Государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе принимают национальные программы развития промышленности и иные меры промышленной политики, а также определяют способы, формы и направления предоставления промышленных субсидий.
Промышленная политика в рамках Союза формируется государствами-членами по основным направлениям промышленного сотрудничества, утверждаемым Межправительственным советом, и осуществляется ими при консультативной поддержке и координации Комиссии.
Промышленная политика в рамках Союза осуществляется государствами-членами на основе следующих принципов:
1) равноправие и учет национальных интересов государств-членов;
2) взаимовыгодность;
3) добросовестная конкуренция;
4) недискриминация;
5) транспарентность.
Целями осуществления промышленной политики в рамках Союза являются ускорение и повышение устойчивости промышленного развития, повышение конкурентоспособности промышленных комплексов государств-членов, осуществление эффективного сотрудничества, направленного на повышение инновационной активности, устранение барьеров в промышленной сфере, в том числе на пути движения промышленных товаров государств-членов.
Государства-члены для достижения целей осуществления промышленной политики в рамках Союза могут:
1) осуществлять взаимное информирование о планах развития промышленности;
2) проводить регулярные встречи (консультации) представителей уполномоченных органов государств-членов, отвечающих за выработку и осуществление национальной промышленной политики, в том числе на площадке Комиссии;
3) разрабатывать и реализовывать совместные программы развития приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества;
4) разрабатывать и согласовывать перечень чувствительных товаров;
5) реализовывать совместные проекты, в том числе по развитию инфраструктуры, необходимой для повышения эффективности промышленного сотрудничества и углубления промышленной кооперации государств-членов;
6) развивать технологические и информационные ресурсы для целей промышленного сотрудничества;
7) проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с целью стимулирования высокотехнологичных производств;
8) реализовывать иные меры, направленные на устранение барьеров и развитие взаимовыгодного сотрудничества.
Государствами-членами разрабатываются Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Союза (далее – Основные направления), утверждаемые Межправительственным советом и включающие в том числе приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества.
Комиссия ежегодно проводит мониторинг и анализ результатов реализации Основных направлений и при необходимости готовит по согласованию с государствами-членами предложения по уточнению Основных направлений.
При разработке и реализации политик в торговой, таможенно-тарифной, конкурентной сферах, в области государственных закупок, технического регулирования, развития предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры и др. учитываются интересы развития промышленности государств-членов.
В отношении чувствительных товаров государства-члены перед принятием мер промышленной политики проводят консультации для взаимного учета позиций.
Для реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза государства-члены при консультативной поддержке и координации Комиссии могут разрабатывать и применять следующие инструменты:
1) стимулирование взаимовыгодной промышленной кооперации в целях создания высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции;
2) совместные программы и проекты при участии государств-членов на взаимовыгодной основе;
3) совместные технологические платформы и промышленные кластеры;
4) иные инструменты, содействующие развитию промышленного сотрудничества.
Комиссия осуществляет консультативную поддержку и координацию деятельности государств-членов по основным направлениям промышленного сотрудничества в пределах своих полномочий.
Согласно Положению о Евразийской экономической комиссии, которое является приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе, Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором, международными договорами в рамках Союза, в следующих сферах: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
– таможенное администрирование;
– техническое регулирование;
– санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
– зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
– установление торговых режимов в отношении третьих стран;
– статистика внешней и взаимной торговли;
– макроэкономическая политика;
– конкурентная политика;
– промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
– энергетическая политика;
– естественные монополии;
– государственные и (или) муниципальные закупки;
– взаимная торговля услугами и инвестиции;
– транспорт и перевозки;
– валютная политика;
– охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
– трудовая миграция;
– финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
– иные сферы, определенные Договором и международными договорами в рамках Союза.
Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами необходимо разработать проект соглашения о промышленной политике в рамках Единого экономического пространства, предусматривающего, в частности, углубление промышленной кооперации государств-членов и координацию их национальных промышленных политик.
