Не удивляйтесь, что мы с вами начинаем, казалось бы, с самого элементарного. Следует знать, что такое церковь и почему храм Божий как архитектурная постройка также часто называется церковью.
Чтобы ответить на вопрос, что такое церковь, надо вспомнить слова, сказанные о церкви в Священном Писании. Так, в Апостольских Посланиях церковь именуется «домом Божиим» (1 Тим. 3, 15), «Градом Божиим» (Евр. 12, 22), наконец, «телом Господа Иисуса Христа, главою которого является Он Сам» (Римл. 12, 5).
В Евангелии же Сам Господь говорит о церкви как об овечьем дворе, винограднике, неводе. Можно отнести к церкви также многое, сказанное относительно Царствия Божия, так как, по слову учителей церкви, она есть начаток Царствия Божия на земле, «зерно горчичное», возрастающее в великое дерево (Матф. 13, 31–32). На основании этого говорят еще, что церковь есть рост слова Божия в нас: «слово Божие росло и распространялось» – так сказано в книге Деяний Апостольских (12, 24) и это сказано о церкви.
Толкуя притчу о закваске (Лк. 13, 21), многие отцы утверждают, что церковь и есть эта брошенная в мир закваска новой жизни.
По сути, церковью называется единение всех христиан. Ибо Господь сказал: «Где два или три собраны во имя мое, там я посреди их». И именно храм дает христианам возможность собираться вместе для молитвы.
Многие рассуждают примерно следующим образом: «Мне незачем ходить часто в церковь, я могу помолиться и дома». Но здесь дело не в том, равно ли хорошо молится христианин дома или в церкви, а в словах Господа, который повелел молиться в воскресные и праздничные дни преимущественно в церкви, нежели дома. Также хочу напомнить, что Шестой Вселенский собор повелел отлучать от общения с церковью того, кто без крайней необходимости три воскресения подряд не придет в храм Божий. И так, нерадением к общественному богослужению, преступается закон церковный. Следовательно, и закон Божий.
Суть этого церковного закона очень важна: она заключается в самой необходимости общественного богослужения. Потому что мы живем не только отдельными личностями, но как христиане мы живем и религиозным обществом. Это общество как установленное самим Богом имеет необходимые обязанности в отношении к Нему.