Глава 3. Институты воспитания Человека

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.

Библия. Из Книги Притчей Соломоновых

В современной России институты государственной власти не занимаются должным образом воспитанием граждан, предоставив им самим быть теми, кем они хотят, объясняя это свободой выбора, которую гарантирует демократия, или не объясняя никак.

И граждане, ставшие по своей воле Человеками, получив соответствующее воспитание от родителей, в результате такой политики государства, вынуждены терпеть от человекообразных животных, любые выходки, на которые те способны. А представители власти, тем временем, демонстрируют свою глухоту и слепоту, которые можно объяснить только тем, что они более солидарны (или более близки по образу и подобию) с человекообразными животными, а не с Человеками, или полнейшей их некомпетентностью.

Вопрос бездействия власти по воспитанию из человекообразных животных Человеков на сегодня остается открытым.

Родительский дом

Родительский дом, начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

М. Рябинин

В высоконравственных человеческих семьях со сложившимися семейными традициями, передающимися из поколения в поколение, не существует проблем и конфликтов между родителями и детьми, связанных со становлением личности – Человека.

Дети получают необходимые для жизни в человеческом обществе знания, навыки поведения и общения, которые соответствуют религиозным убеждениям и народным обычаям, не противоречат законам, поэтому в таких семьях царят мир и согласие. Эти дети сытые, по сезону одетые, вежливые, коммуникабельные, целеустремленные, живущие на радость себе и своим родителям.

Каждый, вспоминая детские годы, может с высоты своего возраста дать оценку воспитанию, полученному от родителей, дедушек и бабушек, соседей и в порядке самовоспитания, по достигнутому результату, – стал ли Человеком, а тем более грамотным и воспитанным Человеком, или же задержался на стадии человекообразного? От честного ответа самому себе можно ожидать и адекватной реакции – оставаться таким как есть или продолжить самосовершенствование, чтобы не подпасть под воспитательную программу государства. А программа такая в современном обществе должна существовать и работать на достижение поставленной цели – воспитания из человекообразного животного Человека. А что это не миф, не утопия, не фантазия, а объективная необходимость, достижимая в реальной жизни, при целенаправленной политике государства, можно проиллюстрировать на примере граждан одного западного государства.

Ф. М. Достоевский в январе 1868 года писал А. Н. Майкову из Швейцарии: «Всего более натерпелись из материальных неудобств в Женеве от холода. О, если б Вы знали, как глупо, тупо, ничтожно и дико это племя! Буржуазная жизнь в этой подлой республике развита до nec-plus-ultra. В управлении и во всей Швейцарии – партии и грызня беспрерывная, пауперизм, страшная посредственность во всем; работник здешний не стоит мизинца нашего: смешно смотреть и слушать. Нравы дикие; о, если б Вы знали, что они считают хорошим и что дурным. Низость развития: какое пьянство, какое воровство, какое мелкое мошенничество, вошедшее в закон в торговле. И представьте себе: пять месяцев в году здесь ужасные холода и бизы (вихри, прорывающиеся сквозь цепь гор). А три месяца почти та же зима, как и у нас. Дрогнут все от холода, фланель и вату не снимают (бань у них никаких – вообразите же нечистоту, к которой они привыкли), одеждой зимней не запасаются, бегают почти в тех же платьях, как и летом (в одной фланели слишком мало для такой зимы), и при всем этом нет ума хоть капельку исправить жилища!». Все, кому зачитывал это письмо, особенно побывавшие в туристических поездках по странам Запада, словно сговорившись, заявляли, что этого не могло быть. Если швейцарцы не пользовались банями, значит, у них уже в ту пору были ванны и душевые кабины. Что у них выдалась аномальная зима, к которой они оказались не готовы. Что это вообще вымысел писателя.

Если обратиться к истории родной страны, то за тот же промежуток времени (от даты написания письма Достоевским) заметно изменились условия жизни русских не только в городе, но и в сельской местности. Крытых соломой изб (а даже в 50–60-х годах XX века таких было немало) уже не встретишь даже в медвежьем углу. Дома строятся, как правило, на высоком фундаменте. Имеются надворные постройки с обязательной уборной (в те же 50–60-е годы отхожее место от посторонних глаз закрывал плетень). В последние годы советской власти на средства колхозов и совхозов для работников сельхозпредприятий строились 2-х квартирные благоустроенные дома (с централизованным или индивидуальным отоплением, холодной и горячей водой, ванными и туалетами). Среднее образование стало обязательным, а для этого во всех крупных сельских населенных пунктах были открыты в приспособленных зданиях или построены новые школы. В фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, участковых и районных больницах сельское население получает первую, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, не идущую ни в какое сравнение с оказываемой в XIX веке земскими врачами. В настоящее время уровень благоустройства городов и сельских населенных мест растет, но еще заметно отстает от западных. Так что, сегодня Ф. М. Достоевский писал бы из России в Швейцарию приблизительно то же самое, что сто сорок лет назад.

А родительский дом – это базис для воспитания детей. И чем больше он отвечает запросам современного человека (по площади, наличию индивидуальных комнат для каждого члена семьи, благоустройству, оснащению современными бытовыми приборами, электроникой, средствами связи, домашней библиотекой), тем лучшего качества воспитание детей может быть в нем достигнуто. Но главными были и остаются родительская любовь, внимание и забота.

Благодарен своим родителям

Не мы на детей походим, они на нас.

Русская народная пословица

Мои родители – Еремин Василий Петрович и Еремина (Ригина) Анастасия Васильевна жили в мире и согласии.

