Мч. Вонифатия Тарсийского; прав. Аглаиды Римской, прп. Илии Муромца, чудотворца Печерского; мчч. Илии, Прова, Ариса, Полиевкта, Тимофея; свтт. Вонифатия Милостивого и Григория, еп. Омиритского
Молитва о спасении России
Господи Иисусе Христе, Боже наш!
Прими от нас, недостойных рабов Твоих, усердное моление сие и, простив нам вся согрешения наша, помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делам их, но по великой милости Твоей обрати их: неверных ко правоверию и благочестию, верных же во еже уклонитися от зла и творити благое. Нас же всех и Церковь Твою Святую, всесильною Твоею крепостию от всякого злаго обстояния милостиво избави. Страждущую землю Русскую от лютых враг видимых и невидимых свободи и воскреси святую православную Русь, верных же рабов Твоих, в скорби и печали день и ночь вопиющих к Тебе, многоболезненный вопль услыши, многомилостиве Боже наш, и изведи из истления живот их. Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людям Твоим, их же Честною Кровию искупил еси. Но и отступившим от Тебе и Тебе не ищущим явлен буди, во еже ни единому от них не погибнути, но всем им спастися и в разум истины приити, да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославят Пречестное Имя Твое, терпеливодушне, незлобивее Господи, во веки веков. Аминь.
Предпразднество Рождества Христова
Сщмч. Игнатия Богоносца; прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворца
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Иван Ильич Сергиев, впоследствии известный как протоиерей Иоанн Кронштадтский, родился в семье сельского священника 19 октября 1829 года. Подобно Сергию Радонежскому, он испытывал затруднения в учебе, но благодаря неустанным молитвам стал лучшим учеником. Поначалу его увлекала идея миссионерства, но к последнему курсу Академии Иван Сергиев понял, что русский народ нуждается в христианском просвещении не меньше язычников и иноверцев. С началом своей службы в Кронштадте отец Иоанн развернул широкую благотворительную деятельность. Разносторонняя помощь оказывалась при этом не только православным христианам, но всем нуждающимся, вне зависимости от вероисповедания.
Предпразднество Рождества Христова
Свт. Петра, митр. Московского; мц. Иулиании и иже с ней; прав. Иулиании Вяземской, блгв. кн.
Бог есть любовь
Бог есть любовь, и это значит, что ничто не может нарушить Его любви. Поэтому Бог не перестает помогать падшему человеку исполнять свое предназначение, избавляя его, прежде всего, от рабства дьяволу и греху. Милостиво способствуя этому, Бог не отнимает у человека и прежних даров Своей любви, и среди них раз и навсегда дарованной свободы. Человек пал по своей воле; по своей воле он должен и встать. Чтобы это стало возможным, при наличии совершенно необходимой Божественной помощи Бог пожелал Сам приблизиться к отпавшему от Него человеку так, чтобы тот, не боясь Его, мог бы вновь свободно сделать свой выбор и вернуться к Богу.
Сын Божий стал Сыном Человеческим для того, чтобы сделать сынов человеческих сынами Божиими. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Бессмертный принимает образ смертного, чтобы смертному дать бессмертие.
Предпразднество Рождества Христова
Вмц. Анастасии Узорешительницы; мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода и иных; новомч. Бориса Талантова
Великомученица Анастасия Узорешительница
Великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме ок. 304 г. и известна тем, что жила в домашнем заключении по воле своего мужа, не принявшего христианства. При жизни великомученица Анастасия посещала тюрьмы, где старалась по возможности выкупить или хотя бы облегчить судьбу узников-христиан, принося им еду, питье, одежду и врачуя их. Когда власти узнали, что она исповедует веру Христову, ее бросили в заточение, а затем хотели сжечь, но Бог взял святую к Себе прежде, чем успели разжечь огонь. С тех пор святой великомученице Анастасии молятся о помощи находящимся в заключении.
Предпразднество Рождества Христова
10 мчч. критских: Феодула, Саторнина и иже с ними; свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского; прп. Нифонта, еп. Кипрского
День ангела
Днем ангела считается день памяти святого, совпадающий с днем рождения или следующий сразу за ним.
