Автомобильный транспорт занимает достойное место на рынке транспортных услуг. Он обладает не только высокими мобильностью и маневренностью, оптимальными скоростными характеристиками перевозок, но не требует также таких значительных затрат на создание инфраструктуры, какими отличаются железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт.
Преимущество автомобильного транспорта по сравнению с перечисленными видами состоит еще и в том, что только при автомобильных перевозках транспорт как правило подается под погрузку к складским помещениям грузоотправителя, а для разгрузки – к складским помещениям грузополучателя. На других же видах транспорта грузоотправитель доставляет груз к транспортному средству, а грузополучатель вывозит его с разгрузочной площадки перевозчика, что требует от них существенных дополнительных затрат.
Указанные особенности позволяют активно использовать автомобильный транспорт наряду с другими видами в перевозочном процессе.
Автомобильный транспорт представлен различными видами автотранспортных средств. В зависимости от объекта перевозки они делятся на две группы: средства для перевозок пассажиров и средства, перевозящие грузы.
Транспортные средства для перевозок пассажиров. К этой группе относятся а) транспортные средства различных категорий, которые ранее именовались автобусами[1] для перевозок пассажиров и б) легковые такси.
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок пассажиров)[2] установлены следующие категории транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров:
• транспортное средство категории «М1» – имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
• транспортное средство категории «М2» – имеет помимо места водителя боле 8 мест для сидения, его максимальная масса не превышает 5 тонн;
• транспортное средство категории «М3» – имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, его максимальная масса превышает 5 тонн.
Значение такого деления заключается в том, что в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию только деятельность по перевозкам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.[3]
Кроме перечисленных категорий транспортных средств Правилами перевозок пассажиров выделен такой вид транспортного средства для перевозок багажа пассажиров, как багажный автомобиль. Это транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров.
Что касается легкового такси, то это транспортное средство категории «М1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Транспортные средства для перевозок грузов. Эта группа характеризуются многообразием критериев их классификации, закрепленных в нормативных источниках. В частности, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок грузов)[4] выделены такие критерии классификации, как тип, марка, грузоподъемность и некоторые другие (Приложение № 4).
Что касается критерия «тип транспортного средства», то он позволяет подразделить транспорт на две группы: 1) транспортные средства закрытого типа, к которым относятся, например, тентованные транспортные средства, фургоны, рефрижераторы и 2)транспортные средства открытого тип, представленные бортовыми транспортными средствами, самосвалами, металловозами, транспортными средствами для перевозки автомобилей, строительных грузов, лесовозов и др.
Критерий «марка» важен для оценки возможностей транспортного средства, обусловленных его техническими характеристиками. Марка присваивается транспортному средству заводом-производителем. Она указывается в таких транспортных документах, как транспортная накладная и заказ-наряд на предоставление транспортного средства.
Правилами перевозок грузов применен и такой критерий, как «предельно допустимые массы транспортных средств», в соответствии с которым выделено две их группы: 1) автомобили и 2) автопоезда (Приложение № 1)[5]. Для каждой установлены следующие предельно допустимые массы:
1) Автомобиль:
• двухосный – 18 т.;
• трехосный – 25 т.;
• четырехосный – 32 т.
2) Автопоезд:
• трехосный – 28 т.;
• четырехосный – 36 т.;
• пятиосный и более – 40 т.
И, наконец, Правилами перевозок грузов использован критерий «нормативные сроки выполнения погрузочно-разгрузочных работ», который применен к шестнадцати видам транспортных средств. Среди них названы транспортные средства с кузовом-фургоном, с самосвальным кузовом, цистерны, металловозы, бетоносмесители, контейнеровозы, мусоровозы, транспортные средства для перевозки строительных грузов, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, строительной техники, автомобилей, опасных грузов, животных и др. (Приложение № 6).
В соответствии с критерием «грузоподъемность» выделяют транспортные средства:
• малой грузоподъемности – до 1,5 тонны;
• средней грузоподъемности – от 1,5 до 16 тонн;
• большой грузоподъемности – свыше 16 тонн.
Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 использован такой критерий классификации, как «полная масса автомобиля», в соответствии с которым установлено семь классов автомобилей: 1 – до 1,2 т.; 2 – 1,2 до 2,0 т.; 3–2.0 до 8,0 т.; 4 – 8,0 до 14,0 т.; 5 – 14,0 до 20,0 т.; 6 – 20,0 до 40,0 т.; 7 – свыше 40,0 т. Они включают охватывают автомобили различных типов.
Этим же нормативным правовым актом применен критерий «эксплуатационное назначение автомобиля». Он является основанием для установления таких групп автомобилей как:
• бортовые;
• тягачи;
• самосвалы;
• цистерны;
• фургоны;
• специальные.
Исходя из назначения, установлены три группы транспортных средств:
1 группа – бортовые автомобили (автомобили-фургоны);
2 группа – специализированные автомобили (самосвалы, фургоны рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи и др.);
3 группа – автомобили- цистерны.
На основании критерия «характер перевозимого груза» Правила перевозок грузов содержат перечень специализированных транспортных средств, включающий девять групп (Приложение № 10). Среди них следует отметить такие как:
1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:
• фургоны-рефрижераторы;
• фургоны с отоплением кузова
2. Транспортные средства-цистерны:
• цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
• цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов, таких как: мука, зерно, комбикорм, отруби;
• цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
• панелевозы;
• фермовозы;
• бетоносмесители;
• с самосвальным кузовом.
