Глава 2

Правосознание


Одно из самых важных направлений для исследований в науке является правовая социализация. Формирование правого сознания у подростков самая актуальная проблема в обществе. Требует повышение эффективности их социально-психологической адаптации к окружающей среде. Глава 2

История формирования современного правого государства содержит не только личный опыт, но и обычаи других стран. Влияние римского право и древнегреческой правовой базы смогло усовершенствовать государственную систему и контролировать порядок в стране. Первоначальный общинный строй нашего народа является оплотом формирования правового государства, что складывалось на основе моральных заповедей, царизма. Монархия использовала юридические инструменты, право имело характер прикладных, эмпирических, социальных и психологических функций, в целях подавления бунтов и регулирования общества. Со временем правовой процесс перерос в более качественную систему, а после перестройки перешел к развитию гражданского общества и правового государства.

Формирование правового сознания в таком сложном историческом процессе является не простым явлением, а целостной системной организацией. Развитие сознания человека происходит при результате формирования биологического тела человека. Согласно, теории эволюции открытая Ч. Дарвином, вышеуказанный процесс имеет естественные течения развития, причиной изменения которого происходят от внешних факторов, что отражаются на форме организма. Изменения биологического тела первоначально происходило в жесткой окружающей среде обитания.

Окружающая среда:

– Биосфера – оболочка Земли, включающая живое вещество и среду его обитания. Сложно организованная, устойчивая, саморазвивающаяся система. В ней происходит непрерывный обмен веществ живых организмов с окружающей средой (воздухом, водой, почвой, солнечной энергией) и между собой.

– Ноосфера – высшая стадия в эволюции биосферы. Взаимодействие социального общества и природы. Земля обретает систематизацию, который, берет на себя ее дальнейшее развитие, создает гармонию природы и общества.

– Антропосфера – стадия эволюции биосферы.

Круговорот веществ и энергии в природе – цикличен. Существует два основных круговорота:

– Большой – геологический круговорот, образовался с образованием Земли. Цикл обусловлен взаимодействием энергий Земли и Солнца. Пример процесса геологического круговорота происходит в виде разрушения гор, частицы которых напластываются в другом месте за счет переноса водными ресурсами или ветром.

– Маленький круговорот веществ – исходит из большого круговорота, один из примеров – вода, она испаряется с любых поверхностей, накапливается в атмосфере и выпадает в виде осадков. Называется цикл – биогеохимическим круговоротом веществ, происходящим во всех экосистемах биосферы.

Естественная среда параллельно директивы на биологический организм изменяла водный и бактериальный баланс Земли. За счет эволюционного процесса появляются производственно-бытовые отходы. Выделяются в чистом виде металлы и многие другие вещества, которые не существовали ранее. Система мироздания в первоначальные времена была нестабильной и непредсказуемо менялось. Поэтому, процессы возникновения саваны, млекопитающих способствовали естественные взаимодействия с природой.

Вышеперечисленные компоненты являются началом зарождения нашего сознания.

Человек – эволюционный продукт, приспособленный, выживший организм в окружающей среде. Естественная среда, как и человек, динамично эволюционировали, данные видоизменения происходили очень медленно.

– 13,7 миллиарда лет назад – произошел «Большой взрыв», благодаря феномену возникла Вселенная. Появились космическая пыль, из которой образовывались галактики, звезды и непосредственно планета Земля;

– 4,5 – 3,7 миллиарда лет назад наша планета была иной. Зеленые океаны, оранжевое небо, черная суша. Деревья были маленькими, меньше одного метра, по планете царствовали грибы-прототакситы. Они имели форму грибковой ноги, без шляпки, как у обычных грибов. Их высота составляла более шести метров, а ширина не менее одного метра. Был другой мир, другая гармония, другая жизнь:

1. Зеленые океаны – причиной зеленого цвета морской воды, были железные образования в морской воде.

2. Оранжевое небо – атмосфера была насыщена метаном, за счет соединения солнечных лучей с ним; отражались оттенки оранжевого света.

3. Черные континенты – вулканы, чаще извергали свои лавы, чем сегодня, поэтому и земля была покрыта застывшей черной по цвету лавой.

– 3.7 – 0.4 млрд. лет назад, планета Земля меняла свой цвет от фиолетового до зеленого цвета и была белой в период ледникового периода:

1. Фиолетовый цвет был связан с тем, что поглощение света происходило через сетчатку водорослей. Океаны были покрыты достаточно толстым слоем серы, что придавали оттенки фиолетового цвета;

2. Белый цвет – ледниковые периоды, они сопровождались регулярными извержениями вулканов, наполняя атмосферу пеплом и смешивая лед, снег и пепел в одну грязную бело-сероватую массу;

3. Зеленый цвет – солнечный свет поглощается растениями, через зеленый пигмент, окрашиваемый хлоропластами растений в зеленый цвет.

