Кто я? Как устроен мир? Почему со мной это происходит? Есть ли на свете справедливость? Эти вопросы рано или поздно возникают у каждого из нас. Однако более всего нас волнуют вопросы: для чего я живу? в чем мое предназначение? От ответа на них зависит, как сложится вся наша жизнь, что будет определять наш выбор. Чем более осознанно мы живем, тем чаще задаем себе эти вопросы. А может, наоборот, «вечные вопросы» приводят нас к осознанной жизни?
Что такое осознанность? Современные психологи утверждают, что осознанность – это переживание настоящего момента, сосредоточенность на текущих переживаниях, а не на мыслях о прошлом или будущем.
С точки зрения древнеиндийских философов, осознанность – это состояние йоги, связанное с осознанием своей вечной природы, природы души, истинного бессмертного «я», вечно связанного с высшим «Я».
«Махабхарата» повествует, как однажды мудрого царя Юдхиштхиру спросили: «Что самое удивительное на свете?» Он ответил: «Самое удивительное то, что, видя смерть на каждом шагу, все продолжают жить так, словно будут жить вечно».
Особенно ярко осознание своей вечности и сопричастности к высшему «Я» проявляется у детей. Дети чисты, их сознание не замутнено насущными проблемами, они не осознают бренность и смерть. Мне запомнились слова моего пятилетнего сына, когда однажды летним утром на даче он проснулся и, долго глядя в сине-зеленую даль за окном, серьезно сказал мне: «Мама, я был всегда».
Согласно Ведам, древним философским писаниям, душа бессмертна. После смерти душа опять воплощается в новом теле. Закон перевоплощения – основной закон существования вечной души в бренном мире материи.
Веды определяют сознание как неотъемлемое свойство души и говорят о ее природе как сат-чит-ананде – вечности, знании и блаженстве. Подсознательно чувствуя вечность души, мы стремимся к знанию и счастью, и эти устремления – движущие силы нашего существования.
Веды говорят о двух видах знания: материальном и духовном. Материальное, интеллектуальное знание мы утрачиваем со смертью тела, а духовное – знание сердца – остается с нами навсегда. Родившись вновь, мы опять учимся ходить, говорить, читать, писать, изучаем различные науки и иностранные языки, хотя когда-то в прошлой жизни, возможно, свободно говорили на них. Мы теряем материальные навыки и знания, однако сохраняем впечатления и склонности прошлой жизни, так называемые самскары, поэтому одни рождаются музыкантами, другие – художниками, третьи с детства проявляют актерские способности или интересуются техникой, наукой. Талант или склонности человека невозможно объяснить лишь сочетанием генов или воспитанием.
Материальное знание не может удовлетворить потребность души в знании – чит. Она связана с обретением высшего, духовного знания. С точки зрения Вед, духовное знание – это знание о своем истинном «я» и его вечной связи с высшим «Я». Это знание не материального ума, а знание вечной души. В Бхагавад-гите (2.40) Кришна говорит: «На этом пути нет потерь».
Все стремятся к счастью. Можно отказаться от многого: комфорта, благополучия, карьеры, знания, но не от мечты о счастье. И это совершенно естественно, ведь стремление к обретению блаженства, ананды – главная потребность души.
Все мы понимаем счастье по-разному. Одни ищут его в достижениях и процветании, вторые – в познании и странствиях, третьи – в творчестве, четвертые – во взаимоотношениях. Представление о счастье с течением жизни может меняться, но мы всегда стремимся к мечте, чувствуя, что понимание себя, своего предназначения и своего места в окружающем мире поможет нам отыскать дорогу к счастью.
Веды говорят, что материальный мир ограничен во времени и пространстве и устроен по определенным законам. Этот мир соткан из трех состояний материи, гун. Гуна означает «качество», «веревка» или «путы». Есть три гуны материальной природы: саттва (благость), раджас (страсть) и тама (невежество). Гуны пронизывают материю и сознание живого существа.
В сознании человека гуны смешиваются, но одна из них преобладает. Согласно Ведам, именно сознание, а, следовательно, и его гуна, определяют наше бытие. Человек, чье сознание погружено в тама-гуну, ленив, инертен, избегает ответственности, пребывает в вечном недовольстве, обвиняет других в своих неудачах, завидует и беспочвенно критикует, считает, что окружающие и весь мир должны что-то делать для него.
Человек, в чьем сознании преобладает раджа-гуна, нацелен на результат, он активен, деятелен, ставит перед собой задачи и решает их, стремится достичь своих целей. Зачастую раджа-гуна сознания проявляется в агрессии, нетерпимости, желании любой ценой обрести желаемое, не считаясь при этом с остальными. Человеку в раджа-гуне свойственно эксплуатировать окружающее – других людей, природу, ресурсы, и действовать, преследуя корыстные интересы.
Если в сознании человека преобладает саттва-гуна, или благость, он умиротворен, спокоен, в общении с другими руководствуется общими интересами и способен идти на разумные компромиссы. Мотивы его деятельности бескорыстны, он стремится служить другим, быть полезным для общества и в своем поведении руководствуется морально-нравственными принципами. Такой человек понимает, что его интересы ограничены интересами других, и стремится к гармонии, как внешней, так и внутренней.