Введение
Моей маме, рабе Божией Евфросинии посвящается эта книга.
Прошу ваших молитв о ее упокоении.
Иеромонах Михаил (Чепель)
Новейшая история православной миссии в Таиланде начинается в 1999 году, когда решением Священного Синода от 28 декабря было определено: «1. Образовать в г. Бангкоке, Таиланд, приход Русской Православной Церкви во имя Святителя Николая. 2. Настоятелем Свято-Николаевского прихода в г. Бангкок, Таиланд, назначить игумена Олега (Черепанина), клирика Ярославской епархии».1
1 Архив Представительства Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви № 131 от 28 декабря 1999 года.
Приближающееся 15-летие этого события является основанием для проведения анализа истории миссии, из прихода выросшей до уровня Представительства Русской Православной Церкви. Несение автором церковных послушаний в Представительстве в качестве и.о. настоятеля храма Покрова Божией Матери в окрестностях Патайи, Успенского мужского монастыря в Ратчабури, духовника Представительства, придает настоящему исследованию не только теоретический, но и практический характер. Церковная значимость разработки данной темы связана с тем, что в Таиланд не только приезжает большое количество русских туристов, но и многие граждане России избирают эту страну, как место своего постоянного проживания.
Среди них есть те, кто здесь, вдали от исторической Родины, впервые открывает для себя духовную сокровищницу Православия. Но также и среди тайцев есть те, кто становятся православными; в силу особенностей национального менталитета это не носит массового характера, но ведь душа каждого человека является ценной в глазах Божиих, поэтому количественные показатели не являются тем, сквозь призму чего следует оценивать особенности развития православной миссии в Таиланде. Кроме того, иногда плодов миссии нужно бывает ждать много лет. В этой связи можно отметить перевод на тайский язык «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского, что позволит большему количеству тайцев познакомиться с учением и историей Православной Церкви. Степень изученности новейшей истории Православия в Таиланде можно охарактеризовать как небольшую. Из имеющихся научных исследований проблемы необходимо выделить работу архимандрита Олега (Черепанина) «История христианства в Таиланде»2. В предисловии к этой монографии, содержащей помимо исследовательской части публикации архивных документов Представительства и фотоматериалы, Ю.В. Максимов3 отмечал:
2 Олег (Черепанин), игум. История христианства в Таиланде. Бангкок, 2008. 238 с.
3 Юрий (Георгий) Валерьевич Максимов – православный диакон, кандидат богословия, религиовед, писатель, богослов и публицист, миссионер, преподаватель Московской духовной академии.
«Оказавшись в Таиланде, отец Олег искренне полюбил тайцев, так что совсем неудивительно возникшее у него желание поделиться с ними своей верой. <…> Но для того, чтобы свидетельство о Православии было адекватным, требовалось узнать о том, как прежде христиане иных конфессий, католики и протестанты, говорили об имени Христовом на тайской земле, с какими трудностями они сталкивались и как их решали, в чем у них были успехи, а в чем поражения, и, самое главное, как воспринимали Евангелие сами тайцы за минувшие три столетия»4. Таким образом, новейшая история миссии рассмотрена в книге в меньшей степени, кроме того, сам год ее издания (2008) показывает, что в ней не могли быть рассмотрены события последних лет. Книга и материалы архимандрита Олега (Черепанина) стали основой для двух дипломных работ по истории Таиланда: протоиерея Даниила Ванна «История христианства в Таиланде», защищенной им после окончания обучения на факультете иностранных студентов в Санкт-Петербургской духовной семинарии5, Евгения Петрова «История Православия в Таиланде», защищенной в 2011 году в Томской духовной семинарии6.
4 Олег (Черепанин), игум. Указ. соч. С. 3.
5 Ванна Д. История христианства в Таиланде. Дипломная работа студента 5-го курса факультета иностранных студентов Санкт-Петербургской духовной семинарии. Санкт-Петербург, 2008. 239с.
6 Петров Е. История Православия в Таиланде. Дипломная работа студента 5 курса Томской духовной семинарии. Томск, 2011. 73 с.
