Обособленных, «чистых» народов не бывает. Каждая этническая общность – сумма взаимных влияний соседей, соперников, союзников… Процесс возникновения любого народа, в том числе и восточно-славянского этноса, протекал в условиях активного контакта с другими племенами. Если провести краткий исторический обзор южного региона (от предгорий Кавказа, степных районов между Днепром и Доном, побережий Каспийского, Азовского и Черного морей, Крыма и до предгорий Карпат), на просторах которого в течение многих веков пересекались различные народы, то мы поймем, что в итоге они не могли не оказать влияния на формирование восточного славянства, а в дальнейшем – и древнерусской народности, её ментальности и исторической судьбы.
Славянский этнос, как и любой другой, складывался в процессе разделений и объединений, испытывая влияние соседей. Всё начиналось с индоевропейского корня, общего для многих современных народов. Индоевропейское единство длилось недолго. Едва только зародилась индоевропейская общность – началось разделение на разные народы. По мере миграции и освоения новых земель этот процесс продолжался. Приблизительно в I–II тысячелетии до нашей эры праславяне отделились от германских племен. У них стали появляться верования и обычаи, отличные от германских. Появились естественные границы обитания – реки, непроходимые леса и горы.
На примере более молодых народов мы видим, как происходит такое обособление. Так в XVII веке от чукчей отделились коряки. На глазах русских несколько родов откочевали за большую реку, обособились, стали развиваться на свой лад. Прошло двести – триста лет – и что же мы видим? Есть два народа. Родственных, близких – по языку, по менталитету. Но все-таки два разных народа. За это время они даже вели войны за владение главным богатством тундры – оленьими стадами. Единым романским народом несколько веков назад были предки современных румын и молдаван (валахов). Но сложная геополитическая история земли, на которой они проживают, определила историю их разделения. В то же время, молдаване ассимилировали большую часть славян-русин (руснаков), проживавших на территории Северной Бессарабии. Сложно и многообразно складывались судьбы народов… В наше время молдаване отличаются от румын, главным образом, культурой, которая сложилась в тесном взаимодействии со славянскими народами – русским и украинским. Так и праславяне разделились с германцами. Скорее всего, долгое время они жили рядом, но по разные стороны реки или гряды болот… А потом разделение усугубилось, население росло, народы мигрировали, отдалялись друг от друга. В начале нашей эры произошло разделение праславян на балтов и славян.
У славян с германцами и сегодня есть похожие, однокоренные слова, схожие обычаи. А с балтами схожих слов намного больше. Позже и сами славяне разделились на западных, восточных и южных. Ну, а спустя несколько веков восточные славяне разделились на русских, украинцев и белорусов. Аналогичные процессы шли и среди западных и южных славян.
Но история формирования народов – это не только череда разделений. История развивалась сложнее и многообразнее. Для формирования славянского этноса важными оказались контакты с ираноязычными народами – скифами, сарматами и аланами.
Древнейшим населением Северного Причерноморья, как сообщает Геродот и другие античные источники и подтверждает археология, были КИММЕРИЙЦЫ, индоевропейский кочевой народ, носители иранского или фракийского языка. По одной из наиболее вероятных версий, этническое определение «киммериец» произошло от греческого определения «зимний». В Скифии, по мнению Геродота, постоянно шёл снег. И климат сильно отличался от греческого.
Возможно, именно в киммерийском языке находится потерянное звено между иранским и фракийским языком. Археологи их относят к раннему железному веку (9–7 в. до н. э.).
Согласно Геродоту и ассирийским источникам, киммерийцы в 8–7 вв. до н. э. были вытеснены из Причерноморья (в том числе из Крыма) СКИФАМИ. Спасаясь от них, киммерийцы вдоль восточного берега Черного моря ушли в Малую Азию (ныне – Турция).
Судя по сообщениям Геродота и других античных авторов и данным археологии, скифы были неоднородны и представляли некую общность родственных племен, принадлежащих к североиранской группе индоевропейской языковой семьи, обитавших на обширном пространстве от Алтая до Волги. Есть данные, что скифы разгромили государство Урарту и Ассирию. Установлено, что скифы родственны племенам сарматов, а также массагетам и сакам. Сами себя они первоначально называли именно «саками» (то есть – оленями, подобными оленям), что подтверждается частым присутствием в кладах золотых фигурок оленя. В дальнейшем это имя трансформировалось у греков в форму «скиф» – по созвучию с греческим словом, означавшим «стриженые». Скифы предпочитали носить короткие волосы.
