В Православной Церкви каждый день – праздник (день памяти того или иного святого), а каждое воскресенье – малая Пасха. Одновременно с этим Православная Церковь выделяет особое время усиленного молитвенного обращения к Богу, воздержания в пище, время для скорби о своих грехах, для исправления своих недостатков – пост. В период поста верующие усерднее молятся, скромнее питаются и стараются избегать развлечений. Священники в храмах служат в темных облачениях в знак того, что настало время смирения и покаяния. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.
Конечно, молиться и избегать греха следует постоянно, однако пост дает каждому христианину повод задуматься о спасении души и духовно потрудиться.
Все многодневные посты предшествуют большим церковным праздникам, помогая подготовиться к ним. Например, чтобы подготовить свою душу к Пасхе, нужно потрудиться
Великим постом, тогда праздник станет для человека по-настоящему радостным.
Церковь учит, что человек во время поста становится более свободным. Он осознанно старается обходиться без того, от чего не в силах отказаться в обычное время. Христианин получает власть над собой, над своими желаниями и страстями, освобождается от них и становится ближе к Царствию Небесному.
Пост неоднократно упоминается в Ветхом Завете. В законе Моисея было указание только на один пост – однодневный, но очень строгий. В день Великого покаяния верующие ничего не ели (см. Лев. 16, 29–30; 23, 27–33).
Однако ветхозаветные пророки знали и многодневные посты. Например, Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей. Он не ел хлеба и не пил воды, как повествует книга Исход (см. Исх. 34, 28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (см. 3 Цар. 19, 8). Пророк Даниил рассказывает: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел: мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10, 2–3).
Пример соблюдения поста подал Сам Иисус Христос. Прежде чем выйти на проповедь, Он на сорок дней удалился в пустыню. Вот что сказано в Евангелие от Матфея: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 1–4). По образцу этого поста апостолы постановили всем христианам соблюдать Великий пост. Кроме того, по апостольским правилам, христианам следует поститься в среду (день, когда Иуда предал Христа) и пятницу (когда Спаситель страдал и умер на Кресте).
Господь не только подает пример поста, но и указывает, как именно его нужно соблюдать: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям, постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16–18).
Апостол Павел говорил о себе: Много раз был в путешествиях… в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 26–27). Значит, великий проповедник, который много путешествовал, не делал себе послабления в посте, хотя ему приходилось терпеть много трудностей. Причем он призывает верующих, соблюдающих разную меру поста, не осуждать друг друга: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест (Рим. 14, 3).
«Пост – дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте».
«Те, кто в пост воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который ничего не ест, но не перестает грешить».
«Поскольку мы не постились, то изгнаны из рая. Поэтому будем поститься, чтобы снова войти в рай».
Святитель Василий Великий
«Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и бодрым духом молится, угашает злые желания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух».
«Пост и молитва – два крыла, которые легче самого ветра».
«Если не можешь поститься, то можешь не наслаждаться, – а это уже немалое любомудрие, которое недалеко отстоит от поста».
Святитель Иоанн Златоуст
«Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума».
«Неумеренный пост не одобряется святыми отцами».
«Очищенный постом смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и к принятию Божественной благодати».
Святитель Игнатий Брянчанинов
«Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие».
«Пост – не есть досыта, а немножко голодным себя оставлять, чтобы ни мысль, ни сердце не были отягчены».
«Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост…Кто против поста? Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Он пагубен».
«Пост – не цель, а средство».
«Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и все святые
Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста».
Святитель Феофан Затворник
«K чему ведет пост и покаяние? K очищению грехов, к покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься!»
«Пост – хороший учитель. Он скоро дает понять, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо больше того, что требует наша природа».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное – духовного».
Святой праведный Алексий Мечев
В разные времена в различных странах существовали разнообразные формы гастрономического поста. В современной Православной Церкви принято не употреблять в пост определенные продукты. В мягком варианте исключается только мясо. В более строгом – мясо, молочные продукты и яйца. Далее к этому перечню добавляется рыба, затем – морепродукты, потом – вино и растительное масло.
Монастырский устав, которому на Руси довольно часто следуют миряне, в некоторые дни предписывает есть только сырую пищу (фрукты, овощи), а несколько дней в году провести на хлебе и воде или вовсе ничего не есть.
Некоторые люди необдуманно и поспешно начинают безмерно поститься. Их пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: человек или расстраивает свое здоровье, или от голода становится нетерпелив и раздражителен, в результате он без толку злится на всех и на все. Либо же пост довольно скоро становится для него невыносимым, и он перестает поститься.
