Глава 1 Закон Парето и PR-дизайн на службе у связей с общественностью и рекламы

Гений мыслит и создает.

Человек обыкновенный приводит в исполнение.

Дурак пользуется и не благодарит.

Козьма Прутков.

Секрет владычества в том, чтобы вера в свою непогрешимость сочеталась с умением учиться на прошлых ошибках

Джордж Оруэлл. «1984»

Прежде чем у нас пойдет речь непосредственно о PR-дизайне, давайте попробуем найти в нашей жизни нечто общее для всего нашего общества, на что можно было бы в дальнейшем постоянно опираться как на некий незыблемый постулат. Но что такое это может быть? «Пирамида потребностей» того же Маслоу? Или какая-нибудь теория общественного развития?

Безусловно, это должно быть нечто, во-первых, очевидное, а во-вторых, доступное даже самому обыденному сознанию. Что-то, с чем мы все сталкиваемся едва ли не ежедневно и с чем подавляющее большинство людей может так или иначе согласится. И вот, размышляя над этим вопросом, мы неизбежно придем к мысли о том, что миром и всеми нами управляет несправедливость! Эту печальную эту истину практически все мы познаем чуть ли не с пеленок! Справедливость, конечно, тоже существует, но она – всего лишь приятное исключение из этого общего правила. Одни страны бедные, а другие богатые. И многим кажется, что богатство свое они получили несправедливо. Вспомните, как тот же юморист Задорнов (ныне, увы, покойный) еще совсем недавно честил американцев: «Ну они тупые! Ну они бездуховные!». Зато живут почему-то много лучше нас, так что впору помещать объявление: «Обменяю свою духовность на дом с бассейном!»

Хотя ну что такое представляет из себя дом с бассейном по сравнению с теми тремя сокровищами, которые даются каждому из нас при рождении, но, в общем-то, почему-то тоже несправедливо. Это физические возможности, умственные способности и продолжительность жизни. Причем с ними связаны и все остальные свойства нашей человеческой души, всем нам очень хорошо известные: стремление к духовному совершенству и росту нашего благосостояния, жажда справедливости, наш природный эгоизм, и склонность к обману, гуманность в отношении в другими людьми, в также дух соперничества…

Однако так уж повелось с самого начала, что у кого-то какие-то положительные качества есть, а вот кому-то почему-то не хватает ни трудолюбия, ни ума, ни фантазии. В добавок ко всему одни люди полные, а другие напротив худые. Одним в жизни везет, а вот другим напротив – «везет как утопленникам». Но что самое удивительное – то, что механизм этого несправедливости, как оказалось, имеет свое численное выражение, а все попытки его изучать практически всегда приводят к двум «волшебным» числам – 20 и 80.

Если вы спросите продавцов в ближайшем супермаркете, то, подумав, они вам скажут, что 20 % их товаров дают им 80 % выручки, причем наибольшее число покупок совершает – да-да, – 20 % постоянных покупателей. Предприниматели могут добавить, что 80 % работы производят 20 % их работников, но даже и эти трудоголики 80 % результата достигают в течение 20 % рабочего времени, а все остальное время, они, по сути дела, только пьют кофе и просиживают в офисах штаны. То же вам скажут и сотрудники полиции: 80 % преступлений находятся на совести 20 % преступников на, а сотрудники ГБДД еще и добавят, что в 80 % всех дорожно-транспортных происшествий вина лежит на 20 % одних и тех же водителей. Спросим школьных учителей и узнаем, что 80 % проблем с дисциплиной доставляют им 20 % учеников. А вот другие 20 % детей учатся на 4 и 5, в то время как 80 % – это в основной своей массе троечники. И даже находясь дома и немного посчитав, вы легко убедитесь в том, что на 20 % ваших ковров почему-то приходится 80 % пятен, а в 80 % случаев вы носите только лишь 20 % всей имеющейся у вас обуви и одежды.

Кстати, даже двигатель внутреннего сгорания и тот совершенно великолепным образом вписывается в мистику этих же самых волшебных чисел: 80 % энергии от сгорания в нем топлива теряется, а на колеса ее передается только 20 %. И, наконец, на планетарном уровне мы видим все тоже самое: 80 % поверхности планеты покрывает океан, причем в Японии на 20 % суши живет 80 % ее населения. В 20 % стран почему-то сконцентрировано 80 % всего промышленного производства. После этого нам останется разве что развести руками: прямо-таки «мистика вокруг нас»!

