Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Национально-государственное устройство Российской Федерации. Общая характеристика административного права РФ. Административные правонарушения.
Термин «конституция» (от лат. constitutio – установление) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древней Греции и Древнем Риме. В нынешнем понимании он стал применяться в Новое время, в эпоху буржуазных революций и соответствующих государственно-правовых преобразований.
Конституция – обязательный атрибут и важнейший институт демократии. Действующая Конституция РФ – конституция референдарная, она принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории РФ.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).
Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
• Верховенство
• Учредительный характер
• Легитимность
• Стабильность
• Прямое действие
• Реальность
• Является юридической базой текущего законодательства
• Программность
• Преемственность
Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей.
Конституция РФ состоит из:
♦ Преамбулы,
♦ основной части (1 раздел),
♦ заключительных и переходных положений (2 раздела).
При всем многообразии подходов к понятию конституции ее можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Российская Федерация, согласно ст.5 Конституции 1993 года, состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава
Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.
Виды административных наказаний.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
9) административное приостановление деятельности
Характеристика составов административных проступков, субъектами совершения которых являются медицинские учреждения и медицинские работники:
• Статья 5.37. КоАП РФ «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью»
• Статья 6.2. КоАП РФ «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»
• Статья 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»
• Статья 6.15. КоАП РФ «Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»
Понятие отрасли конституционного права, предмет и метод регулирования. Понятие и признаки правового государства. Конституционный статус личности, основные права и свободы человека и гражданина. Понятие и принципы гражданства.
Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах:
– как отрасль права в системе национального права;
– как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты;
– как учебная дисциплина, основанная на данных науки.
Конституционное право России как отрасль права – составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».
Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России – это понимание того, что не народ существует для государства, а государство существует для народа, чтобы охранять свободу человека и обеспечивать его благополучие. Вместе с тем необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное. Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл конституционного права России.
Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.
Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.
Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих отдельно взятые отрасли права.
Предметом изучения конституционно-правовой науки является ряд правовых явлений:
1) общественные отношения, являющиеся предметам регулирования отрасли конституционного права. Общественные отношения являются первоначальным звеном в построении системы конституционно-правового регулирования. Наука конституционного права изучает общественные отношения с целью содействия наиболее точному определению меры и способов конституционно-правового воздействия на них;
2) нормы отрасли конституционного права. Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционного права, ее институтов;
3) источники отрасли конституционного права – Конституция РФ и иное законодательство Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры, нормы международного права, решения Конституционного Суда Российской федерации. Наука изучает основные свойства каждого вида источников, их соотношение друг с другом, коллизии, возникающие между ними, расположение норм конституционного права в различных источниках;
4) конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая наука изучает правоотношения как результат урегулированности общественных отношений, эффективность воздействия правовых норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного результата. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика государственных органов.
Таким образом, конституционно-правовая наука представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о конституционном праве и общественных отношениях, им регулируемых.
Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет – это общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам; спецификой правового регулирования.
Без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы, какой отрасли подлежат применению. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества – политической, экономической, социальной и др.
Однако это распространяется не на все отношения целиком, а лишь на определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений. Отсюда к предмету конституционного права относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.
Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества – политической, экономической, социальной, в сфере здравоохранения и соцзащиты населения и др.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, собрания избирателей, и др.
Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства – Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
1. Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на воле общества. Выражается в том, что закон имеет высшую юридическую силу, все подзаконные НПА должны соответствовать ему, а должностные лица и граждане строго его исполнять.
2. Разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов – при последовательном проведении в жизнь исключается возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.
Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль играет президент, который имеет право применять отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества, запреты на принятие ее актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью и др.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса и т. п.
3. Взаимная ответственность государства и личности – это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством, как носителем политической власти, гражданином, участником ее осуществления. Установленная в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона в государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.
К ним относятся:
– ответственность правительства перед представительными органами;
– дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
– импичмент и т. п.
