Цифровые технологии окружают нас давно и повсеместно: на приёме у врача, в банке, при выдаче документов и справок в государственных органах, при просмотре телевизора, разговоре по телефону, заказе товаров и услуг через Интернет, обучении, в путешествиях и т.д. Они без преувеличения стали неотъемлемой частью нашей жизни и в этом смысле Россия находится в авангарде мировых держав по темпам и масштабам внедрения сквозных цифровых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Например, во многих европейских странах для осуществления денежного перевода потребуется лично прийти в офис в рабочее время банка, счета за коммунальные услуги доставляются исключительно в бумажном виде национальной почтовой службой, плановая запись к врачу доступна только по телефону через своего территориального менеджера, закрепленного страховой компанией или отделением социальной защиты, оплатить налоги можно только на основании бумажного уведомления, безлимитный домашний интернет – предмет зависти соседей, покупающих из экономии лимитные пакеты и вынужденных их экономить, а на каждой станции метро есть специальная должность живого консультанта для пассажиров, которые не могу разобраться с построением маршрута.
В этой связи возникает задача формирования готовности рядовых потребителей товаров и услуг к использованию современных цифровых технологий взамен привычных, но стремительно уходящих в прошлое бумажных сервисов. Откуда мы обычно узнаем новую информацию о новом цифровом продукте прежде чем начать им пользоваться? В части случаев на помощь приходит базовый курс информатики из школьной программы. При этом о способах применения большинства новых технологий мы узнаем от родных, знакомых, на работе, через социальную рекламу или маркетинговое продвижение поставщиков данных технологий в средствах массовой информации.
Для тех, кто окончил школу давно, когда соответствующие цифровые данные технологии еще не имели широкого применения, или в силу возраста еще не был погружен в процессы с их использованием (например, получение банковских услуг, заполнение налоговых деклараций и т.п.) необходима дополнительная поддержка в системном изучении сквозных цифровых технологий на уровнях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Настоящее пособие – попытка систематизировать знания в области технического и правового регулирования, которые потребуются рядовому потребителю, не являющемуся профессионалом в области информационных технологий, с тем чтобы максимально эффективно и осознанно выбирать и использовать цифровые технологии при решении своих бытовых и профессиональных задач.
Прежде всего, давайте разберемся, что означает сам термин «сквозные цифровые технологии» и откуда он появился в нашей жизни? Сам термин, по-видимому, является переводным – как ближайший подходящий по смыслу производный от двух англоязычных терминов «cross-cutting technology» и «end-to-end technology», которые означают буквально «межпредметные» и «непрерывные от начала до конца» технологии, а иными словами – сквозные.
В отечественной нормативно-правовой базе данный термин впервые был представлен в программе «Национальная технологическая инициатива», анонсированной Президентом России в послании федеральному собранию 4 декабря 2014 года. В рамках данной программы предусматривалась разработка различных дорожных карт и схем их финансирования для стимулирования развития конкурентоспособности отечественной экономики. В рамках «Национальной технологической инициативы» сквозные технологии были определены как «ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков».
Позднее, в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р, утверждающим программу «Цифровая экономика Российской Федерации», сквозные цифровые технологии были определены путем перечисления относимых к таковым, а именно:
1. большие данные;
2. нейротехнологии и искусственный интеллект;
3. системы распределенного реестра;
4. квантовые технологии;
5. новые производственные технологии;
6. промышленный интернет;
7. компоненты робототехники и сенсорика;
8. технологии беспроводной связи;
9. технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Отдельно в данной программе было отмечено, что «предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появление и развития новых технологий».
В обновленной версии национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), перечень технологий или направлений деятельности, относимых к сквозным, не приводится, но в рамках федерального проекта «Цифровая экономика» были разработаны 9 дорожных карт – фактически по всем вышеперечисленным направлениям.
В одной из таких карт – дорожной карте развития сквозной цифровой технологии «Новые производственные технологии», например, соответствующая сквозная технология определяется как «сложный комплекс мультидисциплинарных знаний, передовых наукоемких технологий и системы интеллектуальных ноу-хау, сформированных на основе результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, кросс-отраслевого трансфера и комплексирования передовых наукоемких технологий, сквозных цифровых технологий и субтехнологий».
В докладе НИУ ВШЭ «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерения» под научной редакцией Л.М. Гохберг сквозные цифровые технологии определяются как «технологии, применяемые для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде, в основе функционирования которых лежат программные и аппаратные средства и системы, востребованные во всех секторах экономики, создающие новые рынки и изменяющие бизнес-процессы.»
Обобщая все вышеперечисленное, хочется выделить общие свойства сквозных цифровых технологий, на которые указывают большинство авторов национальных программ, дорожных карт и исследований.
Во-первых – это в любом случае цифровые технологии, то есть технологии, связанные с обработкой, хранением, поиском, передачей и уничтожением данных в электронном виде.
Во-вторых – это технологии, проникающие в более чем одну отрасль народного хозяйства или сектор её экономики, в применении которых характерна межпредметность или междисциплинарность.
В-третьих – внедрение данных технологий приводит к существенному изменению, перестройке бизнес-процессов по сравнению с периодом их отсутствия за счет автоматизации процессов и процедур, получения новых свойств ранее существовавших объектов, возникновения новых товаров и услуг.
Автор пособия не ставит перед собой задачу подготовить в рамках излагаемого в нем курса специалистов-исследователей, способных синтезировать новое знание в рамках соответствующих универсальных цифровых технологий, получивших де-факто кодовое название «сквозные». Напротив, перед нами стоит сугубо утилитарная просветительская задача – познакомить неспециалистов в области информационных технологий с общей рамкой прогрессивных цифровых технологий, потенциалом их применения в народном хозяйстве и опасностями, связанными с недостаточной готовностью населения к их применению. В этой связи в рамках настоящего пособия предлагается следующее упрощенное определение сквозных цифровых технологий – как совокупности технологий создания, обработки, хранения, передачи и уничтожения данных в электронном виде, применение которых способствует автоматизации процессов и процедур, получению новых свойств ранее существовавших объектов, возникновению новых товаров и услуг, а также имеет признаки мультисекторального применения в различных отраслях народного хозяйства.