Планирование

Вариант первый – пригласить дизайнера, который, как минимум, подготовит все планы, спецификации материалов, а как максимум, возьмет на себя подбор материалов и оборудования и контроль за выполнением работ. В этом случае степень вашего участия в процессе ремонта определяется только вашими желаниями и возможностями. Конечно, пускать все на самотек нельзя – нужно обязательно согласовывать все важные моменты и выделять в своем даже очень плотном графике время для того, чтобы проконтролировать, как идет ремонт. Ведь в конце концов жить или работать в этом помещении вам!

Вариант второй – сделать все самому. Для начала надо определиться со своими желаниями и пожеланиями членов семьи: кто-то мечтает о белом диване, кто-то о личном столике для работы, кто-то об угловой ванне. Пусть каждый член семьи изложит свои предложения, даже если на первый взгляд они смешные или несовместимые друг с другом.

Определите, кто будет вести весь ремонт – то есть станет таким себе семейным координатором проекта. Кто будет его выполнять? Какие работы вы поручите строителям (может все), а какие сможете сделать сами? Какой ремонт вы планируете: одной комнаты, или всей квартиры; косметический или евроремонт, потребуется ли перепланировка помещения…

Затем определите, в каком архитектурном стиле будет ваше помещение, или отдельные его составляющие, именно это будет определять выбор материалов и видов работ.

Следующая задача очень непростая – согласовать все пожелания и соотнести окончательный вариант с вашими возможностями. На этом этапе многое отсеивается, но часто мечта, кажущаяся сумасшедшей, оказывается вполне осуществимой. Далее следует начертить план помещения, соблюдая масштаб, указав на плане реальные размеры помещения. Это необходимо для планирования расстановки мебели, оборудования, в том числе электрического и сантехнического, а также для подсчета объема работ и расхода материалов. На втором чертеже (можно наложить кальку на первый) – обозначьте, как будет расставлена мебель, сантехника, холодильники, телевизоры. Не ленитесь сделать несколько вариантов. Потом отложите их на пару дней – пусть «отлежатся» у вас на столе и в голове. Так вы сможете найти оптимальное для вас решение.

Далее необходимо в привязке к мебели и оборудованию, сделать чертеж разводки сантехнических труб – подвод воды и слив, а также чертеж с расположением электроточек – розеток, выключателей, выводов для светильников потолочных и настенных (а может и вмонтированных в пол); радио-, телевизионных, компьютерных и телефонных линий.

Затем решаем, какие напольные покрытия будут использоваться. Для небольших квартир лучше брать максимально однородное напольное покрытие – хотя, конечно, в связи с разным функциональным назначением (ванная комната, кухня, спальня и т. д.) материал будет, скорее всего, разный – плитка, паркет, паркетная доска или ламинат. Но цветовое решение должно быть максимально гармоничным, чтобы не создавалось ощущение пестроты и большого количества маленьких помещений.

Если речь не идет о квартирах в домах советской постройки, то можно позволить себе комбинировать не только фактуры, но и цвета, играть на контрастах. При этом, чем больше площадь, тем свободнее отпускаем свою фантазию, хотя слишком увлекаться все же не следует – всевозможное сочетание цветов и материалов должно быть в конечном итоге гармоничным, ведь для дома важно ощущение покоя и уюта.

В случае с полами советуем вооружиться цветными карандашами или (при наличии навыков) акварельными красками. Раскрасьте свой план напольных покрытий в цвета, близкие к выбранным вами, и сразу поймете, где и что надо подкорректировать. Либо возьмите у производителей ламината, паркета, плитки рекламные буклеты, в которых есть материалы, которые вы собираетесь использовать, вырежьте нужные картинки – так, чтобы размеры кусочков приблизительно были пропорциональны участкам пола, на которых они будут лежать, и объедините их на белом листе бумаги.

Сделайте рисунки или эскизы будущего интерьера, чтобы проверить, как сочетаются цвета стен, пола, мебели – это сбережет ваше время, нервы и, вероятно, поможет вам избежать лишних трат на материалы, которые могут и не пригодиться.

Подобную технику коллажа удобно использовать при подборе материалов для стен, пола, мебели, оформления окон, освещения в комнате.

Теперь нужно определить, какие будут стены в каждой комнате – окрашенные или покрытые декоративной штукатуркой, обоями, тканью, соломкой, пробкой. Вариантов множество. Ваша задача – обозначить материалы (с указанием цвета и/или артикула покрытия) для каждого помещения. Если планируете комбинировать покрытия стен, а особенно если предусматриваете фигурные вставки – сделайте рисунок стены в масштабе. Таким образом недопонимание со стороны строителей минимизируется, а у вас будет четкое свидетельство того, что «эту финтифлюшку» вы придумали не только что, а оговаривали все до начала работ.

Нелишним будет высчитать площади пола, стен, потолка, которые будут отделываться разными материалами. Так вы получите исходные цифры для подсчета необходимого количества материалов и объема работ. Имейте в виду, что, к сожалению, многие строительные бригады поначалу заявляют немного заниженные цены, чтобы получить заказ, но потом «добирают свое», а иногда производят и недобросовестный подсчет выполненных работ, то есть завышают их стоимость.

Стоимость будущего ремонта – один из основных факторов при его планировании. Она складывается из стоимости материалов, их доставки и работ. Первое, что необходимо прояснить при оценке стоимости ремонта – это уровень предстоящих ремонтных работ. Совершенно ясно, что стоимость ремонта «по последнему слову» будет гораздо выше стоимости ремонта «дедовским способом». Если вы решили не просто обновить стены, заменить линолеум и сменить побелку на потолке обоями, а хотите сделать ваш дом образцом идеального вкуса, сочетания красоты и удобства, комфорта и практичности, пунктов оценки стоимости ремонта прибавится.

Стоимость работ, то есть те деньги, которые вы отдадите строительной компании, которая будет воплощать в жизнь ваши дизайнерские идеи, возрастает при использовании в отделке помещения эксклюзивных авторских работ (колонны, пилястры, арки, сложные конструкции, выполненные по индивидуальным чертежам, панно и т. д.).

Все необходимые для ремонта материалы можно разделить на две группы: это расходные материалы (черновые материалы) и отделочные материалы (чистовые материалы).