Январь
Антон – 21 (8), 30 (17), Василий – 14 (1), Вениамин – 27 (14), Георгий – 21 (8), Григорий – 1 (19 дек.), 18 (5), 21 (8), 23 (10), Денис – 17 (4), Иван – 11 (29 дек.), 20 (7), 28 (15), Илья – 1 (19 дек.), 21 (8), 27 (14), Кирилл – 31 (18), Константин – 8 (26 дек.), Максим – 29 (16), Марк – 11 (29 дек.), 17 (4), 27 (14), Михаил – 24 (11), Николай – 6 (24 дек.), Павел – 5 (23 дек.), 23 (10), 27 (14), 28 (15), Петр – 3 (21 дек.), 10 (28 дек.), 22 (9), 25 (12), 26 (13), 29 (16), Родион – 17 (4), Сергей – 27 (14), Тимофей – 1 (19 дек.), 17 (4), Федор – 9 (27 дек.), Филипп – 17 (4), 22 (9), Яков – 17 (4), 26 (13).
Анастасия – 4 (22 дек.), Евгения – 6 (24 дек.), Клавдия – 6 (24 дек.), Нина – 27 (14), Татьяна – 25 (12).
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник); прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии; прп. Николая, монаха
Сочельник
День, предшествующий празднику Рождества Христова, именуется Церковью Рождественским сочельником. Это день строгого поста, время приготовления православных христиан к великому и светлому празднику Рождения Богомладенца. Название «сочельник» происходит от слова «сочиво», это особое постное блюдо, которое готовят в этот день,– пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. В этот день ничего не едят до появления в небе первой звезды – в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Иисуса Христа. Сочельником заканчивается Рождественский пост.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Прпмч. Ионы и с ним 50 монахов и мирян; новосщмч. пресв. Леонида Серебренникова и Марии Кияновской
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Сегодня Рождество Христово отмечают Русская, Грузинская православная церковь, а также восточно-католические и древневосточные церкви, то есть те церкви, которые не перешли с юлианского календаря на грегорианский и продолжают жить по старому стилю. Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме, в пещере. Во время рождения Христа над пещерой взошла звезда, по ее положению об этом событии узнали три волхва. Первыми пришли поклониться Богочеловеку пастухи, которым о рождении Иисуса возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну.
Собор Пресвятой Богородицы. Попразднество Рождества Христова
Память святых богоотцов Иоакима и Анны; прав. Иосифа Обручника; сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; икон Божией Матери «В родах помощница», «Блаженное чрево», «Милостивая»
Собор Пресвятой Богородицы.
Память святых богоотцев Иоакима и Анны
Следующий после Рождества день – это день Богородицы. В этот день чествуют женщин, категорически запрещается работать беременным. Святые праведные Иоаким и Анна – родители Богоматери, Пресвятой Девы Марии, дожившие бездетно до старости, но не устававшие молить Господа о ниспослании им родительского счастья. К ним обращают молитвы все те семейные пары, которые хотели бы иметь ребенка.
Попразднество Рождества Христова
Ап. первомч. и архидиакона Стефана; прп. Феодора Начертанного; свт. Феодора, архиеп. Константинопольского
Рождественские святки
Рождественские святки – это период сплошных ежедневных праздников от Рождества до Крещения. До принятия христианства Святки были праздником одного из языческих верховных богов, Святовита. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Но практически все зимние праздники не только шумные, карнавальные, особенно веселые, но и таинственные, волшебные. Все они так или иначе связаны с переходом в будущее. Рождество и Крещение – начало новой эпохи, Новый год – начало нового времени.
Попразднество Рождества Христова
20 000 мчч. в Никомидии сожженных; мцц. Агафии, Домны и иных; ап. от 70 Никанора, диакона; прп. Симона Мироточивого; новосщмч. Никодима (Кононова)
Уникальность христианства
«Христианство не новая этика, а новая жизнь, которая приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом.
Ничто не доказывает абсолютность христианства, кроме одного: кроме Иисуса Христа.
Христианство потому уникально, что уникален Христос.
Иисус Христос – это человеческий лик Бесконечного. Неизъяснимого. Необъятного. Неисповедимого. Безымянного.
Заметьте, что Он не оставил христианству ни одной написанной строчки – как Платон, который оставил нам свои диалоги.
Он не оставил нам скрижалей, на которых начертан Закон,– как Моисей оставил скрижали.
Он не продиктовал Коран, как Мохаммед.
Он не образовал ордена, как сделал Гаутама Будда.
Но Он сказал: «Я с вами остаюсь во все дни до скончания века. Я не оставлю вас сиротами, но приду к вам».
