3. Спенс

Труды атлантологов, появившиеся в начале XX столетия, принадлежали к новому типу, но Атлантида, которую искали их авторы, была отнюдь не той, не Платоновой, на которую указывал Донелли. В некотором смысле они следовали Лопесу де Гомаре, Рудбеку и Эврению, однако с одной существенной разницей. Эти работы опирались не на националистические, политические или религиозные факторы, но на весьма тщательно обоснованные, упорно исследованные, кажущиеся убедительными и реально доказательные факты.

Вообще говоря, новый подход к проблеме был, скажем так, непрямым. Эти атлантологи, конечно, не столько беспокоились о ниспровержении теории о «погибшем острове», сколько по большей части стремились не скомпрометировать себя, но обо всём прочем они не задумывались. Все их теории основывались на тех разнообразных сходствах, которые имеются между отдалёнными и неродственными культурами, оказавшимися в культурной изоляции. Они полагали Атлантиду затерявшейся во времени, а не в пространстве, скорее забытой, нежели затонувшей. Опять зашла речь об Америке (главным образом о южной части Северной, а равно о Вест-Индии) и на первых порах о Нигерии (Фробениус{26}), различных областях Северной Африки (Борхардт, Херрманн, де Пророк) и Испании (Тартесс как устье Гвадалквивира – в нём видели библейский Тартиш (Шультен); Андалузия (Уишоу).

Как бы то ни было, эти имеющие различную ценность труды, по преимуществу созданные немецкими учёными, могли быть проверены и показали – возможно, неумышленно, но убедительно – один факт: уверенность, что различные варианты местоположения Атлантиды могут тяготеть только к отдалённым от центра Атлантики поселениям, которые или не найдены как таковые, или память о которых утрачена. Это были колонии, которые повторяли, с некоторыми местными вариациями, культуру удалённой прародины в целом. И этот культурный центр действительно находился где-то в центре Атлантики. Но, пока истинное положение источника культуры Атлантического региона не установлено с уверенностью, сама Атлантида продолжает оставаться «исчезнувшей».


Лео Фробениус. Фото из Бундесархива


Между трудами крупнейших упомянутых авторов, которые занимались проблемой Атлантиды, затерялись тысячи менее известных – большей частью даже и совсем неизвестных – общим числом более 2400 публикаций меньшего объёма, от журнальных эссе до памфлетов и книг. Если из этого числа исключить все совершенно надуманные, сугубо фантастические и особенно перепевающие друг друга публикации, то останется менее одного процента от первоначального количества. Авторами этих заметок, статей и томов были, естественно, люди разных национальностей, по большей части – французы, немцы и англичане. Обобщённо говоря, французы – а заодно и другие романоязычные авторы, итальянцы и испанцы – давали волю по-дилетантски неглубоким любителям; немцы обычно стремились поразить обширной, хотя зачастую неуместной эрудицией; англичане – а вслед за ними американцы – опирались (за несколькими исключениями) почти исключительно на одни практические разыскания, искреннюю веру и слухи, хотя нередко без должных на то оснований.

Со времён выхода книги Донелли до того момента, когда был сделан ещё один шаг вперёд в верном направлении, прошло почти полстолетия. Признав, что вся проделанная к этому моменту работа содержит только открытия в тупиковых областях, британец Льюис Спенс{27} подтвердил главную основу платоновского мифа об Атлантиде – утверждение, что Атлантида была большим островом или маленьким континентом, затерянным в Западном море. Тогда это вызвало мало критических замечаний. Но даже если бы и возобладало представление о том, что миф этот не имеет под собою никаких оснований, значительное сходство культур по обе стороны Атлантического океана подтолкнуло бы учёных к утверждению о существовании некоего общего их истока в середине Атлантики.

С моей стороны было бы самонадеянностью увеличивать объём этой главы за счёт даже краткого изложения прекрасно написанных и фундаментально доказательных книг «Проблема Атлантиды», «История Атлантиды» и «Атлантида в Америке». Они есть, да и навсегда останутся необходимыми для каждого, кто интересуется Атлантидой, и вместе с сочинением Донелли это – книги, которые необходимо приобрести и хранить. Несколько ошибок Льюиса Спенса полностью обусловлены отсутствием подходящей геофизической теории, которая могла бы стать основой для его рассуждений. Только при наличии таковой возможно убедительно объяснить действительно слабые места этой величайшей загадки – предания об Атлантиде, её гибели и гибели других культурных центров, где бы на земном шаре они ни находились. Без теории такого рода возможные безрассудные и опасные объяснения, которые наши выдающиеся атлантологи, к моему глубочайшему личному сожалению, тщились разработать в своих позднейших трудах, остаются словами. В некотором смысле я и стремлюсь изложить в настоящем труде недостающую геофизическую основу, поскольку мне никогда не удастся превзойти плоды многотрудных стараний ведущих мифологов наших дней, а все их открытия уже хорошо известны.


Джеймс Льюис Томас Чалмберс Спенс, писатель и атлантолог


Феномен периодического возвращения к первоначальной идее не имеет своею причиною некое очарование или особую убедительность, которыми может обладать сообщение Платона. Он просто поведал правду, и эта правда, пусть даже на время пренебрежительно отвергаемая, опровергаемая или замалчиваемая, не может быть уничтожена дотоле, доколе хотя бы одно слово о ней останется в мире. Впоследствии атлантологи совершали долгие экскурсы в пространства мысленных образов Донелли, вновь призывая обратить внимание на выявленные им факты. И открытия искателей Атлантиды, писавших после Донелли, указывали на центр, который Спенс столь убедительно поместил именно туда, где изначально указал Платон.

Более того, мы можем выделить характерные черты культуры Атлантиды, невзирая на тот очевидный факт, что центр её утрачен. Выжившие носители этой культуры продолжили самостоятельное развитие в Европе, Африке и Америке. Спенс перевёл Атлантиду из области сугубо мифологической в пространство истории.


Карта Атлантиды из «Mundus Subterraneus» Атанасиуса Кирхера 1665 года также строго следует Платону. Кирхер (1602–1680), священник-иезуит, опубликовал карту, которую некоторые авторы считают репродукцией древней египетской карты Атлантиды. Якобы манускрипт был вывезен из Египта римлянами в 30 году до нашей эры после падения Клеопатры, последней царицы Египта до отбытия в Рим


Начиная примерно с 360 года до н. э., когда Платон рассказал о её существовании, миф об Атлантиде начал жить и ничто уже не в силах было его уничтожить. Он подобен фениксу: вновь и вновь одни защищают его, а другие ниспровергают. Явно отвергаемый миром, он всё же триумфально возвращается. Одновременно он подобен сфинксу: его пытались рассматривать под разными углами, но никто никогда ещё не смог полностью разгадать все его загадки. Все усилия всех искренних атлантологов позволили сделать образ Исчезнувшего Континента более зримым, однако, несмотря на все их усилия, любая работа на тему Атлантиды остаётся подобной труду пахаря, возделывающего целину. Но труд сей интересен и ценен, ибо только правильная теория об Атлантиде – а равно о других погибших центрах доисторической культуры – позволит нам хотя бы надеяться продлить наши знания об истории дальше в глубину времён.

Загрузка...