1991 год стал поворотным в мировой истории. СССР как субъект международного права прекратил свое существование. Одновременно с этим образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), куда вошли все бывшие союзные республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии. РСФСР стала называться Российской Федерацией (РФ).
За последние 25 лет сфера физической культуры и спорта подверглась серьезным испытаниям. Существенные изменения коснулись прежде всего структуры государственных и общественных органов управления, их функций в новых исторических условиях. Многократно осуществлялась реорганизация федерального органа управления физической культурой и спортом.
В середине 1990-х гг. особенно остро критическое положение ощущалось в вопросах финансирования физической культуры и спорта, и прежде всего подготовки сборных команд страны. Недостаток средств негативно отразился на качестве подготовки отечественных спортсменов. Практически полное прекращение выделения средств из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортивных сооружений привело к тому, что стала практически невозможной организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах. Доходы от проведения спортивных лотерей перестали поступать на нужды физической культуры. Скудное финансирование до 1999 г. физкультурных вузов и спортивной науки повлекло за собой снижение объема и качества научно-методического обеспечения.
Федерации по видам спорта, получив почти полную самостоятельность, не смогли обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки. В эти годы снизилось общее число занимающихся физической культурой и спортом. Практически разрушилась система производственной физической культуры, которая в основном поддерживалась профсоюзными организациями. По причине резкого увеличения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг занятия физической культурой и спортом стали недоступными для широких слоев населения. Во многом благодаря усилиям государственных органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и местных органов власти удалось сохранить массовое физкультурно-спортивное движение, детско-юношеский спорт и спорт высших достижений.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации[17]. В соответствии с п. 2 ст. 41 Конституции в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.
Чрезвычайно важным событием в отечественной физкультурно-спортивной отрасли стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. № 4868-1[18]. В Основах были провозглашены общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Этот документ закреплял основные понятия и систему физической культуры и спорта, ресурсное обеспечение, льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта и др. По сути, Основы отражали концепцию функционирования отечественной системы физического воспитания и спорта в РФ.
К 1999 г. назрела необходимость в пересмотре Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Прежде всего требовалась корректировка в установлении правовых, организационных, экономических основ деятельности физкультурно-спортивных организаций, определении принципов государственной политики в области физической культуры и спорта. Учитывая это и многое другое, в мае 1999 г. был принят Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[19]. Надо сказать, что он довольно сложно принимался, Государственной Думе пришлось преодолевать президентское вето, но в итоге он был подписан. Документ имел много декларативных норм, а также ряд противоречий, как внутренних, так и внешних.
Анализ развития физической культуры и спорта свидетельствует, что в отечественной теории и практике допускалось субъективное, произвольное трактование основных терминов, понятий, определений в области физической культуры, поэтому существовали значительные разночтения в их интерпретации. Указанный закон дал однозначные определения таким понятиям, как физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурное движение, олимпийское движение, физкультурно-спортивное объединение, физкультурно-спортивная организация, всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье», Единая всероссийская спортивная классификация, любительский спорт, профессиональный спорт, спортсмен, спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, физкультурно-спортивные, спортивные и спортивно-технические сооружения, спортивная промышленность.
В 2000 г. был разработан проект Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 года, который был одобрен на Всероссийском совещании руководителей государственных органов управления физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, руководителей общественных физкультурно-спортивных объединений и общественных организаций, президентов федераций по видам спорта. В документе были определены общие направления реформирования сферы физической культуры и спорта.
Целью преобразований стало создание более эффективного механизма реализации социального потенциала сферы физической культуры и спорта, а также сохранения и укрепления лидирующих позиций отечественного спорта на мировой арене. Приступая к разработке стратегии реформирования физической культуры и спорта, необходимо было, максимально используя новые социально-экономические условия, определить наиболее действенные пути преобразований.
