Слух – это наша способность, которую мы меньше всего осознаем. Окружающий нас мир может быть крайне неприятным из-за звуков. На планете живет так много людей, что очень трудно найти место, где бы люди не издавали каких-либо звуков, а есть такие места, где всегда переизбыток звуков. Автомобили, например, добавляют шума нашей жизни, особенно в городах. Жизнь рядом с автострадой заставляет ценить каждый день на природе!
Ниже приведено упражнение, которое учит фокусироваться только на звуках. В различных дисциплинах подобные методы носят название: «будьте здесь и сейчас», «аптайм» или «придите в чувство».
Поставьте таймер на одну минуту. Закройте глаза. В течение этого времени считайте окружающие вас звуки. Насколько они громкие? Какова их высота? Вы можете определить источник этих звуков?
Это упражнение интересно выполнять в разных местах: где-то, где собралось много людей, в парке или рядом с вольером, где есть много птиц, или дома. Определять звуки интересно. Кто из нас не пытался угадать источник поскрипывания, раздающегося ночью, когда мы лежим в кровати?
Однажды я переехала из мегаполиса в маленький городок в сельской местности штата Вашингтон. Сначала по привычке я каждый день включала кассетный магнитофон. Но затем постепенно осознала, как же здесь было тихо. В итоге я научилась обходиться без музыки – я начала слушать ветер в листве деревьев, лай собак в долине, шуршание жуков в траве. Я выросла в городе, где использовала музыку для маскировки окружающих звуков, – мне было приятнее слушать то, что я выбрала сама, чем те звуки, от которых я не могла убежать. Живя в сельской местности, я научилась получать удовольствие от процесса слушания, в том числе музыки, когда я действительно могла обращать внимание на звуки.
Теперь я живу в округе со средними экономическими показателями и работаю в городе. Когда я еду на работу, иногда включаю MP3-плеер. Просматривая сайты или работая с документами, я могу слушать музыку как фон, но чаще всего открываю окно и наслаждаюсь пением птиц в лесу по соседству.
Какую музыку вы слушаете? Когда? Какие чувства она у вас вызывает? Включаете ли вы музыку в качестве фона, не думая о ней?
Живя на Западе, мы привыкли считать музыку развлечением. В других же культурах она служит магическим целям, например, вводит в транс, вызывает или отгоняет духов, задает ритм ритуального танца или сопровождает жертвоприношения высшим силам.
Другая особенность западной культуры состоит в том, что одни люди делают музыку, а другие ее покупают. В этнической культуре в создании музыки может участвовать целая народность. Творение собственной музыки, как и создание любого другого магического предмета, помогает усваивать важные навыки, сопровождать свои действия нужной ритмикой.
Игра на барабанах – одна из основных форм создания музыки. Барабанный бой обычно основан на сочетании двух звуков: громкий-тихий-громкий-тихий. Двойной ритм имитирует человеческое тело: мы ходим на два счета (раз-два, раз-два), наше сердце бьется в двойном ритме (тук-тук, тук-тук). Кроме прочего, с помощью барабана вы можете подражать сердцебиению. Людям трудно сопротивляться этому – очень легко войти в транс, слушая удары сердца.
Если у вас есть барабан, можно использовать его. В противном случае просто возьмите две палки или хлопайте в ладоши. Примите во внимание, что вы можете сделать аудиозапись этого упражнения. Итак, поставьте таймер на 15 минут. Бейте в барабан или хлопайте в ладоши в ритме вашего сердцебиения. Если есть метроном, установите его на 215 ударов в минуту. Продолжайте в течение 15 минут.
О чем вы думали, что видели и чувствовали? Это было трудно? Считали ли вы каждую минуту или не заметили, как 15 минут закончились? Людям часто интереснее бить в барабан, который имеет низкий звук и вибрацию мембраны, чем хлопать в ладоши или бить палками, издающими резкий звук. Многие считают игру на барабанах приятным занятием до такой степени, что ежегодно по всей стране проводятся десятки фестивалей ударных инструментов, а группы барабанщиков крайне востребованы на летних ярмарках, где любой человек с барабаном может встать в общий круг и отбивать ритм.
Несколько лет назад члены моего ковена сделали запись сессии игры на барабанах с частотой 215 ударов в минуту, которая продолжалась в течение 15 минут. Она включала ударные инструменты с низким звуком, большие барабаны (например, думбеки и джембе) и ударные инструменты с высоким звуком (такие как маракасы из тыквы, клаве и шейкеры). Во многих культурах для введения в транс используется ритм в 215 ударов в секунду. Нам тоже это удалось, и теперь мы используем эту запись всякий раз, когда занимаемся трансовой работой в ковене. Ее звучание почти автоматически вводит нас в гипнотическое состояние. Это одно из возможных применений сделанной вами записи.