В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия.
4. Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными актами и их реальная защищенность – перечень таких прав и свобод провозглашен «Всеобщей декларацией прав и свобод человека», принятой в ООН в 1948 г. (она состоит из 30 статей, которые в значительной степени нашли свое отражение в Конституции РФ).
5. Политический и идеологический плюрализм, – когда различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть цивилизованными методами.
6. Высокий уровень правовой культуры общества.
7. Наличие развитого гражданского общества.
Правовой статус лица – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе.
Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное закрепление основ правового статуса человека и гражданина.
Гражданство – устойчивая правовая связь человека и государства, которая выражается в том, что человек, пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА:
Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности.
Основания приобретения гражданства в Российской Федерации:
• по рождению;
• в результате признания;
• в порядке регистрации;
• в результате приема;
• в результате восстановления;
• путем выбора при изменении государственной принадлежности (оптация).
Принципы правового положения.
Понятие и виды прав человека и прав гражданина.
Всю совокупность конституционных прав и свобод человека и гражданина можно с известной долей условности подразделить на 7 групп.
Обязанности личности:
• Не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;
• Не допускать пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду;
• Не допускать экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию;
• Не наносить ущерба окружающей среде;
• Получить основное общее образование:
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
• Платить законно установленные налоги и сборы;
• Защищать Отечество.
ЗНАТЬ:
– понятие и основные признаки правового государства;
– понятие и признаки правоохранительной системы РФ;
– основы конституционного строя РФ;
– основные права и свободы человека и гражданина в РФ;
– понятие и принципы гражданства в России;
– конституционный статус личности.
УМЕТЬ:
– использовать указанные знания в своей профессиональной деятельности.
ВЛАДЕТЬ:
– методиками толкования нормативных правовых актов и их отдельных норм в правовых системах современности;
– практическим анализом логики различного рода рассуждений.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
– о понятии и признаках правового государства;
– о правоохранительной системе РФ;
– о компетенции правоохранительных органов РФ.
– об отраслях конституционного права РФ, предмете и методах регулирования;
– об основах конституционного строя РФ;
– об основных правах и свободах человека и гражданина в РФ;
– о понятии и принципах гражданства в России;
– о конституционном статусе личности.
Задание 1. Составьте схему «Классификация прав и свобод человека и гражданина».
Задание 2. Составьте схему «Структура федеральных органов исполнительной власти».
Задание 3. Подготовьте сообщения на следующие темы:
1. Международно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Предметы ведения Российской Федерации, Российской Федерации и ее субъектов, субъектов РФ.
3. Особенности федеративного устройства РФ.
4. Порядок формирования высших органов государственной власти в РФ.
5. Местное самоуправление в РФ.
Решите задачи:
1. Президент РФ внес на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру Председателя Правительства. Эта кандидатура была отклонена депутатами. Президент повторно внес ту же кандидатуру, которая вновь была отклонена. Президент внес эту же кандидатуру в третий раз.
Рассмотрите возможные варианты развития этой ситуации.
2. Глава администрации N-ской области издал в целях защиты местного производителя постановление, устанавливающее пошлину за ввоз на территорию области мяса и мясной продукции из других регионов России.
Оцените законность этого постановления.
3. Гражданин России Михеев, будучи в туристической поездке в Париже, совершил неосторожное убийство гражданина Франции. Личность преступника была установлена правоохранительными органами Франции уже после возвращения Михеева в Россию. Франция потребовала выдать преступника для суда и отбывания наказания во Франции.
Какое решение по данному требованию должна принять Российская Федерация?
4. Законодательное Собрание одной из республик РФ приняло закон, устанавливающий на территории региона (с учетом местных традиций и обычаев) брачный возраст для женщин – 14 лет, для мужчин – 16 лет.
В чьем ведении находится семейное законодательство?
Как регулирует этот вопрос Семейный кодекс РФ?
