошлин и копия паспорта. Если сам заявитель подает документы в регистрирующий орган, то он может подтвердить верность копии паспорта, представив паспорт в подлиннике. Его вернут в этот же день вместе с распиской о приеме документов.
Во всех прочих случаях Закон требует засвидетельствовать копию в нотариальном порядке.
Если физическое лицо является несовершеннолетним, то к заявлению прилагается нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности, либо копия свидетельства о заключении им брака, либо копия решения органа опеки и попечительства, либо копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным.
Для предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2004 г., установлен годовой переходный период, в течение которого необходимо будет пройти перерегистрацию в налоговых органах. В регистрирующий орган по месту жительства необходимо представить копию паспорта и документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Если этого не будет сделано, свидетельство предпринимателя без образования юридического лица утрачивает силу. Впоследствии данный гражданин сможет вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой госпошлины. Штрафных санкций за это не предусмотрено. Также перерегистрация осуществляется бесплатно, как и внесение изменения в запись в ЕГРИП. За прекращение предпринимательской деятельности взыскивается пошлина в размере 80 руб.
С 01.01.2004 г. лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане могут стать предпринимателями. Для регистрации в качестве предпринимателя им достаточно иметь временную регистрацию на территории России. Содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Исключение сделано для сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц – они могут быть предоставлены только органам государственной власти, государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством РФ. Однако в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ данное ограничение не скажется на предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. По закону адрес индивидуального предпринимателя можно узнать только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ. При этом регистрирующий орган обязан по запросу предпринимателя предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Регистрация и перерегистрация предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) производится с присвоением кода основной деятельности. Следует иметь в виду, что отдельными видами деятельности индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии, специального разрешения государственных органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, вступившим в силу 11.02.2002 г.
ПБОЮЛ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации. Виды деятельности должны быть указаны строго в соответствии с кодами по «Общероссийскому кодификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001», введенному в действие постановлением Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие ОКВЭД» от 06.11.2001 г. № 454-СТ и вступившему в силу с 01.01.2003 г. Неправильный выбор вида деятельности может иметь негативные последствия для предпринимательской деятельности ПБОЮЛа в сфере налогообложения и ведения учета. Дело в том, что разные виды деятельности могут подпадать под разные режимы налогообложения. К примеру, применение налога на вмененный доход является обязательным при занятии определенными видами деятельности. Если же предприниматель будет заниматься видом деятельности, не указанной в свидетельстве о регистрации, то при выплате такому ПБОЮЛу доходов по сделке соответствующая сторона договора обязана будет применить нормы по исчислению налога на доход, установленные для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, в числе негативных последствий будет ведение предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в нарушение норм гражданского права.
С 01.01.2004 г. в связи с вступлением в силу Закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ к показателям Единого реестра относятся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), а также сведения о номере и дате регистрации предпринимателя в государственных внебюджетных фондах – Пенсионном, фондах социального и обязательного медицинского страхования. Изменилась и процедура постановки на учет в указанных фондах.
ПБОЮЛ в исполнение Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) обязан был в 30-дневный срок зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства, а в случае осуществления своей деятельности в другом месте – по месту осуществления этой деятельности.
Согласно постановлению Правления ПФР «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФ РФ в виде фиксированных платежей» от 16.08.2002 г. № 89п и в соответствии с утвержденным им Порядком регистрации страхователей, уплачивающих фиксированные платежи, индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя. Однако, если страхователь зарегистрировался в территориальном органе ПФР ранее, до вступления в силу с 2002 г. вышеназванного Порядка, повторная регистрация не нужна.
Следует иметь в виду, что предприниматель обязан платить фиксированный платеж в бюджет Пенсионного фонда РФ независимо от факта ведения им предпринимательской деятельности согласно ст. 7, 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер платежа устанавливается в размере 150 руб. за месяц и за год составляет 1800 руб. При этом Законом № 167-ФЗ обязанность по уплате фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности, получения дохода и их возраста. Сроки уплаты фиксированного платежа не установлены.
Кроме того, индивидуальный предприниматель, если он при осуществлении своей предпринимательской деятельности использовал труд наемных рабочих, должен был в соответствии с Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах ФСС РФ, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ «Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ» от 04.12.2000 г. № 119 (с изм. и доп. от 23.02.2001 г.), зарегистрироваться по месту жительства в территориальном фонде социального страхования.
