…
О Ты, пространством бесконечный.
Живой в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в трех лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем – Бог!
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес!
Звезда катилась от востока;
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…
О Рождестве Христовом и событиях, которые с ним связаны, идет речь в первых двух главах Евангелия от Матфея и во второй главе Евангелия от Луки. В Евангелие, пересказанном с добавлением некоторых подробностей из церковного предания и других исторических источников, так описано Рождество Христово.
Родители Марии с детства посвятили ее Господу, и она воспитывалась в иерусалимском Храме. Первосвященник сам ввел ее в Святая Святых – запретное место Храма, которое было открыто только для него и юной Богородицы.
Когда Богородица выросла, ее обручили с пожилым плотником Иосифом. Праведный Иосиф считался мужем Марии, но на самом деле он был только ее покровителем и защитником. В церковной традиции его обычно называют Иосиф-обручник. Однажды Деве явился Архангел Гавриил.
– Мария, Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.
Мария удивилась:
– Как это может случиться, если у меня нет мужа?
В ответ она услышала:
– Дух Святой сойдет на Тебя, поэтому рожденное от Тебя дитя назовется Сыном Бога.
– Я Раба Господня, пусть будет Мне, как ты сказал.
И Архангел Гавриил отошел от нее, а Мария с этого дня стала носить под сердцем Младенца – Спасителя мира, само же событие называется Церковью праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который отмечают 7 апреля.
В те времена Иудея находилась под властью Рима, и римский император Август приказал провести перепись населения. Каждый житель страны должен был приехать в город своих предков и отметиться в списке. Исполняя данный приказ, Дева Мария, которая скоро должна была родить, отправилась с Иосифом в Вифлеем.
В город Мария с Иосифом прибыли поздно вечером, но туда съехалось множество народа, ни в одной гостинице для них не нашлось свободной комнаты. Тогда Святому Семейству пришлось расположиться на ночлег в пещере, за городом. Здесь местные пастухи держали коз и овец. Не в царском дворце, не в богатых хоромах родился Христос, а в холодном и темном хлеву. Младенца положили в ясли с сеном – кормушку для скота. Не только смерть Спасителя на Кресте стала жертвой ради всех людей, но и Его Рождество оказалось проявлением жертвенной любви ко всем людям.
Первыми о рождении Христа узнали вифлеемские пастухи, которые пасли стада неподалеку. Им явился ангел с вестью: «Я возвещаю вам великую радость: только что родился Спаситель». Пастухи поспешили к пещере. Увидев Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, пастухи поклонились Спасителю мира.
Затем из восточных стран в Иудею прибыли трое волхвов. В Евангелие не говорится, откуда именно они пришли, сколько их было; предание сообщает только 3 имени: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Известно, что они были мудрецами-звездочетами; еще их называют царями, так как они пользовались огромным уважением и почетом в своей стране.
Отправиться в долгое путешествие волхвов заставила новая, удивительно яркая звезда, которая появилась на небе. Увидев ее, мудрые звездочеты поняли, что родился Царь Царей, и поспешили в Иудею, чтобы поклониться Ему. Сначала волхвы навестили иудейского царя Ирода, чтобы поведать ему о великом событии. Царь сделал вид, что обрадовался, и попросил волхвов зайти к нему на обратном пути и сообщить, где искать Спасителя. «Я тоже хочу поклониться Царю Царей», – заявил коварный Ирод.
Придя в Вифлеем и найдя Святое Семейство, волхвы поклонились новорожденному Христу. Они пришли не с пустыми руками, а принесли Ему роскошные дары: золото, ладан и смирну. Каждый из даров обладал скрытым смыслом. Золото – достойный дар для Царя, ладан (смола-благовоние, которое используют при богослужении) – для Бога, смирна (ароматное масло) – для Человека. Возможно, они принесли Христу смирну потому, что Спаситель должен был умереть на Кресте, и именно таким маслом ученики натирали Его Тело перед погребением. Выйдя из вифлеемской пещеры, волхвы не стали возвращаться к Ироду, потому что запретил ангел, который явился им. Мудрецы подчинились и отправились на родину другим путем.
