Глава 1. Быстрый старт

Время идёт. Поэтому, что бы вы ни делали, делайте это. Делайте это сейчас. Не ждите.

Роберт Де Ниро

У понятия «тайм-менеджмент» множество определений, но суть тайм-менеджмента – это всего лишь управление временем. Более правильное управление, более эффективное, более рациональное. Возникает вопрос – более эффективное, чем что? В простейшем случае можно считать, что более эффективное, чем у среднего индивида.

И сразу Вас порадую – подавляющее количество людей управляет своим временем чудовищно неэффективно, как в работе, так и в личной жизни. Пожалуй, даже принцип Парето для соотношения людей, эффективно управляющих временем, и совершенно неэффективных в тайм-менеджменте, не совсем корректно работает: в среднем, гораздо менее 20% людей можно назвать эффективными с точки зрения управления временем. Поэтому Вам будет нетрудно выбиться в топ-лист эффективных управленцев временем, если Вы начнёте применять описанные в книге методики.

Совершенно неважно, применяете Вы данные техники на работе по найму, в собственном бизнесе или в личной жизни – большинство методик одинаково эффективно работает везде. Более того, трудно представить себе человека, который в работе, например, управляет временем эффективно, а в личной жизни – нет. Есть более эффективные методики в одной области и менее продуктивные в другой – но будьте уверены, все описанные в данной книге методы позволят вам сэкономить время во всех областях Вашей деятельности.

Важный момент: тайм-менеджмент не может существовать «в вакууме», Вам не удастся бороться за эффективность работы со временем в одиночку. Для того чтобы технологии тайм-менеджмента успешно работали, ими должны пользоваться не только Вы, но и Ваши коллеги (или члены семьи, например). Поэтому очень важно заражать всех вокруг желанием управлять временем эффективно…

Главный вопрос – для чего вообще нужен тайм-менеджмент? Чтобы успевать больше за тот же самый промежуток времени? Не совсем. Это, разумеется, тоже является одним из эффектов применения инструментов тайм-менеджмента. Однако главная цель тайм-менеджмента – максимально быстро достигать своих целей, не растрачивая время впустую на ненужную деятельность, не продвигающую Вас к реализации Ваших целей.

Если кратко, идеология тайм-менеджмента – вдумчиво и осмысленно использовать время в соответствии с осознанными личными (и/или рабочими) ценностями и приоритетами.

Предлагаю Вам в качестве разминки оценить собственную эффективность в плане управления временем. А вдруг она уже невероятно высока? Тогда, с точки зрения тайм-менеджмента, допустимым для Вас вариантом будет немедленно закрыть книгу и сэкономить несколько часов на её прочтении.


Итак, тест: выберите один наиболее подходящий вариант ответа для каждого вопроса.


1 На встречи и совещания Вы приходите

А) Вовремя, минута в минуту, или чуть заранее

Б) Иногда опаздываю

В) Бывает, сильно опаздываю

Г) Прихожу намного раньше времени


2 Совершая покупки в интернет-магазине, Вы обычно делаете заказ

А) По телефону

Б) Через сайт

В) Не пользуетесь интернет-магазинами

Г) Сами не занимаетесь покупками, поручаете другим


3 Сколько времени Вы проводите в социальных сетях?

А) Несколько часов в день

Б) Полчаса в день

В) Захожу ненадолго несколько раз в неделю

Г) Практически не пользуюсь социальными сетями

Д) Нет аккаунта в социальных сетях


4 Вам выдали для ознакомления рукопись на 100 страницах и её резюме на 3-х страницах:

А) Сначала прочитаю рукопись, затем резюме

Б) Сначала прочитаю резюме, затем (возможно) рукопись

В) Прочитаю только резюме

Г) Прочитаю только рукопись

Д) Сначала уточню, точно ли нужно всё это читать


5 Встреча, на которую Вас пригласили, затягивается

А) Ничего страшного, если нужно больше времени, я задержусь

Б) Если встреча не интересна или есть дела, мягко намекну, что мне пора идти, однако немного задержусь

В) Скажу, что у меня другая встреча, и покину встречу, не задерживаясь даже на минуту


6 Сколько времени в среднем длится Ваш разговор по телефону?

А) Не более нескольких минут (часто менее минуты)

Б) От 3 до 10 минут

В) Могу говорить по телефону часами

Г) Не люблю говорить по телефону, чаще пишу смс или пользуюсь мессенджерами


7 Записываете ли Вы свои планы и задачи?

А) Да, есть специальная система, записываю ежедневно

Б) Записываю в разные места, делаю это периодически

В) Редко записываю

Г) Никогда не записываю, и так всё помню


8 Часто ли Вы отказываете людям, которые обращаются к Вам с личными просьбами?