В некоторых культурах ударные инструменты используют для того, чтобы очистить энергию в физическом пространстве. Тибетские буддийские оркестры применяют большие ручные тарелки и длинные трубы, издающие пронзительные звуки, чтобы изгнать негативные силы из окружающего мира.
Для этого упражнения выберите время, чтобы не потревожить соседей. Возьмите кастрюлю и ложку или свисток для вечеринок – что-то, что издает много шума. Ходите по дому, барабаня по кастрюле, или дуйте в свисток.
Вы можете при этом что-нибудь говорить или кричать, например: «Это место очищено!» Замечаете ли вы изменения в своем доме после того, как пошумели? Как вы чувствуете себя в своем пространстве? Эту практику хорошо делать, когда у вас произошла ссора и в доме осталось много негативной энергии.
Часто в магической работе с помощью ударных инструментов отмечают особое место в ходе церемонии. Можно хлопнуть в ладоши в конце обряда, чтобы разогнать оставшиеся энергии, или в начале ритуала издать резкий звук с целью освободить место для энергий, которые мы вызовем. Мы также можем позвонить в мелодичный колокольчик, чтобы отметить место, когда меняется вид задействованной нами энергии.
Чаще всего маги используют в своей работе голос. Это чрезвычайно гибкий инструмент. Он в состоянии делать почти все, что нам нужно для получения какого-либо звука. Маги произносят слова, фразы и заклинания, а также обращаются к сверхъестественным силам. Мы можем изменять голос, произнося что-то более высоким тоном, а, например, названия сверхъестественных сил – низким.
Первое, чему учатся маги, – читать базовые фразы твердым, торжественным голосом, который называется провозглашением.
Найдите место, где вы сможете побыть в одиночестве и вас никто не услышит: в своей квартире, в отдельной комнате, в ванной, на поляне в парке – везде, где можно найти личное пространство. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Прочтите вслух одну строку очень быстро, а следующую – очень медленно. А теперь одну громко, а другую тихо. Произнесите одну строку очень высоким голосом, а одну – максимально низким. Теперь сделайте все это одновременно: прочтите быстро одну строку высоким тихим голосом, а другую – медленно низким громким голосом.
Важнее знать свой голосовой диапазон и быть способным по-разному озвучивать произносимое, чем просто вызывать какую-либо отдельную эмоцию.
Конкретная техника, используемая магами при работе со словами, наделенными магической силой, состоит в придании им вибрации. Для того чтобы научиться это делать, мы должны узнать свой вибрационный тон – особую частоту, с которой резонирует наше тело. Ее легко обнаружить, произнося какой-нибудь гласный звук.
Сделайте глубокий вдох, откройте рот достаточно широко и произнесите гласный звук «а» на одной ноте. Начните с низкого тона. Вдохните еще раз и произнесите «а» более высоким тоном. Продолжайте повышать его и затем постепенно снижайте. Одна из произносимых вами нот вызовет особое чувство: вы можете почувствовать внутренний толчок или покалывание, или резонанс в груди. Вы можете услышать другой звук, как будто он громче или ниже. Этот и есть ваш вибрационный тон.
Более низкие звуки, которые вы слышите, – это обертоны или гармоника. Каждая нота, которую вы произносите или поете, имеет обертоны, но, когда вы попадаете в вибрационный тон, вы слышите их более отчетливо. В некоторых певческих традициях, например у тибетских буддийских монахов, гармонические звуки подчеркиваются до такой степени, что кажется, будто из одного горла исходит несколько голосов. Вы также можете добавить голосу силу обертонов.
Встаньте лицом к стене так, чтобы издаваемый вами звук мог легко отражаться. Можно попробовать выполнить это упражнение в душе. Произнесите свой вибрационный тон, округлив рот буквой «о». Выгните нёбо в форме арки, освободив заднюю часть горла. Прислушайтесь к более высоким звукам в дополнение к тону, который вы издаете.
Если вы будете практиковать это упражнение, то обнаружите, что хорошо слышите обертоны. Вам не нужно быть профессиональным певцом, чтобы использовать магический голос или слышать и использовать обертоны. Вы не пытаетесь взять определенную ноту или вести музыкальную партию. Вы просто находите звук, от которого сами вибрируете. Этот тон может варьироваться по высоте. Важно, чтобы издавался звук, который воспринимается вами как правильный в магическом смысле.
Во многих культурах голос используется, чтобы ввести в транс и певца, и слушателя. Ритуальное пение – это довольно короткая песня с несколькими словами или гласным звуком, исполненным на нескольких повторяющихся нотах. Самая простая форма ритуального песнопения – гласные на одной ноте.