Определите, соответствует ли данный Закон федеральному законодательству?
5. В отношении Иванова было возбуждено уголовное дело. Следователь вызвал в качестве свидетелей супругу и тещу Иванова, однако те отказались давать показания, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ.
Правы ли они?
1. Какой субъект права не может инициировать процесс пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок:
а) Президент РФ;
б) Совет Федерации;
в) Государственная Дума РФ;
г) отдельный депутат Государственной Думы.
2. Каким количеством голосов должны быть одобрены поправки к Конституции РФ в Совете Федерации:
а) простым большинством голосов от общего числа членов;
б) 2/3 от общего числа членов;
в) 3/4 от общего числа членов;
г) единогласно.
3. Укажите государственный орган, который имеет право официально толковать Конституцию РФ:
а) Государственная Дума РФ;
б) Совет Федерации;
в) Президент РФ;
г) Конституционный Суд РФ.
4. Первая глава Конституции РФ 1993 года посвящена:
а) правам и свободам человека и гражданина;
б) федеративному устройству России;
в) основам конституционного строя;
г) конституционным основам судебной власти в РФ.
5. Когда в России был введен институт президентства:
а) в 1991 году;
б) в 1993 году;
в) в 1995 году;
г) верный ответ отсутствует.
6. Президент Российской Федерации является:
а) главой правительства РФ;
б) главой исполнительной власти;
в) главой законодательной власти;
г) главой государства.
7. Выборы Президента РФ назначает:
а) Государственная Дума РФ;
б) Совет Федерации;
в) Конституционный Суд РФ;
г) верный ответ отсутствует.
8. Какой нормативно-правовой акт может быть издан и Президентом РФ, и Правительством Российской Федерации:
а) указ;
б) закон;
в) постановление;
г) распоряжение.
9. Какое количество депутатов Государственной Думы имеет право выступить с инициативой об отрешении президента от должности:
а) не менее одной пятой;
б) не менее четверти;
в) не менее трети;
г) не менее половины.
10. Не позднее какого срока с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ Совет Федерации должен принять решение об его отрешении:
а) не позднее 2 месяцев;
б) не позднее 3 месяцев;
в) не позднее 5 месяцев;
г) не позднее 6 месяцев.
11. С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ и до избрания нового главы государства соответствующие функции временно исполняет:
а) Председатель Совета Федерации;
б) Председатель Государственной Думы;
в) Председатель Правительства;
г) коллективный орган, состоящий из трех перечисленных выше лиц.
12. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации:
а) 2 года;
б) 4 года;
в) б лет;
г) не имеет определенного срока полномочий.
13. Укажите число членов Совета Федерации:
а) 89;
б)178;
в) 225;
г) 450.
14. В каком из перечисленных ниже случаев Конституция РФ не предусматривает совместного заседания Совета Федерации и Государственной Думы:
а) в случае заслушивания посланий Президента РФ;
б) в случае заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;
в) в случае постановки Председателем Правительства РФ вопроса о доверии Правительству;
г) в случае выступления руководителей иностранного государства.
15. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются:
а) комитеты;
б) комиссии;
в) фракции;
г) верный ответ отсутствует.
16. Минимальное число депутатов Государственной Думы, необходимое для регистрации их в качестве депутатской группы, составляет:
а) 10 человек;
б) 15 человек;
в) 25 человек;
г) 35 человек.
17. Кто из перечисленных ниже лиц входит в Совет Государственной Думы с правом решающего голоса:
а) заместители Председателя Государственной Думы РФ;
б) руководители депутатских объединений;
в) председатели комитетов Государственной Думы;
г) все перечисленные выше лица имеют решающий голос.
18. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная Дума не может быть распущена:
а) после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
б) если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;
в) если она в течение трех месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ;
г) если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.
19. Какой из перечисленных ниже органов не обладает правом законодательной инициативы:
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ;
в) Прокуратура РФ;
г) законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
20. Президент РФ подписывает и обнародует законы в течение:
а) 7 дней;
б) 10 дней;
в) 14 дней;
г) 15 дней.