А) Никогда не отказываю

Б) Очень редко отказываю

В) По-разному, зависит от ситуации

Г) Часто отказываю


9 Вы опаздываете из-за пробки на важную встречу. Ваши действия

А) Позвоню и предупрежу, что опоздаю

Б) Напишу сообщение, что опоздаю

В) Позвоню и отменю встречу

Г) Брошу машину, поеду на метро – и успею на встречу

Д) Ничего не буду предпринимать, просто опоздаю


10 Какое устройство чаще всего используется Вами для того, чтобы узнать время?

А) Наручные часы

Б) Телефон

В) Наручные часы, телефон, планшет, радио, часы в машине, часы в офисе, часы на улице


Подсчитываем баллы:



Менее 20 баллов – низкая эффективность управления временем.

21 – 30 баллов – неплохо, но есть немало областей для улучшения.

31 – 40 баллов – хороший результат! Книга поможем Вам добиться бо́льшего.

41 – 49 баллов – высокая эффективность в области тайм-менеджмента.

50 баллов – немедленно закройте книгу, не тратьте время на её прочтение! Вы и так прекрасно управляете временем.


Не стоит слишком зацикливаться на теории. Сразу переходите к практике! Все инструменты тайм-менеджмента требуют немедленного применения в жизни, и для этого книга содержит готовые рецепты – небольшие и понятные шаги, которые помогут Вам с первой минуты начала их использования. Вы найдёте практические задания по закреплению теоретического материала для каждого шага.

Этих шагов в книге несколько избыточное количество. По той причине, что не все Вам подойдут или будут достаточно эффективны именно для Вас. Выберите из них те, которые больше нравятся или обещают максимальный эффект, и пройдите для начала эти шаги. Не пытайтесь делать всё и сразу – скорее всего, Ваш энтузиазм быстро закончится. Лучше выбрать несколько простых, но эффективных методик, и внедрить их, чем безуспешно пытаться использовать сразу всё и достаточно быстро от этого устать.

Как вариант – договоритесь сами с собой, что будете внедрять по одной ТМ-привычке раз в месяц (если пойдёт легко, возьмите 2 или 3). И обязательно используйте выбранную методику ежедневно. Когда Вы обнаружите, что используете её уже подсознательно, без напряжения – можете переходить к следующей.

Заведите дневник

Итак, пора приступать к практическому тайм-менеджменту. И прямо сейчас сделать первый шаг к повышению своей эффективности. Поэтому – начните писать дневник. Прямо сейчас. Да-да, я не шучу. Именно сейчас.

Не думайте, что дневники ведут только подростки во время пубертатного периода, мечтательно описывая свои чувства к противоположному полу и закладывая страницы розовыми сердечками. Многие великие люди писали свои дневники, и затем эти дневники издавались в виде толстенных книг.

Впрочем, сейчас мы говорим не о том, чтобы издать Ваши мемуары в качестве интересного чтения для потомков (хотя почему бы и нет?). Дневник понадобится для фиксации изменения Вашего отношения ко времени и определения Вашей эффективности. Но и это не самая важная его функция. Ведение дневника повышает осознанность восприятия мира в целом и времени в том числе. Дневник – это не только описание прошедших событий, но и эмоций, связанных с этими событиями, выводов, заметок, идей.

Поэтому первый шаг – начать писать дневник. Это обязательный шаг и без него двигаться дальше не имеет смысла. Прежде чем выбрать формат (бумажный или электронный), необходимо учесть, что в дневник желательно вносить следующую информацию:

– Заметки о прошедших или планируемых событиях;

– Описания ощущений, эмоций;

– Выбор лучшего события дня, недели, месяца, года;

– Выводы, решения.

Дополнительно дневник может содержать:

– Чек-листы (например, сколько выпито бутылок воды, сделано отжиманий или съедена ли с утра «лягушка» – про «лягушку расскажу чуть позже);

– Финансовые траты;

– Идеи, планы;

– Советы (лайфхаки);

– Фотографии.

Теперь необходимо определиться с форматом дневника (бумажный или электронный). Любой из вариантов должен быть удобен для ежедневного использования. Не выбирайте излишне навороченные многофункциональные варианты электронных дневников – чаще всего достаточно самого простого, сохраняющего дату и текст заметки. Однако Вам может понравиться и сложный вариант, позволяющий подгружать фотографии, погоду, смайлики и так далее.

Электронных дневников огромное множество, для всех мобильных платформ; также Вы можете вести дневник в Word, например, или в Excel. Из приложений выделю Day One для iPhone/iPad/MacBook – мне он понравился больше всего своей универсальностью, простотой и широкими возможностями. А также тем, что беспроблемно синхронизируется между всеми iOS устройствами. Как и всё качественное, этот дневник не бесплатен, но своих двух долларов стоит. Самый простой способ выбрать дневник – скачать на смартфон десяток, и попробовать сделать первую запись. Обычно уже после ввода первой записи становится понятно, нравится Вам дневник, или нет.