Но на самом деле это никакая не мистика, а не что иное, как самый настоящий закон, или «принцип 20 к 80», который еще в 1897 году открыл итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето (1848–1923). Хотя он сам никакого принципа и не предлагал, данное числовое соотношение было названо в его честь, хотя оно имеет и много других названий – например, такое, как «принцип наименьшего усилия».

Здесь вряд ли стоит рассказывать о судьбе Парето, хотя она и весьма примечательна. Выбор чисел 20 и 80 стал также данью его заслугам, хотя начал он как раз с того, что выявил вполне конкретную структуру распределения доходов среди итальянских домохозяйств, для которой было характерно сосредоточение 80 % доходов в руках у 20 % семей. В любом случае работы Парето имеют очень большое значение.

Именно Парето, например, определил, что крайне важным элементом социальной системы общества является его социальная изменчивость, которая в свою очередь предопределена изначальным неравенством входящих в него индивидов. Поэтому особенности той или иной социальной группы напрямую зависят от данных природой ее людям способностей и талантов, что, в свою очередь, и определяет их общественное положение на различные общественные лестницы.

По мнению Парето, те, кто имеет наивысшие показатели в области своей деятельности – это элита. Элита есть лучшая часть населения, которое лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам». При этом любая элита делится на две части: первая та, что непосредственно принимает участие в управлении обществом («правящая элита» или «правящий класс»), тогда вторая действует в области науки и культуры («неуправляющая элита»).

Элиты и неэлиты составляют соответственно высшие и низшие слои общества, причем внизу находятся те люди, которые вынуждены добывать свой хлеб насущный тяжелым физическим или монотонным умственным трудом. Наиболее одаренные представители низов могут подниматься наверх и пополнять ряды правящей элиты, члены которой, в тех случаях, если они деградируют (например, спиваются!), «опускаются вниз», в массы. Так происходит своеобразная циркуляция, или что-то вроде круговорота элит в обществе, которое Парето представлял себе в виде пирамиды с элитой на вершине.

По его мнению, элиту характеризуют такие качества, как высокая степень самообладания и расчетливость, умение найти у своего «противника» слабые стороны и наиболее уязвимые места и воспользоваться этими знаниями для достижений своих целей, тогда как масса, находящаяся в самом низу, обычно запутывается в сетях глупых эмоций и собственных предрассудков. Этим, как он считал, и оправдывается деление общества на две неравные части. Те, в ком над чувствами преобладает знание, управляют теми, в ком доминируют чувства и эмоции, так что в итоге их действия тоже оказываются вполне рациональными.

Парето указал на два главных качества, свойственных управляющей элите: она обладает умением убеждать, играя на человеческих эмоциях, и умением применять силу там, где это нужно в силу обстоятельств. Причем парадокс заключается в том, что обе эти способности носят взаимоисключающий характер. То есть правительства управляют народом, либо используя силу, либо прибегая к соглашательству и уговорам. «Согласие и сила являются инструментами управления на всем протяжении истории».

Парето сделал важный вывод о возможности управления массами посредством манипулирования их чувствами при помощи идей, которые подчиняют их интересам правящего класса: «Политика любого правительства тем эффективнее, чем эффективнее оно использует эмоции». Искусным применением этого принципа, по мнению Парето, можно объяснить любой политический успех. В тоже время опыт истории однозначно говорит о том, что одних только методов убеждения бывает далеко не достаточно. И что для сохранения своей власти правящий класс должен уметь своевременно использовать силу. Если правящая элита (как это случилось, например, в Украине в 2014 году) неспособна это сделать, она деградирует и бывает вынуждена уступить свое место другой элите, продемонстрировавшей большую решительность и способность применять насилие. «История является кладбищем аристократии», – считал Парето. Ну а ключ к объяснению и взлетов, и падений различных правящих классов, по его мнению, кроется во взаимоисключающем характере двух этих типов правления.

Механизм, при помощи которого идет обновление правящей элиты в мирное время, – это социальная мобильность. Чем более правящий класс «открыт» для ротации своих членов, тем крепче его «социальное здоровье», тем в большей степени он способен сохранять свое господство. Однако чем более он замкнут, тем сильнее в нем проявляется тенденция к упадку, в то время как частные обновления для него только благостны. Благодаря «новым людям» он восстанавливает свое положение, словно «Ванька-встанька», хотя и может потерять при этом некоторое число своих наиболее разложившихся членов.