Ирод долго ждал волхвов. Когда же понял, что они не собираются возвращаться, то разгневался. Он стремился отыскать Младенца, но не для того, чтобы поклониться Христу, а чтобы убить Его. Римские историки сообщают, что жестокий тиран Ирод очень боялся за свою власть и даже не жалел своих близких. Так, он велел казнить свою любимую жену Мириам и двух своих сыновей от нее. Поскольку Мириам происходила из царского рода, а Ирод даже не был евреем, то боялся, что народ может возвести их на престол вместо него. Вместе с родными Ирода были убиты еще 300 человек – мнимые сообщники несчастной царицы. Перед смертью Ирод повелел казнить еще одного своего сына – первенца Антипатра. Узнав о жестоком приговоре, римский император Август воскликнул: «Лучше быть свиньей у царя Ирода, чем сыном!»
Удивительно ли, что, узнав от волхвов о Рождении Христа, жестокий царь Ирод решил убить Младенца? Он не знал, в какой именно вифлеемской семье родился Спаситель, поэтому приказал своим слугам убить в Вифлееме всех мальчиков младше двух лет. Так исполнилось древнее предсказание пророка Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15). Вифлеемские младенцы были первыми мучениками за Христа, и Православная Церковь вспоминает об их страданиях каждый год 11 января. Однако до того, как жестокие слуги Ирода окружили Вифлеем, Иосифу-обручнику во сне явился Ангел и велел Святому Семейству немедленно бежать в Египет. Иосиф посадил Деву Марию с Младенцем на осла и поскорее увел их из Вифлеема. Они долго жили в Египте, а в Иудею вернулись только после смерти царя Ирода.
Перед празднованием Рождества Христова, начиная с 28 ноября, верующие соблюдают Рождественский пост. Канун поста называется заговеньем, когда принято доедать все запасы мясных и молочных продуктов, чтобы не соблазняться в дни поста. Этот пост называют также Филипповским, так как заговенье приходится на день памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост в отношении пищи не так строг, как Великий: в некоторые дни даже разрешается есть рыбу. Готовясь к Рождественскому посту, полезно поговорить со священником о том, как и в чем следует себя ограничивать. Порой одни верующие накладывают на себя слишком строгие ограничения, а другие, наоборот, ни в чем себе не отказывают, оправдываясь болезнями и разными обстоятельствами. Совет священника поможет избежать таких крайностей и провести пост с большой духовной пользой.
Главное понять – пост состоит не только и не столько в том, чтобы не употреблять в пищу определенные продукты. Великий его смысл – отказ от развлечений и удовольствий ради Иисуса Христа. Освободившееся время стоит с пользой потратить на молитву и чтение Священного
Писания, а сэкономленные деньги – на помощь бедным, больным или заключенным, как это было издавна принято на Руси.
Самый строгий день Рождественского поста – последний, он приходится на 6 января и называется Рождественским сочельником. Название связано с тем, что, по традиции, накануне Рождества наши предки ели только кашу на воде (кутью), политую сочивом – ягодным соком.
По церковному уставу, пищу полагается принимать только один раз в день, вечером. Традиционно не ели «до первой звезды», связывая обычай с появлением на небе вифлеемской звезды, которой было ознаменовано Рождение Христа.
Праздничное рождественское богослужение происходит в ночь с 6 на 7 января. Вечером верующие собираются в храме, украшенном елками или еловыми ветвями. В центре храма сооружен вертеп – «пещера» из еловых веток, в которой лежит икона Рождества Христова. Верующие подходят и прикладываются к ней. Священники и диаконы облачены в белые одежды.
С особой торжественностью посреди церкви ставится свеча, и клирики поют тропарь и кондак праздника (см. с. 368).
Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь Исаии:
С нами Бог! Разумейте, языцы[1], и покоряйтеся,
Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли.
Яко с нами Бог.
Могущий, покоряйтеся Яко с нами Бог
Господа же Бога нашего, Того освятим,
и Той будет нам в страх.
Яко с нами Бог.
Яко Отроча родися нам; Сын, и дадеся нам.
Яко с нами Бог.
И нарицается имя Его: Велика Совета Ангел.
Яко с нами Бог.
Чуден Советник.
Яко с нами Бог.
Бог Крепок. Властитель. Начальник мира.
Яко с нами Бог.
Отец будущаго века.
Яко с нами Бог.
С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся
яко с нами Бог!
На богослужении звучит множество умилительных песнопений, содержание которых можно выразить начальной песнью канона: «Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите (встречайте); Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися».
