Когда в 1914 году Павел Флоренский закончил свой выдающийся богословский труд «Столп и утверждение истины», он записал в дневнике: «Мой „Столп“ до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же на самом-то деле я понимаю в духовной жизни?». Сегодня я чувствую что-то очень похожее, выпуская в свет книгу «Православные принципы управления финансами». И хотя она не только богословская, но и прикладная, меня не покидает сомнение относительно того, имел ли я право писать на столь животрепещущие темы. Несмотря на сомнения, моей целью было постараться передать простыми словами сложные истины, систематизировав православное вероучение в отношении управления личными финансами и показав на своём скромном опыте, что все эти принципы самым точным образом работают. Затем я пришёл к выводу, что раз они у меня работают, значит, будут работать и у вас!
У глубоко верующих была, есть и, по всей видимости, будет сохраняться проблема с миром капитала; она имеет не только исторические, культурные, социальные, но и религиозные корни. Не смею утверждать, что все прихожане православных храмов живут в беспросветной нищете, и все-таки в большинстве своём, учитывая, что в наше время не так много людей ходит в храм, особенно людей молодых, особенно мужчин, – это преимущественно люди скромного достатка и скорее бедняки, которые даже не пытаются ничего сделать, чтобы стать хоть чуточку богаче. Почему же так происходит?
Дело в том, что христиане хранят заповедь «Богатеть в Бога!». Что же это значит? Это значит, что они уже нашли своё сокровище на Небесах и внутренне отстранились от всего суетного, земного: кто в большей степени, кто в меньшей, кто от искреннего желания найти смысл жизни в Боге, кто от тяжких утрат, кто от того же безденежья, кто по каким-то иным причинам. Я не буду здесь обсуждать эти причины; не столь важно, кто каким путём пришёл к Богу; важно, что это изменило человека и его систему ценностей, ведь сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:12).
Гораздо более интересным представляется мне вопрос о перенастройке сознания в связи с произошедшей духовной переменой. Мудрые понимают, что основополагающую роль в делах играет определение приоритетов, и на первом месте у христианина всегда должен стоять Бог. Но большинство верующих по неопытности или неразумию, получив знание духовного порядка, начисто забывают о втором, третьем и прочих местах. Можно сравнить таковых с любителями кайфа. Многие просто не могут контролировать употребление наркотика: сигарет, алкоголя, спортивных нагрузок, секса и – спаси-помилуй! – духовного наркотика, вероисповедания. Я заранее прошу прощения, что ставлю в один ряд Божий дар с яичницей. Это не ради кощунства, а исключительно ради того, чтобы проиллюстрировать меру, которая должна быть во всём. Бог – это же высший, чистейший и самый безгрешный кайф! Так уж, по всей видимости, Ему было угодно, чтобы человек жизнь свою положил на поиск золотой середины, на стяжание меры, я бы даже сказал, умеренности. Причём это касается не только материальных забот, но и духовного рвения. Преемник Иоанна Кронштадтского протоиерей Александр Ильин так учит: «Во всём должна быть мера. Всё, что переходит меру, приходит слева. Даже когда в добрых делах ты переходишь меру, это все равно слева. Православие – это мера».
Итак, книга «Православные принципы управления финансами» предназначена для мирян, верующих бизнесменов и не рекомендуется к прочтению монахам; чуть меньше она касается белого духовенства, так как они осознанно избрали свой путь в Церкви: одни отвергли мир ради молитвенного служения, другие сделались пастырями для мирян.
Наполеон Хилл пишет о том, что богатство начинается с состояния разума. Вот как он говорит: «Успех приходит к тем, кто культивирует в себе сознание успеха. Неудача приходит к тем, кто бездумно позволяет своему сознанию быть сознанием неудачи». Чувствуете? Если вы не ищете меры, побросали земные дела, заботу о материальном благополучии своих семей, финансовую ответственность за родителей и детей, начав приносить свою жизнь на алтарь служения Богу, оставаясь при этом в миру, вы тем самым бездумно позволили своему сознанию быть сознанием неудачи. Думая, что делаете нечто богоугодное, вы начали делать что-то совершенно противоположное. Вы уподобились человеку, который открыл для себя духовный кайф и растратил на него всё своё имущество. И вы оправдываете себя тем, что это угодно Богу?!