За исключением целиком и полностью замкнутых элит, превращающихся в касту, обычные элиты обычно находятся в состоянии постоянной медленной ротации. Однако если этот кадровый обмен идет слишком уж медленно, то развитие общества замедляется, и тогда «молодые кадры» начинают пробивать себе дорогу наверх силой.

Но самое главное, что любая реформа при этом изменяет лишь фамилии и социальную принадлежность людей, оказавшихся наверху, но при этом соотношения 20 к 80 в принципе не нарушает. Почему эта неравномерность прослеживается во всех сферах жизни, Парето объяснить так и не смог, впрочем, как и все остальные после него. Но сам этот факт тем не менее остается фактом. То есть его правило гласит следующее: 20 % популяции социума владеет 80 % богатства, хотя встречаются и существенные количественные отклонения. Например, по данным самого Парето в Англии примерно 70 % общего дохода принадлежало 30 % ее населения.

Целых 52 года «принцип Парето» никто и не думал принимать во внимание. Но все изменилось, когда в 1949 году профессор филологии из Гарварда Джордж К. Зипф сформулировал его несколько по-другому: все люди, товары, знания, и само время самоорганизуются так, чтобы затраченную работу свести к минимуму И сразу же из этого удалось сделать первый практический и полезный вывод, отчего возникает беспорядок на рабочем столе. А его создают 20 % бумаг и те предметы, что всегда должны быть под рукой. То есть «рабочий беспорядок» экономит нам время. В итоге те фирмы, где с этим беспорядком перестали бороться, смогли добиться более высоких результатов, и эта связь была замечена.

Затем уже в 1951 году другой американец – инженер Иосиф Мозес Юран назвал «принцип Парето» «принципом немногого, имеющего решающее значение», и положил его в основу поиска новых путей повышения качества выпускаемой продукции и ликвидации неоправданных расходов.

В самих США и в Европе идеи Юрана никто не оценил, и тогда он поехал в Японию, где сумел убедить местных бизнесменов радикально изменить свой бизнес, отказаться от четырех пятых всего того, что они до этого производили, т. е. от 80 % продукции, зато оставшиеся 20 % наиболее выгодных товаров продавать 20 % самых выгодных покупателей, заменив одновременно 80 % плохих работников.

Результат нововведений превзошел все ожидания. Ведь тогда в начале 1950-х годах Япония по уровню своего экономического развития находилась на одном уровне с Египтом. Зато не прошло и 20 лет, как Япония смогла не просто обогнать США по многим экономическим показателям, но даже стала ее перегонять! Теперь уже Запад начал воспринимать идеи Юрана самым серьезным образом и когда после 1970 года он вернулся в США, там к его предложениям отнеслись с должным вниманием. При этом одними из первых, кто взял там на вооружение принцип 20 к 80, стали производители компьютерной техники и ее программного обеспечения.

Так, специалисты нашли, что около 80 % компьютерного времени расходуется на обработку 20 % команд программы. Они сделали наоборот, чем завоевали массы покупателей, а сам компьютер превратили в легкодоступный инструмент для самого наипоследнего «чайника».

Хотя очевидно и то, что использовать «закон Парето» на все 100 % вряд ли возможно, потому что этому мешают и нравственные, и просто элементарные прагматические соображения. Так, этика предпринимателя гласит, что все клиенты и покупатели ценны одинаково. Мы же не можем сортировать их по толщине кошелька, имеющегося при них сию минуту? Ведь ситуация, показанная в кинофильме «Красотка», где героиня в первый и во второй раз посещает одни и те же магазины, весьма характерна и отнюдь не выдумка. А те же выборы? И что делать с 80 % ваших знакомых и родственников? Вычеркнуть из записной книжки только потому, что вам они именно сейчас нет никакой пользы? Как быть с 80 % деловых бумаг и телефонных звонков? Или, например, мы знаем, что 80 % работников – это бездельники. Но что случится в стране, если предприниматели это осознают и просто выгонят их за ворота своих предприятий и фирм?