Храм Христа Спасителя
Главный храм России освящен в честь Рождества Христова. Kафедральный храм Христа Спасителя в Москве расположен недалеко от Kремля на левом берегу Москвы-реки. Он был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. На его стенах увековечены имена офицеров, павших в войне 1812 года. Храм, построенный по проекту архитектора Kонстантина Тона, был освящен 26 мая 1883 года. Его строительство продолжалось почти 44 года.
По приказу советского правительства храм 5 декабря 1931 года взорвали, на его месте вырыли огромный котлован для строительства Дворца Советов. Однако задуманное колоссальное сооружение так и не возвели; вскоре на месте храма устроили открытый бассейн.
В 1990-е годы Храм Христа Спасителя восстановили на прежнем месте и освятили при огромном стечении народа 19 августа 2000 года. Освящение, в котором участвовали главы и представители нескольких Поместных Православных Церквей, возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Многие считают, что судьба главного храма символически повторяет судьбу Русской Церкви в XX столетии.
После Рождества наступают святки, которые продолжаются до самого крещенского сочельника (до кануна праздника Крещения Господня) – с 7 по 18 января. Во все радостные святые дни, когда Церковь продолжает праздновать Рождество, отменяется пост в среду и пятницу.
На Руси святки всегда отмечали катаниями, гуляниями, театральными представлениями и разными народными забавами. По выражению великого русского писателя Ф. М. Достоевского, святки были «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество Христово, получили название святочных историй.
Современные СМИ, описывая святки, подробно повествуют о «традиции святочных гаданий», умалчивая о том, какую опасность они несут. Православная Церковь всегда предостерегала от таких оккультных занятий.
Во время святок молодежь и дети одевались в необычные костюмы, обходили дома, пели песни и просили сладостей. Их называли ряжеными, святочные песенки – колядками, а сам обряд – колядованием. В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение и с удовольствием выслушивали колядки. Считалось, что не дать ряженым конфет – значит навлечь беду на дом.
Интересны разные колядки.
Как в Ерусалиме
Рано зазвонили.
Припев:
Радуйся, ой, радуйся, Земля!
Сын Божий народился!
Накрывайте столы
Да всё колымами!
Припев.
Доставайте калачи
С яровой пшеницей!
Припев.
С яровой пшеницей,
С ключевой водицей!
Припев.
Как придут до тебе
Три праздничка в гости.
Припев.
Как первый же праздник
Свято Рождество.
Припев.
А другой же праздник
Свято Василя.
Припев.
А третий же праздник
Святое Крещенье.
Припев.
А на тому слове
Бывайте здоровы.
Припев.
…
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам. Господи,
Еще лучше того!
…
Христос родился,
Бог воплотился!
Воспойте, языцы,
Восславьте Христа,
С волхвами Младенцу
Дары принеся:
Любовь – яко Богу,
Почтенье – Отцу,
И славу, и пенье —
как мира Царю.
Ягненок несмелый
У яслей стоит.
И Дева Мария,
Как Ангел глядит…
Пусть дни будут светлы,
Ликует душа!
Пусть в дом ваш заходят,
Дары принеся:
Любовь и Надежда,
И Вера в Христа,
Пусть путь ваш осветит
Христова звезда!
Значительным явлением в народной культуре Европы, а затем и России стали вертепные представления, со временем превратившиеся в народный кукольный театр.
«Вертеп» по-церковнославянски значит «пещера». Обычно имеется в виду та самая пещера-хлев, в которой Мария, Иосиср и только что родившийся Христос скрывались по пути в Египет, предупрежденные о злом умысле царя Ирода. Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооруженном из тонких досок или картона. Этот ящик и называли вертепом.
Традиционный русский вертеп – чаще всего двух- или трехъярусный: внизу – Ирод и его слуги, в середине – Младенец, Мария, Иосиф и волхвы, вверху – Вифлеемская звезда. Фигурки русского вертепа обычно подвижны. Иногда вертеп устроен как привычный нам кукольный театр, а иногда вертепщик передвигает фигурки с помощью механизмов. Например, волхвы могут «ходить» вокруг Святого Семейства, неподвижно расположенного в центре вертепа, а звезда – подниматься и опускаться на нитке.
«Щелкунчик»
Известным во всем мире образцом рождественской истории стала сказка «Щелкунчик», действие в которой происходит в Рождественскую ночь.