Также и книга Джесси Рассела и Рональда Коха «Православие в Таиланде»7, хотя и выпущена в 2013 году, не имеет самостоятельной научно-исследовательской ценности, как основанная на общедоступных материалах миссии.
7 Рассел Д., Кох Р. Православие в Таиланде. Издательство VSD, 2013/109 с.
Источниковую базу исследования составили материалы архива Представительства Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд8, газета «Таиланд Православный», интервью архимандрита Олега (Черепанина), в том числе размещенные в сети интернет9, материалы сети интернет о Православии в Таиланде информационного и новостного характера, из которых, в первую очередь, необходимо выделить материалы сайта «Московский Патриархат. Православная Церковь в Таиланде»10, на котором содержатся многие важные документы, в том числе отчет о деятельности Представительства, собственные наблюдения автора, в том числе и высказанные ранее в рамках данных им интервью11.
8 В том числе Отчет о жизни и деятельности Представительства Русской Православной Церкви в Таиланде за 2013 год.
9 О православной жизни в Таиланде, Лаосе и Камбодже. Беседа с представителем Русской Православной Церкви в Таиланде игуменом Олегом (Черепаниным) // pravoslavie.ru, 16 февраля 2009; Сложно ли молиться в тропическом раю? Беседа о тайской православной миссии с архимандритом Олегом Черепаниным // pravoslavie.ru, 19 июля 2011; Православие по-тайски: Бангкок, Пхукет, Самуи, далее везде. Интервью с представителем Русской Православной Церкви в Таиланде архимандритом Олегом (Черепаниным) // pravoslavie.ru, 28 декабря 2012; Архимандрит Олег (Черепанин): «Наша принципиальная позиция – не оказывать никакого давления и насилия при обращении тайцев» // patriarchia.ru, 7 августа 2013.
10 www.orthodox.or.th/index.php?content=news
11 См. например: Мой путь ко Христу // Тайланд Православный. 2013. Ноябрь. № 5.
Хотя автор и участвует в жизни Представительства с момента его создания в 1999 году, настоящее исследование носит объективный характер. Его объективность обусловлена тем, что оно основано на аутентичных документах, выводы формировались только объектом исследования.
Целью работы является рассмотрение истории православной миссии в Таиланде в 1999-2014 годах.
Исходя из цели, ставились следующие научно-исследовательские задачи:
1. Изучить становление и развитие миссии Русской Православной Церкви в Таиланде в новейшее время, в том числе:
• Развитие структуры Представительства Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд в 1999-2014 гг. (храмы, монастырь, просветительскую работу).
• Взаимодействие Представительства с государством и обществом Королевства Таиланд.
2. Проанализировать направления современной православной миссии в Таиланде, в том числе:
§ 1. Миссию среди русскоязычного населения.
§ 2. Миссию среди тайцев.
Методологическую основу работы составили методы историко-философского анализа, ориентированные как на объективную полноту исследования, так и на его критический характер; метод историзма и системный подход.
Историзм – принцип подхода к изучению и объяснению действительности, требующий изучить предметы и явления в конкретно-исторических условиях их становления и развития. Это требование основано на том, что все предметы и явления находятся во взаимосвязи и постоянном изменении. Именно принцип историзма позволяет во всей полноте на конкретно историческом материале рассмотреть историю Православия в Таиланде в новейшее время.
Использование системного подхода позволяет рассмотреть положение Православия в Королевстве в общей системе религиозной жизни страны.
Объектом исследования является Представительство Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд в его становлении и развитии; предметом исследования – реализуемая им христианская миссия среди русскоязычного и местного населения.
Теоретико-практическая значимость настоящего исследования связана с тем, что оно первое, в котором системно объединены накопленная информация о развитии Православия в Таиланде в 1999-2014 годах с практическим опытом служения в этой стране (научная работа архимандрита Олега (Черепанина), как выше уже отмечалось, заканчивалась 2008 годом).
Использованные источники и литература в сочетании с избранным методологическим подходом, позволяют раскрыть тему исследования достаточно полно.