На их долю выпало немало испытаний – раннее сиротство отца, небогатое детство обоих, начало трудовой деятельности в детском возрасте, Великая Отечественная война, смерть первенца в трехлетнем возрасте во время войны, мертворождение второго сына в послевоенные годы, бытовые проблемы, невысокие зарплаты. Им некогда было посещать музеи, театры и даже кинотеатры, бывать на природе. Постоянно приходилось как-то подрабатывать, чтобы сводить концы с концами. Одевались они просто и имели всего по одному выходному костюму, которым пользовались при посещении родственников и друзей. Я ни разу не слышал от отца, а тем более от мамы, ни одного бранного слова. Они вели добропорядочный образ жизни. Мама была верующей женщиной. В лихую военную годину к моей маме переехали её мама (моя бабушка) и старшая сестра с дочерью. А когда пришла весть о гибели её старшего брата и умерла его жена, мои родители приняли участие в воспитании их четверых детей, оставшихся сиротами. Мои двоюродные братья и сестры и в последующие годы приходили к моим родителям, как к своим самым близким родным. Мои родители всю свою жизнь были безвозмездными донорами – всем своим родным и близким помогали, чем могли: прописаться, устроиться на работу, на квартиру и многим другим. О том, что всех приходивших надо было накормить, предоставить возможность переночевать было само собой разумеющимся делом. В 8,5-метровой комнате, в которой мы долгие годы проживали, устраивались свадьбы, отмечались дни рождения и праздники. Несмотря на тесноту и отсутствие необходимых удобств (все удобства, как говорили в те годы, были во дворе), к родителям любили приходить и приезжать в гости, потому что всегда находили радушный прием и понимание.

Родители, как могли, старались дать мне все необходимое для саморазвития и получения вначале среднего, а потом и высшего образования. Покупали игрушки, конструкторы, детские инструменты, книги. В нашей маленькой комнате находилось место для котенка, аквариума, птичек. Как и у других семей, проживавших в соседних домах, у нас со временем появились радиола и телевизор. У меня одного из ребят нашего двора был фотоаппарат «Смена», а затем «Зоркий-4». Это было дорогим удовольствием, но фотографии на память остались и по сей день в домашнем фотоальбоме и альбомах родных и друзей. И сейчас они согревают сердце теплыми воспоминаниями о прошедших годах.

Но мы жили не в замкнутом пространстве. Наш уютный дворик был образован тремя домами: двумя, выходящими фасадом на улицу, и одним – фасадом во двор. В разные годы в них проживали разные семьи, но детей во дворе было много всегда. Почти никто из детей не посещал детский сад – за нами присматривали бабушки и мамы. Моя мама до достижения мною 7-летнего возраста не работала официально, а подрабатывала на дому – шила соседкам простые платья, халаты, блузки и юбки. Поэтому я был под ее постоянным присмотром. Она не спускала с меня глаз – ни дома, ни во дворе. После того, как я пошел в первый класс, мама устроилась работать в магазин, который был поблизости. Поэтому всегда могла прийти, накормить и проконтролировать меня – как идет подготовка уроков, заданных на дом. Отец научил меня столярничать, выполнять мелкие ремонтные работы по дому, пилить и колоть дрова, которые мы ежегодно заготавливали на зиму.

Я благодарен моим родителям за то тепло, доброту и любовь, которой они меня окружили, за то, что научили меня зарабатывать хлеб своим трудом, не подличать, а делать добрые дела и по мере сил и возможностей помогать людям.

Неблагополучная семья

Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

На старости две радости: один сын – вор, другой – пьяница.

Русские народные пословицы

Не надо обращаться к официальной статистике, чтобы понять сколько в городе или поселке неблагополучных семей, в которых дети не получают достойного человеческого звания воспитания.

Дети в любом доме, в любом дворе как на ладони и по их поведению нетрудно определить – занимаются ли их воспитанием родители, бабушки и дедушки, предоставлены ли они самим себе, что из этого получается и что получится в итоге.

Если бы государство было заинтересовано в формировании в стране человеческого общества, оно бы разработало критерии оценки человеческой зрелости, формируемой в результате воспитания ребенка в семье, чтобы своевременно (когда ещё ребенка можно учить, а не переучивать, что требует бОльших затрат) вносить необходимые коррективы. Использовать для этого уже проверенные методы и разрабатывать новые. Лишать родительских прав и направлять ребенка в дом детства или семейный детский дом, в котором он получит должное воспитание. На время, предоставленное родителям для исправления (лечения от алкоголизма, наркомании, пребывания в местах лишения свободы), направлять ребенка в школу-интернат или дошкольное воспитательное учреждение с круглосуточным пребыванием, с оплатой содержания ребенка родителями (при необходимости привлекать родителей к принудительным работам). Шире использовать для этих целей частные школы и новые формы воспитания, которые, могут быть предложены инициативными людьми.

В дореволюционной России дети знати, достигшие соответствующего возраста, обучались не только гувернерами и гувернантками в домашних условиях, а нередко и вдали от дома. Это считалось нормальным. А сейчас обучение ребенка вдали от родительского дома – в школе-интернате или доме детства воспринимается как нечто ненормальное, неполноценное. Неужели оно хуже, чем в семьях, в которых родители вместо воспитания ребенка занимаются пьянством, развратом, дебошами?

Если государство не будет бороться за каждого ребенка, чтобы из него вырос Человек, то выкарабкаться из животного общества стране будет сложнее – неблагополучные семьи и вырастающие в них неблагополучные дети будут тянуть за собой в болото бескультурья и детей из благополучных семей, живущих по соседству и обучающихся в одном классе, оставляемых без постоянного родительского контроля.