К другим шести группам относятся транспортные средства для перевозки животных, автомобилей, опасных грузов, а также транспортные средства-контейнеровозы, мусоровозы и транспортные средства со съемным кузовом.
Предложенная классификация автомобильного транспорта имеет существенное практическое значение. С учётом деления автотранспортных средств по объектам перевозки разработаны Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Правила перевозки грузов автомобильным транспортом.
В свою очередь, приведенная выше классификация транспортных средств, предназначенных для перевозок грузов, обусловила включение в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом ряда специальных норм. Так, например, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом установлено требование необходимости соответствия пригодности для перевозки груза поданных транспортных средств установленным договором перевозки груза их назначению, типу, и грузоподъемности (п. 23). Закреплены нормы об особом порядке опломбирования транспортных средств, укрытых брезентом (тентовых), фургонов, цистерн (п. 58 – 60), размещения делимого груза на автопоездах (п.75), о соблюдении в транспортном средстве (рефрижераторе) при перевозке скоропортящегося груза температурного режима, определенного условиями его перевозки (п. 77) и др.
Относительно перевозок скоропортящихся и опасных грузов Правила перевозок грузов содержат отсылки к международным источникам, содержащих особые требования к транспортным средствам. Так, в соответствии с п. 4 перевозка опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС) и данными Правилами. Что касается перевозок опасных грузов Правила отсылают к положениям А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).[6]
Разработаны специальные требования к техническим характеристикам отдельных разновидностей грузовых транспортных средств, таких, в частности, как рефрижераторы, транспортные средства для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, строительной техники, автомобилей, животных, металловозов, контейнеровозов и т. д. Перечисленные виды транспорта должны строго соответствовать указанным требованиям. Гарантией выполнения данного условия является установление эффективной процедуры контроля. Транспортные средства, не отвечающие предъявляемым требованиям, не допускаются к перевозкам.
Практическое значение классификации транспортных средств в зависимости от характера перевозимого груза заключается в том, что перевозчик обязан предоставлять транспортные средства, пригодные для перевозок соответствующего груза. В соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского электрического транспорта (далее – УАТГНЭТ)[7] при нарушении им этого требования грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика предусмотренный законом штраф (ч. 2 ст. 9).
В зависимости от предназначения транспортных средств, а также характера перевозимых грузов особые требования предъявляются к квалификации водителей. В частности, повышенную степень квалификации должны иметь водители транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, отдельных видов грузов.
В гражданском законодательстве выделяется ещё одна классификационная группа транспортных средств. Речь идёт о делении их на транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования (ст. 789 ГК). Эта классификация применяется и в УАТГНЭТ (ч. 2 ст. 19). К автомобильному транспорту общего пользования относится транспорт, используемый перевозчиком, который обязан осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица на одинаковых для всех условия.
Таким перевозчикам выдаются специальные лицензии перевозчика транспортом общего пользования. Их перечень публикуется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим автомобильным транспортом, в специальном бюллетене. Договоры перевозки, заключённые этими перевозчиками, носят публичный характер. В остальных случаях договоры перевозки автомобильным транспортом не являются публичными.
Автомобильные дороги являются разновидностями транспортных артерий, используемых для функционирования автомобильного транспорта. Как таковые они имеют свои особенности, отличающие их от других видов транспортных артерий. Основным нормативным источником, регулирующим вопросы об автомобильных дорогах Российской Федерации, их видах и дорожной деятельности, является ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8] (далее – Закон об автомобильных дорогах). В нем автомобильная дорога определяется как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружении, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Данная формулировка перегружена информационными данными, затрудняющими восприятие приведенного понятия как целостной и лаконичной дефиниции.
Другая формулировка понятия «дорога» дана в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». По Закону (ст. 2) – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств, полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Здесь другая крайность. Определение носит настолько общий характер, что для проведения отличия автомобильной дороги от железной дороги законодатель вынужден дополнительно указать, что дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также может включать трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.
В Законе об автомобильных дорогах дается их классификация по различным основаниям. В зависимости от значения они подразделяются на автомобильные дороги:
• федерального значения;
• регионального или муниципального значения;
• местного значения;
• частные автомобильные дороги.
С учетом перечисленных групп в Законе дается характеристика еще одной классификации автомобильных дорог на основании такого критерия, как «вид разрешенного их использования», позволяющего выделить автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Именно они подразделены в п.5 ст. 5 с учетом предыдущей классификации на автомобильные дороги федерального значения, регионального и межмуниципального значения, местного значения поселения, местного значения муниципального района и местного значения городского округа. Перечень автомобильных дорог каждой из названных групп утверждается соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Автомобильные дороги необщего пользования – это дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или муниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или муниципального значения либо в перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или муниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем на соответствующем вещном праве.
Классификация автомобильных дорог на дороги общего и необщего пользования применена и к частным автомобильным дорогам. К группе частных автомобильных дорог общего пользования отнесены те из них, которые находятся в собственности физических и юридических лиц и не оборудованы устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Все иные частные автомобильные дороги являются частными автомобильными дорогами необщего пользования.
