Брюс Ли вдохновлял многих. Поклонники его фильмов восторгались его спортивной подготовкой; любители единоборств уважали за глубокое понимание боевых искусств; прочие жили в соответствии с его философией, в которой сплелись воедино духовная и физическая составляющие боевых искусств.
В колледже Брюс слушал лекции по философии, и они подтолкнули его к изучению трудов ведущих мыслителей мира. Он не ограничивался определенной культурой или эпохой. Напротив, он жадно изучал сотни книг представителей самых разных философских течений: западных и восточных, древних и современных, – чтобы найти духовные установки, необходимые для его собственного духовного развития.
Брюс учился всю жизнь и выработал личную философию, основой которой стало освобождение духа через глубинное самопознание. Чтобы познать реальность и постичь истину, нужно избавиться от предрассудков, предвзятости и концепций. Благодаря боевым искусствам Брюс смог расширить свой потенциал и вдохновить других на развитие. Он был необычайно талантливым наставником. Он часто повторял: «Учитель дает ученикам не истину, а направление ее поисков. Хороший учитель – лишь катализатор». А всем новым ученикам он рассказывал свою любимую притчу о пустой чашке.
Однажды один умник пришел к учителю дзен-буддизма, чтобы расспросить его о дзене. Учитель начал рассказывать, но гость постоянно перебивал его, высказываясь по разным вопросам. Наконец, учитель перестал говорить и предложил гостю чай. Он наполнил кружку до краев, но продолжал лить в нее напиток.
– Остановись! – сказал умник. – Чашка уже полна, в нее больше ничего не нальешь.
– Ты как эта чашка, – сказал тогда учитель, – уже наполнен собственными суждениями. Если ты для начала не опустошишь чашку, как же ты сможешь попробовать мой чай?[1]
Поскольку Брюс сам не принимал ни одну философию и ни одно боевое искусство безоговорочно, то и своих учеников просил не считать его слова истиной в последней инстанции. Его главной целью было научить сохранять восприимчивость, гибкость мышления и ощущений, но при этом мыслить критически. И тогда познание, обсуждение и практика не только дадут человеку понимание его физической силы и слабости, но откроют ему основные истины и позволят достичь гармонии разума, души и тела.
Философия Брюса Ли по-разному влияла на людей. Он часто выбивал из колеи изучающих боевые искусства, когда изменял привычный ход тренировок. Тем самым он заставлял задуматься, стоит ли слепо принимать философские устои. Те, кто учился у самого Брюса Ли или был знаком с его трудами, стремились развивать свой потенциал, выходить за жесткие рамки и координировать работу тела и разума, чтобы уверенность пересилила страх.
Личным примером Брюс побуждал учеников творчески подходить к выбору жизненного пути. «Обстоятельства? – говорил он, улыбаясь. – Ха, я сам их создаю!» Он презирал препятствия и всегда шел к цели. Проблемы он предлагал решать так: если вы споткнулись о камень – наступите на него, чтобы подняться выше. Например, однажды Брюс Ли оказался на полгода прикованным к постели из-за травмы спины. Он использовал это время, чтобы собрать воедино и подготовить к изданию свои философские изречения и концепцию тренировок[2].
Брюс Ли был рожден для конкретной цели и добился гораздо большего, чем мог себе представить. Он по-прежнему побуждает молодых людей к тому, чтобы заботиться о своем теле и духе и питать их, раскрывая лучшее, что заложено природой. Многие считают, что Брюс Ли изменил их жизнь.