Глава 2 День знаний – 1 сентября

1 сентября во всех российских школах отмечается День знаний. Этот праздник был официально учрежден Верховным Советом СССР в 1984 году. Традиционно этот день начинается с торжественной общешкольной линейки, на которой присутствуют все классы и педагогический коллектив в полном составе. После линейки классы расходятся по аудиториям, где их ждет самый первый урок нового учебного года. Как правило, это необычный урок, больше напоминающий встречу друзей после длительного расставания. Ребята рассказывают о том, как они провели лето, а классный руководитель поздравляет их с новым учебным годом и вкратце обрисовывает ожидающие школьников перспективы.

Свободная форма первого урока позволяет обыграть его таким образом, чтобы он запомнился школьникам надолго и зарядил их позитивной энергией на предстоящий учебный год. При этом следует учитывать, что возможности классного руководителя как организатора праздничного мероприятия в данном случае сильно ограничены как во временном, так и в пространственном отношении. Это значит, что праздник не должен быть слишком длинным, а проводить его лучше непосредственно в классной аудитории.

При создании праздничного мероприятия на День знаний ни в коем случае нельзя упускать из виду главный повод, по которому ребята "собрались". Праздничный сценарий должен быть тематически связан со школой, учебой и теми учебными предметами, которые учащиеся либо уже прошли на предыдущей ступени школьного образования, либо будут проходить в наступившем году.

Сценарий торжественной линейки (для всех классов)

Общешкольная линейка проводится перед первым уроком и, как правило, длится не более 30 минут. Учащиеся 1-11 классов, их родители и педагогический коллектив собираются на школьном дворе или на площадке возле школы (иными словами, на том месте, где будет проходить торжественная линейка). На случай дождливого сентябрьского утра важно предусмотреть вариант проведения торжественной линейки в помещении. В ряде случаев праздничная линейка проводится в два потока, что может быть обусловлено большим количеством классов. Тогда начальные и старшие классы идут первым потоком, а средние классы – вторым.

Играет музыка.

Школьники группируются вокруг своих классных руководителей, которые держат в руках таблички с обозначением класса. Первоклассники выстраиваются таким образом, чтобы иметь возможность первыми зайти в школу, торжественно пройдя мимо всех остальных классов. Этот момент надо обязательно отрепетировать с классными руководителями первых классов.

Торжественная линейка начинается со звуков фанфар, призывающих учеников, их учителей и родителей к порядку и тишине. Затем звучит гимн страны или города, если таковой имеется.

Протокольная часть линейки состоит из приветственных выступлений директора школы и некоторых членов педагогического коллектива. Если на празднике присутствуют официальные гости, например, представители администрации района или города, ветераны Великой Отечественной войны, спонсоры, то им тоже предоставляется короткое слово. Обратите внимание, что выступления не должны быть пространными – максимум 2–3 минуты. Первоклассники, присутствующие на линейке, могут заскучать, если протокольная часть будет слишком нудной и длинной.

Чтобы торжественная линейка не была излишне официальной и скучной, ее можно оживить шутливыми диалогами. Так, преамбулой к приветственному слову директора может послужить следующий диалог:

Директор (обращаясь к ведущему). Школа N____ к новому учебному году готова?

Ведущий. Готова.

Директор. Учителя рады встретить учеников?

Ведущий. Рады.

Директор. Ученики пришли?

Ведущий. Пришли. Некоторые даже с родителями.

Директор. Значит, можно начинать учебу!

Ведущий. Нельзя.

Директор. Почему?

Ведущий. Полагается провести перекличку.

Директор (изумленно). Поименную?

Ведущий. Ну да! Я все подготовил. (Протягивает директору кипу листов.) Вот списки с учениками всех классов.

Директор растерянно смотрит на списки.

Директор. Вы, что, всех учеников собираетесь перечислять?

Ведущий. Конечно, всех. Или вы можете так сказать, кто присутствует, а кто отсутствует?