Выделяя автомобильные дороги общего пользования как базовые артерии для автомобильного транспорта, Закон закрепляет специальную их классификацию в зависимости от условий проезда и доступа на них транспортных средств, включающую автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Автомагистрали – это дороги, не предназначенные для обслуживания прилегающих территорий и отвечающие ряду требований таких как наличие нескольких проезжих частей и центральной разделительной полосы; отсутствие пересечения на одном уровне с другими автомобильными дорогами, железными дорогами, трамвайными, велосипедными и пешеходными дорожками; обеспечение доступа на эти дороги только через пересечение на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через пять километров; их оборудование специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств и др.
К скоростным автомобильным дорогам относятся дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части (проезжих частях) которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств. Все остальные автомобильные дороги в приведенной классификации считаются обычными автомобильными дорогами.
Классификация автомобильных дорог по различным основаниям имеет важное практическое значение. Это проявляется в определении компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам дорожной деятельности, заключающейся в содержании автомобильных дорог, их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обеспечении объектами дорожного сервиса, а также финансирования этой деятельности и при решении многих других вопросов.
Что касается организации и осуществления перевозок автомобильным транспортом, то классификация имеет важное значение для разработки логистических схем маршрутов движения, а также для учета особенностей соответствующих видов автомобильных дорог при осуществлении перевозок пассажиров и грузов.
Закон регулирует актуальный вопрос, касающийся использования платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки (далее – платных автомобильных дорог). В главе 7 закреплены положения об органах, правомочных принимать решение об использовании автомобильных дорог на платной основе, сроках и условиях его принятия, порядке использования таких дорог, прекращении и приостановлении их использования.
Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты как в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, а также местного значения, так и в отношении частных автомобильных дорог общего пользования. В зависимости от значения автомобильной дороги решение принимается:
• Правительством Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения;
• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения;
• органом местного самоуправления в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения;
• собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги.
Установлено, что решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения должно быть принято после утверждения проектной документации платной автомобильной дороги в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Что касается решения об использовании частной автомобильной дороги общего пользования, то оно может быть принято не ранее чем за шестьдесят дней до дня начала ее использования.
Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения должно быть опубликовано в течение тридцати дней со дня его принятия в порядке, предусмотренном соответственно для опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования на платной основе должно быть опубликовано в тот же срок в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов
Обязательным условием принятия решения об использовании автомобильной дороги на платной основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования. По общему правилу протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги за указанным в Законе исключением.
В соответствии со ст. 38 Закона строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог могут осуществляться на основе концессионных соглашений, существенные и другие условия которых четко прописаны законодателем (п. 2, 3). В соответствии с п. 4, если соглашение заключается на федеральном уровне, концедентом от имени Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Использование платной автомобильной дороги осуществляется на договорной основе. Договор заключается между пользователем платной автомобильной дороги и ее владельцем либо концессионером. Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда. Вторая сторона договора не вправе оказать предпочтение одному из пользователей платной автомобильной дороги в отношении заключения договора. Размер платы за проезд устанавливается равным для всех пользователей в отношении транспортных средств одной категории. Все это свидетельствует о том, что данный договор является публичным.
Прекращение использования платной автомобильной дорогой осуществляется по истечении срока, указанного в решении о ее использовании, а прекращение использования платной автомобильной дороги на основании концессионного соглашения – в случаях, установленных концессионным соглашением.
В Законе закреплены случаи приостановления использования платной автомобильной дороги, это:
• возникновение обстоятельств, препятствующих использованию возможности альтернативного бесплатного проезда;
• введение в установленном законодательством Российской Федерации порядке военного положения, чрезвычайного положения и возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Решение о приостановлении использования платной автомобильной дороги принимает ее владелец или концессионер в течение суток с момента возникновения указанных обстоятельств, и действует в течение срока, не превышающего срока их действия.
Все автомобильные дороги и дорожные сооружения должны отвечать определенным техническим требованиям. Основная цель соответствия дорог установленным техническим правилам и стандартам – обеспечение безопасности дорожного движения. Технические требования к автомобильным дорогам, соответствующие правила и положения содержаться в государственных стандартах, строительных нормах и правилах, технических нормативах и других технико-юридических источниках. Они регламентируют требования к содержанию дорог, их эксплуатации, состоянию, ремонту, дорожному покрытию и т. п. Это, в частности государственные общероссийские стандарты, например, ГОСТ Р 50597 -93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В нем закреплены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, к покрытию проезжей части, к обочинам и разделительным полосам. Ряд государственных стандартов регулирует вопросы о технических средствах организации дорожного движения, среди них ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования».
Значительную группу составляют технические нормативы, в частности, по оценке и повышению технико-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, по устройству оснований и покрытий дорог из различных материалов (щебенки, гравия, шлака и др.), по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью, нормативы по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах и другие.
