Больше 10 лет назад я начал читать одну старую книгу. Текст с ее страниц иногда пугал, иногда забавлял, часто я ничего не понимал, а местами из-за древней сырости буквы расплывались – и смысл терялся. Что-то из прочитанного я понимал сразу, что-то приходилось много раз переосмысливать и пересматривать.
Несколько раз я пытался забросить эту книгу куда подальше и больше никогда ее не открывать, но все равно возвращался к чтению. Я перерисовывал из этой книги схемы, переписывал абзацы, конспектировал высказывания и каждую находку старательно помещал в дневник. Дойдя до последней страницы, я возвращался к первой, и все начиналось с начала. Текст, уже прочитанный, много раз казался другим, открывался в новом ключе, а я продолжал конспектировать, изучать, наблюдать…
Что это за книга? Это я сам. Человек. Разумный житель бегущей в космосе планеты, один из многих, обладающий умом, вниманием и внутренним миром. Мой интерес к изучению себя был обусловлен тремя факторами: во-первых, мне очень нравилась идея познания. Узнать себя, свое устройство, разобраться, как там внутри все работает, – это очень интересно, этому можно посвятить если не всю жизнь, то ее большую часть. Во-вторых, меня беспокоили странные тревоги, которые противными змеями временами выползали на поверхность моего сознания. Оттуда, из глубин кого? Меня? В-третьих – я понял, что мне, для того чтобы узнать себя, не нужны никакие другие книги. То, что нужно для исследования, всегда со мной: вот это тело, этот ум и это внимание. Разве что нужны еще блокнот и ручка, чтобы фиксировать полученные сведения.
Первые неуверенные шаги были сложными, и часто казалось, что постичь пугающую внутреннюю бесконечность невозможно. Но стопка исписанных блокнотов росла, а с ней крепли знание и уверенность в правильности выбранного маршрута.
Позже я узнал, что подобная работа называется сталкинг и буквально означает искусство выслеживания себя. Ты превращаешься в преданного своему делу охотника, который изучает поведение добычи, притаившись, наблюдает за ней, запоминает особенности поведения, распорядок дня, знает каждый камушек в месте ее обитания. В сталкинге и охотник, и добыча – один и тот же человек.
Если долго охотиться, внимание становится тренированным, внутренние образы проясняются и отношения с собой выравниваются.
Так что же такое сталкинг? Это искусство управления потоком внимания, способность направлять внимание и удерживать его в выбранном направлении длительное время. Эту задачу проще озвучить, чем выполнить. Наше внимание обычно не способно длительное время быть в одном месте, оно прыгает с объекта на объект, с идеи на идею, из внутреннего пространства наружу и обратно, причем делает это так быстро, что нетренированный человек даже не замечает, как часто его внимание переключается с одного потока на другой.
Как и любое другое искусство, искусство сталкинга складывается из простых повторяющихся вещей, так называемых паттернов. Паттерны, объединяясь в сложные структуры, превращаются в конечные образы – выразительные элементы искусства.
Например, базовые элементы боевого искусства – это шаги, удары и блоки, из них складываются каты и стратегии ведения боя. Базовый элемент музыкального искусства – нота, а если точнее – тембровые и высотные характеристики одного звука. Из звуков складывается звучание музыкальной композиции.
В любом искусстве можно выделить базовые элементы, в сталкинге это один такт внимания – количество времени, в течение которого внимание удерживает один конкретный образ.
Базовая работа в сталкинге – это работа с вниманием, тренировка сосредоточения, нарабатывание объема внимания, настройка способности к восприятию объектов, которые обычно не попадают в луч восприятия.
Но если это базовые элементы, то что в конечном итоге из них складывается? Какие формы создает искусство сталкинга? Обобщая, можно выделить три разновидности этих форм.
Первая группа – это формы внутренних фиксаций. Способность восприятия отслеживать и анализировать всю гамму внутренних переживаний и мотивов действий.
