Глава 2. ПТУ, или Есть ли жизнь после школы…

Но все когда-нибудь заканчивается. Вот и мои школьные годы постепенно подошли к концу. Продолжение обучения в 10 и 11 классах нисколько меня не привлекало, и я решил поступить в ПТУ. По складу ума я классический «технарь»: мне всегда нравились автомобили, я постоянно что-то мастерил и любил работать руками. Поэтому в выборе специальности у меня не возникало ни малейшего сомнения: я хотел стать автослесарем. Сказался мой детский опыт общения с дедом, который тоже, как и я, любил автомобили. На решение завершить академическое образование и покинуть стены школы повлияло мое стремление к самостоятельности: я хотел поскорее обрести профессию и начать зарабатывать деньги на жизнь, став полностью независимым от родителей. Стать самостоятельным, продолжая учиться в школе, – вряд ли я мог себе это позволить.

Обстоятельства подталкивают нас двигаться вперед или назад, но никогда не оставаться на месте. Складываясь определенным благоприятным образом в нужное время, они предоставляют нам возможность изменить свою жизнь к лучшему. Негативные же обстоятельства могут привести нас к краху, если мы вовремя не сделаем выводы и не исправимся. Все зависит от нас.

Когда я учился в школе, учительница по математике все время говорила, что я балбес и мои жизненные перспективы лежат не дальше ближайшей пивной. Сейчас я ее понимаю: мне совсем не хотелось учиться – отсутствовала мотивация. Вторая причина – отсутствие веры в себя. Если никто в меня не верит, тогда зачем учиться? Все равно никому ничего не докажешь, думал тогда я. В тех обстоятельствах я сползал вниз, вместо того чтобы изменить их и начать движение вверх. Но когда у меня появилась мотивация, я изменил обстоятельства. Чтобы поступить в училище, которое мне понравилось, нужно было с хорошими оценками закончить девятый класс. Вывод: чтобы переломить обстоятельства, нужно имеет мотивацию и желание – это основа фундамента успеха! Чтобы закончить девятый класс с хорошими оценками, мне пришлось сильно попотеть: за последние годы я подорвал свою репутацию в глазах учителей. Но трудности меня не останавливали, у меня была мотивация, и я добился своих целей: хорошо закончил школу и поступил в ПТУ. Получается, обстоятельства можно изменить – нужно очень сильно этого захотеть и попотеть.

Успешный человек ставит цель и достигает ее, используя обстоятельства. Учитесь использовать обстоятельства, чтобы достичь своих целей, а не прятаться от них!

Кроме того, было еще одно обстоятельство, которое повлияло на мое решение: за год до окончания девятого класса умер мой дедушка. Он ушел в относительно молодом возрасте, ему было всего 57 лет, и для нас это было большим потрясением. Он был единственным мужчиной в нашей семье и зарабатывал больше, чем мама и бабушка вместе взятые, обеспечивая нас. Его смерть заставила меня повзрослеть гораздо раньше, чем я, наверное, хотел этого.

И вот начался первый год моей жизни вне стен школы…

Первое, с чем мне пришлось столкнуться, – незнакомые мне люди. В детстве я был очень застенчив: новые знакомства были для меня большой проблемой. Я был не из тех ребят, кто в классе или на улице мог спокойно подойти к любому незнакомому человеку и, протянув руку, сказать: «Привет, меня зовут Сергей». У меня был друг Максим, и в новых знакомствах, как мне казалось тогда, я совершенно не нуждался.

И совершенно зря. Развивайте в себе талант общения и учите этому своих детей. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» – сегодняшний девиз моей жизни. Возможности берут свое начало именно благодаря знакомствам. В мое время знакомство с директором магазина открывало возможность получить дефицитный товар. Сейчас не изменилось ровным счетом ничего: контракты, сделки, выбор поставщика и многое другое – все это тоже часто зависит от хороших знакомств.

Вас пригласили на какое-то мероприятие, вы едете в поезде, летите на самолете – это ваш шанс! Учитесь знакомиться: возможно, эти знакомства принесут вам новых друзей или будущих партнеров по бизнесу. «Пустых» знакомств в жизни не бывает. Всегда имейте под рукой визитку, которую можно оставить новому знакомому.