К указанной группе источников относятся технические правила дорожных органов, такие, например, как правила ремонта и содержания автомобильных дорог, а также различного рода строительные нормы и правила (СниП). В частности, в СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги» закреплены требования к проектам дорог и техническим решениям по их строительству с обоснованием таких технико-экономических показателей, как стоимость строительства, затрат на ремонт и содержание дорог, потерь, связанных с воздействием на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации, себестоимость перевозок, безопасность движения и др. А в СНиП 3.06.03–85 «Автомобильные дороги» содержатся нормы, относящиеся к организации дорожных строительных работ, их подготовке, а также к выполнению работ: сооружению земляного полотна, устройству оснований и покрытий из различных материалов, приемке выполненных работ.
За соответствие автомобильных дорог техническим правилам, стандартам, нормативам осуществляется постоянный контроль. По результатам контрольных осмотров либо обслуживания автомобильных дорог составляются акты. Эти документы являются основанием для предъявления требований к органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам, в ведении которых находятся дороги, по устранению обнаруженных недостатков.
Для городского электрического транспорта характерно максимальное использование территорий городов, в том числе и подземной их части для эффективного налаживания коммуникаций между различными районами. Как следует из названия, его главным отличительным признаком является применение электрической тяги.
На законодательном уровне виды данного транспорта указаны в УАТГНЭТ, это трамвай и троллейбус (ч. 2 ст. 6), а в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»[9] (далее в главе – Закон о страховании) выделен внеуличный транспорт, который включает метрополитен, легкое метро, внеуличный трамвай и монорельсовый транспорт.
Перечисленные виды транспорта могут быть классифицированы в зависимости от среды использования на две группы:
1) Городской наземный электрический транспорт;
2) Метрополитен.
Вне рамок этой классификации находится легкое метро, поскольку его линии расположены преимущественно на наземных участках.
Транспорт каждой из перечисленных групп имеет свои отличительные особенности и нормативную базу, которая регулирует их деятельность.
Городской наземный электрический транспорт включает трамвай, троллейбус и монорельсовый транспорт.
Транспорт каждой из классификационных групп имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества городского наземного электрического транспорта по сравнению с метрополитеном прежде всего в более простой системе инфраструктуры, оперативности прокладывания новых трамвайных путей и троллейбусных маршрутов, которая не идет ни в какое сравнение со строительством линий метрополитена. Это важно для обустройства новых микрорайонов городов и обеспечения их жителей необходимым общественным транспортом.
Существенную роль при сравнении рассматриваемых видов городского электрического транспорта играет экономический фактор. Затраты на введение в строй городского электрического наземного транспорта не сопоставимы с колоссальными вложениями на прокладывание линий метрополитена и строительство станций.
Вместе с тем, сравнивая масштабы перевозок пассажиров транспортом обеих классификационных групп, следует отметить приоритет метрополитена. Что касается качества и комфортности перевозок пассажиров, то и здесь налицо преимущества метрополитена. Прежде всего, речь идет о времени доставки пассажира в нужное место с учетом преодоления значительных расстояний. Кроме того для пассажира имеет значение выдерживание графиков подачи поездов и возможности расчета времени прибытия на станцию назначения, что весьма затруднительно при пользовании трамваем и троллейбусом. Обусловлено это изолированностью метрополитена от наземного транспорта, использование которого зависит от дорожной обстановки, нередко препятствующей ритмичной его работе. Еще один существенный момент заключается в том, что пассажир метрополитена имеет возможность менять маршрут движения и станцию назначения, не покидая его территорию, чего не скажешь о пассажире трамвая и троллейбуса.
Следует отметить, что Законом о страховании введении термин «внеуличный транспорт», который не применяется в транспортном законодательстве и, в частности, в УАТГНЭТ. В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона внеуличный транспорт определен как пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям в пределах границ населенных пунктов, между близлежащими населенными пунктами или из населенных пунктов к объектам транспорта, торговли, промышленным объектам, объектам культуры, отдыха, спорта и подобным объектам.
При этом, как уже отмечалось, Закон причисляет к внеуличному транспорту метрополитен, легкое метро, внеуличный трамвай и монорельсовый транспорт. Введение в оборот понятия «внеуличный транспорт» дает основание классифицировать городской электрический транспорт в зависимости от использования при его эксплуатации улиц городов на две группы. Первую составляет уличный электрический транспорт, включающий трамваи и троллейбусы. Вторая группа представлена уже перечисленными видами внеуличного транспорта. Главное преимущество внеуличного транспорта состоит в том, что он эксплуатируется, как следует из его наименования, вне уличной среды. Следовательно, на него не влияют негативные факторы дорожного движения, такие как ограничения передвижения и существование вероятности дорожно-транспортных происшествий. Поскольку внеуличный транспорт осуществляет перевозки пассажиров вне автомобильных дорог, для него не существует проблемы обеспечения безопасности дорожного движении, регулированию которой посвящен Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»,[10] которая является актуальной для транспорта первой классификационной группы.
Монорельсовый транспорт как сравнительно новый вид транспорта начинает развиваться в первую очередь в Москве. Это вид внеуличного транспорта, технологическая конструкция путей которого позволяет осуществлять движение подвижного состава по одному рельсу, пути которого не должны иметь пересечений с автомобильными дорогами, и линии которого должны быть оборудованы станциями (п. 15 ст. 3 Закона о страховании).