– 0, 4 – 0, 1 млрд лет назад произошли глобальные химические изменения планеты, причиной были кислотные дожди. Они растопили ледники, что способствовало повышению уровня воды на планете. Океан стал вместилищем биологических процессов, лабораторией по созданию первой жизни на Земле. Ученые определяют этот период – Кембрийским взрывом. Оно способствовало образованию эпохи «кислорода», где появились наши первые биологические предки;

– 0.1 млрд лет назад – наше время. Кислотные дожди за сто тысяч лет отравили океан, процесс создал жизнь. Первое время в атмосфере преобладал углекислый газ, за счет которого планета стала покрываться саванной.

Земля зажила другим миром, наполнялась зеленью и млекопитающими. Когда мы (модифицированные гены) вышли из воды, наш биологический организм стал адаптироваться к другому миру. Саванна потребовала больших физиологических изменений и наращивание системы адаптации к окружающей среде.

Впоследствии биологический организм приобретает новые способности: обоняние, зрение, слух, клыки, когти и т.д. За счет которого, выживали и развивались виды.

Человек является частью биосферы Земли, и его естественные взаимодействия происходят в ее пределах. Тело человека, системный эволюционный продукт, разделяется на физиологические и психологические стимулы – реакции. Они способствуют управлению существования организма. Совместное проживание людей для удобства развили нравственно-этические закономерности, включающие в себя идеологические культуры.

Культура – информационно-алгоритмическая система. Исторически сложившейся социальное общество создало системный путь развития цивилизации с абстрактным дальновидением будущего.

Генофонд – носитель информации эволюционного пути, содержащий в себе автоматизированные естественные процессы выживания и размножения нашего вида. Архив древних файлов хранится на бессознательном уровне. Основа древних механизмов состоит из агрессии, страха смерти и размножения. За счет мутации генов живой организм адаптируется к окружающей среде, порой видоизменяя себя полностью.

Одни из первых микроорганизмов населяющею землю – микробы. Они преобладают в биосфере своей многочисленность по сравнению с другими организмами. В человеческом организме выполняют функции подержание биологических органов и тканей в здоровом состоянии. Они находятся в спящем режиме и активируется при подаче сигнала от центральной нервной системы, а в случае угрозы, включается процессы исцеления поврежденного органа.

Процесс разделения однородных клеток произошел около 600 млн. лет назад, до этого времени были простейшие бактерии и сине-зеленные водоросли в океане, они впоследствии эволюционировали в растения и в живые существа.

Древние микроорганизмы для выживания от нападок внешних условий, использовали различные мутации. Одни из бактерий выработали жгутики, которые помогали движению в пространстве. Размножение бактерий происходило от спор при разрушении микроорганизма или прекращения ее жизненного цикла, споры выходили из оболочки и перерождались.

Одним из важных факторов выживаемости бактерий была их возможность поглощать питательные вещества из любых источников – земли, воды, воздуха и т.д.

Докембрийская эра имеет водное происхождение микроорганизмов, постепенно мельчайшие организмы объединялись. Создавая многоклеточные структуры, а позже вышли на сушу. Считается, что ближайшим предком земноводных, являются рыбы.

Ученые до сих пор не придут к общему мнению, какое многоклеточное существо стало предком рыбы. Есть мнения, что рыбы произошли от кольчатых червей, другое утверждение, что рыбы произошли от пауков, сухопутных существ.

Причиной гипотезы о сухопутном происхождении рыб были находки останков кистеперых рыб. Считавшиеся вымершими одновременно с динозаврами. Один вид латимерий открыли в 1938 году, а второй в 1997 году. Рыбы были со звериными мордами, лапами и покрыты чешуёй. Ученые полагают, что от древних кистеперых рыб произошли двоякодышащие рыбы и земноводные существа.

Рыбы относятся к классу хрящевых и костных. Основная группа позвоночных животных существуют только в водной среде. Некоторые виды способны ненадолго покидать воду, выходить на сушу (летучие рыбы, рыба-ползун).

Сегодня открыто более 30 тысяч видов рыб. Учеными ежегодно обнаруживаются до сотни новых видов, и они открывают все новые и новые виды.