Александр Мень.
Попразднество Рождества Христова
14 000 мчч. младенцев, за Христа от Ирода в Вифлееме избиенных; прп. Марка Гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники в православной традиции совершаются в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятой Его Матери, а потому разделяются на господские и богородичные. Исключение составляет Сретение Господне, так как по традиции это праздник как Христа, так и Богородицы.
Господские праздники посвящены Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы. Это Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица и Преображение. Богородичные праздники посвящены Богоматери. Это Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение и Успение.
Всего этих праздников двенадцать, поэтому они и называются двунадесятыми. Двунадесятые праздники имеют особые дни: предпразднество, попразднество и отдание праздника. Дни предпразднества подготавливают праздник. Попразднество – это продолжение праздника. Отдание праздника – последний день праздника, который отличается особой торжественностью богослужения.
Свт. Макария, митр. Московского; мц. Анисии Солунской; прп. Зотика-пресвитера, Сиропитателя; прп. Феодоры; мч. Филетера; ап. от 70 Тимона
Дни памяти святых
Дни памяти мучеников – это дни их «рождения» в вечную жизнь. Традиция дней памяти восходит к актам мученичества, когда люди из ближайшего окружения мученика ходили на место его погребения или туда, где он совершил подвиг мученичества, вспоминали о нем и устраивали поминальные трапезы. Постепенно традиция праздновать дни памяти мучеников распространилась и на святых подвижников, богословов и церковных строителей.
Отдание праздника Рождества Христова
Прп. Мелании Римляныни; прп. Геласия, монаха Палестинского; прп. Гаия, монаха; прп. Феофилакта Охридского
Праздники переходящие и непереходящие
В православной церкви существуют праздники, даты которых ежегодно перемещаются. Это так называемые переходящие праздники, связанные с Воскрешением Христовым. Пасху празднуют в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия (21 марта). В современном христианском календаре дата Пасхи, как правило, «плавает» в пределах 35 дней, так как весеннее полнолуние бывает в промежутке от 4 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля). Среди двунадесятых праздников переходящими являются Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
Обрезание Господне
Свт. Василия Великого; мч. Василия Анкирского
Обрезание Господне
Евангельское предание гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству крещения, прообразом которого он и являлся.
Предпразднество Богоявления
Прп. Серафима Саровского, чудотворца; свт. Сильвестра, папы римского; прп. Сильвестра Печерского
Преподобный Серафим Саровский (1)
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 г. в городе Курске в благочестивой купеческой семье. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Прохор спасался в Саровской Успенской пустыни, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известной строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. 18 августа 1786 г. послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 г. был посвящен в сан иеродиакона.
В 1793 г. святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келии на берегу реки Саровки.
Предпразднество Богоявления
Прор. Малахии; мч. Гордия
Что такое религия и что такое вера
Вера – это глубокое убеждение в реальности того, что не дано во внешней очевидности или в исчерпывающем доказательстве. Вера, по Библии,– это всецелое доверие Богу, убеждение в Его благости, надежда на Него, вера в спасающую силу Христа.
Религия включает в себя формы, в которые облекается вера,– мо,литвословия, обряды, каноны. Для духовной жизни они служат средством общения с Богом и средством единения верующих.
Предпразднество Богоявления
Собор 70 апостолов; мчч. Афанасия и Зосимы
Преподобный Серафим Саровский (2)
Преподобный возложил на себя подвиг столпничества: тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». На него напали разбойники и нанесли ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и исцелила его. По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 г., после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. В 1833 г. преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери. С тех пор по молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле.
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
Прп. Синклитикии; прп. Аполлинарии; прп. Феоктиста; прп. Григория Акритского; прор. Михея
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
Крещенский сочельник – канун великого праздника, когда по традиции в православных храмах в первый раз совершается чин великого освящения воды. По церковному уставу, верующие в этот день постятся и не вкушают никакой пищи до освящения воды. Разрешается только блюдо из вареных круп, так называемое сочиво. В храмах совершаются особые молитвы о ниспослании воде благодатной силы, после чего священник троекратно погружает в воду крест. Это водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о крещении Спасителя в Иордане.