В приведенном определении отсутствует указание на то, что электропитание подвижного состава осуществляется через контактный рельс. Именно это обстоятельство является признаком принадлежности монорельсового транспорта к городскому электрическому транспорту. Однако в УАТГНЭТ по непонятным причинам монорельсовый транспорт вообще не упоминается. В настоящее время нормативную базу монорельсового транспорта составляют Правила пользования московской монорельсовой транспортной системой, утвержденные Постановлением Правительства Москвы № 974 – ПП от 21 октября 2008 г. В них указывается, что Московская монорельсовая транспортная система (ММТС) является транспортным предприятием, связанным с повышенной опасностью. Правила закрепляют структуру ММТС, включающую станции, межстанционные участки, площадки электроподстанций, депо и вагоны электроподвижного состава. Основные положения Правил регулируют порядок оплаты пассажирами проезда в данном виде транспорта, а также условиям проезда и провоза багажа.
Как и в отношении монорельсового транспорта УАТГНЭТ не содержит указаний на внеуличный трамвай. Его определение дается в упомянутом Законе о страховании. Согласно п. 14 ст. 3 это вид внеуличного транспорта, пути которого на регулируемых перекрестках могут иметь пересечения с автомобильными дорогами, и линии которого оборудованы остановочными пунктами. Следует отметить, что приведенное определение не в полной мере соответствует понятию внеуличного транспорта, одним из видов которого является внеуличный трамвай. Основной признак внеуличного транспорта – осуществление перевозок пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям. Пересечение же путей внеуличного трамвая на регулируемых перекрестках с автомобильными дорогами нарушает действие указанного признака внеуличного транспорта.
Необходимо иметь в виду, что роль внеуличного транспорта в решении остро социальных вопросов, связанных с перевозками пассажиров в мегаполисах, становится все более значимой. Взят курс на более широкое его использование в ближайшей перспективе. Однако его нормативная база не соответствует целям и задачам транспортного законодательства. Это касается не только монорельсового транспорта, но, что особенно важно с учетом масштабов перевозок пассажиров, также метрополитена. Вопросы регулирования перевозок пассажиров метрополитеном рассматриваются в следующем параграфе.
Вопрос законодательного регулирования деятельности метрополитена давно назрел. В доперестроечный период метрополитен был отнесен к сфере правового регулирования железнодорожного транспорта. Однако с принятием законов о железнодорожном транспорте он был исключен из сферы их действия. Не нашлось ему места и в других транспортных законодательных актах
Хотя метрополитен в России имеет почти восьмидесятилетнюю историю, но в настоящее время основными нормативными актами, регулирующими его деятельность, являются правила пользования метрополитеном и правила эксплуатации метрополитена. Причем в городах, имеющих этот вид транспорта, действуют свои правила. Так, например, в Москве руководствуются Правилами пользования московским метрополитеном, утвержденными постановлением Правительства Москвы № 844 – 1111 от 16 сентября 2008 г. Следовательно, здесь регулирование деятельности метрополитена осуществляется на уровне субъекта Российской Федерации. Получается, что указанный субъект регулирует деятельность, основу которой составляют договорные начала по перевозкам пассажиров, то есть сферу, охватываемую гражданским законодательством. Но в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда деятельность одной части городского транспорта (автомобильного, городского наземного электрического транспорта) регулируется федеральным законом – УАТГНЭТ, а другой, какой является метрополитен, – актами субъектов Российской Федерации.
Все изложенное указывает на необходимость принятия федерального закона о деятельности метрополитена. Хотя возможен и другой вариант решения проблемы. Поскольку метрополитен является городским видом транспорта, вполне логично было бы дополнить УАТГНЭТ отдельной главой, посвященной перевозкам пассажиров метрополитеном. При этом закон может быть назван так: «Устав автомобильного и городского электрического транспорта».
Все же необходимо отметить, что фрагментарно отдельные аспекты, связанные с деятельностью метрополитена, нашли законодательное закрепление. Речь идет, в частности, о Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Как следует из названия Закона относительно метрополитена в нем регулируются лишь вопросы, касающиеся порядка возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозках данным видом городского транспорта.
Вместе с тем, в статье 3, закрепляющей используемые в Законе о страховании понятия, дано определение метрополитена, в соответствии с которым это вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог, линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на подземных участках, и электропитание подвижных составов которого осуществляются через контактные рельсы.
Как видно в определении подчеркивается лишь та особенность метрополитена, что его пути изолированы лишь от автомобильных дорог, хотя точнее было бы указать, что они изолированы также от линий иных видов транспорта, в том числе внеуличного трамвая и железнодорожного транспорта в пределах городской черты.
В целом же приведенное определение отражает лишь технологические особенности метрополитена и не содержит указания на главную его содержательную сторону, заключающуюся в осуществлении регулярных перевозок пассажиров в городских условиях.
Следует отметить, что Законом выделено понятие «легкое метро», отличие которого от обычного метрополитена заключается в том, что его линии «расположены преимущественно на наземных участках» (п. 13 ст. 3).
Что касается действующих Правил пользования московским метрополитеном, то в них закреплены общие положения, согласно которым метрополитен является одним из основных видов городского пассажирского транспорта и относится к транспортным предприятиям, связанным с повышенной опасностью. К его структурным частям относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционные шахты, а также вагоны поездов. Кроме того Правила регулируют вопросы порядка оплаты пассажирами проезда, условий проезда и провоза багажа.