Директор. Могу. (Делает вид, что просматривает списки.) Эти присутствуют. Эти тоже. Этих я видел. Эти проходили…

Ведущий. Что-то подозрительно. Неужели все присутствуют?

Директор. А, вот! Этот отпрашивался. (Тычет пальцем в листок.)

Ведущий. И что, отпустили?

Директор. Нет, не отпустил. Так что, все здесь! От первого до последнего.

Ведущий. До последнего? А вот последнего я как раз проверю.

Ведущий называет фамилию последнего ученика 11 "Б" или "В" класса (в зависимости от того, сколько 11-х классов всего). Тот откликается: "Здесь!".

Директор. Ну вот, видите, я же говорит – до последнего! Так что пора начинать учебу. Но прежде разрешите поздравить учеников с Днем знаний!

Директор произносит приветственную речь, которую можно оформить в виде "Приказа":


ПРИКАЗ N 1 ПО ШКОЛЕ

N_____ от 1 сентября ____ года


1. О выпускниках

В соответствии с датами рождения утвердить в звании "Выпускники" учащихся 11-х классов.

2. О первоклассниках

Посвятить в ученики тех, кто отважился поступить в школу и решил посвятить целых 11 лет своей жизни покорению вершин человеческого знания, – наших первоклассников.

3. Об учителях

Педагогам школы ПРИКАЗЫВАЮ: учеников всему научить, примером им во всем быть, школе верой и правдой служить, работу свою любить!

4. О родителях

Дабы мир и согласие были в каждом доме, а изучение наук доставляло радость,


ПРИКАЗЫВАЮ:

детям родителей своих почитать, их терпением не злоупотреблять, выполнять за себя домашние задания не заставлять!

родителям в любви своей запретов не чинить, по пустякам не командовать и тягу детей своих к знаниям укреплять методами сугубо гуманитарными.

Директор ___________ (ФИО)


Основной акцент на торжественной линейке делается на крайних классах – первых, которые впервые переступают порог школы, и одиннадцатых, завершающих школьное образование, а также на девятых классах. Ведь для некоторых девятиклассников новый учебный год окажется последним.

Ведущий. Пришла пора прозвенеть первому звонку. Завершается торжественная линейка первым звонком, который дают одиннадцатиклассник с первоклассницей на плече. У последней в руках – небольшой колокольчик с красным бантом. Ведущий.

Жаль кончается праздник прекрасный!

Но звенит и волнует звонок.

И распахнуты двери в классы.

Начинается первый урок!

Ведущий последовательно один за другим называет классы. Названные ученики вслед за классными руководителями заходят в школу. Первыми покидают место проведения линейки первые классы.

Уроки Знаний у каждого класса проходят по своему праздничному сценарию.

Сценарий Урока знаний "В мире чисел" (для учащихся 5–6 классов)

Обычно на Уроке знаний классный руководитель, который выступает в роли ведущего, вспоминает с детьми то, что они прошли за предыдущие годы обучения. При этом область знаний не ограничена рамками какого-то одного предмета. Ведущий может предложить конкурсы как по русскому языку, так

и по физике. Реже праздник целиком и полностью посвящается одной учебной дисциплине. И пример тому – сценарий математического праздника "В мире чисел".

Цель праздника – проверить у школьников наличный уровень знаний по математике, вызвать интерес к изучению этой науки, а также показать связь математики с повседневной жизнью. Данный сценарий можно порекомендовать классам физико-математической направленности, а также в том случае, если классный руководитель является преподавателем математики.

Классную аудиторию необходимо подготовить к празднику. Помимо традиционных плакатов, поздравляющих ребят с началом учебного года, рекомендуется использовать плакаты с высказываниями о числах и математике.

После общешкольной линейки ученики вместе с классным руководителем (далее – ведущим) заходят в класс и рассаживаются по своим местам.

Ведущий. Мы начинаем традиционный Урок знаний. Я сказал – традиционный?

Дети подтверждают.

Ведущий. А вот и нет! Вы, наверное, обратили внимание на плакаты, украшающие стены класса.