21. Материальное обеспечение члена парламента называется:
а) индемнитет;
б) иммунитет;
в) инвеститура;
г) инаугурация.
22. Глава правительства Российской Федерации называется:
а) премьер-министром РФ;
б) Председателем кабинета министров РФ;
в) Председателем Совета Министров РФ;
г) Председателем Правительства РФ.
23. В течение, какого срока после вступления вновь избранного Президента РФ в должность он обязан представить Государственной Думе предложение о кандидатуре главы правительства:
а) не позднее недели б) не позднее двух недель в) не позднее трех недель г) не позднее одного месяца
24. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности:
а) Председателем Правительства РФ;
б) Президентом РФ;
в) Государственной Думой РФ;
г) верный ответ отсутствует.
25. Какой из перечисленных ниже органов не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ:
а) Российское космическое агентство;
б) Управление делами Президента РФ;
в) Служба внешней разведки Российской Федерации;
г) Совет Безопасности РФ.
26. Какой нормативно-правовой акт может быть издан и Президентом РФ, и Правительством Российской Федерации:
а) указ;
б) закон;
в) постановление;
г) распоряжение.
27. Основной организационно-правовой формой работы Правительства РФ являются:
а) совещания;
б) заседания;
в) сессии;
г) слушания.
28. Кто имеет право отправить правительство РФ в отставку:
а) Государственная Дума РФ;
б) Совет Федерации РФ;
в) Федеральное Собрание РФ;
г) Президент РФ.
29. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:
а) только судами;
б) правоохранительными органами;
в) судами и Министерством юстиции;
г) прокуратурой Российской Федерации.
30. Какие из перечисленных ниже судов являются судами субъектов РФ:
а) верховные суды республик;
б) федеральные арбитражные суды округов;
в) районные суды;
г) мировые судьи.
31. Укажите число судей Конституционного Суда РФ:
а) 9;
б) 10;
в) 15;
г) 19.
32. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность сроком на:
а) 5 лет;
б) 10 лет;
в) 12 лет;
г) занимают свою должность пожизненно.
33. Какие из перечисленных ниже органов являются судами надзорной инстанции:
а) все арбитражные суды, кроме федеральных арбитражных судов округов;
б) Федеральные арбитражные суды округов;
в) Президиум Высшего Арбитражного суда РФ;
г) ни один из перечисленных выше.
34. В какой исторический период понятие «конституция» приобрело современное значение и стало употребляться для обозначения основного закона или системы законов государства:
а) в период древнего мира;
б) в период средневековья;
в) в Новое время;
г) после второй мировой войны.
35. Какой из перечисленных ниже источников права не является источником конституционного права, но служит источником науки конституционного права:
а) акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;
б) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в) указы глав республик в составе Российской Федерации;
г) взгляды, мнения, суждения ученых-правоведов.
36. К какому времени относится появление в России правительственного конституционализма:
а) к началу XVIII века;
б) к 60-м годам XVIII века;
в) к первой четверти XIX века;
г) к началу XX века.
37. Конституционный проект «Южного общества», разработанный П. Пестелем, назывался:
а) «Русская правда»;
б) «Конституция»;
в) «Введение к уложению государственных законов»;
г) «Наказ».
38. По Конституции РСФСР 1918 года выборы были:
а) прямыми, равными, всеобщими, при тайном голосовании;
б) многоступенчатыми, равными, всеобщими при тайном голосовании;
в) многоступенчатыми, равными, не всеобщими при открытом голосовании;
г) многоступенчатыми, неравными, невсеобщими при открытом голосовании.
39. Первая Конституция СССР была принята в:
в) 1922 году;
б) 1924 году;
в) 1925 году;
г) 1927 году.
40. Какая из характеристик российского государства не закреплена в статье 1 Конституции РФ:
а) федеративное;
б) общенародное;
в) правовое;
г) демократическое.