Я прошёл через это горнило и могу точно сказать, что неугодно. Во-первых, какого человека считать богатым, а какого нищим? Я дружу с людьми, у которых годовой доход равен 20 и более миллионам, и – парадокс! – эти люди богатыми себя не считают, потому что есть те, чей доход кратно выше. Есть у меня и такие товарищи, которые зарабатывают 1 миллион в год, и люди считают их богатыми. Во-вторых, в самой Библии о богатстве и имуществе говорится 2350 раз, что само по себе свидетельствует о беспрецедентной важности, которую Бог придаёт деньгам в жизни человека. В-третьих, вопрос финансового благополучия напрямую связан с вопросами самореализации и служения. Создателю угодно, чтобы на первом месте у нас стоял Он, а на втором – наша собственная самореализация по Его образу и подобию. Мы и есть творцы, призванные по праву рождения реализовать себя, создавая свою собственную реальность; ну а всякий трудящийся, как известно, достоин пропитания.
Итак, вы не монахи, чтобы Бог был у вас на единственном месте. Иначе идите в монастырь, и то – без благословения нельзя! За годы духовных исканий мне пришлось наступить на все грабли, какие только можно. Я практически, а не теоретически понимаю православных, поскольку и сам такой. Когда находишь Абсолют, всё остальное обесценивается. Вот только призваны мы, миряне, дозировать даже Абсолют, коль скоро живём в миру. Безусловно, следует дозировать прежде всего увлечение мирскими делами, чтобы они не отняли у нас исповедание, которое является наиважнейшим приоритетом христианской жизни.
Моя книга предназначена не только для православных, но и для всех христиан, для их близких родственников, тщетно старающихся вытащить тех из трясины религиозного фанатизма. Я сам уверовал в шестнадцать; с рождением дочери меня было не выгнать из храма, я часами молился келейно, оплакивая свои грехи; забыл про жену, которая в конце концов ушла и забрала ребёнка. Поэтому как никто другой я понимаю семьи, разделённые ментально или, не дай Бог, физически резко противоположным отношением к вере; понимаю причины этого.
В каноническом своде Священного Писания о богатстве и имуществе говорится 2350 раз, что само по себе свидетельствует о беспрецедентной важности, которую Бог придаёт вопросу денег в жизни человека.
В Новом Завете заповедь о любви к ближнему вступает в мнимое противоречие с предупреждением о том, что «враги человеку домашние его» (Мф. 10:36). На самом деле никакого противоречия тут нет, как нет их и в тех местах Писания, что относятся непосредственно к теме моей книги – материальным ресурсам. Просто ключ к пониманию лежит в Благодати, а Благодать христианам заповедано стяжать, то есть призывать её частым причастием Святых Христовых тайн, молитвой, постом и добрыми делами. Без благодати Духа понять эти истины невозможно. Мирское мудрование так называемых исследователей библейских текстов бессильно, и в то же время Дух Святой – это не джин из бутылки! «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8).
Пётр Мамонов поначалу скептически отнёсся к моей идее написать книгу о финансах с православной точки зрения. Я попытался его увлечь.
– Разве не добро то, что кому-то моя книга принесёт пользу, ведь я проделал немалую работу по систематизации Писания и толкований святых отцов о деньгах?
– Вот два человека тонут, – сказал Мамонов. – Один другому кричит «Спаси!», а тот ему: «Не могу, сам тону!». Если один не умеющий плавать станет помогать другому не умеющему, погибнут оба. Человек в нынешней жизни тонет и не знает, как ему быть. Встав на путь Божий, он сталкивается с противоречиями: мир так, а по Богу так. Святой Исаак Сирин говорит: «Мудрость, не оправданная деятельностью, – залог стыда». Смысл здесь такой, что людям можно поведать лишь то, что вышло у тебя самого.
– Пётр Николаевич, вы только что знатно меня подкололи, дескать, я сам тону и не стремлюсь помочь себе, а лезу со своей помощью к другим. В чём-то вы правы. Но, справедливости ради, в этой книге не только чужие мысли. Разве не будет моя личная история, история проб и ошибок, интересна людям? Эту книгу я потому писал, что сам хотел разобраться и через это помочь другим понять.
– Дима, надо быть, а не понимать! Надо являть, а не писать об этом книги. Сейчас ты горишь, но подумай ещё раз, тем ли ты занят. Наша цель – вечность. И каждый из нас должен заботиться о спасении своей души. Если мы будем как следует этим заниматься, то и вокруг нас всё будет хорошо. Если будем кое-как, значит, будем книги писать.
– И что же мне прикажете делать? Выбросить рукопись в помойку и пойти усыновить ребёнка из дома-интерната?
– Ты это сказал. Сейчас в твоих разговорах видны одни только умные мысли, сентенции. Я не вижу, какой ты, а мне жутко интересно знать, какой ты. Каждый человек – это целая планета, это космос. Писать надо о себе, из своего опыта, из своей боли. Все настоящие книги кровью написаны. Поэтому сделай свою книгу теплее!