Попытки некоторых областей региональными законами ограничить вечернее время пребывания детей и подростков без сопровождения взрослых в кафе, барах, компьютерных салонах, дискотеках, а также в общественных местах, не допускать употребления детьми пива, алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркотических или психотропных веществ, табакокурения, без четкой организации воспитательного процесса в семье и школе, и досуга детей и подростков, не принесут ожидаемого результата. Такие законы полезны, они могут снизить на время показатели детской и подростковой преступности и правонарушений с их участием, но не решат проблемы. А проблемы эти необходимо решать, начиная с родителей, принуждением их заниматься прямыми родительскими обязанностями, переходя от разъяснений к конкретным шагам законодательного (правового) воздействия. Общество должно проявлять твердость и решительность в вопросах воспитания подрастающего поколения и ответственности за это родителей, семьи. Ответственность родителей, их действие или бездействие в воспитании ребенка определены семейным законодательством и судебной практикой. Лишение и ограничение родительских прав, относимое к мерам юридической ответственности, по мнению специалистов, не выполняют в настоящее время ни задач наказания и перевоспитания родителей, ни функций защиты прав детей, а тем более воспитания из человекообразных детенышей Человеков.

Необходим дифференцированный подход в оценке качества воспитания детей в полных и неполных семьях, в благополучных и неблагополучных. Начинать надо с оценки самой семьи, с её способности и возможности обеспечить качественное воспитание ребенка. Не каждую полную семью можно с уверенностью назвать идеальной, способной воспитать своих детей должным образом, равно как и неполную отнести к проблемным, не способным дать детям соответствующего воспитания и образования. Нельзя к человеческому детенышу относиться как к декоративной собачке или кошечке, которую заводят лишь для того, чтобы поиграться, а не воспитать Человека, защитника Отечества, кормильца на старости лет, а не преступника, за которого будет стыдно перед родными, соседями и сослуживцами. Главное – искать и найти решение проблемы. Россия обладает огромным интеллектуальным потенциалом, который может справиться с любой поставленной задачей. Был бы спрос. Была бы поставлена задача. Не вставляли бы палок в колеса.

Сказки для детей и взрослых

Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.

До кого что не доходило, тот того и не знает.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Русские народные пословицы

С детства каждому, будучи ребенком, доводилось слушать от взрослых, а затем и самому читать, героические, волшебные, бытовые и пересмешные русские народные сказки и через них получать первые уроки воспитания.

Крестьяне в сказках «Правда и Кривда», «Воры и судья», «Черт-заимодавец», «Барин лает в церкви», «Барин-кузнец» показывают, что они не глупее своего барина, а подчас и умнее его. В сказках можно встретить и библейские темы. Библейскую притчу о лени (Из Книги Притчей Соломоновых) народ изложил по-своему в сказке «Лень да Отеть»:

«Жили-были Лень да Отеть.

Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень – она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит – спать повалит.

Отеть Лени ленивее была.

День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало.

Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят.

Лень и говорит:

– Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.

Отеть говорит:

– Лень, как тебе говорить-то не лень?

Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко.

Отеть говорит:

– Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?

Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорела яблоня большим огнем. Жарко стало.

Лень и говорит:

– Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.

Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась.

Отеть говорит:

– Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?

Так Отеть голодом да огнем себя извела.

Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.

А как лень изживем – счастливо заживем».

Наиболее часто повторяющиеся персонажи сказок, взятые из животного мира: лиса, волк, медведь, заяц, петух, курица, кот, свинья, рак, паук-мизгирь, ерш, зубастая щука, коза, козел, журавль, цапля, дрозд и другие звери, птицы, рыбы, насекомые. С каждым из них связаны свои истории.

Один из главных персонажей русских сказок о животных – это хитрая кума Лиса – существо льстивое, жадное и коварное. Финал сказок с лисой в главной роли не всегда одинаков: бывает, что она торжествует, но чаще за свою лживость, лесть и коварство она расплачивается. В сказке «Лиса и заяц» лиса обманным путем выгнала зайца из его лубяного домика, а петух восстановил справедливость – выгнал лису из заячьего домика и зарубил косой.

Еще один из часто встречающихся главных героев сказок – волк. В одних сказках он предстает глупым, старым, дурнем, серым дураком, в других – алчным и хитрым не менее лисы. Пороки волка наказываются в сказках. Ему достается и от лисы, и от домашних животных.

Не отстает от них и медведь. Медведь подобно волку – тоже насильник. В сказках он рисуется как неповоротливый, неуклюжий увалень, сластена и тугодум, зверь огромной силы, но не использующий её с умом. Подобно волку и лисе, медведь оказывается и в глупом положении. В сказке «Мужик и медведь» мужик ловко обманул медведя, поделив вершки и корешки – репу и рожь, от которых медведю достались ботва да корни злаков.

Многие русские народные сказки представляют поступки людей как действия зверей и птиц. От этого сказка не становится только иносказанием. Под звериной, птичьей и рыбьей личиной со всеми, характерными для них повадками, выступают люди.

Роль сказок в эмансипации женщин

От нашего ребра нам не ждать добра.

Русская народная пословица

Эмансипация женщин, ярко проявившаяся в XX столетии, имеет свои давние корни, о чем наглядно свидетельствуют русские народные сказки. Когда читаешь некоторые из них, то задаешься вопросом, – читал ли их кто-нибудь из взрослых, в том числе издателей, прежде чем сдать в печать и выпустить в свет? Ведь из некоторых сказок легко можно составить практикум по обольщению мальчиков и девочек.

Возьмем, к примеру, сказку «Морской царь и Василиса Премудрая». Вот фрагмент из нее: «Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени. Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют. Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее! Долго Иван-царевич не мог отвести очей своих, долго на нее заглядывался, да припомнил, что говорила ему старуха, подкрался и унес сорочку».

Сейчас много говорят о безнравственности на телеэкране. Что эротические фильмы заполонили экран и показывают многие из них днем, когда дома одни дети. А все ли русские народные сказки учат детей нравственности? Давайте прочитаем сказку дальше. «Вышла из воды красная девица, хватилась – нет сорочки, унес кто-то; бросились все искать, искали, искали – не видать нигде.

– Не ищите, милые сестрицы! Улетайте домой; я сама виновата – недосмотрела, сама и отвечать буду.