В XX веке, как это всем известно, предпринималось множество попыток уравнять людей в доходах, причем не только в тех странах, которые строили так называемый социализм, но и в странах с рыночной экономикой на Западе. Однако неравенство, будучи искорененным в одной области социального бытия, с неизменностью тут же возникало в другой. Например, в том же СССР 80 % национального богатства было делом рук, да-да, всего лишь 20 % трудящихся! А все остальные просто пользовались реальными плодами этой «общенародной собственности». При этом 20 % тех же «трудящихся» принадлежали к партийному и управленческому аппарату, т. е. сами они землю не копали и за станками не стояли.

Утешить себя в этой ситуации можно тем, что 80 % своего рабочего времени вы, в общем-то, все же не только бездельничаете, но и производите 20 % работы, тоже кому-то нужной. Что от 80 % ваших друзей и знакомых есть та польза, что они сделали для вас 20 % чего-то полезного или даже просто подарили вам 20 % приятных минут. Что пусть 80 % суши – т. е. дикие горы, непроходимые леса, ледяные тундры и жаркие пустыни – для обитания и малопригодны, но зато по-своему даже красивы, и явно, что Создатель зачем-то их придумал.

Вполне возможно, все эти объемы «несущественного» являются большими и подчас жизненно необходимыми резервами и природы и общества. Впрочем, для специалиста, который занимается PR-работой или «связями с общественностью», важнее другое. Для него знание «закона Парето» является самым настоящим подарком судьбы. Ведь если 80 % собственности у нас в стране (как и в любой другой стране мира!) принадлежит 20 % граждан (в чем, кстати, в век Интернета совсем нетрудно убедиться), то получается, что 80 % всех прочих просто не способны этой собственностью владеть и, соответственно, ею управлять. Причины, очевидно, в том, что они слишком образованы, недостаточно социализированы, психологически и морально плохо для этого подготовлены, что многие из них – жертвы «пьяного зачатия», кто-то пил воду из реки Течи или стал жертвой чернобыльской аварии, хотя сути данного явления эти обстоятельства никак не меняют. Как, впрочем, не изменяет это и того, что 80 % рекламы и PR-акций как раз и делается в интересах именно этих людей и это на их вкусы специалистам по связям с общественностью и рекламистам следует ориентироваться в первую очередь!

Но из этого же следует и то, что поскольку «закон Парето» имеет не абсолютный, а относительный характер, то может оказаться и так, что один и тот же человек может быть и в 80, и в 20 % одновременно. Как это понять? А очень просто. Например, кто-то не имеет способностей к математике и знает об этом со школы. Знаний в этой области ему хватает только на то, чтобы его не обсчитали на рынке, и, значит, этот человек находится среди 80 % тех, кто математики не знает. Но зато в чем-то другом он имеет счастье находится в 20 %. А кто-то, как у нас говорят, «вообще тупой, как сибирский валенок», но при этом он может быть добрым и отзывчивым человеком, незлобивым и совсем независтливым. Хотя, если исходить их жизненного опыта, все эти качества, да еще и слитые в одном человеке воедино, – вещь, которая встречается очень редко.

Именно это помогает объяснить и хорошо всем нам известную сентенцию, что «каждый народ заслуживает своего правителя». Конечно, заслуживает, ведь этот правитель отражает интересы и менталитет большинства, т. е. именно этих 80 % населения страны. И раз уж эти 80 % не обладают врожденным уважением к чужой собственности, реальных способов обогащения знают лишь два – «воровать и продавать», а закон и право воспринимается ими лишь в виде «железной руки», то совсем неудивительно, почему такие люди «накачали» себе на шею Иосифа Сталина!

Впрочем, даже ощущая себя принадлежащим к 20 % людей, которые понимают, что к чему (а специалисты по связям с общественностью и рекламе как раз и должны быть такими людьми, так как на сегодняшний день они принадлежат к наиболее интеллектуализированной профессии XXI века), им не следует забывать, что и 80 % – тоже люди. Причем, подчас, далеко не самые плохие, так как есть еще более плохие, а именно: воры, убийцы и прочие преступники. Более того, даже заядлый пьяница, сидящий посреди грязной лужи, да вдобавок еще и орущий какую-то матерщину – он тоже человек, что, как известно, «звучит гордо». Ну а еще он гражданин и по закону имеет право выбирать и быть избранным. Таким образом, PR-специалистам необходимо уметь работать с людьми самых разных социальных слоев и, соответственно, как писал в свое время еще В. И. Ленин, «уметь к ним подойти»!