К расходным материалам относятся: клеи, шпаклевки, грунтовки, сухие смеси, гвозди, шурупы, трубы, краны, провода, другое необходимое электрооборудование и т. д. Это, наверное, один из самых сложных для подсчета стоимости ремонта пунктов, так как сюда входит очень много мелких вещей, точно сосчитать необходимое количество которых просто невозможно. Так что будьте готовы к тому, что расходные материалы в ходе ремонта докупать придется неоднократно. Стоимость расходных материалов зависит от типа и возраста ремонтируемого помещения.

Отделочные материалы — это то, что будет украшать родные сердцу стены, пол и потолок. На них приходится основная доля стоимости ремонта. Это краска, натяжные или подвесные потолки, декоративные панели, декоративные покрытия, обои, паркет, линолеум, плитка, ламинат, ковролин и т. д. К этой же группе относятся ванна, унитаз, биде, умывальник, смесители, двери, электророзетки, выключатели, светильники, люстры и многое другое.

Можно сказать, что стоимость ремонта полностью зависит от ваших желаний, фантазий дизайнера и вашей готовности тратить деньги.

Что такое дизайн-проект? Это набор документов, с помощью которого любая строительная фирма или технически грамотная бригада строителей может воплотить дизайнерские решения в жизнь. Например в состав дизайн-проекта квартиры входят:

1. Обмерочный чертеж (подробный план помещения до начала проведения работ).

2. Планировочные решения и определение функциональных зон, то есть будущая планировка и разбивка помещения на зоны (обеденная, проходная, зона отдыха и т. п.); сюда же относится расположение мебели и других предметов интерьера. Таким образом, прежде чем приступать к работам, необходимо правильно разбить на комнаты и зоны имеющееся в вашем распоряжении помещение. При этом надо учесть кучу нюансов, например, возраст, предпочтение и образ жизни каждого из членов семьи.

Допустим, хозяева квартиры – семейная пара с маленьким ребенком. Глава семьи много работает и в основном за компьютером. Однако он не забывает и об отдыхе, и в выходные семья любит принимать у себя гостей. В этом случае, если позволяет метраж, можно предложить разбить квартиру на четыре комнаты: спальня родителей, комната ребенка, гостиная, объединенная с кухней, и кабинет. Таким образом, совместная кухня и гостиная поможет легко и быстро организовывать большой праздничный стол, а наличие кабинета позволит главе семьи работать, не отвлекаясь на посторонние вещи вроде телевизора, и если он засидится допоздна, то это не помешает отдыху жены и ребенка.

Комнате малыша в нашем примере тоже необходимо уделить большое внимание. Поскольку дети в раннем возрасте любят возиться на полу, материал, из которого он будет сделан, должен быть экологически чистым, теплым и легко мыться. Также для развития ребенка в комнате необходим спортивный уголок, который можно будет легко демонтировать, когда ребенок вырастет. А если он уже ходит в школу, необходимо позаботиться о его рабочем месте – оно должно быть удобным и хорошо освещено.

3. Решение по организации световой среды. В этом разделе дизайн-проекта определяется расположение светильников, их тип (галоген, лампы накаливания, лампы дневного света, неон и т. п.) и количество. А также расположение и схема работы выключателей.

Один и тот же интерьер может выглядеть совершенно по-иному при разном освещении. Света не должно быть слишком много или слишком мало, его необходимо рассчитывать исходя из специфики помещения и пожеланий хозяев. Например, в спальне освещение должно быть приглушенным, интимным, свет не должен бить в глаза. Однако нельзя забывать и про свет у изголовья кровати, чтобы можно было перед сном почитать любимую книгу. Немаловажными дизайнерскими приемами являются такие вещи, как подсветка и световой акцент. Управление всей этой световой среды осуществляется через различные выключатели и переключатели, расположение и схема работы которых должны быть интуитивно понятны не только хозяевам, но и их гостям. Высокие технологии и дизайнерские приемы, применяемые в последнее время в области света, позволяют найти подходящие решения для разных стилей и финансовых возможностей.

4. Предложение по размещению розеток. Сейчас практически в каждом доме или квартире используется огромное количество различной техники и электроники. Поэтому количество розеток и их расположение играют немаловажную роль в современном жилище. Квартира не только не будет выглядеть стильно, если повсюду будут лежать провода удлинителей, а из розеток торчать тройники и переходники, но это еще и небезопасно. Одна из задач дизайнера – так расположить силовые, телефонные, компьютерные и телевизионные розетки, чтобы, с одной стороны, они не торчали из всех стен подряд, а с другой – находились в удобном и доступном месте.

5. Предложение по организации санузлов. Одной из нелегких задач для дизайнера является планирование пространства санузлов. Даже в элитных домах площадь санузлов не всегда удовлетворяет потребностям хозяев. Каждому человеку хочется иметь в новой квартире большую ванну, а еще уместить рядом с ней хорошую стиральную машину, умывальник, а может даже душевую кабину, а также унитаз и биде. При этом нельзя забывать про шкафчики и полочки для разного рода парфюмерных и ванных принадлежностей. Совместить пожелания клиента с реальными габаритами санузла и предложить максимально эффективное использование полезного пространства, чтобы при этом там было где развернуться, – вот что является главной целью дизайнера на данном этапе проектирования квартиры.

6. Предложение по отделочным материалам. Огромную роль в том, как в конечном итоге будет выглядеть ваша квартира, играют отделочные материалы. Сейчас количество и разнообразие этих материалов так велико, что человеку далекому от строительства разобраться в них достаточно сложно, ведь все они различаются по цене, качеству, сроку службы и экологичности. В этом разделе дизайн-проекта дизайнер предложит вам оптимальное решение по отделке помещения, исходя из общего стиля квартиры, ваших финансовых пожеланий и эстетических предпочтений.

Срок исполнения такого дизайн-проекта в среднем составляет около месяца. При необходимости, начать ремонт помещения можно уже на стадии утверждения планировочного решения и определения функциональных зон.

Состав дизайн-проекта других помещений, например загородных домов, офисов, магазинов и т. п., несколько отличается от состава дизайн-проекта квартиры, представленного выше, но суть работы дизайнера, а именно создание красивого и функционального помещения, отвечающего потребностям и финансовым возможностям заказчика, остается той же.

