Примечания

1

Мечта о русском единстве. Киевский Синопсис (1674) М., 2006, с. 59.

2

ПСРЛ. Т.2 СПб., 1908, с. 339.

3

ПСРЛ. Т. 15, с. 225.

4

Шереф-ад-дин Али Йезди (1405–1447), к примеру, пишет: «Тимур двинулся на Москву (Машкав), которая также один из городов русских». См. «Книга побед» // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М., 1941.

5

Топоров В.Н. «Baltica» Подмосковья // Балто-славянский сборник. М., 1972.

6

Вопрос о разделении балтских и славянских языков это, прежде всего, вопрос терминологии и хронологии. По С.Е. Яхонтову распадение балтских и славянских языков произошло около 2 тыс. лет назад. См. Яхонтов С.Е. Оценка степени близости родственных языков // Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980, с. 151–154. В. Георгиев относит времена распада балто-славянской общности ко II тыс. до н. э. см. В. Георгиев. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М., 1958 с. 221, 224, 279, есть и другие мнения.

7

Шишкин Н. И. К вопросу о происхождении названия «Москва» // Исторические записки, 1947, № 24. С. 3—13.

8

Иверия – древнее название Грузии.

9

Креационизм – учение, согласно которому все организмы были одновременно и независимо созданы Творцом в том виде, в каком они существуют сейчас. Creatio – создаю (лат.).

10

Дьячок М.Т. Шаповал В.В. Генеалогическая классификация языков, Новосибирск, 2002 (WWW)

11

См. рассказ Г.С. Альтова «Триггерная цепочка», 1961.

12

Garcilaso de la Vega, известен под именем Инка (около 1539 – около 1616 гг.), историк Перу. Сын губернатора Куско (Перу), и представительницы высшей инкской знати. В 1560–1570 гг. на военной службе в Испании. В дальнейшем поселился в Кордове и занялся литературной деятельностью. В начале 17 в. переехал в Португалию, где в 1605 г. опубликовал труд о завоевании Флориды. Здесь же в 1609 г. была издана 1-я часть его большой работы об истории инков и завоевании Перу. 2-я часть была опубликована в 1617 г. (БСЭ)

13

Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974, с. 34.

14

Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974, с. 37.

15

Там же, с. 72–74.

16

Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974, с. 72.

17

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992 (WWW).

18

Там же.

19

Цит. по: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII). Курс лекций. М., 1998.

20

Там же.

21

Цит. по: Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого) // Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т. I, с. 52.

22

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992 (WWW).

23

Там же.

24

Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992 (WWW).

25

Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л.: Наука, 1974, с. 77–78.

26

Фрейд З. Моисей и монотеизм // Основные принципы психоанализа. М., 1998 (WWW).

27

Фрейд З. Моисей и монотеизм. / Основные принципы психоанализа. М., 1998 (WWW).

28

Точнее, туркменов (-манов), где формант – мен (-ман) означает то же, что и в германских языках, т. е. человек, мужчина.

29

В рукописи. В – и??адж; у Березина – анбаидж. Упоминаемые здесь горы Ортак и Казтак (по другому чтению в этой же рукописи. А – куртаг), – у Березина – Ур и Кер, – возможно, относятся к современной горной цепи Кара-тау, тянущейся вдоль правого берега р. Сырдарьи, начинаясь от Таласского Ала-тау. Инанч, несомненно, тюркское слово, дешт-икипчакских тюрков, и с именем Инанч мы знаем некоторых лиц из сельджукской и хорезмшахской знати домонгольской эпохи (прим. к тексту).

30

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.1. М.-Л., 1952, с. 80–81.

31

См.: «Историческая правда в легенде об Огуз-кагане» Бернштам А.Н., «С.Э.», 1935, № 6.

32

Schiralori К. A study on the Titles, kaghan and katun. Memoris of the Research Depart of the Tayo Bunko // The orient Libr. № 1. Tokyo, 1926. с. 2; см. Артамонов М.И. Хазары и тюрки // http://gumilevica.kulichki.net/Rest/ index.html

33

Масореты – корпорация иудаистских книжников, работавшая над адаптацией ветхозаветного текста для внебогослужебного чтения. Эта работа была необходима в силу специфики древнееврейского письма, лишенного гласных и пунктуации. Расцвет деятельности масоретов падает на VI–X вв. н. э.

34

Септуагинта (Septuaginta) – первый греч. перевод Ветхого Завета, сделанный в течение III–II вв. до н. э.

35

Изд. Тбилисского ун-та, Тбилиси, 1984.

36

Татищев В.Н. История Российская, ч. 1, гл. 30. http://www.magister. msk.ru/

37

Ломоносов М.В. Сочинения. М.-Л., 1952. Т. 6. С. 13, 20.

38

Курасов В.В. Всемирная история. Т. 2. М., 1956. С. 155.

39

Толковая библия. Т. 1. СПб., 1911. С. 68–69; Т. 6. СПб., 1909. С. 383. 445–446, 416.

40

Это был знаменитый храм филистимлян, посвященный Астарте (Иштар).

41

Энареи (иранск. «анарья» – немужественный) – кастраты, гермафродиты – жрецы богини Иштар. Скифы во время вторжения в Сирию познакомились с культом богини Иштар.

42

Завоевание ассирийского царства царем Мидии Киаксаром подтверждается табличками летописи царя Набупаласара (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 67). О царствовании Киаксара сведения Геродота противоречивы: по одному варианту, гибель скифов произошла перед войной Киаксара с Лидией, а по другому – она непосредственно предшествовала завоеванию Нина (Ниневии) (прим. к тексту)

43

Киликия (греч. Kilikia) – древняя область в Малой Азии (на юге современной Центральной Турции). Киликия делилась на две части: «Киликия Суровая» (горы Тавра) и «Киликия Равнинная» (территория, примыкающая к Средиземному морю). Впервые название «Киликия» встречается в ассирийских надписях (Hilakku) как обозначение «Киликии Суровой». Во 2-м тысячелетии до н. э. входила в Хеттское царство, с 12 по 6 вв. до н. э. на территории Киликии существовало одно или несколько независимых царств, с 6 в. до н. э. Киликия входила в состав персидского царства Ахеменидов. В 333 г. до н. э. завоевана Александром Македонским. В 297–190 гг. до н. э. находилась под властью Селевкидов. В 102 г. до н. э. была завоевана Римом, окончательно усмирена в 67 г. до н. э. В Средние века была объектом борьбы между Византией, арабами и сельджуками. В 1515 г. была завоевана турками (БСЭ)

Загрузка...