Предками рыб были хордовые, пикайя, остатки которой находят в кембрийских пластах. А в пластах ордовикскийского периода находят первых рыб, остракодермы. Покрытые костными пластинами (панцирные рыбы). В самый длинный период в палеозоймкой эры – девонский период, в нем появились древние костные и хрящевые рыбы – кистеперые и двоякодышащие, позже пластинокожие рыбы (плакодермы), позвоночные, с развитыми мощными челюстями.

Двоякодышащие и кистеперые рыбы считаются предками сухопутных животных. До наших дней дожили три группы таких рыб, они обитают в пресных водоемах в тропиках Африки, Австралии и Южной Америки. Данный вид рыб, ползая по дну океана охотились за добычей, наращивая себе мощную челюсть и легкое.

С появлением конечностей, легких – двоякодышащие и кистеперые рыбы стали выходить на сушу в поисках пропитания (моллюсков, членистоногих). Происходили необратимые изменения от рыб к рептилиям, млекопитающим и человеку.

Если бы не случилось глобального похолодания, 30 млн. лет назад, многие группы приматов могли выжить, человек мог быть другой формы и существом. Отмечу, что можно также сказать и о других катаклизмах, которые случались при формировании нашей планеты. Если в естественный процесс в каком-либо моменте задержался или отклонился на несколько числовых делений. Неизвестно, чтобы было, но сейчас нам известно, что наши предки – поселенцы Африки, Америки и юга Азии.

Человек – биосоциальное существо, которое обладает разумом и сознанием, его внутренняя целостность состоит из противоречий и представлений о действительности. Его способности ограничены и подчинены природной закономерностью. Он не волен выбирать время и место рождения, родителей и имеет короткую жизнь.

Стоит заметить, что одно из уникальных явлений эволюции – сознание, оно является познавательным процессом. Мы его не можем исследовать на материальном уровне, но можем создавать множество экспериментов, чтобы исследовать познавательный процесс.

Чтобы разобраться с понятием сознание, требуется к его разъяснению подходить издалека. Мы знаем, что психика человека состоит из следующей структуры:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы – многоуровневое понятие, интерпретируется условным обозначением психических явлений. Направленных на познание окружающей действительности. Сознание, является процессом познавательным по своим функциональным способностям, в соответствии с исследованиями.

Познавательные: ощущение, воображение, восприятие, воздействие, мышление, внимание, речь.

Психика – субъективно в объективном отражает внутреннюю картину мира. Одно из нематериальных функциональных свойств поведения и деятельности человека, благодаря которой индивид через сознательную функцию становится личностью и имеет рефлекторный характер.

Сознание имеет разностороннее понятие, источники различных наук интерпретирует его по-разному. Естественные науки, например, физиологи, рассматривают сознание, как механизмы функционирования, переработки поступающей информации, медицина – акцентирует на нормальном состоянии высшей нервной системы. Социально-культурные науки видят более обширно, в социологии, сознание, определяется как рациональное, противоположно стихийному. А. Эйнштейн, говорил, – изменения состояние сознания – это не магия, а психология, а, скорее всего – физика. Австралийский философ Д. Чалмерс, видит сознание, как основу нашего существования и величайшей загадкой во Вселенной. Юриспруденция о сознании, говорит вот так: сознание – вменяемость человека, который способен отдавать отчет в действиях и поступках. В древние времена философ Рене Декарт близко выразил свое состояние, согласно пониманию сознания, «Я мыслю, следовательно, я существую». Первым, кто заинтересовался сознанием, был немецкий физиолог, Э. Дюбуа-Реймон. Для сознания являлась таинственной инстанцией, за счет которого, функционирует организм человека. А. Р. Лурия, видел сознание в системе кодов, исходящих из головного мозга. Таким образом, со временем понятие преобразовалось в такое понимание, что головной мозг моделирует внешний мир, реальность.

Научная психология определяет сознание следующим образом:

– Сознание – продукт работы мозга. (И. М. Сеченов)

– Сознание – высшая форма отражения объективной действительности. (К. Ясперс)

– Сознание – осознаваемое то, что лежит на поле внимания. (Э. Титчер)

– Сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. (У. Джеймс)

– Сознание – элемент человеческой психики, который включает себя бессознательное, определяет работу сознание и поведение человека, ядром является половой инстинкт. (З. Фрейд)

– Элементы сознания – ощущения, образы и чувства. (В. Вундт)

Проблема понимания определения сознания на сегодняшний день не имеет общего обозначения и являются совершенно разными вещами, противоречивая друг друга.

Сознание – это понимание вменяемости индивида при выборе определенных действий процессов психики. Интегрирует субъективное представление о мире, и о своем месте в нем, отражая объективизм.