Параллельно созданию собственного дизайн-проекта, необходимо найти строительную фирму или проверенную бригаду строителей, а также строительные и мебельные магазины, подобрать нужные для ремонта материалы, выписать их марки, артикулы и цены. Потребуется также уточнить сроки поставки материалов, мебели и оборудования, сделать необходимые заказы и проплаты (добавьте минимум недельку-другую к обещанным датам – поставщики не всегда отличаются пунктуальностью), чтобы избежать задержек на этапе выполнения работ. И только проделав такой огромный объем работ, вы готовы заключить договор со строительной бригадой и начинать ремонт.

Выбор архитектурного стиля квартиры

В разговоре архитектора или дизайнера с заказчиком «стиль», «стилизация» – наиболее часто используемые слова. Определение дизайнерского стиля квартиры должно, прежде всего, опираться на индивидуальность заказчика – его пожелания и вкус, – а уже на этой базе стать концептуальным воплощением идей дизайнера или архитектора. При этом нельзя отрываться от так называемого «архитектурного контекста», в котором проводится работа – необходимо учитывать конструкцию здания и окружающую архитектуру.

Мы подходим к стилю как к языку для выражения основной идеи проекта. Формируясь в ходе проектной работы, идея может принимать те или иные стилистические формы. Именно это стремление к эстетическому единству объекта часто приводит к довольно условному понятию «стиль».

Собравшись кардинально что-либо менять в интерьере квартиры, мы должны решить довольно трудную задачу выбора стиля, а сделать это, очевидно, легче на основе некоторой осведомленности. Поэтому рассмотрим развитие стилей (архитектурных и интерьерных) в историческом аспекте.


Мы знаем достаточно много о культуре и искусстве трех цивилизаций, положивших основу современной европейской культуры. В точности воссоздать внутреннее убранство древнеегипетского, древнегреческого или древнеримского жилого дома достаточно трудно, да, видимо, это и не нужно в наших современных жилищах. Но мы можем привнести в наш интерьер определенную стилистическую картину.

Об уникальной богатейшей культуре древних египтян нам известно, в основном, благодаря их заупокойному культу. Большая часть дошедших до нас зданий – знаменитые пирамиды, которые считаются погребальными сооружениями. В них сохранились предметы обихода и обстановки, но поскольку возводились они для фараонов и верхушки знати, то и говорить мы можем, в первую очередь, о «дворцовом» интерьере.

Древний Египет — первое в мире государство, где были созданы древнейшие в истории памятники архитектуры, возникло искусство декора, а быт стал предметом внимания и украшения.

Египтяне первыми научились возводить кирпичный свод, изобрели водопровод и даже создали систему обогрева полов в виде керамических труб, в которые подавался теплый воздух от горящего во дворе дома костра.

Дома египетских вельмож, часто возводимые из камня, представляли собой сложный комплекс из множества помещений, объединенных внутренним двором. Стены таких дворов украшались барельефами и художественной росписью, отличавшимися плоскостностью: фигуры не столько смотрелись, сколько читались. Предметы изображались так, как будто на них одновременно смотрели и прямо, и сбоку. Этим обычно объясняют типичное для древнеегипетского искусства построение человеческого изображения: туловище – в профиль, голова – анфас.

С усовершенствованием ткацкого станка, что позволило делать полотно тоньше и значительно шире, в убранстве жилищ появились драпировки. А с появлением бронзы интерьер стали украшать коваными изделиями.

В античной Греции весь уклад жизни носил преимущественно общественный характер: большую часть своего досуга городские жители проводили не в узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в театре. Поэтому большое внимание здесь уделялось архитектуре и художественному оформлению храмов и общественных зданий. Существовало два основных архитектурных стиля: дорический и ионический. Дорический, по мнению греков, воплощал идею мужественности, силы и торжественной строгости. Он отличается простотой, мощностью и даже тяжеловатостью форм и их строгой соразмеренностью. Ионический, наоборот, был легок, строен и наряден, в нем колонны или пилястры заменялись кариатидами – статуями, изображавшими чаще всего изящных и нарядных женщин. И дорические и ионические здания строились из известняка, и в их отделке широко применялась яркая раскраска, в основном красного и синего цвета.

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы (курительницы и канделябры) и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось. Наиболее употребительным и важнейшим типом домашней мебели был ларь – особого вида ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью цветов.

Кроме ларей, в обиходе древних греков были распространены столы на трех опорах в виде ног крупных животных. О мебели для сидения дают представление живописные изображения табуретов и стульев на вазах. Такая мебель имела жесткую прямоугольную конструкцию.

Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (ренессанс, классицизм, неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным архитектурным сооружением был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Стремительно развивались строительная техника, инженерное искусство. Быт древних римлян был абсолютно современным – водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы – прообраз современной канализации. Римский театр, в отличие от греческого, – это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является Колизей – амфитеатр, вмещавший 50 000 зрителей, который предназначался для увеселительных зрелищ, таких как гладиаторские бои.

Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Италийский тип дома имел внутренний дворик, окруженный колоннадой, украшенный фонтаном, статуями, цветниками. Появились виллы, вокруг которых разбивали сады с фонтанами, беседками, гротами и большими водоемами. Виллы отличались роскошным убранством, с использованием мрамора и ценных пород дерева. Стены украшались сложной живописью, имитирующей колонны. В отделке стен использовались яркие фрески, барельефы. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы – от простых, с использованием белой гальки, до тончайших мозаик со сложными живописными композициями. Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой архитектурной конструкцией, как купол.

В искусстве Византии неразрывно сплетены утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений.

Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колонками и объединенных наружной аркой над ними. Популярная тема византийской архитектуры – аркады на высоких колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.