Основные направления деятельности по реформированию сферы физической культуры и спорта сводились к следующим:
• усиление государственного управления и повышение его эффективности;
• совершенствование нормативно-правовой базы;
• укрепление материально-технической базы и проведение активной инвестиционной политики;
• создание действенной системы пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
•совершенствование системы подготовки специалистов и научно-методического обеспечения;
•совершенствование механизмов организации системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
•создание эффективной инфраструктуры спорта высших достижений.
Усиление государственного управления реализовалось в том, что федеральный государственный орган управления физической культурой и спортом взял на себя многие функции, которые ранее были переданы общественным организациям и не исполнялись в должной мере.
Знаковым событием на пути реформирования сферы физической культуры и спорта стало заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», которое состоялось 30 января 2002 г. в Кремле. В материалах Госсовета России было определено, что физическая культура и спорт, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом обусловливают его поведение в учебе, профессиональной деятельности, в быту, способствуют решению социально-экономических, воспитательных, патриотических и оздоровительных задач.
Следует отметить, что вынесение вопросов развития физической культуры и спорта на уровень заседания Государственного совета Российской Федерации свидетельствовало о том, что государство признало возрастающее значение физической культуры и спорта в современном обществе и показало намерение активно содействовать их интенсивному развитию в стране.
На заседании были всесторонне рассмотрены актуальные проблемы развития физической культуры и спорта и определены меры, направленные на повышение роли физической культуры и спорта в жизни современного российского общества. Поручениями Президента Российской Федерации В. В. Путина было предусмотрено решение проблем укрепления материально-технической спортивной базы, совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения, назначение стипендий Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам, решение проблемы оснащения спортивным инвентарем и оборудованием детско-юношеских спортивных школ, качественное улучшение пропаганды физической культуры и спорта и т. д.
В связи с этим были изданы следующие указы и распоряжения:
• Указ Президента РФ от 14 августа 2002 г. № 895 «О Совете при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту»[20];
• Указ Президента РФ от 6 июля 2002 г. № 692 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам»[21];
• распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 554-р о проведении Спартакиады народов России[22].
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 мая 2002 г. № 363 утвердило подпрограмму «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)»[23] Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)», которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015[24]. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р была одобрена Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года[25].
Госкомспортом России совместно с другими заинтересованными организациями во исполнение решений Госсовета РФ были подготовлены проекты правительственных постановлений, а также приняты межведомственные и ведомственные документы. Кроме того, Госкомспорт России совместно с Минобразования России, Минздравом России, Российской академией образования 23 мая 2002 г. провел коллегию по вопросам совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях. По итогам обсуждения на коллегии был издан совместный приказ, предусматривающий комплекс мер по существенному улучшению процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.
Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7[26]была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Основополагающей целью государственной политики в ней отмечено создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Согласно опыту многих развитых стран такая задача решается при реализации комплексной программы.
В программе отмечается, что роль спорта становится все более заметным не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако, как было отмечено в указанной программе, из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом оказался утерян.
В программе был обозначен также ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
• недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
• несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их морального и физического износа задачам развития массового спорта в стране;
• недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
• утрата традиций российского спорта высших достижений;
• отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» была направлена на решение за десятилетие указанных проблем при максимально эффективном управлении государственными финансами.
Следующим знаковым событием в совершенствовании регулирования физической культуры и спорта стало принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[27] (далее также – Федеральный закон о спорте или Закон). Это новый базовый отраслевой закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта. Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.
Принятие нового Федерального закона о спорте закладывает качественно новый правовой фундамент в сфере регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Это третий базовый отраслевой закон в постперестроечный период, который регулирует отношения в рассматриваемой сфере.
Закон начал разрабатываться еще в 2003 г. по поручению Президента Российской Федерации. Необходимость этого была обусловлена тем, что по содержанию предыдущий закон имел ряд как внутренних, так и внешних противоречий, был во многом декларативен, многие статьи не нашли реализации. Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные сопряженные сферы российского законодательства: бюджетное, о разграничении полномочий, об образовании и ряд других. Назрела необходимость подготовки нового федерального закона, который отвечал бы современным потребностям в правовом регулировании физической культуры и спорта.
