2. О силе греха и средствах для победы над ним


Грех, сущий в нас, спешит и усиливается каждый час и минуту расширить круг своих пагубных действий и завоевать наше сердце и помышления и обессилить нашу волю для мышления, чувства и делания добра, – для веры, для молитвы, для чтения слова Божия и исполнения его предписаний, чтобы держать нас постоянно в рабстве и в плену, постыдном и пагубном. Потому Господь наш Иисус Христос заповедал нам, да и апостолы Его, – постоянно бодрствовать, трезвиться и молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18) и быть готовыми на всякое искушение и борьбу с грехами, или с миродержителями тьмы века сего (Еф. 6, 12); в противном случае легко пленят нас враги наши невидимые разными помыслами и страстями, дурными привычками и наклонностями и погубят нас, как и действительно губят множество людей всякого звания и состояния и делают их добычею геенны и огня вечного. Сколько коснеющих во грехах смертных! Сколько пьяниц, прелюбодеев, до смерти пребывающих непокаянно и неисправимо, сколько корыстолюбцев, трясущихся над своими сокровищами, не уделяющих ничего или крайне мало бедным! Сколько самоубийц и убийц самых наглых и отчаянных!



Наблюдая внутренним оком за движениями своего духовного мира – за помыслами, чувствами, вожделениями различными, сердечными и волевыми наклонностями, – что мы замечаем? Замечаем сильное движение греха в самых разнообразных видах: то в виде неприязни, вражды, озлобления, раздражения, самолюбия или эгоизма крайнего, то в виде зависти ближнему, или презорства к нему, то в виде нечистых вожделений, или в виде нечистых представлений греха, воображения греховного, то в виде уныния и отчаяния, то в виде лукавства, лжи, обмана, притворства, лицемерия, недоброжелательства, зложелательства, злорадства, то в виде корысти, лицеприятия, то в виде сна и лености. Замечаем, что грех необыкновенно в нас живуч, стремителен. И неосторожные, маловерные, невнимательные к себе непрестанно впадают в сети греховные и пута ются, и погибают – таковы особенно пьяницы, блудники, завистливые, гордые, злые. Потому надо постоянно христианам быть на страже своего сердца и помышлений. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8).



Вера Православная дает все силы благодатные для победы над грехом и тлением, плодом греха: 1) в самом православии или чистом исповедании веры от смысла чиста, в неповрежденности Божественного Откровения веры и его спасительности; 2) в таинствах веры, совершаемых доселе в той силе, истине и полноте, в какой совершались они апостолами; 3) в спасительных учреждениях, как-то: богослужении, постах, почитании святого креста и святых икон; 4) в управлении христианского жития по Правилам святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. Эти средства ко спасению и для победы над грехом и исполнению всякой добродетели христианской суть самые верные, испытанные, дознанные как таковые: на деле они привели ко спасению бесчисленное множество душ христианских. У католиков же правой веры нет, а вера у них неправая, поврежденная ложными мудрованиями западных учителей; таинства совершаются неправильно, особенно таина Святого Причащения – на опресноках, и мирянам не преподается Пречистая Кровь Христова. У лютеран же и таинств нет, кроме Крещения; причащение же не действительно, ибо нет пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Посты уничтожены, как бы ненужные, священство уничтожено, и каждый лютеранин есть сам священник; таким образом, нет у них и не может быть благодатных средств к искоренению греха – они уничтожены реформацией, мудрости и силы к борьбе с грехом и мудрейшим змием у них нет, по отпадении от истинной веры и Церкви, и они не могут бороться со змием, с древним человеко-убийцей, делаясь вполне его пленником. Вот сколь необходима и спасительна вера Православная и Церковь со своими учреждениями спасительными и как пагубны ереси и расколы для душ христианских. Вера облекает нас во всеоружие и для борьбы с врагами спасения и для соделания спасения нашего и других, а неправославные вероисповедания лишают этого оружия своих членов.



Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8). Диавольские дела или грехи человеков непрестанно разрушаются: 1) через святые таинства: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство и Елеосвящение, как в отдельности через каждое, так и вообще через все; 2) через постоянное богослужение разумное и благоговейное и вообще через молитву общественную; 3) через постоянное или по временам чтение Священного Писания и писаний святых отцов; 4) через благочестивые беседы священников и мирян; 5) через милостыню и вообще благотворения, ибо милостыня от смерти избавляет и тая очищает всяк грех, по свидетельству Писания, творящии милостыни и правды исполнятся жизни (Тов. 12, 9, 10); особенно же дела диавольские разрушаются через ежедневное приношение в христианских храмах Бескровной Жертвы – Пречистого Тела и Крови Христовых; ибо Кровь Сына Божия, по Писанию, очищает верных от всякого греха (см.: Еф. 1, 7; Кол. 1, 14) и Агнец Божий, приносимый в умилостивление Отцу Небесному, всякий день вземлет непрестанно грехи мира (см.: Ин. 1, 29), грехи людей верных и благочестивых, присутствующих при совершении литургии разумно, с верою и благоговением, или причащающихся Пречистых Тела и Крови Христовых; еще в особенности дела диавола разрушаются через истинное покаяние и подвиги благочестивые кающихся грешников, каковы подвиги монахов и в мире живущих православных христиан. Слава милосердию и премудрости и правде Бога нашего, Который обрел средство спасти погибающее человечество, падшее ужасно в грех и тление и отринувшееся от Бога и от святыни и правды Его и сочетавшееся ужасно и погибельно с диаволом, исконным отступником от Бога. Но и дела диавола к погублению рода человеческого или отдельных лиц постоянны, тонки, хитры, стремительны, и он многих неверных или маловерных, невнимательных, подверженных разным страстям, уловляет и погубляет ужасно, и держит в плену бо льшую часть человеческого рода именно через страсти и разные лжеверия и господствующие пороки. Поэтому надо всем крепко держаться истинной веры и Церкви и учения Господа Иисуса Христа и Его Святой Церкви, и внимать себе непрестанно, трезвиться и бодрствовать, и побороть свои страсти и греховные привычки и наклонности, через которые диавол уловляет в погибель людей неосторожных и маловерных. Диавол день и ночь спешит делать свое пагубное дело в людях, дело омрачения, увлечения страстями, дело погибели, и страстных и неосторожных во множестве погубляет через великие грехи – и горе неверным и страстным, горе не прибегающим с верою к Богу и Святой Церкви. Нет такой нелепости, такого безумства, такой хулы, такого безобразия, такой пакости, нечистоты, алчности, зависти, такого извращения или изнанки вещи, дела, такой лжи, такого лукавства, зла, какие не мечтались бы в уме и в сердце человека грешного, – в сердце, исполненном всякого безумия, нечистоты, срамоты, растления, нравственного одичания, особенно в сердце человека неверующего или маловерного. Откуда в нас такая нечистота, такое безобразие, такая нелепица? Из ада, от начальника всякого безобразия, безумства, зла – от диавола. От сердца бо исходят помышления злая… лукаво, прелюбодеяния… лжесвидетельства, хулы, гордыня, безумство и – сквернят человека (Мф. 15, 20). А потому нужно непрестанное к себе внимание, бодрствование, молитва, воздержание, покаяние, сообщение со Христом в святой таине Причащения Тела и Крови Его. В богослужебных наших книгах, в последовании утренних и вечерних служб эта общая беда и нечистота помыслов сердца человеческого весьма ясно и рельефно изображена. Божественный глас изрек некогда одному пастырю Поместной Церкви, а в его лице и нам: Не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Мене золото, очищенное огнем, да обогатишися, и одежду белу, да облечешися… и коллурием помажи очи твои (Откр. 3, 17–18).



Есть один старый, единственный в своем роде, грешник на свете, измысливший грех и увлекшийся им неисцельно, и научивший тому же греху подобных себе, и страшно развивший его в себе и других, – кичливейший, злейший и мудрейший противник и обольститель всех под солнцем живущих разумных тварей. Этот старый грешник есть диавол и сатана, противник Божий, Его святыни и правды и всех Его повелений, – ныне, впрочем, Крестом Господа нашего Иисуса Христа побежденный, связанный веригами мрака и соблюдаемый на Страшный Суд великого дня, чтобы выслушать от Творца и Владыки грозное, страшное, вечное определение – идти в муку вечную со всеми падшими с ним духами, бывшими ангелами, и со всеми нераскаянными грешниками – человеками, творившими волю его. Он-то – первый сеятель и учитель греха и насадитель всяких плевел греха в людях – старается непрестанно, хитро и всеусильно научить нас всякой прелести греха и держать в нем человечество, и раздувать пламень греха, ибо ему попущена в этом некоторая свобода, и попущена по правде Божией, – чтобы люди боролись с ним и, при помощи благодати Божией, побеждали его, и через борьбу упражняли и укрепляли в добре свои душевные силы, и совершенствовались в любви и преданности своему Творцу и Богу, и сподоблялись от Него блистательнейших венцев победы и наивысшего блаженства бессмертной жизни; а неверные из людей, невнимательные, неосторожные, ленивые и нерадивые и страстные до здешних нечистых плотских и мирских удовольствий, или закалившие себя в различных грехах и неисцельно болящие грехами злобы, зависти, невоздержания, блуда, пьянства, корыстолюбия, жестокосердия, лукавства, лжи, обмана и прочих грехов, наследовали, по правде Божией, вечную муку вместе с диаволом, своим отцем и учителем, волю коего непрестанно творили и не раскаялись, и не сделали никаких начатков добра. Покайтесь же все, подобные мне грешники и, с Божиею помощию, оставьте дела греховные, и творите правду Божию, боритесь непрестанно с грехом и побеждайте его: ибо Тот, Кто в нас,

Загрузка...