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Свщмч. Романа; прп. Лаврентия Черниговского; нвмчч. пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Праздник установлен в память о крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча, своей проповедью подготовлявший народ к принятию Спасителя. Праздник называется Богоявлением, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане «Бог Отец свидетельствовал и Бог Дух Святой сошел в виде голубя». В память о том, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Иисус, в праздник Крещения Господня, так же как и накануне, совершают Великое водосвятие. Православные христиане бережно сохраняют в домах крещенскую воду в течение всего года, и вода эта всегда остается свежей. Крещенскую воду пьют ради исцеления и очищения, ею окропляют жилища. Существует поверье, по которому человек, крестившийся в праздник Крещения Господня, будет счастлив всю жизнь.
Обрезание и крещение
Обрезание – это обряд, касающийся еврейского народа, он был введен Богом для его самоидентификации, чтобы этот народ не растворился среди других народов Земли. Крещение же – это таинство, которое должен совершить человек, уверовавший во Христа, в библейского Бога. Этот человек может быть как евреем, так и неевреем. Таким образом, крещение и обрезание – это два совершенно различных действа, имеющих совершенно разные смыслы.
Попразднество Богоявления.
Прп. Георгия Хозевита и Емилиана-исповедника; прп. Домники Константинопольской; прп. Паисия Угличского; прп. Григория Печерского
Водосвятие в Крещенский сочельник
Распространено заблуждение, что великое водосвятие совершается только в праздник Крещения. На самом деле великое освящение воды происходит как в Крещенский сочельник, так и в само Крещение, то есть 18 и 19 января соответственно. Крещенская вода называется Великой агиасмой, то есть великой святыней. Сам же праздник получил название Водокрещи, так как в этот день совершались водосвятия на реках и озерах. Целыми семьями ходили «на Иордан», как называли предки этот обряд, во время которого крест опускали в прорубь и совершали молебен с крестным ходом. Накануне праздника Богоявления соблюдают такой же строгий пост, как и в канун Рождества Христова.
Попразднество Богоявления
Мч. Полиевкта; свт. Филиппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца; прор. Самея; свт. Петра; прп. Евстратия; мчч. Антонины, Никандра, Захарии, Пантелеймона
О церковном календаре
Оба календаря – юлианский и григорианский – неточны. Юлианский ближе к звездному году (движение Солнечной системы относительно неподвижных звезд). Григорианский точнее учитывает движение Земли относительно Солнца, но иногда он нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи – случается, что Пасха по григорианскому календарю приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами христианства. Поэтому Русская православная церковь придерживается юлианского календаря.
Попразднество Богоявления
Свтт. Феофана, Григория, еп. Нисского; прпп. Дометиана, Маркиана, Павла; прп. Макария Писемского
Свечи
Во время молитвы, будь то соборная молитва в церкви или молитва в стенах собственного дома, всегда зажигают свечи или хотя бы одну свечу. Свеча – наша малая жертва Богу. Чистый воск свечи означает чистоту людей, его приносящих, а его мягкость и податливость показывают нашу готовность к послушанию Богу. Пламя же свечи, ее горение, символизирует очищение человека огнем Божественной любви. Ставить свечу перед иконой в церкви надо с сердечным теплом, с молитвой, пусть даже самой простой и короткой.
Попразднество Богоявления
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника; прп. Михаила Клопского, Новгородского; прп. Феодосия Антиохийского; Елецкой иконы Божией Матери.
Приготовительные недели
Неделей на богослужебном языке называется воскресный день (от слов «не делать», то есть этот день должен быть посвящен Богу). Семь дней светской недели по-церковному называются седмицей. Неделя – первый день седмицы. Недели приготовительные – воскресенья, в которые проводятся богослужения перед Великим постом. Всего их четыре. 1) Неделя о мытаре и фарисее, на богослужениях которой вспоминается притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9—14). 2) Неделя о блудном сыне (Лк. 15, 11—32). 3) Неделя о Страшном суде (мясопустная) – воспоминание Второго пришествия Господня. 4) Неделя сыропустная – воспоминание изгнания Адама из рая.
Попразднество Богоявления
Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших; свт. Саввы, архиеп. Сербского; прп. Мартиниана Белозерского; мчч. Мертия, Петра Авессаломита; прп. Евпраксии Тавенской; икон Божией Матери «Акафистная» и «Млекопитательница»
Неделя о мытаре и фарисее
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление к Великому посту («неделя» в церковном языке значит «воскресенье», так как в этот день не работали – «не делали»). Фарисей, представитель иудейской религиозной секты, считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядов. Тем самым он растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми,– осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом. Молитва мытаря: Боже, милостив буди мне грешному – принята Церковью как уместная всегда и для каждого.