Романский стиль. Слово произошло от латинского romanus – римский. Англичане называют этот стиль «норманнским». Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичность наружной отделки. Романская архитектура развивалась в Западной Европе X–XII веков.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала также система сводов и поддерживающих их каменных опор, хотя этот процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Как правило, здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня, вокруг которой располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными и, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Готика. Каждый раз, глядя на готические соборы, поражаешься тому, как человеческие руки смогли показать грандиозность и красоту камня. Кажется, что башни, подобно стрелам, вонзились в небо и конца им не видно, витражи настолько реалистичны, что появляется ощущение, словно оказываешься в XV веке, в ожидании коронации Карла VII. Декоративные статуи, ужасные химеры, окна и порталы, стрельчатые арки…

Во второй половине XII века на северо-востоке Франции, в провинции Иль-де-Франс возник архитектурный стиль, который назван готическим. Название стиля происходит от итальянских слов «маниера готика» – «готская манера» (от итал. gotico – непривычный, варварский; Goten – варвары; к историческим готам этот архитектурный стиль отношения не имеет, но сначала это слово использовалось в качестве бранного). Впервые это понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Позднюю, или северную, готику отождествляют с периодом Реформации. Наиболее сильно этот стиль проявился в архитектуре, где визитной карточкой готики являются удлиненные пропорции и острые конические крыши, а также в скульптуре, живописи и народно-прикладном искусстве.

Средневековые зодчие отказались при постройке новых церквей от массивных стен и применили стрельчатую арку. Она давала несравнимо меньшую нагрузку на стены, которые в готическом соборе не играли большой роли. Опорой здания стал каркас из арок и мощных наружных столбов. На них покоился стрельчатый свод. Эта основа несла на себе детали, украшавшие здания – башенки, скульптуры на карнизах и крыше.

Попробуйте представить себе, что вы вошли в древний готический собор. Внутреннее пространство поразит вас не меньше, чем его высота. Где-то очень высоко над головой теряются в полумраке крестовые своды. Стены прорезают громадные узкие окна. Особенное освещение в готическом храме создавали витражи – композиции из цветных стекол. Они пропускали в собор пучки синего, красного, желтого света. Над главным входом сияет неземными, фантастическими красками роза – огромное круглое окно со сложным переплетом. Особенно славились витражи Реймсского и Шартрского соборов во Франции.

Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени – новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Решающим для развития готики явилось открытие нового способа распределения нагрузки – предположение о том, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, а значит другим элементам конструкции не обязательно быть несущими. Основной принцип готической конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (выступающие ребра, на которых держалась кладка потолка) на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами (наружная каменная упорная арка) и контрфорсами (мощный столб, способствующий устойчивости стены). Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли – это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение, хотя они могли быть и просто декоративными элементами.

Почти всегда сооружались два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Это нововведение позволило значительно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, а стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 году Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского – это Мадонна фасада церкви погребения Филиппа около Дижона и фигуры фонтана Мозе (1395–1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера, Вайта Штоса и Адама Крафта.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее – наряду с религиозными появились бытовые темы. Кроме того, в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

Неоготика {англ. Gothic Revival architecture – возрождение готики) – художественный стиль XVIII и XIX веков, заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.

Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики – здание Британского парламента в Лондоне. В США следует отметить неоготический собор Св. Патрика в Нью-Йорке.

В 1980-е годы термин «готика» впервые начали использовать для обозначения целого музыкального направления «готическая музыка», а также субкультуры «готическая субкультура» и сцены «готик-сцена».

Философия готики (средневековая философия) проникнута осознанием существования иного мира, из которого постоянно приходят ангелы, демоны, вампиры, мертвецы или привидения. Эпоха готики совпадает с эпохой крестовых походов, возвышенной любви и рыцарских романов.

Ренессанс (фр. Renaissance – возрождение) – эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в XIV веке, достигнув пика в XVI веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин «возрождение», означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник еще в XII веке), появился в XIII веке и получил теоретическое обоснование в XVI веке в трудах Джорджио Вазари, посвященных творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце ее творения. Среди наиболее выдающихся представителей этой эпохи – Леон Баттиста Альберти и Леонардо да Винчи.

Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений.

Крупнейшими представителями Северного Ренессанса (во всей Европе за пределами Италии) были Дюрер, Кранах Лукас Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, – маньеризм.

В Средние века феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях – замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить городские «резиденции» – палаццо. Палаццо (лат. palatium – дворец) представляет собой тип городского дворца-особняка и является одним из первых типов зданий универсального назначения.

Классический тип палаццо – трехэтажное здание с величественным фасадом и уютным двором. Как правило, первый этаж отводился под служебные помещения, на втором располагались парадные залы, а на третьем спальные комнаты.

Для зданий эпохи Возрождения характерны прямоугольные формы, симметрия и пропорция. Фасады церковных зданий, как правило, размерены пилястрами (вертикальными выступами стены), арками и увенчаны фронтоном.

Жилые здания часто имеют карниз, а главная дверь отмечена некоторой чертой – балконом или окружена рустом (лат. rusticus – простой, грубый, неотесанный; облицовка внешних стен здания четырехугольными, плотно подогнанными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо).

Таким образом, в этот период появляется этаж – все, что было до Ренессанса, принято называть ярусами.

Окончательное оформление этажа, как горизонтального пространственного слоя, предназначенного для жизни и деятельности человека, является основным достижением ренессансного дворца. Стена впервые истолковывается в современном смысле слова, то есть как геометрически правильная перегородка между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад – как лицо здания; то есть снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

Ренессанс стоит ближе к античной архитектуре по органической полновесности форм и гармонической завершенности, основанных на золотом сечении пропорций, «очеловечении» пропорций зданий.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) – стиль европейского искусства и архитектуры XVII–XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время этот термин употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое целое.

Наиболее характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность, что соответствовало самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а в Британии, например, его влияние было незначительным. У истоков традиции барокко в живописи стоят два великих итальянских художника – Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие XVI века – первое десятилетие XVII века. Для итальянской живописи конца XVI века характерны неестественность и стилевая неопределенность. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем искусства барокко был Карло Мадерна (1556–1629), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория (1645–1652) в Риме.

В каждой стране искусство барокко сливалось с местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам.

Барокко способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале XVIII века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Стиль барокко насыщен множеством таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т. п. В интерьере появляется капризная усложненность – скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта «перетекания» пространства в «заоблачную высь» – все это придает ему подчеркнутую театральность.

