Первое, с чем мысленно сталкивается молодой человек, думая о своем профессиональном выборе, и впоследствии, поступив на экономический факультет, это вопрос: что такое экономика? На этот вопрос почти все студенты отвечают: – наука. Странно то, что этот относительно правильный ответ не вызывает встречных уточняющих вопросов у отвечающих. Ведь студенты хорошо знают что примерно девяносто пять процентов выпускников экономического факультета МГУ после окончания университета идут не в науку или на преподавательскую работу а в бизнес Из первых подавляющее большинство будут в бизнесе наемными работниками и лишь явное меньшинство если вообще не единицы, – предпринимателями бизнесменами капиталистами. Но и наемные работники и предприниматели будут не теоретиками а практиками Если мы готовим экономистов-практиков логичней называть наш факультет школой бизнеса Если бы мы готовили теоретиков тогда логичней называть наш факультет факультетом экономической теории.
На самом деле он одновременно факультет и экономической теории, и экономической практики. Правда, нужно отметить, в Уставе МГУ на первом месте стоит не практика, а наука, «высшей целью которой являются поиск знания и истины».
Но зачем студентам – будущим практикам бизнеса – все эти теоретические (научные) знания, которые кажутся невероятно далекими от их будущей практической сферы деятельности?
Сама сфера деятельности – экономика, бизнес – предполагает для достижения успеха в ней совершенно особые способности, черты и установки личности, моральные принципы, мотивацию, подходы, волевые качества, знания, навыки, нежели те, что требуются для теоретического, научного анализа. Поэтому кажется вполне логичным заниматься воспитанием, тренировкой качеств и набирать знания и навыки именно в «нужных» будущим предпринимателям и наемным работникам направлениях, а не тратить время на кажущуюся далекой от реального бизнеса теорию.
Однако вот какие интересные заключения делают исследователи степени успешности людей с разным уровнем образования во всех странах современного мира: чем выше уровень образования, тем выше доходы. Понятно, что это статистическая и стохастическая зависимость, она неприменима к каждому индивиду но тем не менее она существует и учитывается нынешними студентами.
Это пособие (курс лекций) для экономистов – первокурсников (у которых в американских вузах свое собственное, вполне официальное название – «свежачки», «чайники» – freshmen). Вы еще не второкурсники, «более продвинутые», «более умудренные» (по американской терминологии – sofomore), понимающие, сколько сложного таится за каждым словом, присутствующим только в самом названии нашего предмета интереса. И вам без некоторых уточнений и определений в самом начале нашего курса не обойтись. Ясно и то, что такое беглое и отрывочное представление отдельных вопросов нашей науки нельзя ни в коем случае считать системным и строго обоснованным Это всего лишь весьма предварительные очертания некоторых проблем которыми студенты занимаются на протяжении всех лет учебы на экономическом факультете МГУ Поэтому относиться ко всему написанному в том числе и ниже нужно с пониманием вечной относительности истинности и конкретности каждого тезиса автора то есть как говаривали в старину «с крупицей соли»
Итак, первое определение экономики, – это не наука, а объективная реальность, изучаемая, отражаемая экономический наукой. Доказательство того, что реальная экономика – первое и исходное определение экономики, лежит на поверхности, оно очевидно. Задайте простой вопрос: что старше – экономическая реальность или экономическая наука? Даже ничего не зная о реальной экономике и экономической науке, можно легко ответить на этот вопрос. Экономика существует, по крайней мере, десятки тысяч лет, а экономической науке лишь несколько тысяч лет, максимум не более трех.
Можно задать и другой вопрос: что случится с современным кризисом в мировой экономике, если вдруг все теоретики-экономисты исчезнут? Ответ также очевиден: как кризис развернулся вопреки желаниям теоретиков, так и будет продолжаться, а потом постепенно сойдет на нет без этих или иных теоретиков.
То есть под экономикой в этом, первейшем значении понимается то, что существует объективно, независимо от, вне или без познающего субъекта (будь это практический экономист или бизнесмен, ученый-теоретик или считающий себя таковым, обучающийся студент или малограмотный домохозяин, знающий, предположим, лишь совершенно осязаемые экономические явления вроде денег или их отсутствия).
Правда, само допущение о том, что экономика может развиваться, существовать вне или без познающего субъекта, в наше время кажется странным, потому что экономика – это, прежде всего люди, люди в экономике, принимающие решения, опираясь на какие-то представления, знания в своей области и анализ ситуации.
Стало быть, можно сделать вывод: без субъективного отражения «экономическими человеками», людьми нет самой экономики?