Обосновавшись в Северном Причерноморье, скифы образовали мощный племенной союз во главе с так называемыми «царскими скифами». Они были самым воинственным из скифских племен и держали в руках восточные рубежи. По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a. Судя по древнейшим источникам, своей письменности скифы не имели, они находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, который в научной литературе получил название «военная демократия». Этот строй предшествует образованию государственности.
Скифы соседствовали и активно взаимодействовали со многими этносами. На Западе это были фракийцы и греки, на Северо-западе – праславяне (скифы-пахари) и невры (балты), на Северо-востоке – финские племена, на Кавказе – предки адыгов. В горном Крыму они контактировали с таврами. В некоторых источниках есть упоминание о тавроскифах, что отражает факт смешения этих народностей.
Скифы оставили множество курганов-могильников знатных людей (вождей), раскопки которых подарили нам возможность ознакомиться с бытом и культурой этого древнего народа. Немало таких кладов найдено на территории современной России и Украины, в южных областях.
Скифские курганы
К концу III в. до н. э. держава скифов значительно ослабла под натиском сарматов – племен, родственных скифам, но прежде обитавших за Доном. Новые кочевники подчинили себе большую часть скифов Северного Причерноморья, смешавшись с ними. Оставшаяся часть скифов, сохранив свое наименование, переместилась на юг Крыма и образовала там так называемое Скифское царство со столицей на реке Сапгир (около Симферополя) под названием Неаполь Скифский. Скифское царство просуществовало до второй половины 3 в. н. э. и было уничтожено готами. На окраине Симферополя о прошлом напоминает только большой курган…
На севере Причерноморья ираноязычное население оставалось настолько устойчивым, что продолжало сохранять свою этническую идентичность, выдержав нашествия готов, гуннов и и других воинственных народов, вплоть до прихода в эти края славян в V веке н. э. В славянском море древние скифы ассимилировались. Взаимодействие с ираноязычными народами (скифами, сарматами, аланами) отразилось в лексике и религии древних славян. От них в нашем языке остались такие слова, как «пёс» и «топор», а в пантеоне славянских богов – Хорс и Семаргл (Симаргл, Симург). О скифах мы ещё расскажем подробнее.
Практически одновременно со скифами на берегах Черного и Азовского моря появились греки, опытные мореплаватели, воины, торговцы, политики. Они основали множество приморских колоний. Греческие торговцы Ольвии, Херсонеса, Киммерийского Боспора, Пантикапея служили посредниками в торговых связях между Персидским царством и скифами. Благодаря высокой культуре греков до нас дошла история многих народов того времени.
В V в. до н. э. город Пантикапей стал столицей Боспорского царства. Это царство было основано в результате необходимого компромисса между греческими пришельцами и местными племенами. Грекам не хватало сил для колонизации всей этой огромной области. С другой стороны, скифские племена (синды и мэоты) жили за пределами городов и неохотно подчинялись грекам. Происходили стычки.
Но в конце концов местный магнат, принадлежащий к скифской элите, но увлеченный греческой культурой, захватил власть и объявил себя царем под именем Спартока Первого (438–433 до н. э.). После установления монархического правления в Боспоре страна стала достаточно сильной, чтобы защитить себя от вторжения скифов и других степных племен. Благодаря выгодному экономическому положению, Боспорское царство стало крупным торговым и транзитным центром – между Грецией, Персией, скифским Причерноморьем и Кавказом. С Азовского моря и Дона шли рабы, скот, мёд и зерно, а в обратном направлении – оружие и ткани. В 5–4 веках до н. э. Боспорское царство было главным поставщиком зерна для Греции, они поставляли 22 000 тонн зерна в Аттику, что составляло половину всего греческого импорта зерновых. Боспорское царство просуществовало до VI века н. э., и было предшественником Великой Булгарии, хазарского и русского владычества в Фанагории и Тьмутаракани (Таматархе).