С древнейших времен попытки взаимодействия людей и передача накопленного опыта. Побуждало человека развивать коммуникации, нормы поведения в обществе, которые преобразовались в традиции, культуры. Познавательные процессы психики в течение долгого времени выстроили общую картину сегодняшнего мировоззрения и человеческой деятельности. Психологические направления рассматривают сознание под разным углом к примеру, бихевиоризм, основоположниками которой являются – Д. Уотсон, Э. Торндайк, возникшее в США в начале XX века. Предметом изучения является поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Сознание не рассматривают как высшую форму психики, относят ее к определению поведения. Трансперсональная психология, о сознании, говорят, как, о более множественном спектре состояний. Школа современной зарубежной психологии, видят сознание в целом образе, т.е. гештальт. З. Фрейд, основатель психоанализа, акцентировал свое учение на бессознательном. Он личность разделил на Я(сознание), Сверх-Я(подсознание) и Оно (бессознательное).

– Я – разумное начало индивида. Основные функции Я – познавательные и регулирующие. З. Фрейд относил Я к восприятию и сознанию человека, которое устанавливает контакт с внешним миром.

– Сверх-Я представляет собой систему культурных норм и ценностей, созданные обществом. Окружающими людьми в раннем детстве, являющийся регламентом поведения человека в социальной среде. Психотерапевт Сверх-Я представлял, как определенный психический процесс, который наблюдал о соответствии соблюдения определенных идеалов. Процесс регулировался положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, в случае несоответствия соблюдения определенных форм поведения.

– Оно – биологические потребности или инстинктивные желания, вытесненные желания. Побуждают удовлетворить потребности, поощряя получением удовольствия.

Одним из важных психических процессов в личности происходит при наличии конфликта Сверх-Я и Оно. Конфликт подразумевает вражда процессов, заложенных природой с новообразованием, что человек развил после рождения, культурой цивилизации, морально-эстетических норм. Роль Я, является сознательным выбором позиции, между взаимоотношениями конфликтующих инстанций. Когнитивная психология рассматривает сознание, как познавательный процесс, который управляет психическими и биологическими системами человека.

Сознание, является активностью психики человека, познающая субъекта в действии. Система знаний об окружающем мире и о себе, система самоорганизации и хранительница мыслительного процесса в определенный промежуток времени.

Если говорить бытовым языком, то наша реальность имеет субъективный характер, благодаря психическим процессам. Мы можем ощущать, чувствовать, видеть, поэтому мы мир воспринимаем по-своему. Чем больше наполнен наш внутренний мир, тем ярче наша реальность.

Многие психологи утверждают, что человек не всегда говорит, о том, что думает. Мало того, но они даже не все знают, о чем они думают. Наши сознательные процессы эволюционировали за несколько тысяч лет. Вместе с ними расширились процессы воздействия на подсознательном уровне. В итоге мы можем сказать о важности высшей формы психики, как сознание, в нашей жизни. Она выполняет важные функции для будущего развития цивилизации.

Функции сознания:

– Отражательная – познавательная система, память;

– Оценочная – оценивая событий и самого себя;

– Креативная – творческая деятельность, создание, изобретение.

Сознание – уникальный феномен(система) во Вселенной, который не закончил на сегодняшний день своего конечного формирования и является до сих пор загадкой для научного мира. Сознание является эволюционным продуктом, который образовался в нашей голове. За счет трансформации нейронной сети нашего головного мозга и в итоге является центром управлением выбора важных физиологических и психических изменений. Разбирая правосознательность с психологического, мы наблюдаем взаимодействие психических механизмы, которые выполняют определенные функции для жизнедеятельности человека.

Правосознательность в психологии – это психологическая основа реализации права в обществе. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом.

Структурно-функциональный процесс правового сознания имеет сложную конструкцию, имея социальные, физиологические, эмоциональные и другие содержащие в себе аспекты. В таком механизме главную роль выполняет ориентационное регулятивная система, она влияет на общую и причинно-следственную связь в социуме. Правосознание является той формой чувствительного действия, что осознает явления с признаками правовых действий и поведения в обществе. Она состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Правосознание является формой индивидуального, общественного сознания

Функции правосознания:

– Оценочная;

– Регулятивная;

– Познавательная;

– Прогностическая.

Правая наука предназначена для регулирования отношений в обществе, что не может иметь значения, играть высокую роль исследования вопроса бытия и исследования высших функций психической деятельности. Перейти к более насущным делам онтологии, необходима воззрение гуманности и действительной справедливости. Задачами развития правового сознания и этики является выработка совершенной конструкции с нормами, тождественными с реальной жизнедеятельностью общества.

Качественное решение проблем личности, общества, право и государство зависит от правовой грамотности общества.

Загрузка...