«Сами виноваты. Оставили без присмотра». Грузный оперуполномоченный сверлил взглядом Анну. Всем своим видом он давал понять, что не хочет принимать заявление о краже велосипеда.
«Кто вам его искать будет? Людей нет, – а потом, подумав, добавил: – Вы, конечно, заявление оставляйте. Мы же не отказываемся».
В полиции Аня находилась уже четвертый час. В ожидании дежурного опера два часа простояла в фойе отделения. Потом позвали в кабинет уголовного розыска, и она сидела там еще час, пока опер Алексей ходил из кабинета в кабинет и разбирался с начальником по поводу какого-то автомобиля. То ли найденного, то ли угнанного. А может, и того и другого.
Потом у сотрудника нашлось время, чтобы бегло выслушать Аню и рассказать о бесперспективности мероприятия.
Девушка не оставляла детский велосипед без присмотра. Она пристегивала его противоугонным замком к перилам на площадке первого этажа, чтобы не тащить каждый раз на пятый и не спускать для прогулок с сыном.
Сегодня утром металлический трос обрезали, а велосипед забрали.
Это не самый плохой пример того, как полицейские общаются с заявителями. Здесь хотя бы честно.
Иной раз примут заявление, обнадежат, а через три месяца пришлют отписку – постановление об отказе в возбуждении дела, вынесенное задним числом.
Ничего не сделано. Никто не вызван и не опрошен. Даже сам потерпевший. И результата – ноль.
Мы не хотим обращаться в полицию. Нам неприятно это делать по ряду причин.
1. На человека, который пришел в полицию, изначально смотрят как на преступника. Независимо от статуса. Ведь безгрешному нечего делать в этом учреждении. Поэтому не все хотят подавать заявление о преступлении, если что-то произошло. Только в крайнем случае.
2. Потеря времени. Три часа около дежурной части – не самый большой срок ожидания. Если вам разбили стекла квартиры ночью, будьте готовы провести там время до утра. Потому что дежурный следователь или участковый – один, с нарядом полиции ездит с объекта на объект. И если вызовов много и они касаются краж или грабежей, то в отдел он вернется не скоро.
3. Отношение. Никто ничего не хочет делать, заниматься проблемой. Зарплаты маленькие. Людей не хватает. А очередное нераскрытое преступление понизит и без того грустные показатели отдела. Премии никто не получит.
Если вы столкнулись с бездействием органов полиции, пишите жалобу в прокуратуру или следственный комитет: непринятие заявления попадает под действие статьи 285 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».
Знакомая ситуация? Уверен, половина читателей побывала в той самой неприятной роли, когда по три часа приходилось выстаивать в тамбуре отделения полиции в ожидании дежурного участкового или следователя.
Вырвали из рук сумку на улице. Ночью разбили стекло в машине. Пьяный сосед устроил дебош на лестничной площадке. Ситуаций множество – алгоритм действий одинаков: вызов полиции по телефонам 02, 112, 911; приезд наряда полицейских; разбор ситуации и дежурная фраза: «Вы же будете писать заявление? Тогда придется проехать в отдел и оформить документы».
Другая половина наслышана о томительном ожидании около дежурной части от своих родственников, знакомых, коллег.
Но приехать в участок и дождаться оперативного сотрудника – полдела. Люди сталкиваются с тем, что, по их мнению, не поддается никакому объяснению: полицейские под различными предлогами отказываются принимать заявление.
Объяснения разные:
– преступление давно совершено, и уже никого не найдут;
– рабочий день кончился;
– такие дела полиция не расследует.
И 60% заявителей верят полицейским и не доводят начатое до конца. «Нет так нет, – говорят они. – Не принимают – значит, так положено».
А ведь эти люди просто не знают своих прав! И если бы были настойчивее, у них бы все получилось. Дежурный не может отказать в принятии сообщения о преступлении.
Каждый полицейский ознакомлен с инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
В пункте 8 сказано, что заявления принимаются во всех территориальных органах МВД круглосуточно и независимо от того, когда и где произошло преступление.
Выходит, перечисленные доводы полицейских надуманны.
Дежурный должен принять заявление днем или после окончания рабочего времени. Даже ночью. Если истекли сроки давности, полиция все равно расследует дело и направляет в суд. А судья освобождает от наказания.
Если вы перепутали подследственность, заявление регистрируется и переправляется туда, куда нужно. Например, в следственный комитет.
За отказ принимать заявление наступает дисциплинарная ответственность. То есть полицейского могут наказать или уволить. А возможно, и уголовная, по ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. Ведь когда полицейский отказывает в регистрации сообщения о преступлении, он фактически желает скрыть его. И мотивы у него на это свои – нежелание работать, получать замечания от руководства за то, что он повесит на отдел еще одно нераскрытое дело. А значит, он может лишиться премии или подвергнуться дисциплинарному наказанию за низкую раскрываемость.