Полномочия Комиссии в рамках консультативной поддержки и координации деятельности государств-членов по основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках Союза заключаются в:
1) содействии:
– обмену информацией, проведению консультаций, формированию совместных площадок для обсуждения вопросов, касающихся выработки основных направлений промышленного сотрудничества, в том числе перспективных направлений инновационной деятельности;
– разработке предложений, направленных на углубление взаимодействия государств-членов при реализации промышленной политики в рамках Союза;
– обмену опытом по вопросам, связанным с проведением реформ и структурных преобразований в промышленности, стимулированием инновационной деятельности, развитием промышленности;
– разработке и реализации совместных программ и проектов;
– разработке программ обмена опытом для промышленных комплексов государств-членов;
– вовлечению в промышленную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства государств-членов;
– информационному взаимодействию;
– выработке и реализации государствами-членами совместных мер по противодействию последствиям глобальных экономических кризисов в сфере промышленности;
– выработке рекомендаций по формированию евразийских технологических платформ;
2) осуществлении:
– вынесения на рассмотрение государств-членов рекомендаций по дальнейшему развитию промышленного сотрудничества с учетом интересов каждого из его участников;
– мониторинга и анализа реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза;
– изучения мирового опыта развития промышленности с целью выявления актуальных для государств-членов методов развития промышленности;
3) осуществлении по решению Межправительственного совета:
– подготовки проектов положений о разработке, финансировании и реализации совместных программ и проектов;
– выявления административных и иных барьеров на пути развития промышленного сотрудничества в рамках Союза и разработки предложений по их последующему устранению;
– подготовки предложений по формированию кооперационных цепочек производства совместной продукции;
– мониторинга рынка промышленной продукции в рамках Союза, а также экспортных рынков третьих стран;
– анализа развития промышленности государств-членов;
– разработки совместно с государствами-членами иных (дополнительных) документов, таких как правила, порядки, и механизмов реализации промышленной политики в рамках Союза по основным направлениям промышленного сотрудничества, а также рамочных соглашений по сотрудничеству.
Помимо указанных полномочий, Евразийской экономической комиссии (по решению Межправительственного совета) могут быть, на наш взгляд, переданы следующие функции в сфере единой промышленной политики:
– мониторинг национального законодательства государств-членов Таможенного союза в сфере промышленности в целях разработки предложений по гармонизации, а возможно, и унификации соответствующих законодательных актов;
– анализ наиболее передовой практики в сфере правового регулирования промышленности;
– разработка предложений, направленных на осуществление единой промышленной политики под эгидой Высшего Евразийского экономического совета;
– координация деятельности национальных компетентных органов, отвечающих за вопросы промышленной политики;
– разработка мер организационно-правового характера, направленных на адаптацию промышленности к меняющимся условиям;
– содействие развитию правовой и институциональной базы, необходимой для развития промышленности в Евразийском экономическом союзе;
– разработка предложений по сотрудничеству Евразийского экономического союза в сфере промышленной политики с иными межгосударственными объединениями, например с Европейским союзом;
– содействие развитию международно-правовой и национальной нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности.
Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы определяет особенности применения правил, предусмотренных международными договорами Таможенного союза и ВТО, и направлен на эффективное выполнение международных обязательств, вытекающих из членства в указанных международных организациях. Однако очевидно, что после принятия и вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе потребуется внесение изменений в Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, который оперирует понятием «Таможенный союз», не соответствующим правовой модификации нового интеграционного объединения.
Государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе принимают национальные программы развития промышленности и иные меры промышленной политики, а также определяют способы, формы и направления предоставления промышленных субсидий.
Рассмотрим более подробно нормативно-правовую базу государств – членов ЕАЭС.
Правовое регулирование в сфере промышленной политики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере промышленной политики.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г., устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10–15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.
В этих условиях Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. (далее – Закон), носящий фундаментальный характер, призван систематизировать меры стимулирования промышленной деятельности, определить полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
Федеральным законом урегулированы отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
Отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики, регулируются путем определения:
– ключевых понятий в сфере промышленной политики и промышленной деятельности;
– целей, задач и принципов промышленной политики;
– полномочий субъектов общественных отношений, возникающих при формировании и реализации промышленной политики;
– особенностей применения мер финансовой, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области научно-технической и инновационной деятельности, поддержки в области развития кадрового потенциала, поддержки внешнеэкономической деятельности, иных видов государственной поддержки в сфере промышленной деятельности;
– территориальных аспектов развития промышленности.
Участниками формирования промышленной политики и ее реализации являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, Счетная палата Российской Федерации, субъекты деятельности в сфере промышленности, организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности.
Предусматривается, в частности, особая мера стимулирования промышленной деятельности – специальный инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в Российской Федерации и иные обязательства социально-экономического характера. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до 10 лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.