Часть первая. Право в Российской Федерации

Глава первая. Правовая система в современном мире

Правовая система нашей страны прошла длительный, сложный и противоречивый путь. Эта история является темой специального курса – история государства и права. Здесь же мы ограничимся лишь несколькими краткими замечаниями, имеющими отношение к теме нашего пособия.

Современная российская правовая система является результатом влияния многих обстоятельств. Здесь и влияние древнерусских правовых традиций, а также варяжские, византийские (с их греко-римскими нормами), монголо-татарские, европейские (различных веков и типов), отечественные средневековые и более новые традиции и влияния. Совсем недавно предпринимались попытки заимствовать для условий нашей страны правовые и политические правила и нормы США и Евросоюза. Следы таких попыток и их (иногда пагубные) последствия ощущаются и поныне. Значительный исторический опыт говорит о том, что в каждой стране правовая система соответствует конкретным национальным условиям.

В целом развитие российской правовой системы не отличается от особенностей развития права в мире. Расширяется круг вопросов, регулируемых законом, уточняются понятия и «юридическая техника», признается, по крайней мере на словах, роль договорного международного права, современное соотношение права и закона.

В то же время развитие отечественной правовой системы имеет существенные отличия. Сегодня зарубежной правовой практике и теории зачастую приходится оправдывать неправовые насильственные, военные, даже бесчеловечные действия в области внутренней политики и на международной арене. Происходит явный процесс дегуманизации общественных наук в странах Запада, который привел западное право в состояние глубокого кризиса, и это признают тамошние юристы.

Пересматриваются традиционные юридические понятия демократии, народа как источника власти, национального государства. Роль публичного права отрицается, оправдывается переход полномочий по управлению обществом и государством и даже обороной и безопасностью в руки частных организаций – транснациональных корпораций и военных структур (НАТО) на международном уровне, а также и военно-политических ассоциаций (которых в последние годы усиленно тренируют американские «консультанты») в странах, соглашающихся принимать подобную «помощь». Все эти политические преобразования, утверждают западные пропагандисты, стали необходимыми в условиях «глобализации», «нового мирового лидерства США» и «российской угрозы».

В таких странах трудовое право не может быть самостоятельной отраслью правовой системы. В США трудовое право всегда было и остается всего лишь составной частью предпринимательского права. В странах Европейского союза развернулся активный процесс приватизации права, а по сути дела, ликвидации норм трудового права, которые были приняты после разгрома фашизма. По существу в этих странах восстанавливается положение начала XIX в., когда трудовое право было, как и в США сегодня, составной частью предпринимательского частного права, не связанного социальной ответственностью.

В современной России развитие трудового права, хотя и не без трудностей, следует иным направлениям.

Сейчас мы переживаем совершенно новый этап, когда российское право формируется на основе рационального подхода, учитывающего все наше прошлое, но вместе с тем и современные условия нашей страны и мира, как они складывается в наступившем XXI столетии. Теперь уже очевидно, что процесс становления правовой системы и ее законодательного оформления требует большого времени, активных усилий и тщательной проверки практикой.

Современная Россия, как и весь окружающий мир, находится в состоянии быстрого движения, и это требует, чтобы каждый гражданин овладел и владел динамическим мышлением, способностью с наименьшими ошибками ориентироваться в условиях высоких и возрастающих скоростей.

Правовая система состоит из норм поведения, сложившихся в практике общественной жизни, а также из законов, т. е. норм, принятых государственными учреждениями, в первую очередь парламентом, и подкрепленными принудительной силой.

Теоретически закон, как акт публичного права, отражает всеобщую волю населения данной страны. Обычно при этом даются два объяснения.

Первое объяснение – формальное. Закон принимает учреждение (парламент), который уполномочен на это конституцией (в прошлом – волей монарха). Это объяснение содержится в распространенной концепции правового государства («иерархия законов» и подчинение всех закону).