Но вернемся к рассказу о моей «новой» жизни в ПТУ. Первый учебный год начался для меня на ура: практически 80 % занятий были связаны непосредственно с моей будущей профессией, а остальные 20 % занимали второстепенные предметы. Вот почему мне хотелось скорее закончить школу и пойти учиться в училище. Здесь особое внимание уделялось тому, чтобы обучить нас будущей профессии, а не высшей математике и правильному написанию сочинений. В первый год обучения было много голой теории, но нам всем хотелось скорее приступить к практике. Через полгода обучения нас стали распределять на практику на автобазы города Москвы. Мой «наставник детства», Александр Федорович, с которым мы постоянно поддерживали связь, дружил с директором СТО «Варшавский», и он предложил мне пройти практику именно там – это был один из крупнейших центров по продаже и ремонту легковых автомобилей, работать в котором считалось очень престижно и выгодно. Оставалось уладить формальный вопрос с документами. Через своего классного руководителя я договорился с директором училища, что практику буду проходить именно там. Моему счастью не было предела: в то время как мои однокурсники проходили практику на «советских» автобазах, ремонтируя грузовой автопром бывшего Советского Союза, мне выпал шанс обучаться ремонту легковых автомобилей, и по большей части – иномарок. На СТО меня определили учеником в смену к двум мастерам – простым ребятам, каждому из которых едва перевалило за тридцать. Они меня приняли как своего! Дни практики пролетали на одном дыхании: времени не было даже на «перекур». Я подавал инструменты, менял масло в двигателях и постепенно осваивал все более сложные операции по ремонту автомобилей. Скажу вам честно: ничего эффективнее обучения на практике не придумано.

Но мой первый месяц практики был насыщен не только приобретенными знаниями: в конце месяца мне выплатили первую зарплату! Я был в восторге и не мог поверить своему счастью: это были не копейки, которые я зарабатывал в детстве, а «серьезные» рубли. Теперь я мог себе позволить купить модную одежду, которая была актуальна для парня в конце эпохи Советского Союза.

Со второго года мой график учебы в ПТУ выглядел следующим образом: в понедельник – занятия в училище, во вторник и среду – практика в СТО «Варшавский», четверг и пятница снова были учебными днями. Практика и учеба проходили с энтузиазмом: я обожал слесарничать на практике и показывал хорошие знания, учась в училище.

Советский Союз развалился, но это никаким образом не сказалось на моей учебе и, что самое главное, на практике. Наоборот, наступала эра рыночных отношений. До этого в СТО был план, а теперь никакой «уравниловки»: что заработаешь, то и съешь – лозунг новой эпохи, которая открыла всем новые возможности.

Когда я учился на третьем курсе, в СТО меня перевели из учеников в мастера и присвоили третий разряд. В Советском Союзе, чтобы устроиться на работу по специальности, каждый должен был принести диплом, а теперь, с наступлением рыночных отношений, директор СТО смотрел не на «корочку», а на твои знания и умения. Я для него был активом, приносящим денежный поток.

Работая в автосервисе, я научился отлично разбираться в устройстве разных марок автомобилей и освоил множество технических хитростей. Например, как деталь от одного автомобиля приспособить для другого. В то время было тяжело найти запчасти к отечественным автомобилям, что уж говорить о запчастях к иномаркам. Нужно было решать проблемы, с которыми приезжали к нам клиенты. И мы их решали. Клиент доволен – тогда в вашем кармане шуршат наличные рубли.

Сейчас, когда эпоха тотального дефицита ушла в прошлое, вспоминать о таких деталях приходится с улыбкой. Но гораздо важнее знания: нешаблонный, оригинальный подход к решению любого вопроса позволяет достигать успеха. Из жизненного опыта скажу вам, что нас, россиян, от иностранцев отличает умение думать и действовать нестандартно.

Завершая эту главу, подведу итог. Если вы поставили себе цель, то идите к ней и доводите начатое до конца. Я поступил в училище, чтобы получить любимую специальность и найти хорошо оплачиваемую работу. Обстоятельства сложились наиболее благоприятным для меня образом: при желании я мог уйти с третьего курса училища – у меня уже была любимая и хорошо оплачиваемая работа по специальности. Но я доучился, защитил диплом и нисколько не жалею об этом.