Стены богатых дворцов затягивали дорогими тканями, украшали лепниной или резным деревом. В личных покоях любили вешать на стены шикарные гобелены. Потолки расписывали искусные живописцы. Самым популярным барочным цветом интерьера был белый в сочетании с золотым. Популярными были цветочные орнаменты. На смену спокойным классическим формам кругов и овалов приходят извилистые спирали. Поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, покрывается лаком.

В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Теперь стиль барокко ассоциируется с музейным стилем.

Рококо. Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII века, взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille – раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Рококо отличается грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом.

С барочным стилем рококо объединяет стремление к завершенности форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и легкость. Более темные цвета и пышная, тяжелая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелеными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль» (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

В архитектуре этот стиль нашел наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763–1769). Родившийся во Франции, стиль рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743–1772) архитектора Неймана, пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление легкости и сказочного изобилия.

Что касается Англии, то здесь рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утонченность образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу рококо. Стиль рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца XVIII века, тогда как во Франции и других западноевропейских странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х годах. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Классицизм. Стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX века, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Название стиля происходит от латинского classicus – образцовый.

Обычно разделяют два периода в развитии классицизма. Сложился он в XVII веке во Франции, а XVIII век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.

Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово-парковый ансамбль Версаля.)

Неоклассицизм – художественный стиль и эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце XVII – начала XIX века, для которого было характерно обращение к античности, отличавшееся от классицизма. Во Франции в рамках неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии – стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

В декоративном искусстве с утверждением неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций.

Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерными для этого стиля являются такие украшения, как листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Для мебели свойственны легкие, изящные, прямые линии.

Романтизм (фр. romantisme) – явление европейской культуры в XVIII–XX веках. Он сменяет эпоху Просвещения и утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. В этом стиле прослеживается апелляция, скорее, к фольклорным и природным формам декора – дикий камень, ковка, готические формы проемов, зеленые уголки и т. п. Считается характерным для поэтических натур.

Модерн (фр. moderne – современный) – художественное направление в искусстве во второй половине XIX – начале XX века. Отличительными особенностями являются отказ от прямых линий и углов в пользу более плавных изогнутых «природных» линий, а также эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева. В стремлении к органичности и цельности художники модерна, создавая свои орнаменты, обращались к природным, растительным формам.

Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Постмодернизм — направление в архитектуре и искусстве 70-х – начала 80-х годов XX века. Единого определения постмодернизма нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним неоавангардизма или позднего модернизма, последовательно развивающего модернистские концепции. Характерной особенностью постмодернизма стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов, субкультур.

Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 1970-х годов были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д.

Строятся деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами. Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. Постмодернизм – время поиска и эксперимента, чем-то напоминающее 20-е годы XX века.

Ампир. Термин «ампир» происходит от французского empire, что означает «империя». Этот архитектурный стиль сложился в начале XIX века во Франции в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной монументальной выразительности.

Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие имперского Рима – монументальные формы массивных портиков, военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (лавровые венки, орлы, воинские доспехи и т. п.) – в сочетании с отдельными древнеегипетскими архитектурными и пластическими мотивами – большие плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, стилизованные сфинксы, а также египетский орнамент и др.

Расцвет ампира наблюдался во Франции после буржуазной революции. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Этим пафосным, роскошным стилем Наполеон пытался показать не только величие Римской империи, но и провести таким образом параллель со своим правлением во французских владениях.

Французский ампир несколько отличался от классицизма. Особенно сильно это было заметно в цветовой гамме. В классицизме преобладают сложные гармоничные сочетания цветов, в ампире – яркие цвета наполеоновского флага: красный, синий и белый. Попадая в разные страны и города, этот стиль преобразовывался, подстраивался под местные правила и нравы. Ампир, который дошел до нашего времени, тоже сильно изменился, скорее даже упростился, получив иное название – бидермеер (его называют ампиром в духе интимности и домашнего уюта). Цвета стали более гармоничными, величие, которое давали золотые элементы интерьера, ушло на второй план. В наше время их сменили детали из бронзы и накладки, сделанные под золото. Не изменились формы и используемые породы дерева. Элементами мебели и интерьера до сих пор служат колонны, музыкальные инструменты (например, арфы), вьющиеся растения.

Освоение пространств квартиры носит характер прямого следования канонам стиля. Поверхности стен, потолков, ниш, пола и предметов корпусной мебели снова начинают обрабатываться колонками, пилястрами, карнизами. В оформлении стен и потолков появляются декоративные мотивы: кариатиды, античные элементы, росписи.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Полы настилаются паркетом, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо расписываются. Стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого цвета.

Мебель в стиле ампир отличалась функциональностью, удобством и изяществом. Часто использовалась раскладная мебель, например, обеденный столик, рассчитанный на четверых, через минуту превращался в огромный обеденный стол для приема гостей. Конструкции табуретов были настолько замысловаты, что из них можно было сделать мольберт. Стулья и диваны повторяли форму человеческого тела, поражая своим удобством и изысканностью. Выпуклость спинки плавно переходила в ножку. Ножки часто делали в виде лап животных или птиц. Проектируя и создавая обстановку богатых домов, дворцов и усадеб, архитекторы стремились достичь единства стиля. Рисунок обивки мебели, стены, элементы интерьера, паркет и отделка потолка – все сочеталось и гармонировало между собой. Попав в Россию, этот стиль стал похож в большей степени на римский классицизм, нежели на «наполеоновский» ампир.

Английский стиль. Английский интерьер – это воплощение комфорта, надежности и строгости. Основные черты этого стиля – это симметричность, выдержанные пропорции, атмосфера спокойствия, уюта.

Основные черты английского стиля формировались в эпоху династии Георгов (XVIII – начало XIX века) и королевы Виктории (первая половина XIX – начало XX века). Несмотря на приверженность английского стиля к классике, он, под влиянием модных увлечений, менялся – цвет стен варьировался от спокойных бежевых и золотистых оттенков до ярких, насыщенных зеленых, терракотовых и красных, хотя все это – обязательно в яркой цветовой гамме и, как правило, использовались только три колера, сочетающихся с цветовой гаммой мебели.