Сестрицы – красные девицы ударились о сыру землю, сделались голубицами, взмахнули крыльями и полетели прочь. Осталась одна девица, осмотрелась кругом и промолвила:

– Кто бы ни был таков, у кого моя сорочка, выходи сюда; коли старый человек – будешь мне родной батюшка, коли средних лет – будешь братец любимый; коли ровня мне – будешь милый друг!

Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит:

– Ах, Иван-царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается. Вот дорога, что ведет в подводное царство; ступай по ней смело! Там и меня найдешь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая.

Обернулась Василиса Премудрая голубкою и улетела от царевича.

А Иван-царевич отправился в подводное царство; видит – и там свет такой же, как у нас, и там поля, и луга, и рощи зеленые, и солнышко греет.

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

– Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек – одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь – голова твоя с плеч долой!

Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

– Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?

– Как же мне не плакать? – отвечает царевич. – Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменье острое и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

– Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать; утро вечера мудренее, все будет готово!».

Не буду продолжать сказку, в которой и дальше Иван-царевич выглядит не лучшим образом, а выскажу несколько суждений по приведенному фрагменту. Казалось бы, Иван-царевич – царский сын и Василиса Премудрая – царская дочь должны были получить одинаковое образование и воспитание, но по сюжету сказки видно иное. Иван-царевич преподносится неумехой, который чуть что, сразу начинает плакать – жалко ему себя! А Василиса Премудрая, хоть и сверстница Ивана-царевича, но в противоположность ему – все знает и все умеет. Из любой сложной ситуации, в которую ставит Ивана-царевича ее отец, она находит выход. В итоге, фактически дважды, выходит замуж за Ивана-царевича. Только вот непонятно – зачем сдался ей такой неумеха и плакса? Сам собой напрашивается ответ – сочинительницами сказок были женщины, которым хотя бы в сказках хотелось показать свое превосходство над мужчинами. Вспомните, как начинаются фильмы-сказки. Открывается окошко избы, появляется старушка и говорит: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Чему же учили старухи мальчиков? Вначале старуха научила царевича («Морской царь и Василиса Премудрая») спрятаться за кустом и подсматривать за обнаженными красавицами. Потом присоветовала украсть у одной из них сорочку и отдать ее в обмен на золоте колечко. Говоря современным языком, научила подглядыванию, шантажу и вымогательству! Потом старуха передала царевича из рук в руки Василисе Премудрой, которая решала за него все сложные задачи. И только он отлучился от Василисы Премудрой, как уже на третий день задумал свататься к какой-то королевне. Ни о какой любви, верности, чести не говорится ни слова. И опять Василиса Премудрая своим умом вернула себе Ивана-царевича.

Женщины сочинительницы и рассказчицы сказок показывают женщин более умными и могущественными, чем мужчин (отца и мужа Василисы Премудрой). И такой властолюбивой женщине нужен муж неумеха, над которым она будет главенствовать, утверждаясь, таким образом, в общественном сознании в качестве лидера.

Стремление женщин стать выше мужчин в общественной жизни и в быту напоминает еще одну известную сказку более позднего периода – сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Эту сказку было бы полезно иметь всем женщинам в качестве настольной книги, чтобы не забывать к какому результату могут привести их ненасытные желания.

Взрослые сами рассказывают детям сказки без всякого разбора, а потом удивляются – откуда берутся такие инфантильные и развращенные парни и девушки. А ведь все начинается с детства и сказок, которые рассказывают им взрослые, на примере героев которых воспитывают.

Пословицы и поговорки о животных-человеках

Лошадь зарывала Христа в солому, свинья отрывала.

Русская народная пословица

Метко даны в пословицах и поговорках характеры диких и домашних животных, их сходство с поведением людей, а вернее с повадками человекообразных животных.

Свинье только рыло просунуть, и вся пролезет.

Не забыть свинье полена: помнит, где поела.

Соболь да куница бежит да дрожит, а серая овечка лежит да пышет.

Быть бычку на веревочке, козе на бузе.

Собака человеку неизменный друг.

Не бей собаки, и она была человеком (обращена во пса за прожорливость).

Собака и на владыку лает.

Собаку грешно кликать человеческим именем.

Он, как кошка, все на ноги падает.

Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе.

Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать.

Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.

Собака обжора, а кошка сластена.

Есть, что мышь нагрызла, зубы окрепнут.

Мышь одолевает перед голодом; мыши из дому выбираются – перед пожаром.

Как заяц, как козел прыгает.

Труслив, что заяц, блудлив, что кошка.

В сухой год зайцев больше, в сырой – мышей.

Люди дорогой, а волк стороной.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Тут надо и волчий зуб и лисий хвост.

Сколько волка ни корми, он все в лес глядит.

Медведь всю зиму лапу сосет.

И медведя плясать учат (о трудности науки).

Волк режет скотину, медведь дерет.

Лиса все хвостом прикроет.

Лиса семерых волков проведет.

У лисы Патрикеевны ушки на макушке (чутки).

Когда ищешь лису впереди, то она назади.

Медведь думец. В медведе думы много, да вон нейдет.

Павлин красив, да ногами несчастлив.

Без хвоста и пичужка некрасива (не красна).

Курочка в сережках, кочеток в сапожках.

И у курицы есть сердце (т.е. она сердится).

Курица петухом запела – к беде либо на свою голову: ей рубят голову.

Гусь чевошник, а утка такалка.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Кабы на сороку (на сойку) да не свой язычок.

Всякая сорока от своего языка погибает.

Кабы на дятла не свой носок, никто б его в лесу не нашел.

Весела, как вешний жаворонок.

Ласточка день (весну) начинает, а соловей кончает.

Сова кума, воробей зятек.

Змею выше глаз не подымай. Бей ужа вилами.

Летит жук да шумит: «Убью»; гусь спросил: «Кого?» Теленок говорит «Меня»; а уточка «Так, так, так!».

Мотылек вителек: прытко летает.

Пчела Божья угодница (доставляет воск на свечи).