Из истории жизни великих людей мы видим, что многие из них для достижения своих целей бросали учебу в школе или вузе. У этой модели поведения есть противники и подражатели. Из своего опыта скажу следующее: учиться надо, только каждый учащийся должен ответить себе на вопросы «Зачем?» и «Что потом?».

Ответив на них, учащайся закладывает фундамент для достижения поставленных им целей. И не важно, какой институт, колледж или школу он закончил. Важно, какие знания он вынес из учебы, чтобы применить их на практике и достичь своего успеха.

Сегодня масса выпускников с дипломами о высшем образовании не имеют ни знаний, ни целей. Кроме того, многие, получившие заветный диплом, не ответили на тот самый главный вопрос для себя: «Зачем мне это?» И поэтому, заканчивая вуз по одной специальности, выпускники идут работать совсем по другой.

Я не призываю вас бросить учебу и не говорю, что учеба не нужна. Напротив, знания важны. Успешный человек не стоит на месте и постоянно приобретает новые знания. Вопрос: «Зачем?»

В нашем мире, чтобы достичь финансовой свободы, нужно обладать тремя образованиями:

1. Академическое – дающее базовые знания (уметь писать, считать, читать).

2. Профессиональное – открывающее ваши таланты, в будущем может стать вашей профессией.

3. Финансовое – обучающее миру денег.

Сегодня, глядя на своего сына, я понимаю, как в 17 лет сложно определиться, кем ты хочешь стать. Хотя в мое время вопрос этот для меня не стоял. Виной тому обстоятельства, которые заставили меня быстро повзрослеть.

Я призываю родителей: не давите на своих детей, не навязывайте им необходимость получать высшее образование. Заветная «корочка» точно не гарантирует светлого будущего. Отучиться в престижном университете и получить диплом – прекрасно, но для чего все это вашему чаду? Критики скажут: чтобы получить престижную и высокооплачиваемую работу. А я вам скажу следующее: сегодня только 40 % выпускников вузов устраиваются на работу, и не очень высокооплачиваемую, а 60 % остаются за бортом. И с годами статистика ухудшается, можете проверить.

Может быть, вашему ребенку высшее образование совсем ни к чему?

Помогите ему найти себя в жизни, помогите ему раскрыть таланты – они есть у любого, нужно просто научиться видеть их. Ребенок должен быть самим собой, а не вашей победой. Не пытайтесь реализовать в нем себя. Победы и цели, которых вы не достигли, могут стать отличным стимулом, но для вас – добейтесь их сами, и станете отличным примером для своего ребенка. Развиваясь сами, вы будете замечательным примером для подражания.

Фундамент наших успехов и неудач закладывается в детстве, и изначально именно семья играет в этом важнейшую роль. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел сам зарабатывать деньги и рационально ими распоряжался, учите его этому. Но как он может этому научиться, если этими знаниями вы сами не обладаете?

Возьмите его с собой на работу, пусть он «почувствует» мир взрослых. Рассказывайте ему о мире денег. Поощряйте любые, даже самые мелкие его попытки самостоятельно заработать. Привлекайте его к труду по дому, на даче и т. п. При этом я против вознаграждения за хорошие оценки, которые ребенок получает в школе. Вы должны объяснить своему ребенку, что главная его мотивация в учебе – знания, которые он получает для себя, а не для вас и учителей.

Учиться нужно в любом возрасте, и не важно, работаете ли вы по найму или строите свой бизнес. Жизнь постоянно меняется, полученные знания устаревают. Нужно идти в ногу со временем, всегда оставаться в струе, а не валяться на обочине жизни. Знания приобретают не только в вузе – современная жизнь предоставляет нам массу возможностей для саморазвития.

Часто мне задают один и тот же вопрос: «Куда вложить свои сбережения, чтобы приумножить их и при этом гарантированно не потерять?»

Ответ у меня один: потратьте деньги на свое образование. Если вы это сделаете, подобные вопросы никогда не будут посещать вашу голову.

Загрузка...