Если душа лежит к бумажному дневнику – купите ежедневник удобного формата. Обязательно красивый, приятный на вид и на ощупь, чтобы к нему хотелось прикоснуться и чаще открывать, чтобы сделать запись. Мои эксперименты показали, что самым удобным является дневник небольшого формата, умещающийся в кармане, формата А6.

Теперь сделайте первую оптимистичную запись – достаточно короткую. Важный момент – лучше писать по 3 строки ежедневно, чем один раз написать опус на 2 страницы и потом неделю дневник не открывать. Если первая запись будет слишком длинная (а такой соблазн всегда возникает), вторую Вы подсознательно также захотите сделать объёмной. А потом быстро устанете и перестанете заполнять дневник.

Итак, нужна короткая, но обязательно оптимистичная первая запись. Поэтому сейчас самое время сделать паузу, выбрать дневник и сделать первую запись. Сделайте это прямо сейчас, отложите книгу – я подожду!

Для внедрения привычки ежедневного ведения дневника Вам понадобится от 2-х до 3-х месяцев ежедневных записей. Это не самая простая привычка для внедрения, но абсолютно необходимая.

Постарайтесь отмечать в дневнике самые важные, приятные, мотивирующие события. Выбирайте лучшее событие дня и отмечайте его в дневнике. В конце недели выберите лучшее событие недели. В конце месяца – лучшее событие месяца. Это «конкурсы» позволят Вам лучше узнать Ваши истинные ценности и в соответствии с ними определить Вашу Миссию и цели.

Посмотрите фильм «Время»

Посмотрите замечательный фильм, посвящённый тайм-менеджменту, который называется «Время» (в оригинале «In Time»). В далёком будущем больше нет денег – есть только время, заменяющее деньги. Богач может жить вечно, имея миллионы лет на банковском счёте, а бедняк живёт буквально «одним днём».

Не обязательно вдаваться в хитросплетения взаимоотношений главных героев и политические интриги. Фильм наглядно показывает, какова на самом деле ценность времени, и замечательным образом мотивирует изучать методики повышения эффективности использования времени. После вдумчивого просмотра этого фильма Ваше отношение к ценности времени изменится.

Задание:

Представьте себе, что завтра вдруг бессмертие станет доступным – и часы, дни и года можно будет купить, они будут выставляться на аукционах.

Как Вы думаете, сколько бы стоило это время? Сколько лично Вы были бы готовы заплатить за год жизни плюсом к основному времени? Подумайте об этом.

А теперь представьте, что у Вас, как у главного героя этого фильма, всего сутки времени. Чем бы Вы хотели заняться в течение этих суток? Впишите на следующей странице полный план действий на эти сутки.


Такие размышления чрезвычайно помогут Вам в формировании Вашей Миссии на следующем шаге. Инвестируйте два часа Вашего времени в этот фильм – проведите время с пользой и удовольствием!

Найдите временны́е резервы

Мало кто из тех, кто озаботился попытками повысить эффективность использования времени, сразу признаётся в том, что у него есть свободное время. В 95% случаев человек искренне верит в то, что свободного времени у него нет ни минуты в течение дня, и сократить 12-часовой рабочий день вряд ли удастся. Этот миф необходимо развеять как можно раньше, и самостоятельно убедиться в том, что свободного времени у Вас немало. Необходимо лишь вычислить «пожирателей времени» и ликвидировать их.

А для этого, прежде всего, необходимо определить, чем Вы занимаетесь в течение дня. Этот шаг является обязательным, и без него двигаться дальше невозможно. Ведь пока Вы не убедитесь в наличии временны́х резервов, у Вас не будет веры в то, что можно повысить эффективность использования времени.

Итак, для поиска временны́х резервов необходимо записать, что Вы делали в течение одного стандартного дня. Самый простой способ – положить в карман блокнот и ручку и делать записи в течение всего дня, максимально подробно, по минутам. Как показывает практика, автоматизация данного процесса (вести учёт дня в Excel или в заметках смартфона) только ухудшает результаты.

Необходимо скрупулёзно записать абсолютно всё, что Вы делали в течение дня. Возможно, с первого раза это сделать не получится. Вы будете забывать доставать блокнотик и делать записи. Ничего страшного, на следующий день начните снова. И только после того, как удастся собрать записи за целый день, перенесите записи в Excel и проанализируйте. Подсчитайте, сколько свободного времени у Вас (оказывается!) есть в течение дня. В это невозможно поверить, но – в течение самого загруженного рабочего дня, оказывается, есть время, которое используется непродуктивно.

У Вас должна получиться так называемая «фотография дня», на которой будут видны все пожиратели времени и резервы времени.

После того, как Вы зафиксировали стандартный рабочий день, сделайте то же самое с выходным или праздничным днём. Отметьте, какое количество временны́х резервов у Вас есть в течение стандартного рабочего дня, в выходные. Далее это Вам пригодится.

Загрузка...