Монотонная гладкость стен постепенно сменилась тяжелыми фактурными обоями насыщенных оттенков, с классическими полосками, цветами, геральдической символикой или деревянной обшивкой. Сюда стали добавлять плинтуса, панели и бордюры, появились карнизы, молдинги и фризы под лепнину.

И конечно же, английский стиль – это кабинеты, отделанные темными дубовыми или ореховыми панелями, зеленым сукном. Такой кабинет обязательно включает в себя солидный рабочий стол и обширную библиотеку. Излюбленный декор – вертикальная полоска, которая используется в обивке мебели, оформлении стен и др.

В наше время английский стиль выражается как в прямом копировании его исторических разновидностей, так и эклектическом решении, которое органично включает в себя дух и черты различных эпох. Мебель в английском стиле собирается из массива, который подвергается минимальной поверхностной обработке: натирается воском либо лакируется, либо позволяет показать текстуру древесины во всей красе.

Викторианский стиль интерьера. Расцвет викторианского стиля приходится на конец XIX века в Англии, однако он становится популярным во всем мире и на протяжении огромного времени пользуется стабильным спросом у людей с изысканным вкусом. Викторианский стиль предпочитают ценители старых традиций, стабильности и качества.

В последнее время популярными становятся различные минималистические направления в дизайне интерьера с его жесткими сиденьями, мебель с угловатой холодной формой, стекло и бетон. Однако любители комфорта стремятся к привычному теплому, добротному дивану с шерстяными подушками. Дизайнеры, работающие в этом направлении, ставят перед собой цель добиться комфорта и уюта, соответствующего возрасту, статусу и интересам заказчика, при этом не нарушая архитектурный стиль.

Говоря о викторианском стиле, мы сразу представляем обширное помещение с темными дубовыми панелями, строгую лепнину на потолке, полосатые обои на стенах, в углу камин с горящими углями, массивный дубовый стол с часами.

Дизайн интерьера в викторианском стиле подходит для больших квартир, кабинетов или загородных домов, так как этот архитектурный стиль требует большего пространства.

Дом начинается с прихожей. Здесь мы видим массивную входную дверь, на стенах огромные зеркала, покрытые позолотой, по углам дубовые балки, создающие иллюзию прочности и надежности, своим монолитом поддерживающие потолок, пол из мореного дуба (или его имитация).

Далее жилые комнаты, выдержанные в одном стилевом решении. Здесь царит свет и тепло. Обивка стен – благородная зелено-золотистая вертикальная полоса, возле добротного дивана и кресла с шерстяной обивкой, парные светильники с тяжелым мраморным основанием и абажурами из ткани.

Английский дом-крепость – это не только стены, но и основательные вещи. Материалы тяжелые, но после отличной обработки смотрятся изящно. Потолок – с массивными темными балками.

Стены могут быть и окрашены, или отделаны деревянными панелями, или оклеены обоями. Особенно популярны обои английского производства, имитирующие ткань. Стены, обтянутые тканью, – самый дорогой и престижный вариант. Пол деревянный (дубовые доски или паркет), на полу ковровое покрытие.

Приверженцы викторианского стиля – это ценители истории и искусства, поэтому тут в изобилии индийские и китайские шкатулки, вазы, разнообразные восточные вещички, в общем, здесь везде ощущается налет колониальное™.

На протяжении столетий в богатых домах, как в музеях, собирались предметы разных стилей. Таким образом создавался интерьер, в котором легко сочеталась мебель самых разнообразных периодов.

Для викторианского стиля характерны цветочные узоры, их чаще используют в спальнях, детских, ванных. Огромное значение придается шторам, покрывалам, балдахинам – они выполнены из лучших портьерных тканей. Сочетание тканей кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно гармонирует с романтичными тонами, создавая ощущение простоты и свежести.

Гармония английской комнаты в том, что в ней все уравновешенно, симметрично, сделано с чувством меры, но одновременно насыщенно. Например, у дивана может быть очень традиционная простая форма, но богатая обивка. В комнате может стоять мебель строгих правильных конфигураций, а рядом – причудливое китайское кашпо. Во всем баланс: картина – в простом багете, зеркало – в богатой раме, верхние светильники – только для декоративного эффекта, а основное освещение создается за счет парных настольных ламп. Вещей много, но они обязательно перекликаются по ткани, фактуре, форме, цвету. Когда подбирают аксессуары, то непременно учитывают конфигурацию мебели, материалы.

Главная тенденция современного викторианского стиля – насыщенность деталями. С широкими креслами, диванами и шкафами, занимающими чуть ли не все пространство комнаты, всегда соседствуют декоративные элементы: тумбочки, табуреты, подставки, подвесные полочки. Но на самом деле, несмотря на визуальную тяжеловесность, мебель мобильна. Благодаря небольшой массе предметы интерьера можно легко передвинуть, меняя обстановку.

На родине стиля, в Англии, чуть ли не весь год стоит пасмурная погода. За окном – тусклые улицы, дождь, снег, холод. В противовес невзгодам природы художники нашли простое решение: использование в декоре насыщенных цветов. Темно-зеленый, бордовый, ярко-желтый, оранжевый, красный, коричневый возвращают в лето. А кресла и диваны, в которых можно «утонуть», и исходящее от камина тепло позволяют хозяину забыть о прошедшем рабочем дне и погрузиться в атмосферу спокойствия и отдыха.

Окна в таком доме высокие, по форме напоминающие перевернутый готический щит, как на соборе Парижской Богоматери. Они рассечены деревянными рамами на шесть-восемь равных частей и закрыты экранами из цветного стекла с орнаментальным рисунком в тон обоям и драпированными бархатными или парчовыми гардинами темно-зеленого или бордового цвета с золотыми кистями и бахромой. На стенах помещения – гобелены или обои со сложным орнаментальным рисунком, часто объемным, напоминающим барельеф. Мотивы – геометрические и растительные. Популярно изображение листьев – кленовых, дубовых и березовых, папоротников, а также лесных цветов и ягод – ландышей, клевера, земляники.

Поверх обоев размером в треть или половину высоты стены крепят панели из драгоценных пород дерева. Резьбы нет, но присутствует орнамент в классическом стиле: широкие прямоугольники, пилястры и «лопатки», как и на дверях. Лаком панели не покрывают. Глянцевый блеск – не для викторианского стиля.