Это объяснение отражает и закрепляет концепцию подчиненной роли населения. Изначально жители считались рабами, потом – подданными королей и императоров. Путь к осознанию человека гражданином, обладающим своими правами и обязанностями, а тем более юридической функцией источника власти, оказался длительным и извилистым. Характерной чертой практически всех концепций «правового государства» является отсутствие признания народа как источника власти.

Второе объяснение – политическое. Оно утверждает, что закон есть выражение (и должен быть выражением) всеобщей воли. Это положение впервые было юридически сформулировано во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Закон есть выражение общей воли»[1]. Эта Декларация остается составной частью конституции Франции и сохраняет высшую юридическую силу в этой стране. Аналогичное положение закреплено Конституцией Российской Федерации: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3 Конституции РФ).

Выявление и учет «всеобщей воли» оказывается достаточно сложным делом, поскольку эта «всеобщность» относительна и подвижна. Состоит эта «всеобщая воля» из множества часто неуловимых, противоречивых и постоянно движущихся элементов. Поэтому некоторые комментаторы объясняют, что «всеобщая воля» по своему содержанию сближается с математическим понятием «наименьший общий знаменатель», которое включает не все, но некоторые принципы, поддерживаемые если не всеми гражданами, то, по крайней мере, относительным большинством населения. Конкретное содержание такой «всеобщей воли» определяется произвольно. Это обстоятельство ставит важные задачи перед законодателем (парламентом) и перед государственными органами оперативного управления (правительством, административным аппаратом).

Закон принимается людьми, поэтому он может соответствовать некоторым принципам, отставать от реальности, а может забегать вперед, отрываться от действительности во имя некоего идеала. Это ставит перед законодателем задачу прогноза и оперативного отклика на изменения, а одновременно – обеспечения устойчивости законодательства. Отсюда многочисленные поправки и дополнения в уже принятые законы. Поэтому российские юристы серьезно думают о том, что конкретно следует написать в строках правового документа, что оставлять между строк и даже что оставлять за строками юридического текста. Все эти юридические технологии необходимо учитывать молодому гражданину, который вступает в самостоятельный этап жизни и стремится разбираться в происходящем.

Правовая система любой страны всегда создавалась людьми. Этот процесс мы наблюдаем в нашей стране и сегодня. Отечественная правовая система создается на наших глазах. Этот процесс опирается на пока еще медленное становление договорных отношений. Немало граждан думают, что это работа специалистов. Гражданин России должен не только соблюдать установленные нормы, но может и обязан участвовать в договорной практике, т. е. в создании правовой системы своей страны.

Конечно, законотворчество требует особых профессиональных знаний. Но здесь следует учитывать очень важное обстоятельство. Обширная практика показывает, что при низкой правовой культуре большинства населения самые хорошие законы (если такие принимаются) не работают, остаются на бумаге или дают обратный результат. Именно простым гражданам предстоит выполнять законы, а для этого они должны их понимать. Обязанность каждого гражданина состоит в том, чтобы овладевать правовой культурой, овладевать содержанием и необходимым объемом юридических знаний, постоянно пополнять их.

Для объективного понимания норм, регулирующих трудовые отношения, для защиты своих профессиональных интересов, полезно иметь общее представление об отечественной правовой системе.

Глава вторая. Почему право

Во всех культурных странах, во всяком случае претендующих на такое качество, любая профессиональная и в целом общественная деятельность регулируется правовыми нормами: конституциями, кодексами, законами, указами, постановлениями. При этом, конечно, учитывается наличие саморегулирующихся общественных систем и саморегулируемых организаций. Сегодняшние школьники, которые вскоре получат работу по своей специальности, должны знать нормы, соблюдение которых обязательно.

Для этого прежде всего необходимо ответить на вопрос: что такое право и правовая система, почему человечество приняло право для регулирования общественных отношений. Сейчас практически нет ни одной страны, где не существовало бы в той или иной форме правовое регулирование. Правовая система состоит из правил поведения, «норм», которые так или иначе регулируют деятельность тысяч и миллионов людей. Многие нормы и правила, сложившиеся на практике, получают поддержку государства и приобретают обязательную силу закона.

