«Познание и знание науки о праве предполагают понимание роли науки вообще в жизни людей, общества и государства, ее интеллектуальной мощи в преобразовании материального и духовного мира самого человека»
Конституция Российской Федерации в ст.8 закрепляет единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности[1]. Государственная политика в сфере туризма является одним из приоритетных направлений развития российской экономики, которая реализует конституционное право гражданина на отдых. Однако из-за произошедших в последние годы приостановок предпринимательской деятельности и последующих объявлений о своей финансовой несостоятельности ряда туроператоров («Асент Трэвел», «Эль Вояж», «Синяя птица», «Компания Голд Лайн» и др.) тысячи туристов лишились уже оплаченного отдыха. В отношении отдельных туроператоров («Эль Вояж», «Ланта-Тур» и др.) возбуждены дела о банкротстве. Деятельность указанных финансово несостоятельных туристских организаций, как правило, была ориентирована на выездной туризм. Среди причин, оказавших влияние на несостоятельность туроператоров, можно выделить падение спроса на турпродукты на фоне общей экономической ситуации в стране, демпинг на туристском рынке, непредвиденный рост курсов основных иностранных валют и др[2].
Недопустимость нарушения прав и законных интересов лиц, пользующихся туристскими услугами, с учетом социального характера последних является важным фактором, влияющим на выработку государством эффективных правовых мер предотвращения негативных последствий возможного ненадлежащего исполнения обязательств лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере туризма.
Вследствие событий, произошедших в 2015 г. и повлекших за собой запрет полетов в Арабскую Республику Египет (далее по тексту – Египет) и Турецкую Республику (далее по тексту – Турция), повышается вероятность утраты туристскими организациями своей платежеспособности. Данное обстоятельство подтверждается официальными статистическими данными[3]. За первые девять месяцев с 2013 г. по 2015 г. Египет посетило 1 429 629, 1 892 211 и 1 567 689 человек соответственно. В свою очередь, за первые девять месяцев с 2013 г. по 2015 г. Турцию посетило 2 767 649, 3 056 149 и 2 429 242 человек соответственно. Статистика за 2016 г. в настоящее время отсутствует. Представленные направления являлись наиболее популярными среди россиян для выезда за рубеж. Фактически наблюдается снижение спроса граждан на туристические поездки в обозначенные государства.
В настоящее время проводится реформа законодательства (включая подзаконные нормативные акты), регулирующего общественные отношения в сфере туристской деятельности. Однако осуществляемую реформу нельзя назвать эффективной с точки зрения предупреждения банкротства туроператора. Целью указанной реформы является ликвидация, а зачастую лишь смягчение неблагоприятных последствий от ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств в отношении потребителя. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что сам институт банкротства является относительно новым для современного российского правопорядка. И предупреждение банкротства туристских организаций в настоящее время не является объектом специального правового регулирования. Как показывает практика последних лет, при отсутствии комплексного подхода к разработке мероприятий по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности туристских организаций невозможно в полной мере добиться защиты прав и законных интересов не только потребителей туристского продукта, но и иных кредиторов туроператора.
Развитие национальной и международной туристской деятельности становится все более актуальной темой. Данное обстоятельство подтверждается активным нормотворчеством со стороны международных организаций[4]. Основными актами, составляющими международное право в сфере туризма, являются:
– Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.);
– Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 1980 г.);
– Гаагская декларация по туризму (Нидерланды, 1989 г.);
– Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.);
– Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд, Швеция, 1995 г.).
Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999 г. в Нью-Йорке по инициативе Всемирной туристской организации (ВТО) одобрила концепцию Глобального этического кодекса туризма и предложила ВТО дополнить его предложениями из частного сектора, неправительственных и трудовых организаций[5].
Таким образом, необходимо теоретическое исследование и внедрение в практику способов предупреждения банкротства туроператоров с целью стабилизации их предпринимательской деятельности путем рассмотрения и выработки механизмов участия третьих лиц в предупреждении банкротства туроператора, необходимо разработать комплексный правовой режим предупреждения банкротства туроператора. Также, помимо теоретических наработок, настоящее исследование содержит рекомендации как по совершенствованию действующего российского законодательства в обозначенной сфере, так и практические рекомендации по предупреждению банкротства действующего туроператора.