Требуются от родителей тактичность и терпение, которые исходят из любящего сердца их. Повторим: из любящего, но не из гордого сердца. Детское сердце не приемлет гордыни. Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства – от этого и многие семейные беды. Важничая среди близких, родитель становится деспотом своей семьи. Деспотизм рождает одиночество и полную отчужденность.
Отчужденность отца или матери в отношении к дочери переходного возраста может стать причиной замкнутости последней, подозрительности и недоверия первых и, как следствие, – непонимания сторон.
Посмотрим, какие еще требуются правила, точнее сказать качества родителей, которые помогали бы им в общении с «трудной» дочерью. Надо сказать, что родители, воспитывая детей, сами воспитываются, усваивают определенные правила поведения в семье.
Раздражительность – злейший враг семейного воспитания. И если мать или отец не будут воспитывать в себе незлобие, то «выход из себя» при конфликте с детьми (дочерью) будет частым явлением в семейных неурядицах, что может привести к потере контроля над собой и страшным последствиям. Родители, не гневайтесь! Будьте смиренномудрыми, да избавит вас Господь от гневливости, от этого бесовского состояния.
Старайтесь разговаривать (воспитывать дочь) с кротостью и тихо, чтобы из уст ваших не вырывались звуки, способные разрушить и стены иерихонские. Не должно забывать еще об одном правиле: диалог с дочерью должен быть уважительным, подростки не выносят сюсюкания и ценят людей, которые разговаривают с ними как со взрослыми.
С малых лет ребенок приучается к труду, но очень часто родители забывают, что трудовое воспитание будет наиболее успешным, если результаты труда находятся под контролем родителей.
«Все родители любят своих детей, знают об их неопытности, хотят всячески защитить их. Однако любовь и заботы родителей полезны только тогда, когда они проявляются разумно»[1].
Приводим здесь несколько полезных советов (правил) для родителей:
1. Нельзя бурно проявлять эмоции в общении с ребенком; сохраняйте спокойствие и уравновешенность.
2. Не показывайте свое безразличие к высказываниям дочери.
3. Не оставляйте без внимания вопросы и просьбы девочки; если не знаете ответа, скажите об этом прямо.
4. Не перебивайте речь ребенка, постарайтесь дослушать до конца.
5. Не поддавайтесь на провокации отроковицы, старайтесь при общении (и после него) анализировать ее мотивы.
6. Не сокращайте, но и не разрывайте дистанцию в общении с ней, держитесь друг от друга на разумном педагогическо-дидактическом расстоянии.
7. Не грубите и не отвечайте грубостью на грубость; корректность и сдержанность – залог успеха.
8. Не муссируйте один и тот же вопрос, не зацикливайтесь на нем, есть множество других тем и проблем, а к первому вопросу вернуться можно и в следующий раз.
9. В сложной ситуации ничего не требуйте – только предлагайте несколько вариантов решения проблемы, пусть ваша дочь сделает выбор сама, но только не читайте ей мораль.
10. Чаще всего озлобленность и раздражительность «трудного ребенка» вызваны его бессилием в разрешении каких-либо собственных внутренних противоречий, выявите причинно-следственные связи их и аккуратно распутайте клубочек этих противоречий. А не сможете – не унывайте, или, как сказано в Библии, Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19).
11. И, наконец, если ваш собственный жизненный опыт не является авторитетом для дочери, ищите помощь у Бога. Просите, чтобы он умудрил вас и ее и поставил на путь спасительного благочестия.