См.: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.
См.: Аргунова Ю.Н. Права граждан с психическими расстройствами (Вопросы и ответы). Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Фолиум, 2010. – 410 с.; Аргунова Ю.Н. Недееспособность и опека (Вопросы и ответы). – М.: Грифон, 2013. – 224 с.; Аргунова Ю.Н. Врачебная тайна (Вопросы и ответы). – М.: Грифон, 2014. – 288 с.
Абзац второй преамбулы к Закону о психиатрической помощи.
Право на квалифицированную медицинскую помощь зафиксировано в ст. 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В соответствии с этой нормой государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг.
См. Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утверждённый приказом Минздравсоцразвития от 17 мая 2012 г. № 566н.
См. Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утверждённое постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 291.
В соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 15 января 2007 г. № 155-ВС лица, получившие высшее медицинское образование до 2000 г. и не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, могут продолжать работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 1 января 2000 г.), сертификата специалиста, квалификационной категории и документов о повышении квалификации в течении последних 5 лет в объёме не менее 144 часов в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования. Данная категория специалистов может зачисляться на циклы дополнительного профессионального образования для продления срока действия имеющегося сертификата специалиста.
Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждённые приказом Минздравсоцразвития от 7 июля 2009 г. № 415н (в ред. приказа от 26 декабря 2011 г. № 1644н).
См. п. 10 Кодекса профессиональной этики психиатра, принятого на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г.
См.: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. № 1366-О-О.
Закон о психиатрической помощи не даёт своего определения термина «пациент». Однако такое определение встречается в зарубежном законодательстве. Так, согласно Закону Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» пациент – лицо, страдающее психическим расстройством (заболеванием), лицо, совершившее действия, дающие основание предполагать наличие у него психического расстройства (заболевания), лицо, обратившееся за оказанием психиатрической помощи, лицо, получающее психиатрическую помощь.
Пациенту может быть не позволено пользоваться сотовым телефоном, имеющим фото-, видеокамеру, в целях предупреждения нарушения врачебной тайны других пациентов.
Электронный ресурс: http://www.alatyr-pb.med.cap.ru/561949/Page.aspx.
См. подробнее: Виноградова Л.Н., Савенко Ю.С., Спиридонова Н.В. Мониторинг психиатрических стационаров России // Независимый психиатрический журнал, 2004, № 3.
Мониторинг нарушений прав лиц с ментальной инвалидностью и членов их семей. – М.: РООИ «Перспектива», 2011. С. 5, 13.
Некоторые авторы считают такое определение несовершенным и предлагают трактовать его следующим образом. «Медицинское вмешательство – это любое воздействие на организм человека, инвазивное или не инвазивное, с использованием медицинских методов и средств (физических, психологических, химических, биологических, фармакологических, инструментальных, технических и др.), направленное на достижение профилактических, диагностических, терапевтических, реабилитационных или исследовательских целей, осуществляемое медицинскими работниками или иными лицами в соответствии с профессиональными обязанностями, в медицинском учреждении или за его пределами» (см.: Пищита А.Н. Профилактика юридических осложнений лекарственной терапии. М.: ЦКБ РАН, 2013. С. 45).
По ранее действовавшему законодательству согласие требовалось не от одного, а от обоих родителей несовершеннолетнего, не достигшего возраста 15 лет.
Согласно Этическому кодексу российского врача (ст. 9) врачу следует в оптимистичном ключе и на доступном для пациента уровне обсуждать проблемы его здоровья, разъяснять план медицинских действий, дать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования и лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное.
См. п. 7 Кодекса профессиональной этики психиатра (принят Пленумом Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г.).
См. в качестве примера «Информированное добровольное согласие на комплексное офтальмологическое обследование» (Салыгина Е.С. Подробное информированное согласие на бумаге и в жизни // Правовые вопросы в здравоохранении, 2013, № 8.С.65).