В новом Законе существенно уточнен и расширен понятийный аппарат. Он содержался и в предыдущем законе, но в недостаточном объеме раскрывал те понятия, без которых довольно трудно осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Многие понятия в новом Законе были введены впервые: «массовый спорт», «национальные виды спорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта». Федеральным законом от 7 мая 2010 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»»[28] введено понятие «антидопинговое обеспечение», Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 384-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»»[29] введены понятия «студенческий спорт», «студенческая спортивная лига» и «школьный спорт». Все это те понятия, которые постоянно используются и которые необходимы для эффективного правового регулирования отношений, складывающихся в отрасли.
Приведем законодательные (легальные) определения следующих основных понятий, закрепленные в ст. 2 Федерального закона о спорте:
• физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
• спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
• массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
• спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;
•профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;
• студенческий спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях;
• школьный спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
Отдельные статьи в Федеральном законе о спорте посвящены Паралимпийскому и Сурдлимпийскому комитетам и Специальной олимпиаде России.
Одним из основных достоинств нового Закона является довольно четкое разграничение полномочий. Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что физическая культура и спорт относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, т. е. регулирование отношений ведется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В новом Законе довольно четко и детально регламентировано, какие полномочия относятся к уровню Федерации, какие – закреплены за органами государственной власти субъекта РФ, а какие – за органами местного самоуправления. Такое подробное разграничение создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования спортивного законодательства.
В Законе установлен механизм государственного регулирования в сфере физкультуры и спорта, который включает в себя, в частности, такие инструменты, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий. До принятия Закона такие отношения регулировались Росспортом в отсутствие законодательного закрепления соответствующих полномочий.
Законом предусматривается специфический вид общественного объединения – спортивная федерация, целью которой является развитие одного или нескольких видов спорта. Структура спортивных федераций претерпела некоторые изменения. Теперь ее можно представить в виде трехуровневой пирамиды: в основании лежат местные федерации, затем региональные федерации и на ее вершине – общероссийские спортивные федерации. Соответственно общероссийская федерация состоит из региональных, региональные – из местных федераций.
Федеральным законом о спорте устанавливается особый правовой статус общероссийских спортивных федераций – закреплены требования к уставу, их права и обязанности, что, в частности, должно способствовать повышению эффективности работы общероссийских федераций по видам спорта, достижению ими уставных целей, связанных с развитием спорта в масштабах страны.
Данным Законом предусматривается процедура аккредитации как всероссийских спортивных федераций, так и региональных; до этого осуществлялась аккредитация только общероссийских федераций.
Закон разграничивает понятия «физкультурное мероприятие», «спортивное мероприятие» и «спортивное соревнование». Эта понятийная дифференциация осуществлена в целях решения важных вопросов для людей, которые занимаются спортом: кто может принимать участие в том или ином мероприятии, кто устанавливает требования, каков порядок. Закон говорит о правилах, регламентах, об организаторах, о правах организаторов соревнований.
Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства РФ или субъекта РФ либо муниципального образования могут иметь только официальные спортивные мероприятия. Законом вводится понятие «официальное спортивное мероприятие», в силу чего не каждое соревнование может считаться таковым.
Отдельная глава Закона «Спортивная подготовка» посвящена подготовке спортивного резерва. Впервые на законодательном уровне устанавливается перечень этапов многолетней подготовки спортсменов. Определен круг спортивных организаций, которые должны ее осуществлять.
Новеллой Федерального закона о спорте являются положения о содержании тренировочного процесса, а также об обеспечении спортивной экипировкой, инвентарем и питанием. Сюда же относится медицинское обслуживание и проезд. При этом особое внимание уделено спортивным сборным командам России. Устанавливается, что материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическое обеспечение, обеспечение медико-биологическим и медицинским оборудованием, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Отдельная статья посвящена формированию сборных команд.