Бывает и так, что кого-то в детстве «мамка уронила», кто-то появился на свет в результате пьяного зачатия со всеми вытекающими из этого последствиями, а другой ребенок, вроде бы и удавшийся с самого начала, попал после чернобыльской катастрофы под радиоактивный дождь и в один миг растерял все данное ему от бога здоровье. А кто-то вполне мог угодить под машину даже и не по собственной вине. Так что мы не можем на 100 % быть уверенными в том, в какой из этих двух групп по большому счету находится каждый из нас. Тут все зависит от точки отсчета!

Однако очевидно, что «виноваты» в этой «разбивке» человечества на две столь неравные группы в первую очередь наследственность и воспитание. И если ребенок с первых лет жизни попадает в «низкоуровневую» социальную среду, то чего же нам следует ожидать от него в будущем? Какие примеры подаст мальчику тот же пьющий и курящий, словно паровоз, отец или же дочери – неопрятного вида мать, постоянно злословящая о всех своих соседях? К сожалению, у нас до сих пор имеются семьи, в которых ребенок уже с 7 лет развратен и ворует. Но, к счастью, есть и немало таких людей, которые вроде бы и прожили жизнь в очень суровых условиях, но сохранили в душе и высокие нравственные идеалы, и моральную чистоту, и порядочность.

В оправдание многих наших граждан следует сказать, что их глупость обусловлена не столько даже социальными факторами, сколько естественно-географическими причинами. Дело в том, что 79 % населения России живет в йододефицитных районах, а употреблять морепродукты они просто не привыкли, да к тому же для многих это еще и дорого.

Снижению интеллектуального уровня населения планеты в целом и в нашей стране в частности способствовала и так называемая холодная война, когда наше руководство ради «торжества мира и социализма» на страх врагам одну за другой взрывало ядерные бомбы. К 1992 году таких взрывов на земном шаре было произведено 1832 (и это не считая тех, что тогда же произвели такие страны, как Индия, Пакистан, ЮАР и Израиль). При этом их общая мощность составила 600 мегатонн, т. е. была адекватна 40 тыс. взрывов Хиросим! Понятно, что весь этот радиоактивный яд рассосался в атмосфере, земных недрах, и всем этим теперь дышим, все это мы теперь едим и от всего этого понемногу глупеем. То есть из-за глупой амбициозности наших коммунистических лидеров мы все, по сути дела, уже успели пережить самую настоящую Третью мировую войну, причем с широкомасштабным использованием ядерного оружия!

Почему глупеем? Да просто потому, что изотопы радиоактивного йода, которые образуются при ядерных взрывах, как выяснилось, откладываются в первую очередь у детей в гипофизе и, мягко говоря, вызывают ослабление умственных способностей. К тому же ведь существуют еще и заводы, и фабрики, тоже выбрасывающие в атмосферу всякую дрянь. А как быть с производством ядохимикатов и того же химического оружия, которое сейчас приходится уничтожать? Хроническое пьянство, при котором в 1980 году доходило в стране Советов до 16 литров в пересчете на чистый спирт на каждого ее жителя, включая младенцев? Так что все это, безусловно, на людей повлияло, и далеко не в лучшую сторону. Ну, а, например, в той же Индии на дефицит ума прямое влияние оказывает хроническое недоедание. Там и сегодня 75 % ее граждан не платят налогов, так как их уровень жизни много ниже самого низкого прожиточного минимума, имеют лишь чашку риса в день и тем не менее все равно продолжают плодиться и размножаться в силу своих религиозных воззрений и культурных традиций!

Отчего так происходит, понятно. В странах с высоким уровнем жизни пожилые люди получают пенсии, там у человека может и вовсе не быть детей, но тем не менее за ним есть кому ухаживать под старость, да и смерть от голода ему просто не грозит. Зато в странах третьего мира все происходит так же, как и в мире животных, где чем детенышей больше, тем больше шансов на продолжение своего вида. При этом многочисленные дети там кормят не только самих себя, но и поддерживают своих родителей, поэтому чем детей больше, тем благополучнее их положение. Таким образом государство перекладывает заботу о гражданах со своих плеч на плечи их многочисленного потомства. Недаром львицы имеют не больше одного-двух детенышей, а вот у осетра икринок многие миллионы. Вот только до размеров и возраста взрослой особи из них доживает всего лишь несколько экземпляров.