Конечно, в ряде случаев государственные органы могут почерпнуть некоторые формулировки закона не из практики, а из идеала, морали и иных субъективных представлений (по принципу «хорошая норма» или «за рубежом эта норма работает»). Но действовать закон будет только в том случае, если он соответствует правовой культуре миллионов людей, составляющих народ страны, объективным условиям, которые, может быть, еще не всем понятны.

Таким образом, правовая система в каждой стране состоит из конкретных правил, «норм», часть которых получила статус закона. В этом смысле правовая норма первична, норма закона вторична. Сказанное не означает, что закон можно не исполнять или нарушать. Закон выполняет важную роль упорядочивания общественных отношений. Но он соблюдается и исполняется, если он соответствует существующей правовой культуре, практике и традициям населения. Это положение лежит в основе ряда концепций правового государства: Rechtsstaat, Etat de Droit, Stato di diritto, Estato di direcho. В этих концепциях ключевые слова «право», а также государство (Etat, Stato), смысл которого: «состояние», т. е. реальность общества.

В некоторых странах, прежде всего в США, сложилась иная система, а именно, система господства («правления») закона: Rule of Law. Различие не ограничивается просто словами, а означает, по сути дела, принижение политической и юридической роли права, точнее, прав народа, его естественных прав и свобод, а отношения с ним государства определяются термином «господство», «правление», осуществляемое правителем. Не приходится удивляться, что даже современные учебники права в США содержат такое объяснение: закону следует подчиняться, ибо закон – это абсолютный монарх.

Наиболее важными являются нормы, регулирующие отношения гражданина, организаций, предприятий с государством и между собой: это нормы конституционного права. Как правило, эти нормы содержатся в конституции, являющейся основным законом государства.

Значение этих норм объясняется тем фактом, что конституция в большинстве стран утверждается избранным народным представительством (парламентом) или «непосредственно» – принимается всеобщим голосованием (референдумом). Поэтому Конституция Российской Федерации устанавливает: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3.2 и 3.3 Конституции РФ). Все законы и правовые нормы, принимаемые парламентом, постановления правительства и других государственных учреждений должны соответствовать нормам конституции, которая отражает волю народа. Конституционные нормы поэтому обладают высшей юридической силой.

Россия имеет право отступить от исполнения некоторых международных документов, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных норм[2]. В Постановлении Конституционного суда РФ дано следующее разъяснение: «Европейская Конвенция о защите прав и свобод и основанные на ней позиции Европейского суда по правам человека не могут отменить приоритет Конституции. Решения Европейского суда по правам человека подлежат исполнению только с учетом признания верховенства Конституции Российской Федерации»[3].

Положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие основы конституционного строя, а также фундаментальные права и обязанности граждан, принимаются на длительный срок и поэтому не подлежат никаким изменениям (об этом четко сказано в главе 9 Конституции). Особое юридическое значение Конституции РФ объясняется тем, что она утверждена всенародным голосованием (референдумом).

Конституция Российской Федерации признает не только перечисленные в ней свободы, но и другие права и свободы гражданина при условии, что они соответствуют букве и смыслу Конституции. Тем самым она признает возможность появления новых прав и свобод.

Современное общество представляет собой сложную систему, элементы которой выполняют различные задачи и обязанности. Соответственно многообразной структуре общества право подразделяется на правовые отрасли (отрасли права). Как правило, нормы, регулирующие каждую такую область, включаются в кодекс (письменный сборник законов и правил). «Отраслевые правила», которые не включены в кодексы или в отдельные законы, оставлены на усмотрение договоров, судебных решений и самих граждан.

Отношения по поводу собственности, хозяйственной деятельности и нематериальных благ (в частности, имя, честь и достоинство, права автора на созданные им произведения науки, культуры и искусства) регулируются гражданским правом, многие нормы которого включены в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Отношения граждан с органами оперативного управления государства (а также функционирование органов «исполнительной власти») регулируются административным правом.

Ответы на многие вопросы, возникающие в ходе трудовой деятельности по найму, дает трудовое право, положения которого составляют Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Преступные деяния подлежат наказанию в соответствии с положениями уголовного права. Уголовному преследованию подлежат только те действия, которые названы преступными в Уголовном кодексе. Этот кодекс также полезно знать, хотя бы в общих чертах (УК РФ).