Ведущий привлекает внимание ребят к высказываниям о математике.

Ведущий. Как некоторые уже догадались, сегодняшний Урок знаний будет посвящен математике – науке о числах и вычислениях. На моей памяти многие ученики задавали вопрос: зачем она вообще нужна, эта математика? Мол, практической пользы от нее никакой. А вот и неправда! Практическая польза от математики огромная, только мы этого не замечаем, настолько прочно математика вошла в нашу жизнь. Я так думаю, что в жизни без математики не обойтись ни одному человеку. Вы посмотрите, мы же живем в мире чисел! Человек рождается на этом свете, и вместе с ним появляется дата его рождения. У каждого есть дом, квартира, и к ним тоже прикреплены определенные числа. Нередко наша жизнь зависит от чисел. 7 лет – пора идти в школу, 14 лет – время получать паспорт, 18 лет – появляется право голосовать на выборах, 55 или 60 лет – имеешь право уйти на пенсию. Числа радуют, числа огорчают. От "двойки" или "пятерки" зависит ваше настроение, не так ли? А если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника – как тут не радоваться?! Числа часто фигурируют в названиях книг, песен, фильмов…

Ведущий просит ребят вспомнить известные им литературные произведения, в названии которых есть числа. Например: сказки "Три поросенка", "Три медведя", "Тысяча и одна ночь", "Д'Артаньян и три мушкетера" и "Двадцать лет спустя" А. Дюма, "Три толстяка" Ю. Олеши, "Цветик-семицветик" В. Катаева, "Сказка о царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина…

Следующее задание – вспомнить песни, в которых упоминаются числа. Например:

"Жили у бабуси два веселых гуся…",

"Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…",

"Дважды два – четыре, это всем известно в целом мире…",

"К четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе, учат в школе, учат в школе…".

Желательно, чтобы ребята не только назвали песни, но и исполнили из них хотя бы по одному куплету или припеву.

Ведущий. Самые древние на земле числа появились потому, что людям понадобилось сосчитать созданное природой: плоды, деревья, звериные шкуры и т. п. Не спроста эти числа называют натуральными, то есть природными. В натуральном ряду чисел каждое последующее число больше предыдущего на единицу. И первое число натурального ряда … Кстати, какое число натурального ряда является первым?

Дети отвечают. Кто-нибудь из них обязательно скажет, что это – ноль. На самом деле, первым числом натурального ряда является единица!

Ведущий. Вы упомянули ноль? Конечно же, это не ноль. Но надо сказать, что ноль – весьма занятное число! Появился ноль то ли в Индии, то ли в Вавилоне. Ученые так и не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Ясно одно, что сначала ноль был невидимкой. Пока его не существовало, вместо него оставляли пустое место. Но это нередко приводило к путанице, поэтому пришлось изобрести специальную цифру. Слово "ноль", или "нуль", появилось значительно позже и переводится как "ничто". Между тем, ноль – самая важная цифра нашей счетной системы. Если бы не было ноля, то и математики бы не было! Вот так-то!

Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице:

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице.

Она окинула его

Сердитым гордым взглядом:

Ты, ноль, не значишь ничего!

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: – Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава.

Но будешь больше в 10 раз,

Когда я встану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль:

Мы двойку в 20 превратим,

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить 30, 40.

Пусть говорят, что мы ничто, —

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет 100,

Из двойки – целых 200!

Ведущий. Ноль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему встать справа – и число тут же увеличивается в 10 раз. А если два ноля поставить, так число возрастает в 100 раз. Кстати о 100…

Ведущий дает ребятам задание за 1 минуту написать как можно больше слов, в которых присутствует число 100. Обязательное условие: это должны быть имена существительные в единственном числе, именительном падеже! Например: стол, столешница, столица, стог, столовая, застолье, стон, столб, столбняк, стоматолог, столяр…

Ведущий. Особую роль в русской культуре играет число 3, особенно в русских сказках. Вы уже назвали несколько сказок, в названии которых присутствует число 3. Кроме того, в некоторых сказках главный герой сражается с трехглавым змеем, в других сказках проходит три царства – медное, серебряное и золотое. Во многих русских народных сказках участвуют три брата:

"У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…"

Ведущий вызывает к доске по одному несколько ребят, готовых принять участие в конкурсе художников.

Задание для первого ребенка – одновременно левой рукой нарисовать цифру 3 и правой рукой цифру 8.

Задание для второго ребенка – одновременно левой рукой нарисовать цифру 9 и правой рукой цифру 6.

Задание для третьего ребенка – одновременно левой рукой нарисовать треугольник и правой рукой квадрат.

Заданий может быть больше (в зависимости от количества желающих). С другой стороны, можно повторять одни и те же задания.

Ведущий. В древности особенно большим почетом была окружена семерка. Ее считали магическим числом. Древние греки

выделили и описали семь чудес света. Рим и Киев были построены на семи холмах. Согласно индийским преданиям, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. Семерка широко использовалось в сказках и мифах древнего мира. Так, у Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей – плеяд, которых Зевс превратил в созвездие. У вавилонян подземное царство было окружено семью стенами.

Ведущий предлагает ребятам вспомнить пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, в которых встречается цифра 7. Например:

семь пятниц на неделе,

семи пядей во лбу,

великолепная семерка,

седьмое небо,

семь футов под килем,

семеро по лавкам,

"У семи нянек дитя без глаза",

"Семь раз отмерь, одни раз отрежь",

"Семеро одного не ждут".

Ведущий. Всем известно число 12. Его еще называют дюжиной. Мы имеем 12 месяцев в году, две дюжины часов в сутки, 12 делений на циферблате. Следом за 12-ю идет число 13, которое называют "чертовой дюжиной". Это число очень не любят суеверные люди. Предрассудки, связанные с данным числом, настолько велики, что в некоторых странах нет домов, этажей, трамваев, автобусов с номером "13". Самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13. В салоне самолета нет 13-го места. Бывают и совсем невероятные истории. Так, один англичанин по фамилии Симпсон, проживавший на 13 этаже в 13 квартире, получив уведомление, что его увольняют с 13 числа, пошел с горя на футбольный матч и поставил 13 фунтов. В результате он выиграл 53457 фунтов.

Так что, вы не верьте суевериям:

Числам всем открыты двери!

И с числом 13

Нам никак нельзя расстаться!

Ведущий. А у меня для вас есть как раз 13 вопросов. Отвечать на них надо быстро. Кто первым поднимет руку, тот и отвечает.


Вопросы:

1. Сколько цифр вы знаете? (10)

2. Сколько граммов в 1 килограмме? (1000)

3. Какова величина прямого угла? (90 градусов)

4. Радиус окружности – 6 см. А диаметр? (12)

5. На какое число нельзя делить? (На ноль)

6. Назовите наименьшее трехзначное число. (100)

7. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)

8. Сколько сантиметров в 1 метре? (100)

9. Какова величина развернутого угла? (180 о)

10. Назовите наибольшее двузначное число. (99)

11. 11 – это цифра или число? (Число)

12. Диаметр окружности – 8 см. А радиус? (4).

13. Сколько нулей в записи числа миллион? (6)

Ведущий. А вот еще одно интересное число – 40. Оно часто встречается в старинных сказаниях. Согласно одному из преданий, во время всемирного потопа дождь шел 40 дней и 40 ночей. В арабских сказках рассказывается про Али-Бабу и сорок разбойников. В прошлом веке считалось, что охотник имеет право убить за свою жизнь только 40 медведей, 41-ый станет роковым для него. Существует еще много замечательных чисел, но обо всех за один день не расскажешь. Например, число 18 обладает любопытным свойством: сумма цифр его не меняется при умножении на числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Существуют ли еще двузначные числа, обладающие тем же свойством?

Дети отвечают. (Ответ: Да, существуют. Это 45 и 90.) Ведущий. Теперь вы видите, что люди буквально окружены числами. Без чисел, а значит, без математики нам не сделать ни шага. Книги, песни, школьные предметы не могут обходиться без чисел, а мы не можем жить без книг, песен… Значит, не можем жить без чисел!

Как воздух, математика нужна:

Одной отваги мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла!

Как школьником мечтал в часы ученья

О подвигах, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступления.

Но строг учитель, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато: —

Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и углах квадрата.

И воином любовь сбережена

К учителю далекому, седому.

Как воздух математика нужна

Сегодня офицеру молодому!

("Баллада о математике", М. Борзаковский)

В завершение Урока знаний ведущий просит, чтобы каждый школьник нарисовал из цифр человечка.

Сценарий Урока знаний (для учащихся 7–8 классов)

После общешкольной линейки учащиеся вместе с классным руководителем (далее – ведущим) заходят в класс и рассаживаются по своим местам.

Ведущий. Всего несколько часов тому назад закончилось лето… Ах, лето! Как прекрасно оно было! Как упоительно и восхитительно, не правда ли?

Дети отвечают.

Ведущий. И как быстро оно закончилось! Всего каких-то 3 месяца! Разве за это время можно по-человечески отдохнуть?! Кстати, а как вы провели это лето? Что делали? Где отдыхали? Плавали ли? Загорали?

"Как я провел лето"

Ведущий предлагает каждому ребенку узнать у своего соседа по парте, как тот провел лето: где был, что делал, что планировал сделать, но ему так и не удалось. Затем ребенку следует рассказать, как он сам провел лето. В завершение необходимо попросить у соседа разрешение рассказать о его каникулах остальным ребятам и лишь потом как можно более увлекательно познакомить класс с летним отдыхом своего товарища (естественно, если тот разрешил это сделать!).

Ведущий. Как бы то ни было, лето закончилось, и впереди нас ждут осень, зима и весна. Начинается новый учебный год. А по школе-то вы соскучились или не очень?

Дети отвечают.

Ведущий. Сейчас я проверю, осталось ли у вас в головах что-то после летнего отдыха, не растеряли ли вы все свои знания. Какой океан на Земле самый большой?

Учащиеся. Тихий.

Ведущий. А остров?

Учащиеся. Гренландия.

Ведущий. Самая великая пустыня?

Учащиеся. Сахара.

Ведущий. Самая высокая гора?

Учащиеся. Джомолунгма (Эверест).

Ведущий. Молодцы! Как вы понимаете, этот список можно продолжать до бесконечности. Самый большой, самый маленький, самый длинный, самый короткий, самый шумный, самый тихий, самый легкий, самый тяжелый… Всегда можно найти ту характеристику, которая сделает то или иное природное явление, тот или иной предмет, того или иного человека одним-единственным и неповторимым, самым-самым. Когда-то Джонатан Свифт описал удивительные приключения Гулливера, человека среднего роста, который попадает в страну лилипутов и оказывается там самым высоким человеком. А затем тот же самый Гулливер попадает в страну великанов Бробдингнег, где сам становится лилипутом в сравнении с местными жителями. А знаете ли вы, кто является самым высоким учеником в вашем классе?

Дети высказывают предположения, которые ведущий предлагает проверить на практике. Самые высокие ребята меряются ростом. Если необходимо, для получения более точных результатов используется рулетка (о ней классный руководитель должен позаботиться заранее). Самый высокий ученик класса награждается титулом "Гулливер" (если это мальчик) или "Супермодель" (если это девочка).

Ведущий. А теперь давайте выясним, кто является обладателем самого миниатюрного роста.

Приглашаются девочки и мальчики невысокого роста. Самый низкорослый ребенок получает титул "Мальчик-с-пальчик" (для мальчиков) или "Дюймовочка" (для девочек).

Далее определяется ученик с самым большим размером ноги. Претенденты на титул "Биг фут" (для мальчиков) или "Суперножка" (для девочек) разуваются и ставят одну ногу на лист бумаги, после чего стопа обводится шариковой ручкой. Ведущий сравнивает отпечатки стоп и выявляет ту стопу, которая оказывается самой длинной.

Затем приглашаются девочки с небольшими ножками. Та, у которой окажется стопа самого маленького размера, получает титул "Золушка".

Следующий конкурс – на выявление девочки с самыми длинными волосами. Для этого претендентки заплетают волосы в косу. Девочка с самой длинной косой получает титул "Краса, длинная коса".

Далее определяется девочка с самой тонкой талией ("Осиная талия"), ученик с самым большим носом ("Сирано де Бержерак"), ученик с самым большим объемом головы ("Супермозг") и т. д. и т. п. Можно придумать самые разные конкурсы и самые разные номинации, ориентируясь на своеобразие каждого конкретного класса. Желательно, чтобы все дети были награждены теми или иными титулами. Номинантов рекомендуется награждать какими-нибудь симпатичными призами (чупа-чупсами, блокнотиками либо канцелярскими принадлежностями).

"Антропометрический портрет класса"

После череды "антропологических" конкурсов ведущий составляет "официальный документ" – "Антропометрический портрет класса". Документ следует подготовить заранее, но для ребят это должно выглядеть так, как будто он был сделан на основе только что проведенных конкурсов. Антропометрический портрет представляет собой свод физических параметров класса: его общий (суммарный) рост, суммарная длина носов, суммарная окружность талий, суммарный объем голов и т. п. Все необходимые измерения должны быть проведены отчасти заранее, отчасти на Уроке знаний.

В конце праздника "Антропометрический портрет класса" торжественно вывешивается на классный стенд и остается на нем висеть вплоть до следующего учебного года. Кстати, в следующем году интересно будет провести сравнительные измерения.

Ведущий. Ну вот, теперь у вас есть четкое представление о том, в каком виде вы вступаете в новый учебный год. И суммарный объем головы класса мне, как классному руководителю, внушает большой оптимизм! Впрочем, не в объеме дело, а в том, чем этот объем заполнен! И чем будет заполняться на протяжении всего года. А для того чтобы в голове осталось больше места для умных и плодотворных мыслей, ее необходимо освободить от мыслей дурных и бестолковых. Именно этим мы сейчас и займемся!

Ведущий проводит ритуал очищения головы от дурных мыслей.

Ритуал очищения головы от дурных мыслей

Ведущий чешет голову двумя руками, а затем "сбрасывает" на пол то, что к ним "прилипло". И так 3 раза. Школьники повторяются вслед за ведущим все движения ритуала.

Ведущий. Проведенный ритуал не только освобождает полезный объем, но также заряжает новыми силами, необходимыми для очередного учебного года. Однако, одних сил недостаточно, если нет желания прикладывать эти силы в нужном направлении. Учеба требует усердия и прилежания, которые отнимают значительно больше сил, чем футбол или даже марафонский забег. А посему я приготовил для вас "Порошок усердия", по специальной – засекреченной – рецептуре.

"Порошок усердия"

Ведущий дает ученикам кусочек обыкновенного мела. Ребята передают мел по кругу, при этом каждый из них проводит мелом по одной ладони и затем растирает меловой след обеими руками.

Завершается первый школьный урок символическим ритуалом зажжения "Огня знаний", для которого классный руководитель просит ребят принести с собой по одной свечке.

"Огонь знаний"

Ведущий разводит в специальной чаше "Огонь знаний". Каждый из учеников берет в руки свою свечку и по очереди зажигает от общего огня свой персональный "огонек знания". При этом ребята должны сказать теплые слова и пожелания на новый учебный год всем своим одноклассникам.

Во избежание пожара свечки придется вскоре же потушить. Однако ведущий просит ребят сохранить свечки до конца учебного года и зажигать их только в случае крайней необходимости – когда не получается выполнить какое-нибудь задание или когда нет желания учиться.

Ведущий. С Днем Знания вас, ребята! С первый школьным днем! Хорошего вам настроения и успехов в учебе!

Загрузка...