Готовясь к посту, необходимо посоветоваться со священником о том, какую меру поста для себя установить. Порой мы слишком жалеем себя, делая неоправданные послабления, а иногда, наоборот, берем на себя слишком много. Опытный священник поможет избежать любых крайностей. Конечно, человеку, который страдает пристрастием к спиртному, он строго запретит «постные» пиво и водку, а ребенка, вероятно, благословит есть творог вместо шоколадки (даже если она постная). В некоторых случаях пищевые ограничения заменяют какими-то другими, чтобы христианин не лишался возможности потрудиться во время поста, на что указывал святитель Иоанн Златоуст: «Кроме воздержания от пищи есть много путей… Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть больше подает милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть напряженно старается слушать слово Божие, пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из своей души всякое памятозлобие».
Чтобы расположение к посту стало прочным, важно приучать себя к нему не спеша, осознанно и постепенно. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, чтобы больше уже нельзя сокращать свое питание, не подвергаясь ослаблению, изнурению, неспособности к делу. Поститься нужно так, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21,34).
Заговением называют последний день перед началом поста, когда верующие доедают оставшиеся скоромные продукты и готовятся говеть – давно известно, что резкая смена пищевого режима не полезна для здоровья. Поэтому подготовка к посту (например, заговенье на Великий пост, или Масленица) длится целую неделю. В это время мясо уже не едят, но употребляют всевозможные молочные продукты и рыбу. Говение – период усердного поста, время, когда христиане как можно чаще ходят в храм, строже следят за собой и готовятся к исповеди и причастию.
Когда А.С. Пушкин пишет о семье Лариных «два раза в год они говели» («Евгений Онегин», гл. 2, строфа 35), это означает, что две недели в году вся семья ежедневно посещала храм Божий, строго постилась, а в конце недели исповедовалась и причащалась Святых Таин. В наше время принято причащаться чаще, чем в XIX веке; в этом случае говение бывает не таким строгим. Действует принцип: «Чем реже причащаюсь, тем дольше и строже готовлюсь к принятию Святых Таин».
Поститься следует:
• каждую среду и пятницу;
• в четыре многодневных поста: Великий (перед Пасхой), Рождественский (перед Рождеством Христовым), Успенский (перед Успением Пресвятой Богородицы) и Петровский (до 11 июля перед днем памяти апостолов Петра и Павла), подробнее о них будет рассказано ниже;
• в три однодневных поста: Крещенский сочельник (18 января), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
Частично или даже полностью освобождаются от пищевого поста:
• дети до 7 лет:
• болеющие (если скоромные продукты необходимы им для выздоровления);
• путешествующие (так как не всегда предоставляется возможность выбирать еду);
• в гостях (так как положено есть то, что подают к столу, однако по-настоящему заботливые хозяева обязательно приготовят для постящихся парочку постных праздничных блюд (см. с. 319).
По благословению священника можно соблюдать пост не строго. Часто послабления делаются для учащихся, которым разрешается рыба, так как в ней содержатся необходимые для умственной деятельности вещества.
Пост отменяется во время сплошных седмиц: Масленицы (перед Великим постом), Светлой седмицы (после Пасхи), Троицкой седмицы (после Троицы), Святок (с Рождества до 17 января) и Седмицы мытаря и фарисея (за неделю перед Масленицей). Впрочем, во время Масленицы мясных продуктов уже не едят.
Пост также отменяется, когда среда или пятница совпадает с праздником Рождества Христова (7 января) и Крещения (19 января). Кроме того, в праздники Сретения (15 февраля), Преображения Господня (19 августа), Успения (28 августа), Рождества (21 сентября) и Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), Введения Ее во храм (4 декабря), Рождества Иоанна Предтечи (7 июля), апостолов Петра и Павла (12 июля), случившиеся в среду и пятницу, разрешается рыба.
Православный календарь (по монастырскому уставу) постов и трапез
Сухоядение означает, что в такие дни верующие христиане должны ограничить меню сырыми, сушеными или солеными овощами и свежими либо консервированными фруктами. Разрешены также хлеб и хлебобулочные изделия (не сдобные!), салаты без масла, а в некоторых епархиях – квас и печеные охлажденные овощи.
Горячая пища без масла (варение без елея) означает, что в такие дни можно сварить и поесть горячей похлебки, супа-пюре или щей. Можно приготовить горячие овощные, бобовые или грибные блюда, а также салаты или каши, не заправляя их растительным маслом.