Правонарушения, т. е. менее тяжкие проступки, и наказания за них регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Многие отношения регулируются в Российской Федерации отдельными законами. Можно назвать некоторые: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе РФ), Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе); Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих); Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении); Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях); Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях); Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах); Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ); Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве); Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). По мере накопления практического опыта возникает возможность кодификации, т. е. собрания законов той или иной отрасли в единый документ – кодекс законов. Правда, кодификация применяется не во всех странах (например, в Великобритании).

Важной составной частью любой современной правовой системы является суд. В прошлом, а в некоторых странах и сегодня, суд исполняет функции карательного органа. Сам факт предания гражданина суду в этих случаях рассматривается как признание виновности человека в совершении преступления, независимо даже от оправдательного приговора. В современной России, как и в ряде демократических стран (кстати, число которых невелико), только суд решает вопрос о виновности; суд также является органом, мирно решающим конфликты, возникающие в обществе. В принципе суд должен быть беспристрастным и справедливым, а каждый судья обязан руководствоваться только Конституцией и законом.

Нормы, регулирующие деятельность суда (юристы называют это термином «судопроизводство»), собраны в так называемые процессуальные кодексы. Такими в России являются Гражданский процессуальный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и т. д. В связи с относительной новизной российской правовой системы, процессуальные нормы административного права включены в КоАП РФ, а некоторые процессуальные нормы трудового права – в Трудовой кодекс РФ.

В отличие от практики европейских стран, где существуют «отраслевые» суды (уголовные, гражданские, трудовые, социальные, земельные, административные и т. п.), в России действует суд «общей юрисдикции», которому «подведомственны» самые различные дела, вплоть до публичных правоотношений (т. е. связанных с государственными органами).

Гражданский процессуальный кодекс устанавливает: «Суды рассматривают и разрешают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений» (ст. 22 ГПК).

Правовая система России помимо перечисленных выше отраслей включает также муниципальное, налоговое, таможенное, градостроительное, земельное право, право потребителей и ряд других отраслей, которые пока регулируются отдельными законами, часть которых перечислена выше.

Чем сложнее общество, чем разнообразнее и культурнее, гуманнее в нем отношения между людьми, тем более разнообразной и гуманной становится правовая и судебная система. Правовое регулирование постепенно распространяется на многие области коллективной общественной жизни. Это гарантирует устойчивость правил и защищает интересы граждан.

К настоящему времени право вышло за границы отдельных государств, возникли различные отрасли международного права. Более того, уже сейчас наблюдается тенденция к созданию космического права.

Современные отрасли международного права вырастают на базе добровольных договоров между суверенными государствами и регулируют именно между ними возникающие отношения. Источником международного права также является практика, которая складывается под влиянием различных обстоятельств. Постепенно усиливается роль принципов гуманизма, культуры, рационализма.

Традиционно (а нередко и сейчас) в международных отношениях основную роль играет сила, прежде всего военная. Эти особенности следует учитывать, поскольку и сейчас наблюдаются весьма опасные тенденции некоторых стран навязывать свои правила силой другим странам. Эти попытки предпринимают, например, Соединенные Штаты Америки под предлогом «глобализации» (распространение юрисдикции США на весь мир, «трансатлантическое партнерство»), и Евросоюз, который под флагом «интеграции» предпринимает попытки создать супергосударство, упразднив государства, передав всю власть «транснациональным корпорациям». Напомним, что обе тенденции наталкиваются на усиливающееся сопротивление населения практически во всем мире.

В Российской Федерации ее многонациональный народ является единственным источником власти и носителем суверенитета, он создает собственную правовую систему, соответствующую интересам населения и государства. Наша страна выступает за равноправные отношения между государствами на международной арене, не навязывает никому своих юридических правил. Россия вправе требовать, чтобы и другие государства уважали волю ее народа и не покушались на его интересы и права. Чтобы разбираться в экономических и международных проблемах, гражданин России обязан обладать высокой правовой и политической культурой.