Пчела жалит только грешника.

Мизгиря убьешь – сорок грехов сбудешь.

Мушка, где твоя подушка?

Лошадь – человек (безответный работник либо глупый).

Здоров, как лошадь; здорова, как корова.

Здоров (силен), как медведь.

Здоров, как бык.

Настоящая корова (неуклюжа).

Это баран, овца (прост, добр).

Сущий теленок.

Коза (бойкая и беспокойная девка).

Васька – козел; Машка – коза; свинья – Аксютка.

Гусь, гусь лапчатый – человек себе на уме.

Индюшка – дура.

Утка – с валкой походкой.

Курица, мокрая курица – вялый и ничтожный человек.

Лебедь – красавица.

Пава – спесивая красавица.

Петух – драчун, волокита.

Голубчик, голубушка, голубка – ласка.

Касатик, касатка – ласка.

Ворона – разиня.

Кулик – долгоносый.

Сова, филин – пучеглазый.

Корова комола, лоб широкий, глаза узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается (медведь).

Сморгонский студент, сергачный барин, медведь, Миша, Михайло Потапович, Матрена.

Волк серый.

Заяц куцый, косой.

Сын в отца, отец во пса, а все в бешеную собаку.

Вертун (голубь) насмерть бьется, а от обычая не отстает.

Утиного зоба не залечишь. Поповского брюха не набьешь.

Черного кота (кобеля) не вымоешь до бела.

Волк и каждый год линяет, да обычая не меняет.

Не съест собака не потаскавши, а кошка не поворчавши.

Волком родился, лисой (овцой) не бывать.

Просился волк в пастухи, а свинья в огородники.

Лисье племя только льстит да манит.

Свиные глазы не боятся грязи.

На что вороне большие хоромы? Знай, ворона, свое гнездо.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей, всякому свой путь.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Дура (т.е. индюшка) дурку и высиживает.

Деревенский ребенок, что городской теленок.

Городское телятко умнее деревенского дитятки.

И сегодня по прозвищам, которые дают некоторым людям, особенно это характерно для детского и юношеского возраста, по их внешнему виду, походке и поведению, можно узнать в них тех или иных животных, рыб и птиц.

Басни

Тут волк в пастухах, а лиса в птичницах.

Русская народная пословица

Близки по своей образности со сказками басни. Только написаны они в стихотворной форме. Иван Андреевич Крылов по праву считается первым русским баснописцем «Золотого века». Его басни – эти миниатюры с меткой, афористической речью и народной мудростью не потеряли своей актуальности и в наши дни, как будто написаны не 150 лет назад, а сегодня. Напомним мораль некоторых его басен.


Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

(Пустынник и Медведь)


Кто знатен и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

На воеводство был в лесу посажен Слон.

Хоть, кажется, слонов и умная порода,

Однако же в семье не без урода:

Наш Воевода

В родню был толст,

Да не в родню был прост;

А с умыслу он мухи не обидит.

Вот добрый Воевода видит —

Вступило от овец прошение в Приказ:

«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас».

«О плуты! – Слон кричит, – какое преступленье!

Кто грабить дал вам позволенье?»

А волки говорят: «Помилуй, наш отец!

Не ты ль нам к зиме на тулупы

Позволил легонький оброк собрать с овец?

А что они кричат, так овцы глупы:

Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять;

Да и того им жаль отдать».

«Ну, то-то ж, – говорит им Слон, – смотрите!

Неправды я не потерплю ни в ком:

По шкурке, так и быть, возьмите;

А больше их не троньте волоском».

(Слон на воеводстве)


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

(Квартет)


Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься —

Попался, как ворона в суп!

(Ворона и Курица)


«Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

(Волк на псарне)


А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

(Кот и повар)


Иной при месте так вздыхает,

Как будто рубль последний доживает:

И подлинно, весь город знает,

Что у него ни за собой,

Ни за женой, —

А смотришь, помаленьку

То домик выстроит, то купит деревеньку.

Теперь, как у него приход с расходом свесть,

Хоть по суду и не докажешь,

Но как не согрешишь, не скажешь:

Что у него пушок на рыльце есть.

(Лисица и Сурок)


Таких примеров есть немало:

Коль слабый сильному, хоть движимый добром,

Открыть глаза на правду покусится,

Того и жди, что то же с ним случится,

Что с Комаром.

(Комар и пастух)


Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

(Зеркало и Обезьяна)


Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим.

(Волк и Лисица)


Так думает иной

Затейник,

Что он в подсолнечной гремит.

А он – дивит

Свой только муравейник.

(Муравей)


Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

(Свинья под дубом)


В ком сердце так сотворено,

Что дружбы, ни любви не чувствует оно

И ненависть одну ко всем питает,

Тот всякого своим злодеем почитает.

(Змея и Овца)


Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

(Две собаки)


Посмотришь на дельца иного:

Хлопочет, мечется, ему дивятся все:

Он, кажется, из кожи рвется,

Да только все вперед не подается,

Как Белка в колесе.

(Белка)


Видал Федюш на свете я,

Которым их друзья

Вскарабкаться наверх усердно помогали,

А после уж от них – скорлупки не видали!

(Два мальчика)


Не чуждо сравнение поведения человека с повадками животных, рыб и птиц и поэтам XX века. В песне «О переселении душ» В. С. Высоцкий обращается к человекообразным:

«Досадно попугаем быть, гадюкой с длинным веком.

Не лучше ли при жизни быть хорошим человеком».

Былины

Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.

Русский молодец – ста басурманам конец.

Русские народные пословицы

Совсем другое дело – былины, которые в старые времена рассказывали седые старцы – гусляры, ходившие по селам и деревням и тем зарабатывавшие себе на хлеб. Они рассказывали о героях, богатырях земли русской, их подвигах.