Горячая пища с маслом (разрешение на елей) – приготовление постных блюд по обычным кулинарным рецептам. Каши, борщи, грибные и овощные блюда, а также блюда из бобовых можно есть как в горячем, так и в холодном виде, добавляя по вкусу ароматизированное, рафинированное или обычное растительное масло.
Горячая пища с маслом и рыбой (разрешение на рыбу) – постный праздник. В такие дни разрешено есть рыбу, морепродукты, грибы и овощи, крупы и бобовые в любом сочетании, соблюдая условие: все готовится только на растительном масле.
Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи. Он делится на непосредственно пост (6 недель), установленный в память о сорокадневном пребывании Христа в пустыни, и примкнувшую к нему Страстную седмицу, когда верующие день за днем сопереживают событиям последних земных дней Господа. Великому посту предшествует Сыропустная неделя (Масленица), когда уже не едят мясо и птицу, но еще разрешены молочные продукты и рыба.
Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) приходится на Великий пост, то в этот день разрешается рыба.
Первая седмица
Первая неделя Великого поста – время особенно усердной молитвы. В первые четыре дня вечером за богослужением читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Монастырский устав в Первую седмицу запрещает не только мясо, молоко, яйца и рыбу, но также растительное масло и вино. В понедельник, среду и пятницу предписывается сыроядение: овощи, фрукты, орехи. Кроме того, в первую неделю рекомендуется избегать сладкой и вкусной еды.
В первое воскресение Великого поста отмечается праздник Торжества Православия, в который Церковь вспоминает победу Православного вероучения над ересью иконоборцев.
Вторая седмица
Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке, – ревностного поборника монашеской жизни. Суббота второй недели называется Родительской: в этот день поминают всех умерших.
Третья седмица
В конце третьей седмицы в субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест; верующие благоговейно кланяются ему. В воскресный день и всю последующую неделю совершается поклонение Кресту Господню, которое напоминает о том, что спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий. Эта неделя называется Крестопоклонной.
Четвертая седмица
В четвертое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря. Им в VII веке была написана удивительная книга «Лествица», которую православные христиане с большой пользой читают до сих пор.
Пятая седмица
В четверг пятой седмицы – особое долгое вечернее богослужение: «стояние Марии
Египетской» (или «Мариино стояние»). В воскресенье справляется праздник этой святой, которая дала всем образец истинного покаяния. Накануне, в субботу, – праздник Похвала Пресвятой Богородицы.
Шестая седмица
Фактически сорокадневный Великий пост заканчивается уже в пятницу этой недели, но время пасхальной радости еще не наступило: следующие дни окрашены предчувствием Иудиного предательства и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. В субботу вспоминается воскрешение Лазаря четверодневного, которого Спаситель вернул к жизни через 4 дня после кончины. В этот день на трапезе разрешается не только растительное масло, но и рыбная икра. В воскресенье верующие собираются в храм с вербами на двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В этот день, когда Господь торжественно въехал в святой город, Устав позволяет верующим есть рыбу.
Страстная седмица
В дни перед Пасхой – Страстную седмицу – вспоминаются Страсти Господни и вся Церковь страдает вместе с Христом. Верующие соблюдают строгий пост: как и в первую неделю, постящиеся по монастырскому уставу не употребляют растительное масло, вино, сладкое.
Особенно важны последние дни Страстной недели: в Великий четверг вспоминается установление Причастия (Тайная Вечеря), в Великий пяток – распятие и погребение Спасителя, в Великую субботу – Его телесное пребывание во Гробе.
Поскольку Великий пяток – самый грустный день в году, некоторые верующие в этот день вообще ничего не едят, другие – ограничиваются хлебом и водой, третьи – только самым необходимым.
По преданию, начало Рождественскому посту положила Сама Богородица, которая постилась прежде, чем родить Спасителя.
Рождественский пост – второй по значимости и менее строгий, чем Великий. Он начинается 28 ноября и длится 40 дней до 6 января включительно. Особенно строгий пост соблюдают 6 января, в рождественский Сочельник. Это название происходит от слова «сочиво» – каша на воде, политая ягодным соком, которую раньше ели вечером этого дня. Вечером, потому что в этот день ничего не едят «до первой звезды». Рождественский пост называют также Филипповским, потому что в последний день перед постом (27 ноября) Церковь вспоминает апостола Филиппа. Рождественский пост делится на периоды: до 1 января во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается есть рыбу, а начиная со 2 января пост становится более строгим.