Теперь налогоплательщики избавлены от необходимости представления в указанные ведомства для постановления на учет документов, аналогичных представленным в регистрирующие органы. Зарегистрировав предпринимателя, налоговики в 5-дневный срок направляют сведения из соответствующего реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды в свою очередь, осуществив постановку на учет на основании поступивших сведений, направят налоговикам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам вышлют свидетельство по почте (по тому адресу, который указан в Госреестре).
Таким образом, налогоплательщик может начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию (согласно п. 1 ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) госрегистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления комплекта документов в регистрирующий орган).
Что касается кодов по ОКВЭД, то они указываются предпринимателем или организацией в заявлении о госрегистрации самостоятельно.
Фонд социального страхования РФ постановлением от 05.01.2004 г. № 1 утвердил «Временные методические рекомендации по организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования РФ по регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве страхователей».
Физические лица (индивидуальные предприниматели), заключившие трудовой договор с работником, а также обязанные увеличивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, обязаны подать заявление о регистрации в региональное отделение Фонда по месту жительства в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанных договоров с одновременным предъявлением паспорта и копий:
1) документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);
2) документа, подтверждающего постановку на налоговый учет (при наличии);
3) лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для частных нотариусов, охранников, детективов и т. д.), удостоверения адвоката (для адвокатов);
4) трудовых либо гражданско-правовых договоров.
Если на момент подачи заявления о регистрации в качестве страхователя физическому лицу (индивидуальному предпринимателю) открыты банковские счета, заявитель представляет справку из кредитной организации об указанном учете.
Регистрация индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится исполнительными органами ФСС РФ в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения сведений, содержащихся в Государственном реестре. При этом страхователю:
1) присваивается регистрационный номер и код подчиненности;
2) определяется страховой тариф на основании кодов по ОКВЭД, указанных в выписке из ЕГРИП;
3) оформляются страховое свидетельство (в двух экземплярах) и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) направляются один экземпляр страхового свидетельства и вышеупомянутое уведомление заказным письмом с уведомлением по адресу страхователя, указанному в выписке из ЕГРИП.
Одновременно индивидуальные предприниматели учитываются Фондом в качестве страхователей по обязательному страхованию.
В течение не более 5 рабочих дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя сведения о регистрации в электронном виде направляются в УМНС.
Если в Единый госреестр внесены изменения по конкретному предпринимателю, информация направляется регистрирующим органом в региональное отделение Фонда и подлежит учету в базе данных по страхователям.
Однако при изменении страхователем основного вида деятельности для присвоения нового страхового тарифа ему необходимо представить документы в соответствии с Порядком подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением ФСС РФ «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами» от 06.02.2002 г. № 12, а именно: заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку-подтверждение.
Следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности осуществляются только на основании лицензии. Лицензия представляет собой специальное разрешение на ведение определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.). Процедура выдачи лицензии называется лицензированием. Лицензия выдается индивидуальному предпринимателю для осуществления лицензируемого вида деятельности при соблюдении определенных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Порядок лицензирования и ведения реестра определяется Президентом РФ и Правительством РФ. Утверждение полномочий о лицензировании конкретных видов деятельности, а также разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между лицензирующими органами относятся к исполнительской компетенции Президента РФ и Правительства РФ. Лицензирование в РФ осуществляется органами лицензирования, которые, помимо лицензирования, осуществляют надзорные функции за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостанавливают действие лицензий; переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензий; формируют и ведут реестр лицензий.
Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. При этом вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на которую выдается лицензия органами государственной власти, может осуществляться индивидуальным предпринимателем на всей территории России. Если же лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Федерации, то эта лицензируемая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта Федерации. В иных субъектах РФ такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Выдача лицензии предусматривает взимание лицензионного сбора, размер которого устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Максимальный размер лицензионного сбора не должен превышать десяти МРОТ. Срок действия лицензии определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом минимальный срок равен 5 годам. Однако федеральными законами и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Предоставление лицензии осуществляется на основании заявления индивидуального предпринимателя с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность лицензируемого, вида деятельности и сроков осуществления лицензируемой деятельности. К заявлению должны быть приложены: копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Лицензирующий орган рассматривает заявление и принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе в срок не более 60 дней со дня получения заявления с необходимым комплектом документов. Решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Положением о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача лицензии осуществляется в течение трех дней после предоставления документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. В случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора лицензия аннулируется. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателя лицензии.
В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:
1) при наличии в представленном комплекте документов искажений или недостоверной информации;