Марк Атилий Регул был одним из самых доблестных полководцев своего времени. На дворе стоял III век до н. э., Рим и Карфаген спорили друг с другом, кто будет управлять всем Средиземноморьем. Марку Регулу предстояло сказать в этом споре свое веское слово – с помощью меча. Увы, его поход в Африку против Карфагена закончился полным разгромом войска. Марк Регул попал в плен.
Заточение растянулось на годы, пока карфагеняне не решили устроить с римлянами переговоры. Для этого они отпустили Марка Регула в Рим – под его честное слово. Итак, бывший консул обрел полную свободу, оказавшись за пределами Карфагена. Он вернулся на родину и стал всячески убеждать соотечественников, что никакие переговоры с Карфагеном недопустимы. А потом… вернулся в Африку – как и было условлено.
Что же дальше? Его пытали, а потом казнили.
В конце концов Рим победил Карфаген. Марк Регул об этом уже не узнал. Однако римляне, больше всего ценившие твердость духа, передавали память о Марке Регуле из поколения в поколение.
Мы даем большие и мелкие обещания ежедневно – семье, коллегам, друзьям. И самим себе. Это не вопрос жизни и смерти. Но когда мы позволяем себе слабости и поблажки, наша жизнь становится хуже. Наши отношения слабеют. Это похоже на вялотекущую болезнь. Звучит так себе, верно?
Множество пособий по саморазвитию учат гибкости и адаптивности. Эти качества полезны, но лишь до какого-то предела. Кстати, и в бизнесе они уместны далеко не всегда. Скажем, легендарный инвестор Уоррен Баффет давным-давно взял за правило не торговаться при покупке чьих-то активов. Потенциальные продавцы имеют всего один шанс. И если Баффет считает цену неадекватной, второй встречи не будет.
Чем хороши клятвы? Тем, что вы не передумываете каждый раз, тратя на это нервы (это не метафора, а научный факт, на языке психологов – «усталость от принятия решений»). Кроме того, вы просто демонстрируете другим, что вы за человек, – так, чтобы и им не пришлось впоследствии менять свое мнение о вас.
Доктор Ли Вэньлян узнал о новой опасной инфекции еще в начале декабря 2019 года. Он сразу сообщил об этом в чате другим медикам, призвав их к бдительности. Однако это сообщение не вышло за пределы узкого круга: власти КНР сразу предупредили доктора Ли, чтобы не распускал панические слухи. Активные действия по борьбе с ковидом начались лишь 1 января 2020 года. Ли Вэньлян умер 7 февраля, заразившись от пациентов.
Мы полагаем, что живем в прозрачном информационном мире, но правда по-прежнему остается ценным товаром (помните Сноудена?[2]). И иногда ее цена – миллионы жизней.
Да, правдолюбцы зачастую неприятны. Они лишают нас спокойствия. Заставляют принимать какие-то меры. Им всегда неймется. Стоит признать, что правдолюбие легко превращается в правдобесие. Зачем, к примеру, говорить правду о недостатках человека, если при этом никак не собираешься способствовать их исправлению?..
Итак, будем правдивы, но и разумны.
Еще один прекраснодушный совет? Разумеется, мы взрослые люди и знаем, что ответственны за близких, за свои действия… Но не все так просто. Люди редко задумываются о том, ответственны ли они перед самими собой.
▶ У нас есть тело – заботились ли мы о нем сегодня: что ели, достаточно ли двигались?
▶ У нас есть время – не было ли оно потрачено на ерунду?
▶ У нас есть дела, требующие решения, – взялись ли мы за них или ждем, пока кто-то решит проблемы за нас?
▶ У нас есть способности – делаем ли мы что-то для их воплощения или, как герой библейской притчи, закапываем талант в землю?
Вот где начинается ответственность. Вот где начинается справедливость.
Есть героические профессии, есть вполне рядовые. Кто-то работает в сумасшедшем ритме врача-реаниматолога, кто-то неторопливо перебирает листы финансовой отчетности. Результаты нашей работы часто не зрелищны, а порой отложены во времени.
Однако здесь работает накопительный эффект. День за днем мы делаем жизнь своих клиентов, подчиненных, учеников лучше или…
И это тоже разговор про ответственность.
В конце марта 1859 года будущий президент США Улисс Грант совершил поступок, вызвавший глубокое недоумение у большей части его окружения, включая жену. Он объявил свободным своего раба Уильяма Джонса. Вместо того чтобы продать того за $1000. Между прочим, неплохая сумма по тем временам.
Положило ли это конец рабству в Америке, где на тот момент насчитывалось четыре миллиона рабов, включая детей? Нет. Но это положило конец рабству в душе самого Гранта.
Мы знаем, что отцы-основатели США были рабовладельцами. Это не мешало им принимать хорошие законы. И долгое время никому не приходило в голову осуждать их за использование рабского труда. Можно всю жизнь прожить в серой зоне морали и даже не задумываться об этом. Честность обойдется дороже – но она и ценнее.
Общество придумало множество предохранительных механизмов, помогающих людям вести себя достойно[3]: законы, предписания, штрафы. И все же…
Можно посвятить тренировкам все свое время, прийти к финишу первым и стать олимпийским чемпионом. А можно принять допинг, который потом не обнаружат в крови, и добиться того же результата.
Можно создать процветающую компанию, которая приносит хороший стабильный доход, – правда, немалая его часть уйдет на налоги. А можно спрятать деньги в офшорах и прекрасно сэкономить. Кстати, совершенно законно.
Далеко не всегда хитрецов ловят за руку. Но вопрос: на самом деле они выиграли от своей хитрости или проиграли? Такая победа сладка или имеет гниловатый привкус?
Томас Джефферсон (не только один из авторов Декларации независимости, но и выдающийся мыслитель) писал племяннику: «Собираясь что-то предпринять, пусть даже это останется известно только тебе самому, спроси себя, как бы ты поступил, если бы весь мир смотрел на тебя в этот момент». Совет на все времена!
История знает много великих людей. Хороших людей тоже немало. А вот великих людей с хорошим характером куда меньше. Капризные звезды шоу-бизнеса, эгоистичные писатели, жестокие политики… Они создают нечто выдающееся, однако лучше любоваться их достижениями издалека.
Но известны и иные примеры. Римский император Марк Аврелий (121–180 годы до н. э.) много лет вел дневник[4], не предназначенный для чужих глаз. «В чем твое искусство? В том, чтобы быть хорошим»