Существует 3 способа, как заставить принять заявление.
1. Если дежурный отказывает – звоните на горячую линию МВД или дежурному прокурору. Где взять телефоны? Они указаны на стендах при входе в любое отделение полиции, либо их можно посмотреть на сайте УВД вашего региона.
2. Можно вообще не приходить в полицию, а направить заявление по почте. Если никуда не торопитесь. Например, приехали из отпуска и обнаружили, что велосипед, обычно пристегнутый на первом этаже подъезда, похищен. Понятно, что прошло уже несколько дней и виновного по горячим следам не найдут.
3. Еще проще это сделать, заполнив форму на сайте МВД в вашем регионе. Так дольше, но сбережете нервы. Ну это если вам уж совсем не к спеху. Или вы точно знаете, что следы преступления замести невозможно. Например, вы считаете, что в вашей фирме происходят хищения денежных средств, и вам просто нужно сообщить об этом в правоохранительные органы.
Ситуация, в которую попадают жертвы насилия, в том числе семейного, схожа с предыдущей. В обоих случаях полиция не желает заниматься заявлением.
Только в отличие от случаев, когда дежурный вообще не принимает заявление, участковый его регистрирует, но дальнейших действий не производит.
Например, Юля поругалась с мужем, и он ее ударил. Пошла к участковому с заявлением. Тот сообщение о правонарушении принял и сказал: «Помиритесь. Первый раз. С кем не бывает? Дела семейные».
Вроде как ничего не нарушил. Но и заниматься не стал, зная, что в 60% случаев жертвы мирятся со своими обидчиками.
Напоминаю, что побои, совершенные впервые, относятся к административному правонарушению, предусмотренному статьей 6.1.1 КоАП РФ. Это не «уголовка», поэтому не так интересно правоохранительным органам.
Другая девушка, Ирина, оказалась в похожей ситуации. Сообщила в полицию. А выйдя из отделения, пошла к судебно-медицинскому эксперту снимать побои. Заплатила 1400 рублей.
Ирина не знала, что полицейский должен был дать ей бесплатное направление на СМЭ, а полицейский данный факт проигнорировал.
В обоих случаях алгоритм действий должностного лица должен быть таким:
1. Опросить заявителя. Выяснить обстоятельства причинения побоев. Выдать ему направление на бесплатное прохождение судебно-медицинского освидетельствования.
2. Вызвать лицо, на которое жертва указывает в заявлении, опросить его и очевидцев события.
3. Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ – побои, и направить материал в суд для рассмотрения.
Если бы Ирина знала, что ей положено бесплатное направление к эксперту, она не стала бы делать осведетельствование за деньги.
А в случаях, когда в течение первых дней не происходит каких-либо активных действий, нужно писать жалобу.
И не ждать ответа в виде отказного материала, а составить обращение в прокуратуру по поводу бездействия. В таком случае полицейские поймут вашу заинтересованность в исходе дела и начнут работать по заявлению гораздо активнее.
Это как рок против наркотиков. Полицейский, даже вышестоящий, в большинстве случае прикроет коллегу.
Жаловаться на полицию вышестоящему начальству – все равно что сталкивать пчел и медовые ульи.
Происходит так. Жалоба регистрируется в областном УВД либо в Москве, если звоните по федеральному номеру, а затем спускается в местный отдел полиции. В тот самый, на который жалуетесь. Вас вызывает начальник участковых того же отделения или другое должностное лицо и разбирается в происходящем.
Трудно представить, что он будет портить показатели своему руководству, указывая на недостатки сотрудников в работе.
Для этого существует прокуратура. Это ведомство создавалось для того, чтобы контролировать полицию и наказывать за нарушения закона.
А писать жалобу на полицию их же руководству – совсем бесперспективная идея.
Мы много говорили о том, как заставить полицейских принять заявление, возбудить уголовное дело и вести расследование.
Но бывают ситуации, когда заявление подано, но ходить в полицию уже совсем не хочется. Ущерб возмещен, либо вред и вовсе отсутствует.
Такая ситуация три года назад произошла с моим знакомым. Назовем его условно Андрей. Он уехал на дачу, а квартиру ограбили.
Написал заявление. Преступников нашли быстро. Ими оказались подростки из соседнего двора. Пришли родители, принесли деньги. Умоляли забрать заявление.
Может ли Андрей выполнить просьбу? Большинство знакомых из моего круга общения считают, что заявление можно забрать.
Закон считает иначе. В уголовном праве есть понятие частного обвинения. Человек сам решает, когда ему писать заявление, а когда отказываться от претензий.
Частное обвинение касается только трех преступлений:
1. Причинение легкого вреда здоровью – ч. 1 ст. 115 УК РФ.
