В годовом круге церковных Богослужений праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым по времени. Он отмечается 21 сентября (8 сентября ст. ст.). Для христиан это время великой радости, ибо в этот день родилась Дева Мария, святая и непорочная Матерь Спасителя мира, Иисуса Христа.
Дева Мария родилась в Назарете у праведных Иоакима и Анны. Оба они славились благочестием, милостивым сердцем и преклонением пред волей Господней.
Рождение Марии стало предзнаменованием грядущего счастья – Господь предначертал Ей стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.
В сердце их процветала любовь к Богу и людям, и они дожили до преклонной старости – вот только детей не имели. У иудеев это считалось Божьим наказанием, и благочестивым супругам пришлось вынести немало язвительных насмешек и унижений. Особенно тяжело переживал Иоаким: ведь именно от его рода – рода царя Давида, – должен был произрасти Мессия, Христос.
Праведные Иоаким и Анна славились благочестием, милостивым сердцем и преклонением пред волей Господней[3]
За терпение и великую веру Господь послал Иоакиму и Анне счастье: у них родилась дочь[4]
Несмотря на преклонные годы, Иоаким и Анна не переставали просить Господа послать им дитя и обещали воспитать сына или дочь ради служения Богу.
За терпение и великую веру Господь послал Иоакиму и Анне счастье: у них родилась дочь. Ангел Господень велел назвать ее Марией. В православной традиции это имя воспринимается как «госпожа» – хотя с иврита имя «Мариам» переводится как «горечь».
Рождество Пресвятой Богородицы в Православной Церкви именуется праздником вселенской радости.
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня отмечается 27 сентября (14 сентября ст. ст.). История его восходит к IV веку – эпохе Константина I Великого, одного из величайших римских императоров, прекратившего гонения на христиан. При нем христианство стало государственной религией Римской империи.
Император Константин уверился в силе и славе Христа – и возжелал найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась его мать, святая равноапостольная царица Елена, и вскоре направилась в Иерусалим, на место распятия Спасителя.
Непросто было Елене найти Крест Господень. Смерть на кресте считалась в евангельские времена величайшим позором, и Крест Господень после казни зарыли – вместе с крестами, на которых были казнены двое разбойников, распятых вместе с Христом. Наконец она встретила старого еврея, поведавшего ей, что Крест бросили в пещеру и завалили землей, а поверх выстроили языческий храм. По приказу царицы этот храм был разрушен. В открывшейся пещере нашли три креста и дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Часть Креста царица Елена отдала в дар сыну, а другую оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный фрагмент по сей день хранится там, в храме Воскресения Христова.
Часть Креста царица Елена отдала в дар сыну, а другую оставила в Иерусалиме[5]
Но на каком из крестов распяли Спасителя?