Верующий член семьи, делая первые шаги в Церкви, бывает ревностным не по разуму. Я по себе это знаю. Когда-то давно, взыскав Бога, я променял на Него и свою жену, и ребёнка, и деньги. Обо всём этом я расскажу вам в книге. Если нет у такого начального христианина, каким двадцать лет назад был я, хорошего духовника, с которым можно быть предельно откровенным, да ещё и близкие наотрез отказываются обсудить с отцом-священником состояние своего «чокнутого» родственничка, происходит то, что происходит. Фраза «Враги человеку домашние его» является не установкой от Бога, а горькой констатацией Спасителем семейных конфликтов, которые неизбежно возникнут на почве религии.
Возвращаясь к убогости внешнего вида прихожан, их сирости и часто бедности, я не могу их за это судить. Кто я такой, чтобы судить! Но, как мне видится, у многих христиан имеет место заниженное понимание материального богатства, заниженное представление об обеспеченности как таковой. Человек на Mercedes С-класса, по их меркам, уже богач, а «трудно (же) богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).
Здесь нужно чётко понимать три вещи.
1. Трудно не значит невозможно. Если уж на то пошло, Царство Божие нудится, то есть приобретается с трудом не только богатыми, а всеми вообще.
2. Богатство относительно. Для олигарха любой крепкий предприниматель из Калуги или Тулы будет бедным, для крепкого середнячка бедным будет инженер, для инженера – разнорабочий, ну и т. д.
3. Богатство – это не то, что мы зарабатываем, а то, что мы сохраняем. Человек может много зарабатывать, а тратить при этом существенно больше: расточительство, жизнь не по средствам, кредиты. Такого человека назвать богатым язык не повернётся. Дело в том, что образ жизни богача пускает пыль в глаза как окружающим, так и самому «богачу». Следует быть предельно честным не только перед людьми, но и перед собой. Этому целиком посвящён 8-й принцип.
Слышали ли вы когда-нибудь такие слова, как «достаток», «довольство», «обеспеченность», «зажиточность»? Считаете ли вы их синонимами богатства? Чтобы сразу же снять этот вопрос, скажу: перечисленное не есть богатство! Перефразируя одного популярного немецкого писателя, автора книг по финансовому благополучию, я могу утверждать: в полной мере синонимом богатства может считаться только личная экономическая независимость – состояние, при котором вы можете позволить себе всё, живя на одни проценты. Лучшие финансовые консультанты выделяют три состояния в процессе накопления капитала: заначка – финансовая безопасность – экономическая независимость. Достичь независимости (богатства), минуя этапы заначки и безопасности, невозможно. Христиане призваны достичь как минимум финансовой безопасности. Выбор экономической независимости остаётся за вами. Об этом я буду подробно говорить в 5-м принципе, посвящённом сбережениям.
Я постараюсь на реальных примерах доказать вам, что не само по себе богатство ведёт в ад, а только лишь адски неправильное к нему отношение, и об этом моя книга!
Благочестивый Иосиф, заботе которого Господь Наш Иисус Христос поручил Своё Святое Тело после распятия, был человеком богатым. Если бы у Христа было столь однозначное (однозначно отрицательное) отношение к богатым, то неужели бы Он позволил богатею прикасаться к Своему Пречистому Телу?! Многим христианам невдомёк, что юноша, которому Спаситель сказал про игольное ушко и верблюда, и праведный Иосиф, который был богатым землевладельцем и тайным учеником Христа, состоят в разных весовых категориях: первый получил богатство по наследству, ничего для этого не сделав, и пришёл ко Христу совсем ещё зелёный в поисках смысла жизни; второй себя уже реализовал, честно заработав свои миллионы! Первый не понимает, что все ресурсы в мире принадлежат Богу, и отходит от Христа опечаленный. Второй понимает, что не только его земля, имущество, деньги, но и он сам, и вся его жизнь принадлежат Богу; он идёт и покупает драгоценное покрывало и огромную дорогую гробницу в пещере, после чего является к Пилату с просьбой отдать ему тело Господне.
Отождествление достатка и богатства, богатства и адских мук в претерпевающем экзистенциальные изменения сознании становится нравственным оправданием махровой бедности многих христиан, православных и не только. Это мы будем исправлять на протяжении всей книги, шаг за шагом вдохновляясь советами Петра Мамонова и Вадима Мохова.