2. Побои – ст. 116.1 УК РФ.
3. Клевета – ч. 1 ст. 128.1 УК РФ.
Если в суде пострадавший откажется наказать подсудимого, суд прекращает дело.
Термин «забрать заявление» отсутствует в Уголовном кодексе РФ. Но перечисленные статьи более-менее подходят под эту категорию. По всем другим преступлениям забрать заявление нельзя.
Закон предусматривает примирение с потерпевшим. Когда ущерб возмещен, можно пойти на мировую в суде. Приговора не будет. Суд вынесет постановление о прекращении дела в связи с примирением с потерпевшим.
Почему мы говорим о примирении только в суде? Это особенность нашей правовой системы. Закон не запрещает мириться до суда. Запрещают следователи. Им нужны показатели. Как только они сдают готовое дело в суд, судья мирит.
Есть категории дел, по которым нельзя мириться в принципе, – когда они касаются не только самого пострадавшего, но и общественных или государственных интересов.
Это сделано для того, чтобы потерпевшего нельзя было запугать, подкупить; чтобы виновные не уходили от уголовной ответственности по серьезным преступлениям.
Любое из перечисленных событий – серьезное потрясение для обычного человека, будь то потеря имущества либо вред здоровью.
Но для сотрудников полиции это зачастую лишь очередной материал, который при отсутствии прямых свидетелей преступления, скорее всего, ляжет в архив и будет пылиться до окончания срока хранения.
Но бывают случаи, когда кто-то из соседей видел предполагаемого злоумышленника либо он попался в объектив видеокамер соседнего магазина, а полиция все равно не хочет работать.
Прошли установленные законом 30 суток, но ничего не происходит.
Что делать в таких ситуациях?
– Пишем заявление начальнику полиции с просьбой ознакомить с материалами проверки.
– Приходим в назначенное время и переснимаем материал на камеру телефона.
– Дома в спокойной обстановке изучаем материалы и устанавливаем, что именно не сделано оперативником.
– В свободной форме пишем жалобу прокурору, указывая на выявленное бездействие.
Как правило, прокуратура возвращает материалы, по которым не проводилось никакой работы, для новой проверки с указанием перечня конкретных действий, подлежащих выполнению (опросить соседей, изъять видеозаписи и т.д.).
Ваша настойчивость может помочь направить следствие в нужную сторону и в дальнейшем привести к положительным результатам в расследовании и поиске похищенного имущества.
Эта история о том, как потерпевший дважды лишился своего имущества: сначала денег, а потом автомобиля.
Андрей купил «Тойоту-Ленд-Крузер-Прадо» в Москве и гнал ее на Дальний Восток.
До сих пор не понимаю, почему знакомый так сильно «запал» именно на это авто, хотя мог свободно купить в Японии. Либо его «подкупил» левый руль вместо привычного правого, либо цена. Неважно.
По пути он был остановлен сотрудниками ГИБДД, которые, проверив VIN, дали заключение, что автомобиль числится в угоне. Машину изъяли.
На момент, когда он обратился ко мне за помощью, джип находился на штрафстоянке полиции в г. Хабаровске как «вещдок» по уголовному делу. Больше года.
Андрей возмущался: «Я же потерпевший, а обращаются, как с преступником. Одни забрали деньги, другие – машину».
У полиции была своя логика: «Авто в угоне, значит, потерпевший – не Андрей. И отдавать ему ничего не должны. К тому же автомобиль несет на себе следы преступления – перебитый номер».
Мошенников не могли найти. Авто ржавело на штрафстоянке.
Параллельно мы подали иск в суд, признали мужчину добросовестным покупателем. Только после этого автомобиль согласились отдать с формулировкой «Под ответственное хранение».
Отдали тоже не сразу. Говорили, вдруг он пригодится для повторной экспертизы. Но пара жалоб решила вопрос.
Итак, что нужно знать, если ваша ценная вещь стала вещественным доказательством по уголовному делу?
Например, в вашем офисе производили обыск и вместе с оборудованием забрали личные вещи.
В соответствии с п. 3.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 16 июля 2008 г. № 9-П, в части изъятия ценного имущества, следствию и судам необходимо понимать, можно ли сделать это без ущерба для владельца. В противном случае нарушается конституционное право собственности гражданина.
Именно этими положениями руководствовался суд, когда рассматривал нашу жалобу по поводу незаконного удержания автомобиля.
Ведь все экспертизы были сделаны, перебивка номеров установлена, а «прадик» просто стоял и ржавел на стоянке.
Выводы:
– ценная вещь не может долго находиться у следователя;
– в уголовном деле достаточно присутствия экспертизы и протокола осмотра;
– после исследований вещь обязаны вернуть владельцу.