Пост в среду и пятницу хранится Церковью в знак великого почтения верующих к страданию и смерти Господа. Пост, установленный в среду, свидетельствует о благоговении перед воспоминаниями о предании Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу – о воспоминаниях о самих Его страданиях и смерти.
Древние христиане называли среду и пятницу днями стояний. Так же назывался и пост в соединении с молитвой, так как почитатель Господа Бога нашего должен жизнь свою видеть стражей Господней, а себя – воином Христовым, ведущим непрерывную борьбу не с плотью и кровью, а с душевной злобой, и после победы возрадовавшимся венцу вечной блаженной жизни (см. Ефес. 6, 11–17; 2 Тимоф. 2, 3). Афанасий Великий взывал к верующим: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».
Пост в среду и пятницу установлен в древние времена христианской веры, его соблюдение предписано в 69 Апостольском правиле: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Кроме того, о важности этих седмичных постов свидетельствуют и многие древние писатели Церкви: Тертуллиан, Епифаний Кипрский, Климент Александрийский, Игнатий Богоносец, Ориген.
Пост в среду и пятницу не менее важен, нежели другие посты. Православная Церковь устанавливает правило о соблюдении этих постов и не одобряет беспричинно нарушающих. Хоть этот пост и сопоставляется в 69 апостольском правиле с Четыредесятницей, все же он не так строг, как Великий пост. Существуют некоторые особые предписания относительно питания в эти дни:
• Летний и осенний мясоеды (промежуток времени между Петровым постом – Успенским постом и Успенским постом – Рождественским постом). В эти периоды среда и пятница – время строгого поста;
• Зимний и весенний мясоеды (Рождество – Великий пост, Пасха – Троица) означают, что в пятницу и среду можно употреблять рыбу;
• В случае, если праздники (Сретение Господне, Преображение Господне, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи, праздник Петра и Павла, праздник Иоанна Богослова) попадают на среду и пятницу, также разрешается включить в меню рыбу;
• В случае, если Великие праздники (Рождество Христово и Крещение Господне) попадают на среду и пятницу, пост в эти дни отменяется.
• В случае, если сочельник Рождества Христова, который также ознаменовывается строгим постом, попадает на субботу или воскресение, можно употреблять пищу с растительным маслом.
Крещенский сочельник – 18 января, это день перед Крещением Господнем. Также этот день имеет название «Канун Крещения Господня» или «Навечерие праздника Богоявления Господня». В этот день все православные готовят себя к освящению водой и очищению.
Пост в Крещенский сочельник – один из самых древних постов. Сохранилось упоминание о нем в IV веке нашей эры Филистария и Феофила Александрийского. Причина повсеместного распространения этого поста в таинстве крещения, совершавшемся в древности именно в этот праздник. Поэтому, помимо молитв, таинства крещения и причастия уже в те времена сопровождали постом. Кроме этого, к соблюдению поста в навечерие праздника Богоявления Господня побуждает и желание очиститься и отведать святой воды, предваряя это таинство отказу от пищи.
В Крещенский сочельник, так же, как и в Рождественский, нужно отказаться от мяса, рыбы, молочных продуктов и употреблять исключительно растительную пищу, заправленную подсолнечным, оливковым или каким-либо другим растительным маслом.
Усекновение главы Иоанна Предтечи, или день смерти Иоанна Крестителя и благоговения о ней. В знак памяти и почитания жизни, смерти, страданий святого Церковь установила пост 11 сентября, в день смерти святого Иоанна, который питался во время скитаний по пустыне лишь акридами и медом.
«Глава Предтечева усечена была на пиру, где было плясание блудныя плясавицы, и чревоугодие, и заклание, и кровопролитие различных животных: и нам посему не подобает вкушать ни от единого от таковых животных, из них же кровь изливается, ниже рыб, ибо и они кровь имеют, хотя и в воде живут, и от тваей животных суть, да не явимся сообщниками Иродовому чревоугодию. Как можем мы почтить честное усекновение Крестителево? Станем ли есть мясо или иные различные брашна? Он жил в пустыне безводной и безтравной: ни хлеба не ел, ни трапезы не имел! Вино ли пием? Он никогда не пил вина, ни инаго пития мирского! Итак, братия, усердно почтим день сей молитвою и постом».
В уставе Саввы Освященного написано, что пост в этот день, день памяти Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами». Пост в этот день должен, согласно церковному уставу, состоять не только из отказа от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.
День 27 сентября – день памяти о страданиях распятого Иисуса Христа ради спасения людей. Этот день должен проводиться в молитвах, служении, искуплении грехов и, разумеется, посте. Распятие напоминает нам о трагическом происшествии на горе Голгофе. В этот день, стремясь напомнить о страданиях Господа нашего, Церковь установила пост, склоняющий к покаянию и сокрушению.
Пост в день Воздвижения Креста Господня Уставом Церкви положено употреблять только растительную пищу и масло, а «сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися».
Сплошные седмицы (недели) означают, что поста по средам и пятницам в это время нет. Такие недели установлены Церковью в качестве отдыха до или после многодневного поста. Таких седмиц в году всего пять:
1. Святки. Седмица длится 11 дней, с 7 до 18 января, то есть с Рождества Христова до Крещения Господня.
2. Мытаря и фарисея. Неделя, идущая за две недели до Великого поста.
3. Сырная (Масленица). Неделя, предшествующая непосредственно Великому посту. Всю эту седмицу до трапезы допускаются яйца, рыба, молочные продукты, но не допускается мясо.
4. Пасхальная (Светлая). Эта седмица – неделя после Великой Пасхи.
5. Троицкая. Седмица-неделя перед Петровым постом, ознаменовывающая окончание праздника Троицы.