Как некто, покупающий пачку сигарет, лукаво убеждает себя, что курить он будет две-три сигареты в день, так же и мы не вполне осознаём, что вера без умного подхода чревата фанатизмом, под которым я понимаю безвылазное нахождение в приходской жизни, в молитвенных правилах в ущерб всему остальному и всем остальным, за которых человек непременно даст ответ перед Богом. В отличие от пачки в день подобное рвение о Боге на первый взгляд выглядит вроде бы чем-то даже похвальным, но лишь до тех пор, пока человек не перестаёт с удовольствием ходить на любимую работу, созидать, придавать должную значимость достижению личной финансовой безопасности, оказывать попечение своим родным, друзьям, нуждающимся; перестаёт быть лёгким в общении, грузит всех своими «божественными» темами и поучениями. Он думает, что входит в Царство Божие тесными вратами, а на самом деле, отказываясь нести свой крест в обычной мирской жизни, идёт широкой дорогой совершенно в иное место – как раз туда, где не хотел бы оказаться ни при каких обстоятельствах.
Крест мирской жизни, как тем более и крест духовного пути, – это не только и не столько укрощение своих греховных привычек, нелёгкие и благословенные труды покаяния. Это ещё и заповеданная нам радость, это творчество как реализация образа и подобия Божия.
Как говорит Пётр Николаевич Мамонов, у православного христианина должно быть всё лучшее! Так давайте же благодаря полезным книгам перекраивать себя в поиске меры, любить свою работу, своё ремесло, свой бизнес, любить свои честно заработанные миллионы и контролировать то, как и на что мы их тратим, чем и в каком объёме питаем себя информационно и духовно, потому что богатство начинается с состояния духа и разума.
Православный бизнесмен должен понимать три вещи, ведущие к банкротству:
1. Вы выбрали деньги как самоцель.
2. Вы перестали нести пользу людям.
3. Вы забыли о Боге.
«Ну как же, Дмитрий! – воскликнете вы. – В мире было, есть и будет столько богатых предпринимателей, не знающих Бога!»
Однажды меня пригласил к себе основатель ГК «Астрал», попечитель Калужской синагоги Владимир Ильич, которому кто-то представил меня как антисемита. Через минуту в его кабинет вошёл мой товарищ, ресторатор Алексей Давидович, который, как известно многим в Калуге, исповедует Православие. Для полноты картины недоставало третьего еврея, успешного предпринимателя-атеиста. К чему это я? Вне зависимости от веры, которую вы исповедуете (атеизм – тоже вера), духовные законы сработают. Многие состоятельные бизнесмены, не будучи религиозными, эти законы чтили и чтут. Вот если бы Владимир Ильич, Алексей Давидович и я в тот морозный денёк вышли на улицу без шапок и пальто, мы бы все заболели. Физический закон сработал бы независимо оттого, прослеживаем мы взаимосвязь низких температур и риска подхватить ОРВИ. Смею утверждать, что духовные законы ещё точнее. Исповедуешь ли ты Православие, иудаизм, ислам или любую другую религию, закон есть закон. Деньги быстро закончатся у тех, кто служит мамоне. ДНК его бессознательных служителей суть: единоличность, вероломство (преступление клятвы или обязательства, обман или самообман, нарушение данных себе обещаний, привычка не держать слово), нелюбовь к себе, лицемерие и лживость, фарисейство и суеверие, довольство малым, подлость. Вы можете в это не верить, но этот закон над всеми нами, как дамоклов меч. Напротив, ДНК библейского миллионера, пусть вы даже ни разу в жизни не прочли ни одной странички из Торы или Евангелия, таков: служение людям, правильное отношение к Божиим ресурсам, верность, любовь к себе, честность, вера, целеустремлённость и благородство.
Православных принципов управления финансами десять. В их числе: избавиться от долгов, достичь финансовой безопасности, заботиться о ближних, стать богатым на всякое доброе дело, отдавать. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:25). Эта фраза не имеет никакого отношения к юродству и применительно к деньгам означает лишь то, что всякий стремящийся ими обладать да послужит миру, а не себе. У зарывающих свой талант в землю (богатеющих не в Бога) денежка отнимется и передана будет тому, кто имел пять талантов, пущенных благоразумно на служение. Видите, праведно богатым, распределяющим ресурсы по Божией справедливости, дано будет, а у немудрых и неправедных, лениво занимающихся не своим делом, отнято будет и то, что они имеют.
В моей книге практические советы начинаются на странице 41, и затем каждая страничка, содержащая лайфхаки по исправлению или улучшению вашей финансовой ситуации, маркирована линией вокруг соответствующего номера внизу. (41)