Поставьте таймер на одну минуту. Пропойте «а, э, и, о» на одной ноте, желательно, чтобы это был вибрационный тон. Выгните нёбо в форме арки, чтобы подчеркнуть обертоны.
О чем вы думали, что видели, слышали или чувствовали в течение этой минуты? Многие люди полагают, что повторение звуков дает сильный гипнотический, умиротворяющий и успокаивающий эффект. Это еще один вид практики, которой вы можете заниматься для успокоения ума перед ритуалом.
Перед началом работы в группе может быть очень полезным всем вместе пропеть «ом» или гласные звуки. Пение приводит различные энергии участников в гармонию друг с другом и позволяет группе центрироваться, чтобы затем сосредоточиться на конкретной цели.
Все это способы извлечения звуков во внешнем мире. А как насчет тех, которые мы воспроизводим внутри себя? У большинства из нас есть внутренний голос, который говорит нам что-то о нас. Иногда это голоса наших родителей или учителей, или, когда мы взрослеем, голоса наших возлюбленных и супругов. Бывает, что они говорят что-то позитивное, в других же случаях они укрепляют негативные убеждения, причем до такой степени, что мы приходим в состояние «ступора» – не способны что-то сделать или поверить в себя. Многие методы психотерапии предназначены для определения голосов, говорящих неприятные вещи, и обучения смело противостоять им и даже игнорировать.
Если вы осознаете голос, говорящий вам что-то негативное, представьте, что вы уменьшаете его громкость, используя специальный регулятор. Голос становится тише и тише, пока вы наконец не отключите его полностью.
Мы также можем использовать эту технику, чтобы разобраться с мелодией, от которой не можем отвязаться. Еще один способ, который приведет в чувство «взбесившуюся песню», состоит в выборе другой композиции – диджей в нашей голове просто заменит пластинку. Если же мы каждый раз используем одну и ту же песню, чтобы заменить ею другую, и начинаем «буксовать», то можно объединить эти две техники. Просто переключите засевшую в голове мелодию на другую, а затем используйте регулировку громкости, чтобы уменьшить звук, а затем вообще выключить.
Таким же образом мы можем заменить негативные голоса в голове, используя позитивные утверждения. Позитивные утверждения – это высказывания о том, что мы хотим претворить в жизнь, – фразы, которые мы можем произнести вслух или сказать про себя, используя внутренний слух.
Вот несколько хороших практических способов позитивных утверждений.
1. Используйте настоящее время. Говорите просто «я» и ставьте глагол в настоящем времени, а не «Я остановлюсь» или «Я буду». Если мы произносим позитивное утверждение в будущем времени, оно никогда не исполнится! Сформулируйте позитивную установку так, будто сказанное вами – непреложный факт.
2. Используйте только позитивную информацию – никакого негатива. Скажите: «Я очень красив», а не: «Я не уродлив». Это нелегкое, но это очень важное правило. Если мы говорим: «Я не уродлив», мы создаем некий образ и допускаем, что можем быть уродливыми. Сначала мы обнаруживаем нечто несимпатичное, а затем пытаемся противодействовать этому, что очень непросто. Когда мы говорим: «Я очень красив», вся энергия уходит на то, чтобы воплотить в жизнь эту красоту.
3. Указывайте, что вы хотите, а не как этого достичь. Скажите: «У меня есть работа, которая идеально подходит мне» вместо: «Я устраиваюсь на работу, которой добивался целую неделю». Если мы конкретизируем то, что нам нужно, мы устанавливаем ограничения. Работа, куда вы стремились в течение этих нескольких дней, может оказаться низкооплачиваемой, тогда как та, на которую вы устроитесь на следующей неделе, окажется намного более выгодной.
Теперь мы готовы создать свои собственные позитивные утверждения.
Создайте утверждение, которое поможет вам выполнять упражнения. Вам сложно находить на них время или сосредоточиться, или поверить в то, что вы сможете сделать все как надо? Есть ли какое-то одно упражнение, которое особенно трудно выполнять? Создайте позитивное утверждение, которое решит проблему. Например:
• У меня много времени для выполнения упражнений.
• Мне легко сосредоточиться на упражнениях.
• Я легко выполняю упражнения.
• Я делаю свой вибрационный тон сильным и отчетливым.
Запишите утверждение на карточке. Произнесите его вслух. Прикрепите карточку на такое место, где только вы сможете ее видеть, скажем, на дверь спальни или на внутреннюю сторону обложки тетради.
В этой главе мы учились осознанно обращать внимание на звуки, использовать голос и вибрационный тон, а также создавать позитивные утверждения для достижения нужных нам результатов. Далее мы поработаем над тем, как чувствовать мир, обращать внимание на внутренние ощущения и перераспределять энергию, перемещаясь в физическом пространстве.