Права человека XXI века – это права личности, живущей в техногенном мире, где перечень необходимых благ становится все более и более широким. Это происходит не потому, что изменяется человек, а потому, что быстрыми темпами изменяется общество, во взаимоотношениях между людьми все большую роль играют разного рода материальные блага. Так, рассматривая культ тела, молодости, ухоженности, представления о теле как капитале и фетише в качестве особенности постиндустриального общества, Ж. Бодрийяр отмечал[1], что все большее значение имеют товары и услуги в целях позитивного изменения, поддержания функционирования тел, в свою очередь, появление новых направлений массовой медицины (например, косметология и пластической хирургии) и опасность евгеники, рост рынка фармацевтической продукции приведут и уже приводят к расширению регулирующего воздействия права на соответствующие институты.
Фармацевтическая промышленность XXI века – это не только социально ориентированное производство средств для лечения болезней, но и сфера рыночных отношений в целях извлечения прибыли из преувеличенного внимания человека к своему телу и его потребностям, удовлетворение которых может быть достигнуто при помощи фармацевтической продукции. Не углубляясь в дискуссии относительного того, какому технологическому укладу соответствует российская действительность, следует признать, что гарантии достойного и минимально благополучного существования сегодня – это не только пища, вода, крыша над головой, но и доступность информационных ресурсов, возможность обращения с техникой, доступность средств для восстановления здоровья (основу которых составляют лекарственные препараты) и поддержания его в надлежащем состоянии.
В Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66[2]) отмечается, что лекарственное обеспечение сегодня должно быть основано на принципах доказательной медицины, соответствовать современным достижениям фундаментальной и прикладной науки, возможностям фармацевтической промышленности. Данные ориентиры подтверждают общую тенденцию, складывающуюся в последнее десятилетие – отход правового регулирования в области лекарственных средств от принципов, действующих в сфере охраны здоровья, и преобладание регулирования, характерного для промышленной политики. И правоприменительная практика в сфере обращения лекарственных средств в основном связана с защитой интеллектуальных прав, недобросовестной конкуренцией, соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отнесение лекарственного обеспечения к сфере социальной политики государства – не только дань советской традиции. Доступность основных лекарственных препаратов (в том числе их ценовая приемлемость) – важнейший элемент осуществления закрепленного Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. права каждого человека на наивысший достижимый уровень здоровья. Если доступность лекарственных препаратов остается важнейшей социальной потребностью – это сфера публичного интереса, то правовой режим защиты интеллектуальных прав на лекарственные средства отражает в большей степени частный интерес.
В настоящей монографии предпринята попытка отойти от традиционного изучения тех или иных аспектов правового регулирования обращения лекарственных средств сквозь призму интересов участников фармацевтического рынка или его регуляторов. Комплексный анализ лекарственного обеспечения потребовал акцентирования внимания на динамике отношений, в которых субъектом выступает гражданин, но его права и обязанности трансформируются в зависимости от того, в каком качестве он выступает: пациента, покупателя или потребителя лекарственных препаратов.
Так как в работе поставлена цель – дать наиболее общий и комплексный анализ всех правомочий, образующих в итоге «право на лекарства», – то исследуется не только институт обеспечения лекарственными препаратами в рамках права социального обеспечения, но и собственно право на получение лекарственной терапии. Последнее ни в отечественном законодательстве, ни в правовой науке так и не стало единым для понимания, что отражается в неустоявшихся и множественных его обозначениях:
1) право на фармакотерапию;
2) право на лекарственную терапию;
3) право на лекарственному помощь;
4) право на лекарственное обеспечение.
Различия между указанными правомочиями во многом зависят от того, отнесено ли право на получение лекарств к категории социальных прав, какова корреляция между ним и правом на медицинскую помощь, закреплены ли на уровне высших актов государств гарантии того, что медицинская помощь вообще и лекарства в частности будут доступны для граждан. Показательной в данном отношении представляется Конституция Португальской Республики 1976 г.[3], в ч. 3 ст. 64 которой четко установлено, что для обеспечения права на охрану здоровья государству надлежит «упорядочить и контролировать производство, торговлю и использование химических, биологических и фармацевтических изделий и других средств лечения и диагностики».