Источниками, регулирующими деятельность автомобильного и городского электрического транспорта, являются нормативные правовые акты. Они содержат правовые нормы, которые устанавливают, изменяют или прекращают правоотношения в области организации и осуществления перевозок данными видами транспорта.
Указанные источники образуют определенную систему, включающую две группы:1) законы; 2) подзаконные нормативные правовые акты.
Приоритетное место среди источников, регулирующих деятельность автомобильного и городского электрического транспорта, занимают законы, обладающие высшей юридической силой. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации. Поэтому транспортные отношения имущественного характера, обусловленные деятельностью автомобильного и городского электрического транспорта по перевозкам, регулируются федеральными законами. В целом же группа законов, составляющих источники, которые регулируют перевозки, в том числе и перевозки автомобильным и городским электрическим транспортом, включает Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (например, «О Правительстве Российской Федерации», закрепляющим наряду с другими вопросами общие положения о министерствах, их задачах и функциях, которые относятся и к Министерству транспорта РФ), федеральные законы (ГК, УАТГНЭТ), Закон о страховании и некоторые другие).
Среди законов выделяется Конституция РФ как правовой фундамент всего российского законодательства. Основной Закон государства является базой для нормативных источников, регулирующих перевозки различными видами транспорта, в том числе, автомобильного и городского электрического транспорта. Он закрепляет принципы свободного перемещения товаров и услуг, свободы передвижения граждан, а также важнейшие положения, касающиеся управления федеральным транспортом, Относящиеся к транспортной сфере конституционные положения находят конкретизацию в законах и иных нормативных правовых актах. В частности, общие вопросы системы и функционирования федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, в том числе Минтранса России), осуществления Правительством РФ руководства ими и контроля за их деятельностью урегулированы Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В нем закреплены также полномочия Правительства РФ по формированию федеральных целевых программ в различных областях и организации их выполнения, обеспечению проведения единой политики в социально-экономической сфере, в том числе и транспортной. На уровне Правительства РФ разрабатываются и реализуются стратегии развития каждого вида транспорта.
Порядок организации и осуществления перевозок регулируется Гражданским кодексом РФ. В гл. 40 «Перевозка» закреплены общие условия перевозки, установлены правила ее организации, урегулированы перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозки транспортом общего пользования. В ней регламентируются вопросы провозной платы, определения ее размеров, порядка взимания, возмещения расходов, понесенных в связи со льготами и преимуществами, установленными по провозной плате. В этой главе ГК определены виды договоров, заключаемых в связи с перевозкой, в том числе долгосрочный договор об организации перевозок, договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договоры, заключаемые между транспортными организациями. И наконец, ГК устанавливает ответственность сторон за нарушение обязательств по организации и осуществлению перевозки. Нормы главы 40 ГК распространяют свое действие на перевозки всеми видами транспорта, в том числе, автомобильным и городским электрическим транспортом.
Отдельная глава ГК посвящена вопросам организации и предоставления экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза. Это гл. 41 «Транспортная экспедиция», в которой определяются содержание и форма договора транспортной экспедиции, регулируются вопросы ответственности по этому договору, одностороннего отказа от его исполнения. Ее положения распространяются и на оказания экспедиционных услуг при перевозке грузов автомобильным транспортом.
К специальным транспортным законам, регулирующим условия и порядок осуществления перевозок автомобильным и городским электрическим транспорта, в соответствии с п. 2 ст. 784 ГК относится Устав автомобильного транспорта и городского электрического транспорта, который имеет статус федерального закона.
Основное отличие УАТГНЭТ от транспортных кодексов (Воздушного кодекс РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Кодекса торгового мореплавания РФ) заключается в том, что в нем урегулированы частноправовых договорных отношений по организации и осуществлению перевозок пассажиров, багажа, грузов. В транспортных же кодексах помимо указанных частноправовых отношений нашли регулирование публично-правые отношениям, касающиеся, в частности, административно-правовых аспектов контроля и надзора за деятельностью транспорта, его техническим состоянием, безопасности перевозок, использования транспортных артерий и т. п.
Структурно УАТГНЭТ состоит из 8 глав. Отдельные главы посвящены перевозкам грузов, регулярным перевозкам пассажиров и багажа, перевозкам пассажиров и багажа по заказам, перевозкам пассажиров и багажа легковыми такси, ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей.
По сравнению с ранее действовавшим Уставом автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. УАТГНЭТ содержит ряд новелл. В частности, введены новые для автомобильного транспорта договоры, относящиеся к перевозкам как грузов, так и пассажиров. Применительно грузов – это договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза. Что касается пассажиров, то речь идет о договоре фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира и багажа по заказу, а также о договоре фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа.
Вполне понятно, что с появлением новых видов договоров автотранспортным законом установлена ответственность таких субъектов транспортных отношений, как фрахтовщика и фрахтователя, введены нормы, касающиеся порядка предъявления претензий к фрахтовщику и порядка рассмотрения им этих претензий, а также нормы, устанавливающие порядок предъявления исков к фрахтовщику.
Как следует из ст. 1 УАТГНЭТ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к которому относятся трамваи и троллейбусы. Это значит, что его нормы не распространяются на отношения при оказании услуг другими видами городского электрического транспорта, такими как метрополитен и монорельсовый транспорт.