В былинах народ идеализирует прошлое, изображает необыкновенных героев: воинов – защитников Родины, или людей, идеальных по своим нравственным качествам и таланту, по силе, уму, ловкости, красоте или богатству. В них выразилось национальное самосознание народа, запечатлена его память об историческом прошлом.

В героических песнях народ выразил свою волю и дал свою оценку событиям и лицам. Певец, слагавший былины, должен был обладать большим поэтическим и музыкальным дарованием, иметь большой запас исторических и бытовых сведений, достойных воспевания. Возможно, что такие певцы выделялись из княжеской дружины. Главным в героических былинах народ воспевал подвиги героев в длительной борьбе Русского государства со степными кочевниками.

Самому популярному русскому богатырю Илье Муромцу посвящено наибольшее количество былин. Самая ранняя былина рассказывает о первой поездке богатыря. Отправляясь в Киев служить князю Владимиру и стоять за землю Русскую, Илья Муромец расчищает прямоезжую дорогу, побеждает и берет в плен Соловья Разбойника, который не пропускал по этой дороге ни конного, ни пешего. Илья совершил подвиг государственного значения. Он восстановил сообщение между княжествами, нарушенное засевшими в лесу разбойниками.


Левой рукой коня ведет,

Правой рукой дубья рвет,

Дубья рвет все кряковисты.

Мосты мостит каленые,

Работает дорожку прямоезжую.


Наиболее историчными по содержанию являются былины о борьбе Ильи Муромца с татарами. При наступлении татар на Киев князь Владимир просит Илью Муромца выступить против врага. Илья требует своего коня и побивает татар.


Я иду служить за веру христианскую,

И за землю Российскую,

За вдов, за сирот, за бедных людей…


Илья Муромец не только самый сильный, но и самый мудрый и справедливый из богатырей. Народ зовет его либо добрым молодцем, либо крестьянским сыном, либо старым казаком.

Вторым по силе и значению богатырем рисуется в былинах Добрыня Никитич. Его называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Добрыня изображается в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня и Маринка» и «Добрыня и Алеша». Добрыня Никитич отличается от других богатырей воспитанностью – «вежеством», ученостью. Он обычно посылается с трудными дипломатическими поручениями в чужие страны. Он обучен разным искусствам – играет на гуслях и сочиняет песни.

Алеша Попович – младший из трех главных русских богатырей. Он не так силен, как Добрыня и Илья, но если он «силой не силен, то он напуском смел». В бою он применяет хитрость и одолевает врага. В самой ранней былине Алеша Попович борется с Тугарином Змеевичем, захватившим город Киев. Этот насильник непристойно ведет себя на пиру у Владимира, заигрывая с княгиней Апраксией, Алеша Попович сначала высмеивает его, потом вызывает на бой и убивает.

Главные герои новгородских былин – Садко и Василий Буслаев. Каждому посвящено несколько произведений. Новгородские былины рассказывают о мирной жизни крупного торгового средневекового города – Господина Великого Новгорода, жившего независимо от Киева самостоятельною жизнью, не подвергшегося нападению и оккупации татар, города, издавна славившегося своими вольными людьми. Герой Садко изображен в трех разных сюжетах. Первый рассказывает о том, как чудесным образом Садко получил несметные богатства. Во втором сюжете Садко соревнуется с Новгородом в богатстве. В третьем – он на дне моря забавляет игрою на гуслях морского царя. О другом типе новгородца рассказывается в двух былинах «Василий Буслаев» и «Василий Буслаев молиться ездил».

Патриотизм былин, выраженный в прославлении подвига русского воинства в защите страны от посягательств на её землю, природные богатства и народ со стороны граждан других государств, проживающих за пределами и в самой России (иммигрантов), не устарел и в наши дни.

Школа

Невежа и Бога гневит.

Русская народная пословица

В дневнике учащегося средней школы после обязательных предметов, которые изучаются в соответствующем классе, значится «поведение», за которое каждому ученику за четверти и за год выставляются отметки.

Несведущий в школьной программе гражданин, открывший дневник, может подумать, что с первого и вплоть до выпускного класса в каждой российской школе преподается такой важный предмет, как «поведение». Однако, это далеко не так. Поведение не только не преподается, но оценивается учителями по очень низким критериям, которые требуются от ученика в школе: смирно сидеть на уроке (не разговаривать во время урока, при желании ответить на вопрос учителя поднять руку, не бросать бумажки, не запускать бумажных самолетиков, не подкладывать на стул соседу и учителю канцелярские кнопки, не подсказывать, не дергать впереди сидящих девочек за косички), спокойно вести себя во время перемены (не драться и не бегать), здороваться с учителями. При этом некоторые учащиеся даже при таких низких требованиях ухитряются получать за «поведение» удовлетворительные и даже неудовлетворительные оценки.

Школа просто оценивает поведение учащихся и мало что делает практического по воспитанию из них Человеков, привитию детям и подросткам навыков поведения в школе и общественных местах, на улице и дома. Это целиком зависит от воспитанности самих учителей и их желания заниматься воспитанием своих подопечных.

Стало быть, нет оснований рассчитывать, что дети из неблагополучных семей, в которых родители не занимаются их воспитанием и в силу своего безнравственного поведения прививают им качества, далекие от человеческих, равно как и дети из благополучных семей, в которых родителям недосуг заниматься их воспитанием, станут, когда окончат школу, полноценными гражданами страны и по праву будут называться Человеками.

Школа должна перейти от выставления оценок за поведение к обучению учащихся поведению в качестве основного предмета и проверке полученных учащимися знаний, так же как других преподаваемых в школе дисциплин. Следует предусмотреть выдачу одновременно со свидетельством об окончании средней школы Аттестата человеческой зрелости, который в последующем целесообразно вести на протяжении всей жизни гражданина (в профессиональном училище, колледже, училище, вузе, на курсах последипломной подготовки, по месту работы, в местах лишения свободы). Аттестат человеческой зрелости, заменив существовавшие ранее рекомендательные письма и характеристики, должен стать своеобразным допуском для получения среднего специального и высшего образования, осуществления того или иного вида трудовой деятельности, проживания в той или иной местности и выезда за пределы страны.