Картины в доме викторианского стиля должны соответствовать атмосфере помещения – портреты, пейзажи, сюжетные зарисовки, но только не абстракции. Желательно, чтобы они не терялись на общем фоне. Тона произведений – предпочтительно контрастные. Картины подвешивают на специальную рейку, сделанную из той же породы дерева, что и панели. На фоне обоев она практически не заметна. Рамки – объемные, тяжеловесные – выполнены в стиле рококо. Но их никогда не золотят и не серебрят. Мотивы резьбы – ракушечно-цветочные.

Обязательным атрибутом викторианского стиля являются настенные часы. Их делают из нескольких пород дерева, отличающихся по цвету и соединяющихся в сложный рисунок. Допускается обрамление контура в золото или медь. Цифры циферблата – римские, из того же металла, что и обрамление. Обязателен маятник.

Зеркала – в полный рост, с такими же рамками, как и у картин, – ставят напротив камина, окон или дверей. Рядом с зеркалами – декоративные деревянные крючки, на которые раньше джентльмены вешали свои шляпы, а сейчас их используют исключительно в эстетических целях.

Камины выполняют из гранита, черного или красного, и обязательно в классическом стиле. Камин, как и окна, прикрывают экраном, а сам камин отгораживают металлическим заборчиком высотой 40–50 см с готическими шпилями, выкрашенным в черный цвет.

В викторианском стиле практикуют два варианта оформления потолка. Первый – нанесение побелки. Второй – использование подвесных панелей из дерева, на два-три тона светлее оконных рам и дверей. Люстра – малозаметная, из ткани (предпочтительно хлопковой или льняной), совпадающей по цвету с гардинами. Ее форма – овальная, пирамидальная или цилиндрическая, по стилю напоминает модерн, ставший популярным после викторианского.

Паркет выполняют из разных пород дерева, позволяющих создать сложный геометрический орнамент. Ковер – круглый или квадратный, – красного, зеленого или коричневого цвета – занимает половину пространства пола, чтобы в поле зрения оставался паркет. Рисунок на ковре – травянисто-цветочный.

На полу обычно ставят деревянные подставки для ног и для тапочек, напоминающие небольшой стол на ножках высотой пять-семь сантиметров. Сверху кладут стеганые бархатные или парчовые пуфики. Однотонные, как и гардины, с коричневой, желтой, оранжевой или золотой бахромой, гармонирующей с цветом ковра. К углам пуфиков нередко прикрепляют кисти.

Без комнатных растений не обходится ни один интерьер викторианского стиля. Их ставят на пол (не на подоконник и не на стол), группируя в одном углу. Горшки – преимущественно глиняные, однотонные.

Непременный атрибут интерьера – урна с крышкой для прочитанных газет и журналов, для ненужных бумаг: писем, документов. Урну не следует выделять на фоне других аксессуаров. Наоборот, главное требование к ней – незаметность.

Настольные лампы по фактуре напоминают торшеры, а вазы – вазоны. Разница лишь в величине. А вот часы кардинально отличаются от напольных или настенных. Делают их из металла (золота, серебра, меди, стали, хрома) с вкраплением драгоценных и полудрагоценных камней. Формы – трапеция со срезанными углами, усеченный конус, полуовал. Циферблат – белый. Цифры – из того же металла, что и корпус.

Пепельницы – из глины, гранита, золота, серебра, стекла. Единственное требование: они должны гармонировать с предметами интерьера (экранами, ширмами, камином и пр.).

Шкатулки – деревянные и металлические. По фактуре они должны совпадать либо с настенными, либо напольными, либо настольными часами.

Подставки для ручек и карандашей – деревянные или гранитные, не отличающиеся изысканностью форм. Стиль, как и у камина, панелей и дверей, – классический. Подставки не должны выделяться. Но хорошо, если оттуда видны ручки (перьевые, шариковые) из драгоценных материалов в тон вазам и часам.

Стол накрывается скатертью – парчовой, с бахромой и с орнаментом, повторяющим рисунок обоев, она меньше площади стола. Цвета преимущественно темные.

Мягкая мебель: на нее кладут покрывала и думки в тон скатерти, обязательно с бахромой и с кистями. Или надевают чехлы на мебель, которые снимают только когда приходят гости.

Кантри, деревенский стиль. Время от времени людей, осчастливленных благами цивилизации и техническим прогрессом, вдруг начинает отчаянно тянуть к истокам – от современных технологий и композитных материалов к теплу дерева и банальности «веселенького ситца», от шкафов-купе к бабушкиному сундуку, от флуоресцентных ламп к веселому мерцанию камина. И тогда на сцену вновь выходит кантри – деревенский стиль.

Вообще говоря, в изначальном понимании, кантри – стиль, пришедший из Северной Америки и предполагает атрибутику ранчо и ковбоев. Однако в мире дизайна понятие «кантри» давно уже стало общим для нескольких направлений и обозначает любой более менее деревенский, аутентичный стиль – точнее, его имитацию, оставляющую за кадром бытовой дискомфорт. Таким образом, кантри в нынешнем понимании профессионалов-дизайнеров – это сочетание понятий «условия, продиктованные географией и климатом» + «натуральность и естественность». Более того, сейчас уже принято говорить о смешении кантри и этники – еще одного стремящегося к натуральности и традиционности стиля.

Главная идея кантри – жизнь вне большого города. Понятие «деревни» у каждой страны свое, и обусловлено как традициями, так и определившими их когда-то природными (климат и имеющиеся под рукой материалы) и социальными условиями. Однако противопоставление жизни в современном городе и в архаичной деревне подразумевает одну и ту же идею – близость к природе и ее дарам, которые она позволяет обрабатывать, получая пригодное для жилья, но далекое от современности в ее прикладном понимании пространство.

Дом вне города означал и означает комфорт для его обитателей, позволяющий при этом жить в гармонии с окружающим его миром. Так что кантри в любом его проявлении – это натуральные материалы и достаточно простые формы, очевидная, хотя и не подчеркиваемая, функциональность, отсутствие вычурности (не означающее отсутствие элегантности), мягкость, некоторая наивность и лиричность общего стилистического решения. Пространство в стиле кантри может быть более мужским – грубоватым и простым, или более женским – утонченным, лиричным и цветочным, – но оно всегда естественно и уютно.