Однако здесь определение объективности как существующего вне или без познающего субъекта условно. Ведь любой участник экономической (или еще шире – социальной) деятельности действует именно как человек, то есть осознающий и целеполагающий субъект. И в этом смысле в объективной экономической реальности индивидуальное сознание каждого человека есть часть, момент реальной экономики. Под объективностью здесь понимается независимость экономического процесса от сознания желаний и воли отдельного индивида или их общностей: каждый участник экономического процесса с его сознанием и целеполаганием в отдельности чрезвычайно ограничен и конечен (смертен), что не останавливает развитие реальной экономики. Желания и воля участников экономической деятельности как типов, а не индивидов (помещик, крепостной, предприниматель, наемный работник и прочие) предопределены их положением в разделении социально-экономических функций.
Есть и другие характеристики такой объективности, с которыми нам придется иметь дело ниже. Но наиболее отчетливо рассматриваемая здесь объективность обнаруживается в наличии временного лага (разрыва) между появлением, формированием объекта и временем, «моментом» возникновения науки, изучающей этот объект, что мы уже отметили. Мы можем часто достаточно точно определить даже момент возникновения названия той или иной науки как элементарного признака возникновения самой науки Например слову «экономика» как науки примерно две с половиной тысячи лет.
Еще проще с объективностью в естественных науках. Например, звезды существуют миллиарды лет, а науке о звездах – всего лишь тысячи лет.
Итак, первое по происхождению и важности значение слова «экономика» – это объективно существующая система экономических агентов (субъектов) и реальных отношений между ними по поводу чего-то, что также можно пока малосодержательно назвать экономическим, хозяйственным, производственны, в том числе по поводу эффективности затрат труда и других ресурсов и полученных результатов этой деятельности.
Можно поступить и так. Давайте обратимся к Интернету и на сайте экономического факультета МГУ посмотрим, как определяются объекты профессиональной деятельности бакалавров в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика». Ясно, что всякий продвинутый абитуриент, собирающийся учиться на экономическом факультете МГУ, просмотрит этот стандарт А в нем эти объекты перечислены следующим образом: поведение хозяйствующих агентов их затраты и результаты функционирующие рынки, финансовые информационные потоки производственные процессы То есть и без расшифровки всех этих сложных явлений составляющих реальную экономику становится понятно даже непрофессионалу кем и является всякий абитуриент что приблизительно представляет собой нынешняя объективная реальная экономика.
Ближайшим синонимом этого смысла, значения слова «экономика-» являются слова хозяйство и производство в широком смысле слова. Иногда эту экономику называют народным, национальным хозяйством или просто хозяйством.
Иными словами, реальная экономика, хозяйство здесь – это то, что существует объективно, независимо от того, сформировалась ли уже какая-либо наука, специализирующаяся на изучении этой объективной реальности. То есть мы определяем объективность этой экономики не абсолютно, а относительно науки ее изучающей и тоже называемой экономикой. Ниже станет ясно, почему мы здесь ограничиваемся столь хилым тощим определением. Здесь важно соотнести реальную экономику с какой-то иной – в данном случае с экономикой как наукой.
Любопытно в этой связи отметить еще одну лингвистическую особенность, В ведущих европейских языках только в русском и немецком есть ближайший аналог, синоним значения слова «экономика»; это – хозяйство (по-немецки – wirtschaft). И в немецком, и в русском языках слово «хозяйство» происходит от «хозяин» (wirt). А, например, в английском и французском языках слова «хозяин» вообще нет, как ни странно, есть только собственник, владелец, и в этом смысле хозяин – босс, патрон, шеф. Хозяйство в этих языках переводится только как экономика. Раз в русском и немецком языках объект – экономика имеет четкий синоним – хозяйство, тогда различие между хозяйством как реальным объектом и наукой, ее изучающей, очевидно и в языке, А в английском и французском и то и другое называются одинаково – экономика.
Но о реальной экономике, о ее определениях поговорим чуть ниже.
Кстати, можете провести следующий короткий эксперимент. Задайте своим товарищам вопрос: что такое военная экономика? Практически все ответят правильно – это часть экономики, а не наука. При этом не важно, что понимают отвечающие под военной экономикой. Но в действительности военная экономика – это и реальный объект (часть реальной экономики), и часть экономики как науки. Но психологическая загадка в том, почему в этом случае, отвечая на вопрос, что такое военная экономика, практически все правильно на первое место ставят реальный объект (часть экономики), и лишь единицы начинают с военной науки. А в ответе на общий вопрос (что такое экономика?) почти все поступают наоборот: на первое место ставят науку экономику, а не реальную экономику.