Дурилки для взрослых

Партия – это безумие многих во имя благополучия единиц.

Д. Свифт

Воспитание человека будущего коммунистического общества в советские времена в учебных заведениях возлагалось на общественные организации – октябрятскую, пионерскую и комсомольскую, на предприятиях – на партийную, комсомольскую и профсоюзную организации.

Но на практике руководители предприятий и учреждений больше заботились о воспитании у своих подчиненных личной преданности, от которой зависело их продвижение по службе, получение жилья, премий и других распределяемых благ. Многие взрослые, не имевшие не только высшего, но подчас и полного среднего образования, не годились в воспитатели даже элементарных правил поведения. Лишившись ориентиров в первые годы советской власти, после того как зарождающийся класс русской интеллигенции, купцов, заводчиков и зажиточных крестьян (кулаков и середняков – по советским оценкам) был практически уничтожен на всем пространстве России или изгнан за ее пределы, народ в большей своей массе творил бесчинства, о которых много написано в доступной сейчас художественной и документальной литературе. И. А. Бунин вспоминал, как бородатые мужики говорили в ту лихую пору: «Теперь народ, как скотина без пастуха, все перегадит и самого себя погубит».

В XIV веке единственной связующей нитью для всех русских людей была православная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским. Только православная церковь противостояла тогда распаду Руси. Но в конце XIX – начале XX века церковь не смогла сплотить верующих против захвата России иноверцами и потеряла свое духовное влияние на православных, многие из которых за короткое время отошли от Бога, разграбили и уничтожили большинство русских святынь.

Воинствующий атеизм, проповедуемый новой властью, требовал не только отречения от православной веры, но и создания новой веры, новой идеологии, способной заменить веру в Бога на веру в коммунистические идеалы и их богов-вождей.

Моральный кодекс строителя коммунизма

Партия считает, что Моральный кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы:

– преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

– добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

– забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

– высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

– коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый – за всех, все – за одного;

– гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат;

– честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

– взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

– непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

– дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

– непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

– братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Если сравнить моральный кодекс с библейскими заповедями, то можно увидеть, что они близки по своему значению. Стало быть, говорить, что коммунистическая идеология была плохой, а вот религии действительно служат нравственному воспитанию людей, по меньшей мере, некорректно. Если посмотреть на Создателя с этих позиций, то получается, что именно Он был основоположником коммунизма. Ведь Он создал двух равных людей. Создатель завещал людям владычествовать над животными, рыбами и птицами, но не над людьми! Люди все перед Богом равны. Бог не создавал тиранов и рабов, капиталистов и рабочих, помещиков и крепостных, начальников и подчиненных, олигархов и бедняков, их создали сами люди, стало быть, им это придется и исправлять.

Разрушив православие, коммунисты предприняли попытку привести общественный уклад жизни советских граждан к новым религиозным канонам. Коммунистическая идеология – это всего лишь неполная копия христианской религии, в которой, в отличие от христианства, нет места для души и Бога. Именно в этом противоречии – сохранении основных библейских заповедей и отрицании души и Бога и кроется зыбкость коммунистической идеи. Попытка сделать бездушного тирана и убийцу царской семьи и миллионов россиян В. И. Ульянова-Ленина, а затем его последователя диктатора И. В. Джугашвили-Сталина – новыми коммунистическими богами не увенчалась успехом.

Но Моральный кодекс строителя коммунизма появился уже после смерти «вождей мирового пролетариата», а при их жизни он был совсем иным. В своем изложении его поведал в «Сказке о красной шапочке» (1917) поэт революции Владимир Маяковский:


Жил да был на свете кадет.

В красную шапочку кадет был одет.


Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,

ни чертА в нем красного не было и нету.


Услышит кадет – революция где-то,

шапочка сейчас же на голове кадета.


Жили припеваючи за кадетом кадет,

и отец кадета, и кадетов дед.


Поднялся однажды пребольшущий ветер,

в клочья шапчонку изорвал на кадете.


И остался он черный. А видевшие это

волки революции сцапали кадета.


Известно, какая у волков диета.

Вместе с манжетами сожрали кадета.


Когда будете делать политику, дети,

не забудьте сказочку об этом кадете.


Обратившись к послевоенной истории СССР-России, мы увидим, что именно руководители партии и правительства, обкомов и облисполкомов, горкомов и горисполкомов, райкомов и райисполкомов демонстрировали примеры аморального поведения, вседозволенности и особого положения в сравнении с рядовыми гражданами, идущие в разрез с принятым на съезде кодексом. С трибун говорили одно, а делали совсем другое. Именно они уничтожали любые проявления сохранившихся с прежних времен моральных принципов, насаждая безнравственность и откровенное хамство, а со всяким, указывавшим им на это явное противоречие, беспощадно расправлялись.

О. В. Волков в документальном романе «Погружение во тьму», повествующем о его 28-летнем пребывании в советских тюрьмах, лагерях и ссылках, рисует не только ужасы сталинских лагерей, но и изменения в жизни населения северных областей России, происходившие под прессом «диктатуры пролетариата»: «Под стать общительности Ф. был и строй жизни этой глухой деревушки, где на третьем десятилетии после революции продолжали почитать старших, держать клети незапертыми, выручать друг друга. И как первый грозный признак наступающего разложения – вошедшая в обиход богохульная матерная брань…».

Партхозработники, отрекшиеся от Бога, преуспели в этой брани, которая стала одним из элементов их повседневной разговорной речи.