Нетренированный человек, который не занимается сталкингом, чаще всего не понимает, почему произносит те или иные слова, совершает те или иные действия, переживает именно эти чувства. А ведь у каждого, даже самого незначительного акта сознания есть конкретная причина, распознав которую можно повлиять на действие или самоощущение. Длительная сталкинг-работа превращает непонятный пугающий внутренний мир в прекрасный сад, где знакомо каждое дерево, а жители этого сада прекращают войну друг с другом.
Следующая форма, которая появляется в результате сталкинг-работы, – это способность распознавать и понимать мотивы поведения другого человека, видеть те внутренние причины, которые заставляют людей быть такими, какие они есть. Внимательный ум, прочитав эти строчки, может прийти к выводу, что это умение весьма полезно и может быть использовано с практической выгодой – например, если ты умеешь понимать, почему человек совершает тот или иной поступок, то сможешь моделировать его поведение и влиять на него. Но сталкинг хорош тем, что, проникая в глубинные слои внутреннего мира другого человека, становишься более сострадательным к нему, а чем выше уровень эмпатии, тем меньше хочется кем-то манипулировать ради обогащения или ублажения обиженных частей Эго.
Третья и самая удивительная разновидность форм внимания, которые появляются в результате длительной практики, – это способность видеть мир через восприятие других живых существ. Практикующий искусство сталкинга обретает способность к так называемому перевоплощению.
Здесь, для примера, сталкера можно сравнить с актером. Актер выходит на сцену перевоплощаться в другую личность, и чем искуснее он это делает, тем больше зритель верит в то, что перед ним тот самый герой, которого играет актер. Сталкинг позволяет совершить такое же перевоплощение, но не на сцене для зрителя, а прямо в жизни, для себя самого.
Что дает такое перевоплощение? Например, это еще одни способ познать себя и окружающий мир, увидеть мир глазами птицы, почувствовать его нюхом собаки, проникнуть в его тайны умом мистика или поиграть с ним детским восприятием. Также у такого перевоплощения есть практическая сторона: любую задачу, решение которой сложно найти, можно решать, пользуясь методами сталкинга. Даже обычные офисные дела, которые, как правило, выполняются на автомате, в скуке и мыслях о конце рабочего дня, можно превратить в увлекательное приключение, если на время «снять» с себя привычную роль и «надеть», например, роль эксперта, детектива, сумасшедшего ученого или авантюриста.
В книге показано, как работает сталкинг, что происходит во внутреннем мире во время практики управления вниманием, как именно осуществляются внутренние метаморфозы.
Какой бывает сталкинг? Природа человека такова, что он живет одновременно в двух мирах. Условно эти миры называются внутренний и внешний. Границу между ними можно обозначить так: внешний мир — это то, что мы видим, когда глаза открыты. Внутренний мир — то, что воспринимаем, когда глаза закрыты. Все искусство сталкинга, все действия, ходы и упражнения можно поделить на эти два мира и, соответственно, выделить сталкинг внутренний и сталкинг внешний.
Чего можно достичь, практикуя сталкинг? Каждого, кто тратит хоть каплю своей психической энергии, даже если он выступает в роли альтруиста и убежден в бескорыстности своих действий, интересует вопрос: какую выгоду принесет то или иное действие?! Как и все в жизни человека, выгода от действия может быть внешней (улучшение материального достатка) или внутренней (вдохновение, удовольствие, поощрение со стороны соплеменников или родителей).
Эффект от практики сталкинга начинается внутри человека и появляется далеко не сразу. Первые попытки практиковать сталкинг будут неловкими, часто вызывающими сомнения. Их можно сравнить с рисунками человека, который делает первые шаги в освоении изобразительного искусства. Первые результаты могут даже серьезно расстроить. В сталкинге все еще сложнее: начинающий художник по крайней мере видит свою работу, пусть не самая лучшая, но эта работа находится у него перед глазами.
Человек, который только начинает изучать сталкинг и практиковать его, результата своего труда не видит вовсе. Не потому, что его нет, а потому, что его «первые рисунки» находятся в глубинных слоях психики и внутреннее внимание до поры до времени не может их выявить.
Все меняется, как только появляются проблески озарений. Когда сначала один, затем еще один акт внутреннего движения вдруг становится понятным. С этого момента сталкинг превращается в увлекательное путешествие к неразгаданным тайнам существа по имени человек.
Как в йоге и медитации, результат такой внутренней работы можно назвать стабильным только через несколько лет практики. Поэтому одна из целей этой книги – не только предоставить читателю описание техник и соответствующих процессов, но и показать те искорки вдохновения, которые можно найти в ежедневной практике, а позднее – и в каждой минуте жизни.
Эта книга состоит из двух частей. В каждой части по семь глав. Каждая глава содержит теоретическую часть, посвященную одной из форм сталкинга, описание механизма действия, обоснование причин, по которым стоит обратить внимание на эту форму, и практические советы тем, кто отправляется в длительное путешествие к истокам своего существования. После каждой главы можно найти список упражнений, направленных на раскрытие описанной формы сталкинга.
Читать главы и выполнять соответствующие упражнения рекомендуется последовательно, так как представленный здесь порядок действий наиболее эффективен в работе. Каждое упражнение, если его выполнять регулярно на протяжении длительного времени, дает запрограммированный результат. Образно выражаясь, вы получаете карту сокровищ, лопату и инструкцию, как копать. На карте с сокровищами, рядом с местом, где зарыт клад, написано: «Здесь необходимо копнуть 270 раз».
Упражнения в этой книге построены таким образом и представлены в такой последовательности, что результат гарантирован. Вы точно найдете клад (и не один). Кроме этого, в каждой главе описаны подводные камни и те неприятные моменты, которые могут произойти.
Что это за неприятные моменты? Еще раз необходимо обратиться за помощью к языку образов. Внутренний мир человека – это не набор микросхем, как в компьютере, и не список команд, как в программе. Это скорее море, до краев наполненное жизнью. Так получилось (почему так получилось, будет рассказано в соответствующей главе), что не все существа этого мира дружелюбны и далеко не все готовы сразу идти на сотрудничество и слушаться команд хозяина.
В обычной жизни человек, сам того не подозревая, использует несколько механизмов контроля, чтобы глубоководные чудища никогда не всплыли на поверхность. Сталкинг, особенно в первые годы практики, вытаскивает некоторых из таких чудищ на поверхность.
Когда практикующий сталкивается со своей глубинной сутью, он может не на шутку перепугаться, а встревоженное вниманием внутреннее существо может наделать много шума в осознанной части.
Есть люди, которые отказываются от практики сталкинга именно по той причине, что это может разбудить их «демонов», но если набраться смелости, озорства и на все смотреть с юмором, то длительная практика приведет к тому, что вы станете полноправным хозяином своего внутреннего мира. А все «морские чудища» будут любимыми зверятами, дружба с которыми украсит земное путешествие.
Что-то в этой книге будет сразу понятно, будет легко восприниматься и уляжется приятным подтверждением на полученный ранее опыт. Но некоторые моменты придется проходить снова и снова, так же как музыкант отрабатывает сложную часть музыкальной партии. Страсть появляется потом, а перед этим приходится долго, порой скучно играть одну и ту же музыкальную фразу, заставляя пальцы работать, а мышечную память фиксировать движение.
Что-то покажется настолько сложным, что захочется все бросить, в такие минуты следует вспомнить, что искусство сталкинга названо искусством не просто так. Любое искусство, прежде чем вернет своему адепту потраченную энергию, прежде чем вознаградит за старания и потраченное время-волю, подвергнет испытаниям, вызовет тучу сомнений, приведет к разочарованию. Потом, когда практикующий переступит некую черту, после которой он перестанет быть новичком, сталкинг начнет раскрывать тайны про человека, одну за другой.
Независимо от того, что решишь ты, читатель, будешь ли ты читать эту книгу с интересом, как очередной детективный роман, а потом забудешь про нее; отнесешься ли ты к написанному скептически, даже не попытавшись на практике проверить правдивость тех или иных утверждений; вдохновишься ли введением и первыми главами, но потом забросишь чтение или прочтешь книгу до конца и будешь в процессе своей практики использовать ее как учебник, – в добрый путь!