Введение

Одним из условий построения правового государства в России является правовое просвещение граждан России по вопросам прав и свобод человека. Только осознав свои права и свободы, граждане России могут научиться ответственно и с достоинством требовать от должностных лиц их соблюдения.

Министерство образования и науки считает возможным введение курса, посвященного конституционным правам и свободам личности в России как самостоятельной дисциплины при профильном обучении в рамках гуманитарного или социально-экономического профилей.

В настоящее время в высших учебных заведениях 70 субъектов Российской Федерации работают только семь кафедр прав человека. Подобные кафедры существуют во многих вузах Московской области и г. Москвы.

Учебный курс, посвященный конституционным правам и свободам личности читается еще в 40 вузах в 27 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в системе МВД России преподается предмет «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел». В связи с этим Уполномоченный по правам человека в России В. Лукин в докладе за 2006 год предложил внести в национально-региональный (вузовский) компонент цикла общепрофессиональных дисциплин учебный курс, посвященный изучению конституционных прав и свобод личности в России.

Предметом учебного курса «Конституционные права и свободы личности в России» является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия – права личности и связанные с ней научно-правовые категории: свободы, обязанности, гражданство, принципы правового статуса личности, система юридических механизмов защиты прав и свобод личности.

Задачами учебного курса является усвоение студентами: конституционных прав, свобод, обязанностей; выявление имеющихся пробелов в законодательстве, регулирующем правовой статус личности; определение проблем реализации конституционных прав и свобод; изучение способов и средств их юридической защиты; активное использование этих знаний на практике. Решение этих задач предполагает сравнительный анализ норм международного и конституционного права Российской Федерации, регулирующих правовой статус личности, учет действия внутригосударственных и международных механизмов обеспечения прав и свобод человека.

Структура учебного пособия включает в себя: программу учебного курса; список литературы; тематику курсовых и дипломных работ; планы семинарских занятий; вопросы к зачету; вопросы, задачи и задания к семинарским занятиям.

Решение задач и заданий позволит проверить знание студентами: содержания норм Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных актов, являющихся источниками конституционного права Российской Федерации; решений Конституционного Суда Российской Федерации, определения понятий основных научно-правовых категорий, используемых в законодательстве и науке конституционного права.

При решении задачи следует выделить: обстоятельства, имеющие юридическое значение для решения поставленного вопроса; определить нормативные правовые акты, регулирующие данные правовые отношения найти конкретные правовые нормы, посредством анализа которых можно найти ответ на поставленный вопрос и решить задачу. В решении задачи обязательно должна быть ссылка на статью Конституции Российской Федерации или иного нормативного правового акта с указанием его полного наименования, даты принятия, а также приведено собственное толкование смысла заложенного в ней решения анализируемой ситуации. Решение задач, выполнение заданий позволят студентам:

– научиться работать с нормативными источниками;

– получить определенный объем знаний по предмету спецкурса «Конституционно-правовые основы статуса личности в Российской Федерации»;

– усвоить методику толкования Конституции Российской Федерации, используемую Конституционным Судом Российской Федерации, а также методику решения гражданских дел по вопросам, составляющим предмет конституционного права России, судами общей юрисдикции.

Загрузка...