См., например, случаи передачи паспорта на хранение и основания для его изъятия, предусмотренные ст. 18 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Согласно ст. 40 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» пациенты, находящиеся в психиатрическом стационаре, вправе хранить при себе документы и записи, касающиеся вопросов осуществления их прав.
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. № 1068-О-О.
Аналогичные нормы содержат п. 24 Временного Положения о психиатрической больнице со строгим наблюдением и п. 17 Временного Положения об отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы (утверждены тем же приказом Минздрава СССР от 21 марта 1988 г. № 225).
Виноградова Л.Н., Савенко Ю.С., Спиридонова Н.В. Мониторинг психиатрических стационаров России // Независимый психиатрический журнал, 2004, № 3. С. 18.
Так, Кировский облсуд (апелляционное определение от 28 января 2014 г. по делу № 33-4807/2013, 33-212/2014) оставил без изменения решение Омутнинского районного суда от 13 ноября 2013 г., которым удовлетворён иск П. к Минфину России, МО МВД России «Омутнинский» о компенсации морального вреда в размере 5 тыс. руб. П. в своём иске указал, что в изоляторе временного содержания, где он находился, не было прогулочного дворика, отсутствие ежедневной прогулки вызывало у него физические и моральные страдания из-за нехватки свежего воздуха и унижало его человеческое достоинство. Судом было установлено, что прогулочный двор в ИВС отсутствовал, что не отвечало требованиям правил внутреннего распорядка данного учреждения, и лица, содержащиеся в ИВС, не пользовались ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, в связи с чем истцу были причинены нравственные страдания.
Устинов А.Г. Может ли быть ограничено право пациентов, находящихся впсихиатрических стационарах, на ежедневную прогулку? // Независимый психиатрический журнал, 2012, № 3. С. 48–49.
Постельный режим – больному запрещается вставать с кровати. Разрешается поворачиваться в кровати на бок, сгибать и разгибать конечности, поднимать голову, сидеть в кровати, частично осуществлять самоуход. Ухаживающий персонал обеспечивает кормление (подача еды и питья), личную гигиену (подача тазика с водой, расчески, зубной щетки и т. п.), помощь в отправлении физиологических потребностей (подача утки, судна). Электронный ресурс: http://www.meduhod.ru/components/rezhimy.shtml.
См. п. 6 Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 566н.
Методические рекомендации по организации работы бригад скорой психиатрической помощи. Утверждены приказом Минздрава России от 8 апреля 1998 г. № 108.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона об охране здоровья медицинские работники и руководители медорганизаций не вправе предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в т. ч. скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Основы концепции прав пациента в Европе, принятые ВОЗ в 1994 г., в объём предоставляемой пациенту информации включают также «сведения о возможных последствиях отказа от лечения», что весьма разумно. В этом же документе указывается, что «информация может быть скрыта от пациента лишь в тех случаях, если есть веские основания полагать, что предоставление медицинской информации не только не принесёт пользы, но причинит пациенту серьёзный вред» (п. 2.3).
Любов Е.Б., Антохин Е.Ю., Бычкова О.Г. и др. Стационарные пациенты о своих потребностях и удовлетворённости психиатрической помощью // Независимый психиатрический журнал, 2012. № 2. С. 28–32.
Согласно п. 6 Кодекса профессиональной этики психиатра (принят на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г.) психиатр обязан обсуждать с пациентом проблемы его психического здоровья, предлагаемый план обследования и лечения, преимущества и недостатки соответствующих медицинских методов и средств, не скрывая от пациента характера побочных эффектов и осложнений, если вероятность их появления существенна.
См. Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. № 1676-О-О.
Определения Конституционного Суда РФ от 12 мая 2003 г. № 173-О, от 29 января 2009 г. № 3-О-О и др.
Правило, согласно которому ознакомление пациента (его законного представителя) с меддокументацией должно осуществляться в определенном порядке и этот порядок устанавливает уполномоченный орган, т. е. Минздрав России, введено Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ. В настоящее время соответствующий нормативный акт отсутствует.