Следует отметить, что действующий Закон имеет более высокую степень проработки, чем предыдущий, сделан акцент на более четкой регламентации институтов государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта.
В связи с принятием Федерального закона о спорте в ряде субъектов Российской Федерации были также приняты новые региональные законы о физической культуре и спорте.
За время действия Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в него внесен ряд существенных изменений и дополнений.
В отличие от Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ в действующем Федеральном законе о спорте отсутствует регламентация трудовых отношений между спортсменом или тренером с физкультурно-спортивной организацией. Вместе с тем Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 13-ФЗ[30] Трудовой кодекс РФ[31] дополнен главой 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», которая вступила в силу одновременно с новым Федеральным законом о спорте 30 марта 2008 г. Теперь все эти вопросы регулируются главным образом трудовым законодательством.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[32] регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации указанных международных соревнований[33].
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона о спорте распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р[34] утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой определены цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302[35]утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», целями которой являются: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом; повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене; успешное проведение в Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований. В данную государственную программу сроком реализации до 2020 г. были включены, в частности, следующие подпрограммы: «Развитие физической культуры и массового спорта», «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30[36]утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Целями Программы являются: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Задачами Программы являются:
• развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;
• развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол), в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток, Прибайкалье) и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;
• создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;
• создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;
• развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;
• развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа;
• развитие спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа.
Как видно, с принятием Федерального закона о спорте законотворческая работа не закончилась и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона о спорте и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.
В целом надо сказать, что принятие нового Федерального закона о спорте и сопряженного с ним законодательства является существенным шагом вперед с точки зрения качества и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. В отличие от предыдущего действующий Федеральный закон о спорте содержит конкретные правовые механизмы, а не декларации, гораздо лучше закрепляет, упорядочивает и опосредует складывающиеся в физической культуре и спорте общественные отношения.
Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Минспорт России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национальным объединением спортивных юристов РФ продолжают работу по анализу практики применения спортивного и сопряженного с ним законодательства, подготовке предложений по его совершенствованию, их принятию и внедрению в практику.
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права, базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль права, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (а точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как структурного элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью – обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Большинство отраслей (а нередко и подотрасли права) имеют системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В системе российского права формируются образования комплексного характера, например маркетинговое, конкурентное, банковское, биржевое, приватизационное, конкурсное, страховое, сервисное право. Свидетельством разветвления и специализации права могут служить и такие направления юриспруденции, как парламентское, избирательное, бюджетное, лицензионное, внешнеэкономическое, валютное, служебное, горное, церковное, образовательное, градостроительное, транспортное право. В ряду названных нормативно-правовых структур находится и спортивное право.
Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы могут быть не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, многие нормы спортивного права можно совершенно четко распределить, в частности, по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Таким образом, в последнее время происходит своего рода удвоение структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур. С этой точки зрения спортивное право в качестве обособленной группы норм рассматривается как комплексное образование, в котором путем введения общих понятий, институтов, приемов и принципов регулирования объединяется разнородный нормативный материал.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли права[37]. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Физическая культура и спорт – это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и специфичнейшую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.
Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему, требующую использования специфических подходов к правовому урегулированию:
• современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортивной деятельности, к основным из которых относятся спорт высших достижений; профессиональный спорт; массовый спорт и физическая культура; физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам; физическая подготовка военнослужащих; профессионально-прикладная физическая подготовка; спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;
• существуют специфические функции спорта – экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;
• система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;
• гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;
• отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народно-хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;
• физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;
• управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;
• организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;
• существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурно-спортивном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных спортивных организаций;
• физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем многие аспекты их функционирования и развития подпадают под действие нормативных актов международного и регионального уровней, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в национальные законодательство и регламентные акты;
• наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение закрепленных в указанных документах спортивных санкций;
• имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности – состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, в частности, гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, предпринимательских, уголовно-правовых, в сфере спортивной медицины и охраны здоровья занимающихся физкультурой и спортом, противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого субстрата, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования.