Введение

Происходящее в последние десятилетия перераспределение международных финансовых потоков повлекло за собой включение государств в борьбу за их привлечение. Учитывая стремление инвесторов направлять свои капиталы на рынки с благоприятной налоговой системой, государства для привлечения и удержания капитала в последнее время все более активно применяют в этих целях налоговые инструменты. Манипулирование налоговым законодательством позволяет государствам создавать благоприятный налоговый климат и таким образом влиять на принятие корпорациями и гражданами экономических решений[1].

Согласно рекомендациям ОЭСР правила КИК считаются действенной мерой борьбы с налоговой оптимизацией транснациональных компаний путем использования налоговых схем с вовлечением низконалоговых юрисдикций.

Еще одной действенной мерой являются правила трансфертного регулирования.

Указанная проблема существует в Российской Федерации, и ее решение возможно путем введения правового регулирования налогового администрирования контролируемых иностранных компаний.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации определение понятия «контролируемая иностранная компания» не предусмотрено. Кроме того, законодательство Российской Федерации не предусматривает понятия «налоговое резидентство» для юридических лиц. Под обложение в РФ подпадают организации, зарегистрированные в соответствии с нормами российского законодательства. Это соответствует общепринятому в мировой практике определению налогового резидентства организации по «месту инкорпорации» (месту учреждения юридического лица), но такой подход является достаточно узким и не учитывает экономическую связь между организацией и ее учредителями и органами управления[2].

В условиях, когда в РФ уже приняты современные правила трансфертного регулирования, соответствующие модели ОЭСР, реализация правил для КИК становится необходимой составляющей, в первую очередь для налогообложения сделок, уводящих полученную прибыль в офшоры.

Важным условием для реализации правил о контролируемых иностранных компаниях является межгосударственный обмен информацией и договоры об избежании двойного налогообложения. В настоящее время, когда РФ присоединилась к многосторонней глобальной Конвенции ОЭСР и Совета Европы о взаимной помощи по налоговым вопросам, реализация введения правил о контролируемых иностранных компаниях становится более осуществимой.

Загрузка...