Глава 7. Лягушка-путешественница

Дети не делают счастливыми.

Ведь у детей нет детей,

и они счастливы сами по себе, не так ли?

Анна Денисова


Когда Анюта согласилась на то, чтобы переехать в другое место, она и представить себе не могла, что будет её ожидать там. Любительница приключений, Аня представляла в своём воображении какую-то сказку. Она вообще часто жила нереальностью, представляя в своей голове какие-то картины из прочитанных ею книг, центральное место из которых занимала «История доктора Дулитла», о которой было упомянуто выше. Таким образом, реальность всегда жестоко режет по глазам, когда ожидаешь чего-то хорошего, зато очень снимает розовые очки.

Аню привезли к её тёте Нэле, старшей сестре папы. Улыбчивая, на вид добрая женщина в очках очень напоминала внешне девочке бабушку, и она ещё поэтому с радостью согласилась на эту авантюру. Кроме тёти в доме жил ещё двоюродный брат Ани Алексей и его жена Света. Позже тётя Нэля переехала к своему мужчине в другой дом, оставив всю семью и племянницу жить вместе, папы не было дома вообще. Он тогда работал таксистом и не появлялся толком. У Ани были первые в жизни испытания: жить с совершенно чужими людьми было непросто. На самом деле, кто бы согласился по доброй воле воспитывать, одевать и кормить, собирать по утрам совершенно чужого ребёнка? Даже на то, чтобы усыновить кого-то, люди идут годами. А тут такое дело, можно сказать, подкинули дитё. Никто, очевидно, не думал, что все заботы по кормлению, обмыванию и собиранию в школу упадут на Светлану, даже отец. Он постоянно много работал, пытаясь как-то обеспечить жизнь своей дочке.

Итак, школа в Чирках. Аня очень хорошо помнит это время. Почти сразу же из-за стресса, видимо, она получила тройку за диктант, после чего расстроилась, ведь никто не сказал ей, что это нормально и вскоре она снова будет хорошо учиться. В классе царила другая атмосфера, более дружеская, чем в Малышенке, все приняли девочку радушно. Но радости у новенькой в душе не было. Что-то ей подсказывало внутри, что счастья тут не будет. Дома начались проблемы с общением. Светлана, очевидно, уставала одна тянуть на себе чужого ребёнка и иногда это высказывала отцу и недовольство нарастало.

Помимо школы, девочка стала гулять на улице и тут нашла быстро себе друзей: из класса Алексей Кравченко и его друг с интересным именем Вайт (они были беженцы из Чечни, их тогда расселяли по всем селам в Тюменской области). Они заезжали за Аней гулять на велосипеде, девочка садилась на багажник, и они ехали кататься по деревне. Ещё ели печёнку из костра и играли в лапту. Несмотря на всю трагичность ситуации, почему-то было весело. Впервые тогда путешественница узнала о Библии от папы, он стал ей читать её на ночь и рассказывать про Бога. Это было очень здорово, и Аня наполнялась любовью отца. Потом он рассказал ей про молитву «Отче наш» и девочка выучила её наизусть, позже стала читать сама перед сном. Это были драгоценные минуты рядом с папой.

Прошло четыре месяца. Результаты за четверть были плачевны. Налицо был явный факт: Аня съехала по оценкам. Однажды папа приехал с работы и начал ругать троечницу. Русский и математика явно проигрывали. Настроение было грустным. Папа пытался объяснить, что если так дальше пойдёт, то из Ани ничего хорошего не выйдет. Он всегда пытался ей открыть тот факт, что дорога в жизни открыта только тем людям, кто всегда учится чему-то и очень старается. В какой-то момент она заплакала и бросилась папе на шею. «Я хочу к маме!» – честно сказала, вытирая слёзы. Это был трогательный момент, и отец тут же принял решение увезти дочь обратно к матери.

Уже на следующий день путешественница оказалась в своей родной деревне рядом с любимой мамой. Что же происходит в голове ребёнка в момент переезда? Давайте посмотрим.

Любая смена обстановки – это изменение привычного порядка. В этом смысле переезд или путешествие – стресс для ребёнка. С другой стороны, человек создаёт себя из опыта, который с ним происходит. Поэтому разнообразие опыта тоже важно.

То есть слишком много разнообразных впечатлений – это плохо, так как теряется логика и последовательность. У малыша ещё слишком мало ресурсов, чтобы воспользоваться полученным опытом, упорядочить всё в голове. Но слишком мало опыта – тоже плохо, потому что не из чего себя строить. В переездах как раз заложен этот полезный потенциал разнообразия.

В целом, практика показывает, что дети, которые часто переезжали вместе с семьей могут страдать от неумения завязывать близкие, доверительные отношения. Они опасаются боли потери друга (любой переезд – это, прежде всего, потеря прежних контактов), поэтому выстраивают поверхностные связи. Но такие дети легче адаптируются и психологически, и физически, они действительно довольно просто находят новых друзей, точнее компанию.

Как взять максимум пользы от переездов для развития ребёнка?

Соблюдать распорядок дня ребёнка на новом месте. Если до переезда малыш просыпался в 8 утра, завтракал и шёл на прогулку, нужно сохранить эту последовательность. Чтобы помочь двигаться по распорядку дня и ориентироваться в нём, можно создать внешние маркеры. Это даст ребёнку опорные точки и стабильность в меняющемся мире.

Загрузка...