Для удобства пользования нормами аналогичного содержания сложилась практика собирать их в единые документы. Основные положения конституционного права содержатся в конституциях, нормы, регулирующие специфические (отраслевые) отношения, публикуются в специальных сборниках, традиционно именуемыми кодексами. Отношения собственности, производства и торговли собраны в гражданском кодексе, трудовые отношения – в трудовом кодексе и т. д. Кодексами удобно пользоваться при применении и при изучении различных отраслей права. Следует иметь в виду, что российская правовая система пока переживает процесс становления. В кодексы и законы приходится вносить изменения и поправки в соответствии с изменяющимися условиями и накопленным опытом. Поэтому полезно брать последний вариант юридического документа. В Интернете, как правило, можно получить самый «свежий» вариант. Заметим, что для профессионального изучения права для студентов юридической специализации созданы также отраслевые учебники: теория государства и права, конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, международное право и т. п.

Гражданин современной России, таким образом, не может ограничиться знанием только одного документа, одного кодекса для того, чтобы получить полную картину о своих профессиональных, трудовых, политических и гражданских правах и обязанностях. При этом надо не забывать текущее законодательство, договорную и судебную практику и другие источники. Правовая система потому и называется системой, что отдельные ее отрасли логически связаны между собой, и она постоянно пополняется за счет текущего законотворчества, договорной и судебной практики. Для решения некоторых вопросов трудовых отношений иногда приходится обращаться, например, также и к гражданскому, административному и уголовному кодексам, к отдельным законам, локальным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а также к коллективным трудовым договорам различного уровня.

Правовая система не является сборником раз и навсегда утвержденных неизменных и застывших правил. Законодатель учитывает движущиеся условия, откликается на происходящие изменения, а иногда и исправляет допущенные пробелы и даже ошибки. Необходимо внимательно следить за текущим законодательством, стремиться понять причины внесения поправок. Надо пользоваться самым последним изданием правового акта. Одновременно следует следить за принимаемыми законами, указами президента и постановлениями правительства. Полезно также знакомиться с предварительными обсуждениями законопроектов, которые часто содержат важную аргументацию и полезные оценки. Обладая такой информацией, каждый гражданин получает возможность эффективно защищать свои права и интересы.

Право вырастает из опыта прошлого, но оно обращено не в прошлое, оно работает на настоящее и на будущее. Это учитывается при принятии законов и иных правовых актов.

Теперь можно ответить на вопрос: «Почему право?». Право есть демократический способ регулирования общественных отношений, который основан на равенстве сторон и направлен на создание рациональных и всем понятных правил, на обеспечение устойчивых общественных отношений. Письменная форма правового акта дает возможность гражданину быть в курсе своих прав и обязанностей, а при необходимости и защищать свои интересы. Наконец, право – это и средство привлечения населения к законотворчеству, т. е. к политической демократии. И еще раз необходимо подчеркнуть: право создается активностью населения. Нынешнее поколение не может быть пассивным в юридической области.

Глава третья. Источники права

Для того чтобы объективно оценивать правовую норму, полезно знать ее происхождение, как говорят, ее «источник». Правовая норма представляет собой правило, сложившееся в практике. Первоначально главными источниками были обычаи, договоры, затем основная роль перешла к государству, которое стало все более активно регулировать отношения между людьми, группами граждан, организациями и предприятиями между собой и с государством. Следствием этого стала профессионализация законотворческой деятельности. Вместе с тем возникла возможность некоторого отрыва ее от реальной жизни в условиях низкой правовой культуры. История права говорит об огромном числе законов и других юридических актов, которые оказывались невыполнимыми и не исполнялись.

Качественно новым явлением в этой области в последние годы стала «приватизация» права и законотворческой деятельности. Практически это находит свое выражение в попытках частных, в том числе «международных» финансовых и торговых корпораций принимать и навязывать государствам свои нормы. Особую активность в данной области проявляют Всемирный банк, Международная торговая организация, Международный валютный фонд. В этот же период значительно активизировалась в этой области деятельность «теоретиков» США, НАТО, Евросоюза и некоторых других объединений. Все они требуют отмены публичного права, упразднения «национальных» (т. е. суверенных) государств и передачи всех вопросов (в том числе военных, оборонных) частным организациям. За такую приватизацию международных отношений народы ряда стран уже заплатили тяжелую плату.