Еще в Средние века в Германии стали делать деревянные устройства для раскалывания орехов в виде мужских фигурок – обычно солдат со страшным выражением лица и огромными крепкими зубами. Именно такой Щелкунчик стал героем знаменитой сказки Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана, в которой заколдованный принц в облике уродливой игрушки побеждает Мышиного короля и его воинство.
По мотивам сказки Гофмана великий русский композитор Петр Ильич Чайковский создал балет «Щелкунчик». А игрушка-щелкунчик стала излюбленным рождественским подарком для детей в разных странах мира
Какое же Рождество без елки! С давних времен на праздник Рождества христиане украшали свой дом елками или еловыми ветками. Считается, что такой обычай произошел от древнеримской традиции отмечать с еловыми и пальмовыми ветвями день зимнего солнцестояния.
А в народе на этот счет существует красивая легенда. У входа в вифлеемскую пещеру росло три дерева: пальма, маслина и елка. Когда родился Спаситель, пальма с маслиной начали радостно обсуждать, как пойдут к Младенцу и принесут Ему дары. Маслина решила преподнести свои плоды, а пальма предложила зеленый шатер для защиты от зноя и непогоды. «Возьмите и меня с собой», – попросила елка. «Тебя? – усмехнулась пальма. – Интересно, что ты можешь подарить Младенцу? Иголки и шишки?» Бедная елка огорчилась, что не может порадовать Спасителя, печально поникли ее ветки, прозрачной смолой закапали слезы. Разговор услышал один Ангел. Он взмахнул рукой, на ветви елки упало множество звезд с неба, и она вся засверкала веселыми огоньками. Когда Младенец увидел светящуюся елку, то протянул к ней руки, а на гордые деревья – пальму и маслину – даже не посмотрел. С тех пор елка стала считаться рождественским деревом.
Судя по историческим фактам, обычай ставить дома и украшать елку появился в Германии приблизительно в XIV веке. А в начале 1840-х годов елку впервые в России, в Сант-Петербурге, нарядили проживавшие здесь немцы. Традиция понравилась Петру I и стала популярной в России. Во время Первой мировой войны елка была запрещена Синодом (ведомством, которое занималось вопросами религии в России). Вновь наряжать елку (уже на Новый год) стали только в 1935 году по указанию И. В. Сталина.
Дары Николая Чудотворца
В Патарах, родном городе святителя Николая, жил бедный человек, у которого были три дочери-красавицы. У него не было денег, чтобы выдать дочерей замуж, и он, придя в отчаяние от крайней нищеты, собирался продать их честь. Николай решил предотвратить этот грех. Ночью он подкрался к дому бедняка и кинул в окно мешок с золотыми монетами. Наутро отец нашел деньги, возблагодарил Господа и выдал замуж старшую дочь. Через некоторое время святитель еще раз собрал нужную сумму и подбросил в окно бедного отца второй мешок монет. Бедняк смог выдать замуж среднюю дочь, но с той ночи стал караулить под окном. Вскоре святитель пришел в третий раз. Услышав звон упавшего мешка с золотом, отец выбежал из дома, догнал своего тайного благодетеля и узнал в нем святителя Николая. С тех пор в разных христианских странах верующие, получив неожиданную помощь от какого-нибудь тайного благодетеля, славили святителя Николая, который подал всем добрым людям такой прекрасный пример. И дети, получив подарок на Рождество, вспоминали эту историю из жития Николая Угодника.
По-немецки святой Николай называется Santa Claus. Однако, кроме имени, ничего от подлинной истории святителя Николая в современном образе Санта Kлауса нет.
Характерна история, которая произошла в городе Миры (ныне Демре, Турция). Kогда-то святитель Николай был здесь епископом, и в 2000 году на центральной площади поставили памятник святому. Скульптура, созданная Г. Потоцким по мотивам русской иконописи, была установлена на средства жителей Москвы. Однако через несколько лет памятник святителю Николаю убрали, а на его месте установили разноцветную пластмассовую статую Санта Kлауса. «Новая статуя – лучший способ представить святого Николая, потому что весь мир воспринимает его в красном одеянии, в шапке, с мешком подарков и колокольчиком в руке», – заявил мэр турецкого города. После обращения деятелей русской культуры к президенту Турции скульптуру святителя Николая поставили снова, но не на прежнем высоком постаменте, а в уголке около церкви, где когда-то служил святой…