К рассматриваемой группе источников относятся также федеральные законы «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения». Как уже отмечалось, первый из них регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности. Второй – определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, его положения охватывают деятельность только автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта как участников дорожного движения и не распространяются на функционирование метрополитена и монорельсового транспорта. Закон выполняет задачи по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения их последствий. В нем закреплены принципы и основные направления обеспечения безопасности дорожного движения.
В группу законов, регулирующих деятельность автомобильного и городского электрического транспорта, входят и законы о страховании. Перевозки связаны с повышенным риском, который обусловлен использованием источника повышенной опасности, каким является транспорт, в том числе, и такие его виды, как автомобильный и городской электрический транспорт. Риск распространяется на всех участников транспортных правоотношений и касается их жизни, здоровья, имущества. Эффективным средством возмещения имущественных потерь указанных участников является страхование.
К законам о страховании в связи с использованием транспорта относятся ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[11] и ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Общие положения, относящиеся и к страхованию на транспорте, закреплены в ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».[12]
Подзаконные нормативные правовые акты, составляют вторую группу источников, регулирующих деятельность автомобильного и городского электрического транспорта. Она представлена указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Последние включают в основном правила перевозок, положения, ГОСТы и другими нормативными актами министерств, ведомств и в первую очередь акты Министерства транспорта РФ.
Подзаконным нормативным правовым актам принадлежит важная роль в деле организации и осуществления перевозок Они конкретизируют положения ГК, УАТГНЭТ, других законов, относящихся к деятельности автомобильного и городского электрического транспорта, детализируют отдельные понятия и институты.
Издание указов Президента РФ направлено на совершенствование деятельности транспортных структур и использования отдельных видов транспорта, в том числе автомобильного и городского электрического транспорта, обеспечение безопасности на транспорте. Об этом свидетельствуют, в частности, указы Президента РФ: от 22.09.2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (в ред. от 14.01.2011 г.), от 12.03.1996 г. № 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации» (в ред. от 26.01.2007 г.) и др.
Вопросам совершенствования управления транспортом, его систем, транспортных артерий, безопасности дорожного движения, регулирования перевозок посвящены постановления Правительства РФ. В качестве примера можно привести постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. № 62 (в ред. от 11.08.2012 г. № 817) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР». Правительство РФ разрабатывает отдельные федеральные программы, относящиеся к деятельности автомобильного транспорта. Кроме того оно утверждает требования, в соответствии с которыми разрабатываются федеральные программы в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.2 ст. 10 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В ведении Правительства РФ находится утверждение правил перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Это «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которые регулируют порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия их перевозок и предоставления транспортных средств для таких перевозок. В указанных правилах перевозок пассажиров и багажа устанавливаются порядок продажи билетов пассажирам, условия их перевозки, особенности перевозки определенных категорий пассажиров, перевозки багажа.
Что касается перевозок грузов, то Правительством РФ утверждаются «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Ими регулируются порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечение их сохранности, а также сохранности транспортных средств, контейнером, условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для их перевозок. В Правилах перевозок грузов закрепляются требования к грузу, порядку его предъявления к перевозке, погрузке, оформлению перевозочных документов, оплате перевозки, условиям перевозки, особенностям перевозки отдельных видов грузов, порядку выдачи грузов.
Наибольшее количество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность автомобильного и городского электрического транспорта в связи с перевозками, составляют нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области транспорта, каким является Министерство транспорта РФ и ряд других министерств и ведомств. Так, Министерство транспорта РФ принимает следующие нормативные правовые акт в установленной сфере деятельности:
• правила перевозок пассажиров, багажа, груза на основании и во исполнение УАТГНЭТ;
• акты, устанавливающие формы бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, а также форму заявления о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок;
• порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;
• нормативные правовые акты по перевозке опасных грузов в международном, междугородном, пригородном и городском сообщении, издаваемые в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.[13] При этом они ориентированы на требования данного соглашения устанавливающие:
1) порядок выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки;
2) порядок проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
3) порядок выдачи свидетельств о допуске автотранспортных средств к перевозке опасных грузов;
4) порядок выдачи разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, определения условий их перевозки, отнесения опасных веществ и изделий к номерам ООН и некоторые другие.
Министерство транспорта РФ принимает также правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и ряд других нормативных правовых актов.
Что касается иных министерств и ведомств, то следует отметить, в частности, Минздравсоцразвития РФ (утверждение Требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками ГИБДД МВД РФ, Единого образца медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, Инструкции по ее заполнению – ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). К ним относится федеральный орган исполнительной власти в области государственного строительства (утверждение Строительных норм и правил «Автомобильные дороги» СНиП 2. 05.02–85; последнее изменение № 5 утверждено Постановлением Госстроя России от 30.06.2003 № 132). Это также Госстандарт России (утверждение и введение в действие ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» Постановлением от 11.10.1993 г. № 221 (переиздание – июнь 2007 г.)» и др.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Следовательно, применительно к международным перевозкам автомобильным транспортом с участием российской стороны международные конвенции и соглашения об автотранспортной деятельности, к которым присоединилась Российская Федерация, также являются ее нормативными источниками. К основными из них относятся Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г. и Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. – по вопросам перевозок; Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. – по вопросам дорожного движения, используемых знаках и сигналах; Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках 1999 г. – по вопросам страхования.