41. Какое из перечисленных ниже прав относится к группе политических прав человека:
а) право на защиту от безработицы;
б) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти;
в) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом;
г) право на свободу и личную неприкосновенность.
42. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается и освобождается:
а) Президентом РФ;
б) Советом Федерации;
в) Государственной Думой РФ;
г) Советом Безопасности РФ.
43. Основным документом, подтверждающим гражданство после 18 лет, в РФ является:
а) свидетельство о рождении;
б) паспорт;
в) водительские права;
г) аттестат о среднем образовании.
44. Укажите, в каком случае ребенку может быть отказано в приеме в гражданство РФ:
а) родители ребенка на момент его рождения являлись гражданами российского государства;
б) родители ребенка на момент его рождения постоянно проживали на территории российского государства, но были апатридами;
в) один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве российского государства;
г) ни в одном из перечисленных выше случаев.
45. Какие из перечисленных ниже лиц могут приобрести гражданство в порядке регистрации:
а) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР;
б) иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие родственников по прямой восходящей линии, состоявших в российском гражданстве по рождению;
в) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;
г) все перечисленные выше категории.
46. В какой из перечисленных ниже ситуаций не допускается выход из гражданства:
а) в случае, если гражданин был принят в гражданство РФ в порядке регистрации;
б) в случае, если только один из родителей ребенка имеет гражданство другой страны;
в) в случае получения гражданином повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу;
г) в случае, если на попечении гражданина находится недееспособное лицо.
47. Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение:
а) 3 лет после приема;
б) 5 лет после приема;
в) 7 лет после приема;
г) 10 лет после приема.
48. Какое из перечисленных ниже суждений является верным:
а) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства;
б) любой гражданин РФ может быть лишен своего гражданства;
в) любой гражданин РФ может быть лишен своего гражданства в случае совершения им преступления, направленного на свержение существующего государственного строя;
г) любой гражданин РФ может быть лишен гражданства только по приговору суда.
49. Парламент Российской Федерации именуется:
а) Государственная Дума;
б) Совет Федерации;
в) Федеральное Собрание РФ;
г) Трёхсторонняя комиссия.
50. Процедуру отстранения от должности Президента РФ может осуществить:
а) Прокуратура РФ;
б) Государственная Дума РФ;
в) Конституционный суд РФ;
г) Верховный суд РФ.
По выполнению программы учебного занятия:
В рабочую тетрадь запишите:
термины и определения, которые были не поняты при изучении раздела;
вопросы, которые возникли при изучении раздела.
Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
Федеративное устройство. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ (функции, полномочия, порядок формирования). Местное самоуправление.
Федеративное устройство России – форма государственного устройства России. Впервые было установлено 5 января 1918 года Всероссийским Учредительным собранием, вскоре после провозглашения Керенским 1 сентября 1917 года республиканской формы правления, которая была также утверждена Учредительным собранием. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения. По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Позднее Россия сохранила федеративное устройство, будучи союзной республикой в составе СССР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика – РСФСР), так и после провозглашения независимости, распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году.
Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом федерации. Согласно статье 5 Конституции России, принятой в 1993 году, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава. Субъекты имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.
Современная Россия унаследовала территорию от РСФСР. В 1992 году регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов, с 1 марта 2008 года, после объединения регионов их количество уменьшилось до 83, а с 18 марта 2014 год, в результате присоединения Республики Крым и города Севастополя к России субъектов в Российской Федерации стало – 85.
Субъекты федерации имеют по два представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.
Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами – Государственной Думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).
Палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно 170 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок – 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
1. для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;
2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
• обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• осуществляет управление федеральной собственностью;
• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.
Правительство России состоит из председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.
Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства.
Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом президента Российской Федерации на основании предложения председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).
В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении президента (так называемые силовые ведомства) и правительства.
Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.