Попразднество Богоявления
Мчч. Ермила и Стратоника; прпп. Иакова, еп. Низибийского, Елеазара Анзерского; прп. Иринарха, затворника Ростовского
Преподобный Елеазар Анзерский
Преподобный Елеазар уже в зрелом возрасте стал насельником Соловецкой обители, где быстро приобрел уважение игумена и братии своим трудолюбием и талантом в резном деле. Ища подвига духовного, инок удалился на Анзер – самый удаленный остров Соловецкого архипелага, и стал там подвизаться один. Пустынник кормился тем, что вырезал из дерева чашки, которые относил на берег. Мореплаватели, находя эти чашки, охотно брали их с собой, оставляя взамен съестные припасы. Когда на остров прибыли другие соловецкие иноки, Елеазар основал на Троицкой губе скит и ввел в нем строгий иноческий устав, сам служа для братии лучшим примером смирения и постнической жизни. Например, когда старцу приходила мысль вкусить немного рыбы, он приготовлял ее, ставил перед собой и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Скончался преподобный в глубокой старости в 1656 году.
Отдание праздника Богоявления
Прпп. отцов, в Синае и Раифе избиенных; св. равноап. Нины, просветительницы Грузии
Символ веры
Верую во единого Бога, Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.
Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника; прпп. Прохора и Гавриила Сербских; первомч. Пансофия
Мужские православные имена (1)
Адам – земля (евр.).
Александр – защитник людей (греч.).
Алексий – защитник (греч.).
Анатолий – восточный (греч.).
Андрей – мужественный (греч.).
Антоний – приобретение взамен (греч.).
Аркадий – из Аркадии (греч.).
Арсений – мужчина (греч.).
Поклонение честным веригам ап. Петра; прав. Максима, иерея Тотемского
Записки о здравии и об упокоении
Во время Божественной литургии – главного христианского богослужения – верующие подают записки о здравии своих живых родственников (крещенных в православии) и отдельно – об упокоении умерших. В записке четко и разборчиво пишут полное имя в родительном падеже: «О здравии Тамары», «Об упокоении Иоанна». Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.
Прп. Антония Великого; прп. Антония Черноезерского; прп. Антония Краснохолмского
Обряд освящения
Все совершаемые церковные обряды имеют освящающее, то есть обновляющее и укрепляющее, благотворное воздействие на человека. Через обряд освящения на всю жизнь, на все окружение, на всю деятельность человека нисходит благословение. Освящение дома, или машины, или любой другой личной вещи человека в первую очередь говорит о нашей вере в то, что ничего не происходит с нами без воли Божьей. Желательно освящать не только новый дом, но и квартиру, в которую вы переехали. Самый идеальный вариант – сделать хороший ремонт, а после этого освятить квартиру, чтобы она была чиста от всего нематериального сора, внесенного в нее разными хозяевами с момента постройки дома. Если у вас в квартире завелись «барабашки», происходят какие-то странные вещи и вы не очень-то хорошо там себя чувствуете, тогда освящение совершенно необходимо. Правда, вам придется не только освятить квартиру, но и кое-что изменить в своей жизни, поскольку «барабашки» не заводятся ни с того ни с сего на ровном месте.
Свтт. Афанасия Великого и Кирилла, архиеп. Александрийских; прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского; прп. Афанасия Сяндемского; прав. Афанасия Наволоцкого; свт. Максима, архиеп. Сербии
Церковь католическая и церковь православная
Римско-католическая и православная церкви отличаются: 1. Структурой управления. На Западе один глава, на Востоке каждая национальная церковь имеет независимого главу. 2. Во взгляде на авторитарный институт, хранящий и толкующий вероучение. В католичестве это римский первоиерарх (папа), коллегии епископов и соборы, в православии – только соборы. При этом на Востоке общие соборы не собирались уже более тысячи лет. 3. В тексте Символа веры. В латинском варианте после слов «иже от Отца…» добавлено «и Сына». 4. Католичество выработало учение о чистилище, переходном посмертном состоянии человека. В православии есть близкое по смыслу понятие «мытарства». 5. В католической церкви богослужение совершается на национальных языках, тогда как в православии для богослужений употребляются церковно-славянский и древнегреческий языки.