Знание источника права (и соответственно нормы закона) важно потому, что именно реальный источник права определяет многие особенности правовой системы, каждой отрасли права и даже каждой нормы закона. Пока не существовал наемный труд, не было условий для формирования трудового права. Пока трудящиеся своей борьбой не добились выгодных и равноправных условий, трудовое законодательство оставалось неравноправным. Это обстоятельство объясняет и многие особенности отечественного трудового права. Нельзя забывать, что наемный труд у нас стал развиваться только после отмены крепостного права, а трудовое законодательство по существу стало развиваться лишь после 1917 г., а в его современном виде – после 1993 г.

Важно, когда государство принимает трудовое законодательство с учетом лучших мировых достижений. Но, для того чтобы такие нормы повсеместно работали, они должны пройти длительную практику и доказать гражданам свою эффективность и демократичность.

Каждое государство стремится так или иначе выражать и защищать не только частные и групповые интересы, но также и общегосударственный интерес, общую волю. Конечно, здесь многое зависит от характера и содержания правовой и политической культуры самих государственных деятелей. Политические деятели и руководители разных стран по-своему понимают государственный интерес, по-своему пытаются руководить профессиональной деятельностью граждан, работой лиц различных профессий, осуществляют (или поддерживают) обучение необходимых специалистов.

Государство устанавливает обязательные правила и следит за их соблюдением, а в необходимых случаях применяет наказания к нарушителям установленных правил. Во всех этих случаях государство создает правовые, или, точнее, юридические, нормы. В данном случае для нас эти термины равнозначны. Такие нормы подкреплены авторитетом или принуждением со стороны государства.

Конечно, в наше время есть страны, руководители которых во имя своих корыстных интересов применяют силу и даже армию как средство навязывания своей политики и своих «ценностей». Об этом говорит, например, недавнее решение Конгресса США о предоставлении президенту права применять армию против своего народа (2014 г.).

Очевидно, что интересы и потребности граждан, различных групп населения различны. На практике часто возникают конфликты, столкновения интересов. Эти конфликты разрешаются политическими и судебными средствами, главная роль в которых принадлежит умению убеждать другую сторону в ходе переговорного (или судебного) процесса. Убеждение и переубеждение с давних пор применяется юристами, судьями, адвокатами.

Всякая правовая система включает в себя суд, который традиционно является переговорной площадкой для решения конфликтов на основе действующего законодательства. Это не означает, что с каждым вопросом надо обращаться в суд. Правовые системы всегда оставляют решение многих конфликтов на усмотрение самих граждан. Многие конфликты могут быть решены договорным путем, мировым соглашением (для чего у нас создан мировой суд). Главное состоит в том, чтобы решение удовлетворяло всех (или большинство), а это бывает тогда, когда учитываются и не нарушаются интересы сторон. Иными словами, когда решение принимается в условиях действительно современной правовой культуры.

В реальной жизни действуют люди, имеющие самые разные интересы и запросы, в том числе и такие, которые не понимают общего интереса, более того, есть люди, которые не понимают и не хотят понимать даже собственного интереса. Имеются граждане, пытающиеся навязать другим свою субъективную волю, присвоить чужое имущество и т. п. Были в прошлом, наблюдаются и сегодня многочисленные попытки людей, пришедших к власти, принимать законы и проводить политику в своих корыстных целях, нарушающих интересы большинства населения.

Такие действия всегда опираются на пассивность, фатализм населения, на подчиненную правовую и политическую культуру. Как правило, создаваемые подобными приемами правовые и политические системы оказываются неустойчивыми и нередко заканчиваются катастрофой. Только рационально основанное и работающее право может выполнять стабилизирующую и конструктивную роль, обеспечивать поступательное движение общества вперед.

Загрузка...