Эту фразу сказал Карл Маркс в своем труде «Капитал», как нестранно это выражение актуально и сегодня. Современным «учителям» духовности очень важно продать свою практику, пусть это какие-то восточные практики или ребефинг3 с холотропным дыханием4. Клиенту предлагается практика (товар), он платит за нее деньги. Вопрос только в том, что он в результате получает. Например, когда мы по той же схеме на рынке покупаем помидоры или огурцы – мы их покупаем для еды и еще мы знаем, что мы их купили, их можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус. То есть, заплатив деньги, получаем определенный предмет с определенной целью и функцией. Когда дело касается духовной практики, цели и функции могут быть очень размыты. Духовную практику нельзя потрогать, попробовать на вкус как помидор, тогда как нам понять, помогла ли нам именно эта практика или что-то совершенно другое. Нас будут уверять, обещать, что только эта практика поможет нам обрести «истинную» духовность и т. д. Вопрос: Почему я должен верить этим обещаниям? Может быть так, что заплатив деньги ты ни чего не получил, и кому идти доказывать, что тебя обманули? Как защитить себя от мошенничества мы поговорим ниже, рассмотрим законы, которые могут защитить от бессмысленного вымогательства денег «духовными» учителями.
Истории, когда человек после якобы духовной практике ни чего не получил или еще хуже появились проблемы, которых до этого не было. Есть несколько правил, которым нужно следовать, когда идешь на какую-то либо практику, тренинг или консультацию.
1. Желательно идти только к проверенным тренерам, практикам или психологам или по рекомендации знакомых тех, кто уже прошел успешно данный курс, семинар или тренинг.
2. Как можно больше узнать об этой практике и тому, кто ее проводит, в интернете на форумах информации, как правило, много.
3. Сейчас даже известный, якобы с прекрасной репутацией духовный учитель может быть мошенником, помните сейчас купить и написать можно все что угодно.
4. Когда вы пришли на практику выясните, у кого учился ваш будущий на ставник, какая репутация у этого учителя.
5. Спросить о наличие дипломов, сертификатов, курса повышения квалификации, научные степени, попросить предъявить эти документы. Дипломы должны быть государственного образца, желательно из государственного Вуза. Избегать специалистов из неизвестных частных Вузов с непонятными дипломами. Если вы идете к психотерапевту, то у него должна быть лицензия дающая право на психотерапевтическую деятельность.
6. Если вы пришли к специалисту или духовному учителю, тренеру, который проводит психологические техники, практики, тренинги, проверьте, есть ли у него диплом, подтверждающий его классификацию. Совсем не значит, что человек с техническим дипломом, даже если он кандидат или доктор технических или философских наук, может правильно использовать и применять безопасно для клиента психологические техники. К сожалению таких «специалистов» сейчас очень много.
7. Для некоторых практик, например в народной или альтернативной медицине нужно иметь медицинское образование и лицензия дающая право на эту деятельность.
8. Когда вы пришли к специалисту на групповой сеанс постарайтесь пообщаться с ним лично несколько минут, выяснить, насколько он адекватный, как правило, это выявляется достаточно быстро, не сможет ли он вовремя сеанса, намеренно или не намеренно нанести вам какой – ни будь вред.
9. Если вас приглашают приехать в ашрам, который находится, в какой ни будь глуши, отказывайтесь, вас там могут легко зазомбировать или что – либо еще. Та же ситуация может быть с семинарами, относится к ним нужно осторожно.
10. Если вы договорились со своим будущем духовным учителем, встретится, вы его при этом плохо знаете, выбирайте общественные места, например кафе, где много народу. Старайтесь избегать приглашения, домой, ашрам, в любое другое место, откуда вы не сможете быстро уйти.
Если следовать этим правилам, можно практически полностью избежать неприятных последствий после общения с «духовными» учителями и их практиками.