Внешний вид деревенских домов предопределен сложностью климатических условий и необходимостью адаптации к ним; внутреннее решение хотя и более многогранно, но зависимо от внешнего вида и климатических условий. Более того, некоторые теоретики интерьера любят сравнивать планировку дома в стиле кантри с лесом, с его тропинками и полянками – из-за ее кажущейся хаотичности и многообразности. Это сравнение, вероятно, слишком сильное, однако то, что идеи планировки, как, впрочем, и некоторые идеи декора так или иначе заимствуются у природы – очевидно. Таковы вкратце идеи кантри. А теперь о деталях.

Кантри по-американски. Хотя, как мы уже сказали, под кантри сейчас подразумевают любой стиль, пропагандирующий «деревенский образ жизни», все-таки нельзя забывать, что родом он из Америки. До недавнего времени, точнее, до тех пор, пока весь мир очередной раз не захлестнула тяга к стилю а-ля рустик, под кантри понимали исключительно стиль американского ранчо. С него и начнем.

Что такое ранчо? По сути своей, это – ферма, то есть пространство сугубо функциональное. Ранчо, конечно, можно считать пристанищем для романтиков, но все же романтиков, которым нужно было выжить обособленно и которые много работали. Отсюда, а также из характерных для изначальных мест строительства ранчо погодных условий вытекают его характерные черты – просторные (не бывает сильных холодов, поэтому нет необходимости всерьез протапливать дом) строения в один этаж, призванные выдерживать натиск ураганного ветра (но в то же время отсутствие снега), с большими навесами от палящего солнца. Размеры и конфигурация дома, а также образ жизни и интересы владельцев определяют его наполнение – функциональное и прочное; с обилием дерева без традиционной для Европы резьбы. И, конечно же, стиль ранчо, ковбоев – это типично мужской интерьер без мелких безделушек, однако не лишенный стильности и законченности.

За пределами Америки, там, где ранчо имитируются именно с точки зрения стиля, а не функциональных задач, в стиль дома, разумеется, вносятся изменения. При этом зачастую характерные особенности ранчо подчеркиваются самым энергичным образом – так, как это не делается даже в оригинале. Американским ковбоям нет необходимости акцентировать внимание на том, что их дом относится именно к такому стилю, а тем, кто воссоздает образ жизни ковбоев, это важно, поэтому в интерьере подчеркивается ковбойская атрибутика.

Это, например, седла и сапоги со шпорами, на стенах – шляпы, хлысты, шкуры, колеса от повозок (они могут как являться элементами декора, так и функционально «вклиниваться» в интерьер, выступая в качестве опорных конструкций) и, дабы подчеркнуть американскую тему, стилистика дополняется мотивами индейцев и кладоискателей – перьями, томагавками, сундуками и т. д. Довершают игру в Дикий Запад медная утварь, кактусы и ткани в клетку.

Кантри по-французски — это несколько направлений. Франция может похвастаться редким разнообразием природных и географических условий, которые и предопределили кардинальную разницу в стилистике домов на юге и на севере страны. Два самых ярких представителя французского деревенского стиля – провансальский и шале. О шале мы поговорим позже, ибо этот стиль можно с равным успехом считать как французским, так и швейцарским, а сейчас остановимся на том, что привнес в мировую копилку кантри французский юг.

Яркое южное солнце и сильные ветры, а также изобилие камня в качестве строительного материала предопределили провансальский стиль – один из самых ярких в мире деревенских стилей, откуда черпали вдохновение многие великие художники. В этой яркости провансальского стиля – особая опасность для тех, кто, покоренный им, попытается перенести его черты на свою территорию. Ибо провансальский стиль почти безнадежно привязан к родной земле. Без ослепительного солнца юга Франции, без сиреневых полей лаванды и желтых подсолнухов за окном, без немыслимо синего неба и южного воздуха очень сложно воссоздать этот колорит.

Итак, что же так отличает типичный французский южный дом? Во-первых, дома здесь традиционно каменные (камень медленно нагревается и не пропускает в дом жару), обвитые растениями, с небольшими окнами – из-за них дом напоминает скорее крепость, с непременными ставнями, с южной стороны, как правило, располагается внутренний двор – тенистый, но пропускающий лучи ласкового солнца.

Во-вторых, во внутренней отделке помещений камня также много. Прежде всего, используется известняк, например моласса – светлый известняковый песчаник и др. Хотя дерево в общем интерьере также присутствует – чаще в виде традиционных подпотолочных балок темно-коричневого цвета.

В-третьих, провансальскому интерьеру обязательно свойственна потертость – та самая потертость, которая с гордостью демонстрирует возраст здания, и которую при создании провансальского интерьера качественно воспроизвести по силам лишь отдельным мастерам. При некачественной имитации возникает ощущение неопрятного дома с давно не деланным ремонтом. Эту потертость демонстрируют как бы нарочито небрежно оштукатуренные стены, старая или состаренная мебель и даже ткани, словно выцветшие на солнце и слегка застиранные. Но еще раз подчеркнем: только южный колорит и особое преломление цветов под южным солнцем придают этой состаренности ощущение уюта. Известны попытки воссоздать провансальский интерьер в нашей, средней полосе, но, увы, ничего романтического в нем уже не было.

В-четвертых, провансальскому стилю свойственно буйство красок. И это не удивительно, ибо традиционные цвета провансальского стиля – охра и терракотовый – также предопределены природными возможностями региона.

Охру, являющуюся натуральной минеральной краской, добывают и готовят здесь же. Терракота из местной глины – излюбленный материал не только для керамических изделий, используемых в быту, но и почти обязательное напольное покрытие. Из терракоты делают напольную плитку – тометы – которую выкладывают непременно в форме сот и которая добавляет своеобразие стилю (такая плитка помогает сохранять прохладу в доме).

Типичные цвета декора – сиреневый, лавандовый, синий, желтый подсолнуховый и т. д. Не обходится и без белого, который контрастно подчеркивает эти цвета. В то же время интерьеру в целом свойственна светлая цветовая гамма, поскольку стены помещения беленые либо светло-желтые.

Загрузка...