Всё познается в сравнении

Если сравнить иудаизм и православие – одинаковы ли подходы в этих религиях к пастырям и мирянам? Может ли стать иудеем, а затем и раввином, главным раввином не еврей, а представитель другой национальности – грузин, поляк, русский, турок, француз, украинец? И может ли стать православным христианином, а затем русским православным священником и иерархом Русской Православной Церкви не русский, а армянин, азербайджанец, еврей, китаец, латыш, поляк, француз, эфиоп, японец?

Одинаковы ли подходы к этому в разных религиях, или в России, как и во всем остальном, иностранцам предоставляются, если не преимущества, то равные возможности? А как обстоят дела в политических партиях с участием в них некоренных народов? Не следует забывать, что цель любой партии – борьба за власть. И если к участию в партиях допускаются иммигранты, стало быть, им сознательно предоставляется право без применения оружия, мирным, «демократическим» путем прийти к власти над страной и коренными народами. Существует ли, скажем, норма запрета на участие в политических партиях в отношении турок и грузин, проживающих в Австрии? Они не допускаются до участия в партиях и без таких законодательных норм, или же эмигранты из Турции и Грузии могут создать свою партию и претендовать на власть в этой стране в соответствии с продекларированными демократическими свободами? Как обстоят дела с участием эмигрантов из России в политических партиях и работе во властных структурах в Германии, Израиле, Польше, Финляндии, Швеции, Японии? Кто из русских, проживающих в этих странах, занимает хоть сколько-нибудь заметный пост в одной из партий и правительстве? Пока ещё ни разу не доводилось об этом слышать. А в России иммигрантов, претендующих на власть, выстроилась целая очередь, помимо тех, которые уже заняли те или иные заметные посты рядом с президентом, председателем правительства и в регионах. Надо ли России изобретать свой велосипед, или разумнее было бы воспользоваться положительным опытом стран Западной Европы и Востока?

Если кто-то сегодня предпринимает попытки подчинить себе другого, а то и целый народ, обманным путем (с помощью политической или экономической теории) или силой завладеть территорией, данной Богом другому народу, – он идет против Бога. Так же как и каждый человек в отдельности все народы равны между собой и перед Богом и должны дружить и не помышлять о подчинении друг друга. А не желающих соблюдать эти принципы, следует ограничивать законом.

Церковь

Всяк крестится, не всяк молится.

Русская народная пословица

Религия и мораль

Религиозное воззрение на мораль исходит из того, что вера в Бога дает единственно возможное обоснование «возвышенных» нравственных принципов, которые противоположны «низменным» наклонностям человека и общественной жизни, погрязшей в пороке.

С этой точки зрения единственным источником нравственного начала в человеке является Бог, который создал человека по образу и подобию своему и дал ему моральные заповеди. В пользу религиозного обоснования нравственности выдвигаются следующие доводы: во-первых, человек по своей природе стремится к удовлетворению эгоистических интересов и поэтому не способен сам выработать моральные понятия; во-вторых, так как в общественной жизни добродетель не всегда вознаграждается, а порок часто не наказывается и торжествует, то выполнение людьми требований нравственности может обеспечить только их вера в Бога, существование загробной жизни, в ад и рай, где осуществляется справедливое воздаяние за добродетели и пороки, только их страх перед «страшным судом»; в-третьих, все наиболее известные требования нравственности впервые были сформулированы в рамках религиозного учения, и поэтому, даже если не верить в Бога, следует, признать ту положительную роль, которую сыграла религия в развитии нравственного сознания человечества. В современном обществе аргументы в пользу религиозного обоснования морали получают распространение не только среди теологов, но и светских философов и социологов. При этом последние исходят, в частности, из следующего соображения: наука дала в руки человека могущественные средства к достижению преследуемых им целей, но она бессильна ответить на вопрос, к каким целям следует стремиться. Этот вопрос, с их точки зрения, можно разрешить только с помощью веры.

Несколько десятков тысячелетий насчитывающих историю человечества явно недостаточно для того, чтобы человекообразный научился быть с годами взрослым Человеком. Он все еще остается ребенком, которому не хочется учиться, не хочется работать, а хочется жить безбедно, как в сказке, не прилагая для этого ни умственных, ни физических усилий.

Все знают, что воспитанием ребенка должны заниматься родители, которые привлекают к этому занятию за плату домашних или детсадовских воспитателей. А кто должен и должен ли заниматься воспитанием взрослых?

Как следует из Библии, Бог продиктовал свод правил, которым люди должны следовать, чтобы быть людьми. А для животных уготована своя участь и свои законы.

Непослушных детей родители и воспитатели наказывают, чтобы сформировать у них устойчивые условные рефлексы, обеспечивающие соблюдение правил поведения, установленных в человеческом обществе: ставят в угол, задают ремня, лишают игр, долгожданных подарков, поездок за город, общения со сверстниками, просмотра телепередач, компьютера и смартфона…

Для взрослых тоже существуют наказания, помимо придуманных ими самими в виде законов. Так, к примеру, существует теория, по который люди получают различные травмы, тем самым, подсознательно наказывая себя за какие-либо совершенные ими грехи (в том числе и в помыслах), поступки, не соответствующие нормам морали человеческого общества. А болезни? А несчастья, преследующие человека при его жизни? Вряд ли кто сам себе желает плохого и добивается этого всеми имеющимися возможностями. Хотя как расценивать болезни, которые человек выбирает себе сам сознательно или по глупости: табакокурение, алкоголизм, наркоманию, лудоманию, ВИЧ-инфекцию, которые в несколько раз снижают качество и уменьшают продолжительность жизни?

Если человек сам сознательно нарушает заповеди Божьи, нормы морали и установленные в стране законы, то должно быть понятно самому неграмотному и невоспитанному, что он делает это себе не во благо, а во вред и что рано или поздно будет за это наказан. Как же должен вести себя человек по библейским заповедям? Что такое хорошо и что такое плохо?

Библия. Из Нового Завета

От Матфея Святое благовествование

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Загрузка...