Ну и, конечно, огромную роль играет воспитание, вернее, та самая социальная среда, в которой тот или иной индивид оказывается с момента своего рождения.

Известно, что рассказы про усыновленного волками Маугли – не выдумка. Такие случае известны. Однако дети, «усыновленные миром животных» в реальности, а не в сказке, оказавшись среди людей, полноценными людьми ведь так и не стали! То же самое происходит и в обычной среде. Как уже отмечалось, ребенок, с детства слышавший «мат-перемат», лишь с трудом сможет избавиться от привычки круто выражаться в дальнейшем, а человек, не приученный к чтению с детства, вряд ли сможет полюбить чтение во взрослом возрасте.

Специалисту по связям с общественностью следует иметь в виду, что «плохие делают плохих», и соответственным образом приглядываться к окружающим его людям. Однако не бывает и правил без исключений, хотя и в этом случае все происходит в соответствии с «принципом Парето».

Продолжая изучать человеческое общество и далее, мы вполне можем прийти к выводу, что 20 % чиновников, скорее всего, вовлечены в коррупционную деятельность, а где-то, наверное, и все 80. Что 80 % специалистов, к сожалению, троечники-недоучки, а вот 20 % – весьма талантливы, вот только в этом посредственном окружении им приходится очень тяжело. Недаром же люди придумали такую поговорку: «Ад – это другие». Ну, а 80 % художников просто не умеют хорошо рисовать, но вот чтобы этого про них не сказали, обычно объясняют: «Я так вижу!» 80 % писателей – графоманы, работающие на потребу 80 % отнюдь не элитарной публики, ну и т. д. и т. и.

Закон Парето проявляет себя буквально-таки во всем. Например, сегодня на рынке «антиков» 80 % подделки, а 80 % антикваров так или иначе связаны с криминалом, 80 % древнерусских икон, заполонивших антикварные рынки на Западе, – не что иное как тоже подделки и только 20 % украденных у нас в церквях – подлинники!

И вот зная все это, следует постоянно думать и внимательно наблюдать за всем тем, что тебя окружает, чтобы, во-первых, не стать жертвой обмана, а во-вторых – научиться использовать его себе на благо.

Кстати, последнее, в общем-то, совсем не сложно. Прежде всего, зная о том, что 80 % людей – «не вашего поля ягода», даже не пытайтесь с ними спорить и переделывать их на свой лад. Это бесполезно и будет иметь те же самые последствия, как если бы вы пытались плевать против ветра. Не пытайтесь оправдываться: друзьям это не нужно, а ваши недоброжелатели все равно вам не поверят! Однако все люди – люди, и, следовательно, их надо уважать и относиться к их странностям и чудачествам с определенной долей понимания и терпения: они в своем праве, как и английские короли, в гербе которых так и было написано: «Мой Бог и мое право». Следуйте одному из главных правил Дейла Карнеги, который советовал всем успокоиться и жить только так, как это им нравится. Но, разумеется, все последствия такого поведения вам также следует принимать на себя, и никого не обвинять в своем положении, кроме как самих себя.

И еще одно, пожалуй, самое главное, что вытекает из принципа Парето и о чем специалист по PR и рекламе должен всегда помнить. Ведь если бы 80 % людей так или иначе всегда владели 20 % собственности, то НИКАКИЕ ПОБЕДОНОСНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ невозможны были бы в принципе – вот почему, видимо, о принципе Парето в нашей стране так не любили говорить и писать в советское время, поскольку какие бы реки крови ни пролились, все так или иначе вернется на круги своя. Изменится лишь социальное содержание этих самых 20 %, да и 80 %, но те, кто должен быть внизу, а не наверху, непременно там и окажутся.

Впрочем, абсолютизировать ничего нельзя, в том числе и сам этот принцип. Хотя известно, что «20 % усилий дают 80 % результата», очень часто физически невозможно организовать работу таким образом, чтобы исключить эти остальные 80 % усилий. Как пример можно указать на компанию, которая оказывает услуги заказчику, самыми прибыльными из которых являются только 20 %; однако заказчик не согласен на то, чтобы получать только лишь эти услуги, ему необходим весь так называемый «ассортиментный ряд»; т. е. услуги на уровне 100 %, чтобы было из чего выбирать. В науке 20 % ученых совершают 80 % открытий и создают 80 % изобретений, но это было бы невозможно, если бы не было оставшихся 80 % ученых.

