1. Правоохранительные органы как общественно-правовой институт взаимодействуют с такими институтами права, как защита прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций.
2. Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:
☝правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;
☝правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;
☝в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;
☝законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.
3. Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.
4. Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями данного вида государственной деятельности, обеспечивающими выполнение стоящих перед ними задач: защиту личности, общества, государства.
5. Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:
☝обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов;
☝справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;
☝выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;
☝раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;
☝исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;
☝предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.
6. Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:
✓ конституционный (уставный) контроль;
✓ правосудие и судебный контроль;
✓ прокурорский надзор;
✓ выявление и расследование преступлений;
✓ исполнение судебных решений;
✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений;
✓ оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.
7. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:
☝установление системы федеральных органов судебной власти;
☝судоустройство; прокуратура;
☝формирование федеральных органов судебной власти;
☝формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы.
8. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из нескольких частей. К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:
✓ Конституция РФ;
✓ Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее – ГПК РФ);
✓ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ);
✓ Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
✓ Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ);
✓ Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – АПК РФ) и др., т. е. такие нормативные акты, которые определяют принципы организации и порядок осуществления деятельности правоохранительных органов.
9. Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
10. Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации»”.
11. Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции РФ, федеральных, конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов – с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ – с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений – с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.