Печатается по: Певницкий В.Ф. Святой Григорий Двоеслов – его проповеди и гомилетические правила. Киев, 1871. С. 299–303.
Блаженный Августин (354–430) – знаменитый учитель Церкви IV века, оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на Западе. В основе его богословия лежит учение о Святой Троице, о грехах и благодати. Догматическими и преимущественно полемическими трактатами по этим вопросам он положил начало новому направлению богословской мысли, впервые выдвинув в богословской науке так называемые онтологические вопросы, то есть об отношении человека к Богу. – Ред.
S. Greg. М. Regulae pastoralis Liber ad Joannem episc. civitatis Ravennae. Prima pars. Patr. c. compl. T. 77. Col. 13; S. Greg. M. vita, auct. Paulo Diacon. n. 14. Joanne Diac. 50. 4. n. 73. P. c. c.T. 75. Col. 48, 224.
S. Greg. М. epistol. 50. 1. Ер. 25 ad Joannem, ер. const, et caeteros patriarchas. P. с. с. T. 77. Col. 468–479. Сокращенный перевод этого послания см. в «Воскресном чтении» (1849–1850 (13) № 32. С. 337–340).
До нас дошли 848 писем Григория Великого, заключающие в себе нравственные наставления и практические наблюдения и замечания. – Ред.
Liber – книга.
Epistola – письмо.
Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома. – Ред.
Латинский текст: «si quis autem ignorat, ignorabitur» (a кто не хочет знать, тот и сам не будет познан) ближе к контексту речи.
Вы́ну сляцы́ (церковнослав.) – навсегда скорчи, согни. – Ред
пасетесь па хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? – Ред.
это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! – Ред.
Ди́вий (церковнослав.) – дикий, лесной. – Ред.
Тук (церковнослав.) – жир, сласть; здесь: богатство. – Ред.
Ниже́ (церковнослав.) – даже ни. – Ред.
Здесь неверно: вдова снимала сапог с ноги брата покойного мужа, а не он сам у себя. – Ред.
Зако́н ужи́чества – брак, обязательный в силу родственной связи между брачующимися лицами. Закон ужичества действовал тогда, когда умирал муж, не оставив после себя потомства; в этом случае оставшуюся бездетную вдову должен взять замуж брат умершего, ее деверь, а первенец, родившийся от этого брака, должен считаться по закону сыном умершего, «чтобы имя его не изгладилось в Израиле». – Ред.
Олта́рь – жертвенник (см.: Исх. 20, 24). Слово «олтарь» в Священном Писании употребляется и о воздвигаемых памятниках в память замечательных событий, и о нарочито устрояемых жертвенниках для возношения жертв. – Ред.
Благопоко́рливый (церковнослав.) – охотно слушающий, послушный, – Ред.
У́бо (церковнослав.) – итак, впрочем, следовательно; поистине, подлинно. – Ред.
Любостяжание (церковнослав.) – алчность, корыстолюбие. – Ред.
Кра́ста ди́вия (церковнослав.) – злокачественная чесотка, сыпь на коже (см.: Втор. 28, 27). – Ред.
Единоя́трный (церковнослав.) – имеющий одно яйцо (см.: Лев. 21, 20). – Ред.