Тем не менее стремиться использовать этот принцип можно и нужно, поскольку в ряде случаев он минимизирует затраты и повышает эффективность работы специалистов по PR и рекламе.

Поскольку специалистов по связям с общественностью во всем мире сегодня называют «архитекторами согласия», это значит, что их наипервейшая задача – добиваться того, чтобы сохранить это самое согласие в обществе и не допускать людей до смертоубийства и кровопролития в их борьбе за материальные блага и свое новое (чаще всего к тому же незаслуженное!) место под солнцем.

А так как 80 % людей – это ведомые, пусть и в различной степени, а 20 % – это ведущие, то вся «гармонизация» общественных отношений, прописанная в учебниках и пособиях по PR, «установление связей между организацией и ее общественностью», «паблисити», т. е. все то, что является содержанием работы таких специалистов, на деле становится оказанием помощи большинству довольно посредственных людей в том, чтобы они смогли более разумным образом сделать свой выбор.

Заметим, что любой выбор для человека затруднен его физическими и интеллектуальными возможностями, а также имеющимися у него моральными ценностями, которые были заложены в него воспитанием.

Давайте вспомним знаменитый роман Герберта Джорджа Уэллса «Остров доктора Моро», и если вы его еще не читали, то прочитайте обязательно, поскольку каждый специалист по PR и рекламе просто обязан знать его содержание. В нем действуют люди и созданные по их образу чудовища, убежденные, что являются людьми, поскольку у них есть Закон, которому они были обучены следовать:

«Не ходить на четвереньках – это Закон. Разве мы не люди?

Не лакать воду языком – это Закон. Разве мы не люди?

Не охотиться за другими людьми – это Закон. Разве мы не люди?

А тот, кто нарушает Закон, возвращается в Дом Страдания!»

Доктор Моро в романе пытается при помощи окровавленного скальпеля и карболки превратить животное в человека. Но если подумать, то примерно тем же самым занимаются и специалисты по связям с общественностью. Для этого они управляют коммуникациями, или, попросту говоря, потоками информации как в интересах 80 %, так и в интересах 20 % своих сограждан. Понятно, что вам в чем-то будет легче убедить эти самые 20 %, а в чем-то – именно 80 %, и что для людей с разным уровнем образования и воспитания вам нужны будут и разные методы убеждения.

Причем весь опыт истории человечества является наглядным подтверждением того, что люди очень легко управляемы, примерно так же, как и волы, которым их погонщик кричит «Цоб!» – и они поворачивают направо, а если «Цобэ!» – налево. Главное – знать, что кричать и когда. В более наглядном для нас сегодня случае – это пример с радиоуправляемыми автомобильчиками китайского производства, на пульте управления у которых тоже две кнопки. Ну а в случае с PR такими кнопками служат технологии управления общественным мнением, которыми должен уметь пользоваться всякий настоящий специалист в области PR и рекламы.

А еще он в обязательном порядке должен помнить один непреложный закон общества, который был сформулирован еще английским писателем Джорджем Оруэллом в его бессмертном романе-дистопии (утопии с «черным концом») «1984».

Суть этого романа в том, что все человеческое общество делится на три неравноценные социальные группы, о которых сам Оруэлл написал так:

«<…> на протяжении всей зафиксированной истории и, по-видимому, с конца неолита в мире были люди трех сортов: высшие, средние и низшие. Группы подразделялись самыми разными способами, носили всевозможные наименования, их численные пропорции, а также взаимные отношения от века к веку менялись; но неизменной оставалась фундаментальная структура общества».