Петров, или Апостольский, пост установлен в память святых апостолов Петра и Павла, которые постились, готовясь к Евангельской проповеди. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы, через 51 день после Пасхи. В зависимости от даты празднования Пасхи длительность поста различна: от восьми дней до шести недель, но он всегда оканчивается в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля, когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум».
Петровский пост, как и Рождественский, не очень строгий: рыбу разрешается есть во все дни, кроме среды и пятницы. Х.огда день Петра и Павла попадает на среду и пятницу, то пост сохраняется – мясное, яйца и молочное не употребляют, но можно есть рыбу.
Начало Петрова поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях и часто упоминается с IV века.
Успенский пост установлен в память о Божией Матери. Он начинается 14 августа и длится до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Если Успение приходится на среду или пятницу, то мясо и молоко есть нельзя, но разрешается рыба.
Успенский пост короткий, но такой же строгий, как и Великий. Рыбу употребляют только один раз: в праздник Преображения Господня (19 августа). Начало поста отмечает день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник в народе называют Первым (или Медовым) Спасом. Второй (или Яблочный) Спас – праздник Преображения. Хлебный (или Ореховый) Спас – праздник в честь Спаса Нерукотворного, который отмечают после Успения 29 августа. K этому дню поспевают орехи, а крестьяне заканчивают уборку хлеба.
В 1116 году князь Владимир Мономах с сыновьями пошел походом к Минску на князя Глеба Всеславича. Глеб увидел, что силы неравны, и выслал послов, прося мира. Как сообщает «Повесть временных лет», Владимир Мономах «пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним».
В 1395 году для защиты от татар в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери. В эти дни во всех храмах служили молебны, верующие соблюдали пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до XX века: православные постились в разгар Первой мировой войны в августе 1915 года и в 1918 году во время новой «смуты» по благословению Патриарха Московского и всея России Тихона.
Царь Алексей Михайлович был очень благочестив, не любил роскоши и тщательно соблюдал посты. И в обычные дни он не злоупотреблял изысканными кушаньями, а уж в постные подавал всем подданным пример воздержания. «В Великий и Успенский посты, – писал его современник, – готовятся яства: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые – сырые и гретые, и ягодные яства, без масла – кроме дня Благовещения. И ест царь в те посты, в воскресенье, во вторник, в четверг, в субботу один раз в день, а пьет квас; в понедельник, и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, кроме своих и царицыных, и царевичевых, и царевниных именин».
Однажды великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был приглашен во дворец императрицы Екатерины II. За обедом он оживленно беседовал с другими гостями, но не прикасался ни к одному блюду. Заметив это, Екатерина спросила его о причине такого поведения.
– Он у нас, матушка-государыня, великий постник, – ответил за Суворова князь Потемкин, – ведь сегодня Сочельник, он до звезды есть не будет.
Императрица, подозвала пажа, пошептала ему что-то на ухо. Паж ушел и через минуту возвратился с небольшим футляром, в котором находилась бриллиантовая орденская звезда. Императрица вручила орден Суворову, прибавив, что теперь-то он может пообедать вместе с нею.
Готовясь к посту, важно помнить, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением зрелищных мероприятий. Пост – не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься с помощью молитвы и покаяния.
Одной старушке по состоянию здоровья и по другим причинам (для нее готовили неверующие родственники) очень трудно было соблюдать пост в пище. Перед Великим постом она пришла к священнику и рассказала ему о своих обстоятельствах. «Ну что ж, – сказал батюшка, – ешьте постом, что Бог пошлет, но ни в коем случае не смотрите телевизор!» После Пасхи старушка подошла к священнику и воскликнула: «Я никогда в жизни так не постилась!» Оказалось, что избавиться от дурной привычки все время сидеть перед экраном порой труднее, чем не есть мясного и молочного.
Один автолюбитель стал перед постом объяснять священнику, что здоровье и работа не позволяют ему соблюдать гастрономический пост. «Да, здесь вам можно сделать послабление, – сказал батюшка. – Но зато вы должны будете весь пост строго соблюдать все правила дорожного движения. Думаю, вам даже будет труднее никогда не превышать скорость и пропускать пешеходов, чем обходиться без сыра и колбасы».
«Я ничего не знаю о православном посте. Вы можете в двух словах объяснить его главный принцип?» – спросил у священника один нецерковный человек. «Не нужно себя радовать!» – ответил батюшка.
Другой священник любил говорить: «Конечно, важно постом не есть мяса, но гораздо важнее не есть поедом своих ближних!»