В юридической литературе можно встретить мнение о том, что решения высших судебных инстанций, в частности постановления Пленума ВАС РФ, являются источниками транспортного права, а, следовательно, и автотранспортного права. Эта точка зрения наиболее развернуто обосновывается В. А. Егиазаровым. Главный его аргумент заключается в утверждении, что правоприменительная практика судов постоянно сталкивается с пробелами в законодательстве, которые устраняются правилами, сформулированными в постановлениях высших судебных инстанций. Так, автор пишет: «Правоприменительный процесс, осуществляемый арбитражными судами, не может не порождать ситуаций, не укладывающихся в рамки норм, установленных и закрепленных в обычных источниках права».[14] Далее, присоединяясь к мнению Ю. Х. Калмыкова,[15] он заключает: «И тогда подобные пробелы в законодательстве восполняются с помощью новых правил, возникающих в процессе толкования действующих норм права, но уже сформулированных на уровне постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда».[16]
Получается, что новые правила, содержащиеся в постановлениях Пленума ВАС РФ, соответствуют по юридической силе нормам источников, которые они, по сути, дополняют. Подтверждению этого положения В. А. Егиазаров посвятил отдельный параграф в учебнике по транспортному праву с изложением фактов восполнения ВАС РФ в той или иной форме пробелов транспортного законодательства путем установления новых правил. На этом, собственно, и построена автором теория причисления постановлений Пленума ВАС РФ к источникам транспортного права.
Следует отметить, что никто не оспаривает существование указанной практики высших судебных инстанций. Другой вопрос, насколько она правомерна и отвечает ли сложившаяся практика духу и букве российского права? Одним из непременных условий демократического правового государства, каким объявлена Российская Федерация Конституцией РФ (ч. 1 ст. 1), является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея разделения власти на ветви означает создание в сфере организации государства системы сдержек и противовесов.[17] Каждая ветвь власти, занимая свое место в общей системе государственной власти, выполняет только ей присущие функции. Нарушение установленного баланса автоматически влечет сбой в системе сдержек и противовесов.
Что касается судебной власти, то она призвана осуществлять судопроизводство (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Никакие другие функции ей не присущи. Являясь разновидностью государственной власти, именно эта ветвь осуществляет правосудие. [18]Как справедливо отмечается в юридической литературе, судебные органы не могут присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти.[19] На это прямо указывает Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Поэтому, если ВАС РФ принимает новые правила, восполняющие пробелы в законодательстве, он вторгается в сферу деятельности законодательной ветви власти.
Фактически к такому выводу пришел и В. А. Егиазаров, который, приведя положение ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» о праве Пленума ВАС РФ давать разъяснения по вопросам применения законодательства при разрешении судебных споров, отмечает, что в статье ничего не говорится о его праве «на восполнение пробелов в действующем законодательстве и в данном случае Пленум Высшего Арбитражного Суда несколько превышает предоставленные ему законом полномочия». Тем не менее, несмотря на сделанный вывод, В.А. Егиазаров в заключение своих рассуждений настаивает на том, что «деятельность по восполнению пробелов в действующем транспортном законодательстве основывается на длительном, систематическом применении соответствующих нормативных актов и изучении практики арбитражных судов и, следовательно, достаточно обоснована, что является дополнительным аргументом в пользу того, что постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда являются источниками права».[20]
Если следовать логике представителей этой точки зрения, то тогда и Верховный Суд РФ вправе восполнять пробелы уголовного и уголовнопроцессуального законодательства, а Конституционный Суд РФ – конституционного. Между тем вполне понятно, что все пробелы и противоречия в действующем законодательстве должны устраняться законодательной ветвью власти. Подавляющее большинство цивилистов, исследуя вопрос об источниках гражданского права, справедливо отмечают, что хотя роль актов высших судебных органов «в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика», они, тем не менее «являются не нормативными актами, а актами применения права» [21].
Таким образом, принимаемые высшими судебными органами новые правила на уровне законов и подзаконных нормативных актов как противоречащие Конституции РФ не могут иметь юридической силы и поэтому не являются источниками российского права.
Транспортная безопасность является одним из условий осуществления деятельности автомобильного и городского электрического транспорта. Она направлена на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Как указано в ФЗ «О транспортной безопасности»[22] транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п.10 ст. 1). Среди транспортных средств в Законе указан подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта. А к объектам транспортной инфраструктуры им отнесен технологический комплекс, содержащий наряду с составными частями других видов транспорта такие, относящиеся к автомобильному транспорту и городскому электрическому транспорту, как автомобильные дороги, автобусные станции, метрополитены, трамвайные пути, контактные линии и др.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
• нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
• определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
• оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
• категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
• разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
• разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
• подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
• осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
• информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
В системе мер транспортной безопасности важная роль отводится информационному ее обеспечению. В этих целях создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Она включает, в том, числе автоматизированные базы персональных данных о пассажирах. Такие базы формируются при осуществлении наряду с другими видами перевозок международных перевозок автомобильным транспортом, а также внутренних перевозок автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным Правительством Российской Федерации.