Даже после колоссальных потрясений и необратимых, казалось бы, перемен структура эта восстанавливалась, подобно тому как восстанавливает свое положение гироскоп, куда бы его ни толкнули. Цели этих трех групп совершенно несовместимы. Цель высших – остаться там, где они есть. Цель средних – поменяться местами с высшими; цель низших – когда у них есть цель, ибо для низших то и характерно, что они задавлены тяжким трудом и лишь от случая к случаю направляют взгляд за пределы повседневной жизни, – отметить все различия и создать общество, где все люди должны быть равны. Таким образом, на протяжении всей истории вновь и вновь вспыхивает борьба, в общих чертах всегда одинаковая. Долгое время высшие как будто бы прочно удерживают власть, но рано или поздно наступает момент, когда они теряют либо веру в себя, либо способность управлять эффективно, либо и то, и другое. Тогда их свергают средние, которые привлекли низших в прежнее рабское положение, и сами становятся высшими. Тем временем новые средние отслаиваются от одной из двух групп или от обеих, и борьба начинается сызнова. Из трех групп только низшим никогда не удается достичь своих целей, даже на время. Было бы преувеличением сказать, что история не сопровождалась материальным прогрессом. Но никакой рост благосостояния, никакое смягчение нравов, никакие революции и реформы не приблизили человеческое равенство ни на миллиметр. С точки зрения низших, все исторические перемены значили немногим больше, чем смена хозяев.

Не надо быть ни гением, чтобы совершенно точно понять, что именно так оно на самом деле и есть. Более того, в данном случае очевидна связь всех этих положений с законом Парето и его теорией элит и неэлит, пусть даже в романе Оруэлла о нем не говорится ни полслова.

Современные социологи, представляя расстановку классовых сил в экономически развитых странах, таких как США, Япония, Швеция, и тех, что еще только развивают у себя современные рыночные отношения, соответствующие велению времени, образно представляют свое общество в виде лимона, а вот общество развивающихся стран – в виде Эйфелевой башни. В обоих внизу 80 % населения, а наверху – 20 %, что соответствует теории элит Парето. Но само распределение их при этом носит различный характер. В развитых странах «низшие» – это убывающее меньшинство, тогда как у нас – это до сих пор основная часть населения. Но такая структура – не что иное, как «дом, построенный на песке». Люди это чувствуют, ну и беспокоятся, как бы он опять не рухнул, как в 1917-м и 1991-м. Понятно, что недовольство низших очень сильно препятствует развитию тех стран, что построены по принципу Эйфелевой башни. И кому, как не специалистам по связям с общественностью, следует его всячески смягчать, чтобы вся это неустойчивая «пирамида» не рухнула окончательно?!

В странах с развитыми рыночными отношениями происходит все то же самое, но там есть значительный слой среднего класса, который обеспечивает обществу стабильность. Поэтому задача пиарменов – помочь средним оставаться там, где они есть, а низшим – занимать места среди средних, не прибегая при этом к насилию.

Поэтому, избрав для себя профессию специалиста по связям с общественностью и рекламе, вы оказываетесь на острие всех наиболее значимых социально-экономических проблем, так как именно у вас, в принципе, есть возможность их либо сглаживать, либо заострять, создавать у людей определенное впечатление и разрушать его, т. е. управлять общественным мнением. Талантливого специалиста в этой области, а не кое-как учившегося троечника вполне можно уподобить волшебному джинну из сказки «Тысяча и одна ночь», который может выстроить город и уничтожить дворец всего за одну ночь! Но, разумеется, его работа станет куда более эффективна, если он будет не только иметь представление о законе Парето, но и научится применять его в своей работе.

Ну а теперь настало время обратиться уже и собственно к PR-дизайну. Заглянем для начала на соответствующую страницу Википедии и там прочитаем, что дизайн представляет собой деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование») и результат этой деятельности (например, «дизайн автомобиля»). Считается, что в более широком смысле дизайн должен применяться в решении и более широких социально-технических проблем производства, потребления, существования людей в окружающей их предметной среде посредством рационального построения ее визуальных и функциональных свойств.

Более современное определение дизайна, данное в нашей стране Н. В. Вороновым таково:

«Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придать результатам этого соединения эстетические качества и оптимизировать их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Терминомдизайн" может определяться собственно замысел (проект), ход его реализации и полученный результат».

Из этого мы можем сделать важный вывод. Поскольку PR – это не что иное как хорошая молва о чем-то или о ком-то (это самое простое, и, кстати говоря, самое легко запоминающееся его определение из более чем 500 определений, имеющихся на сегодняшний день!), то хороший дизайн объектов и жизненных ситуаций может облегчить их PR и рекламу, а плохой – только лишь затруднит это. То есть хороший дизайн минимизирует расходы на PR и рекламу, а плохой, напротив, снижает их эффективность и в разы увеличивает расходы на них без какой-либо твердой гарантии успеха!

Например, если вы строите новый торговый центр на перекрестке двух хорошо известных улиц, то и назвать его следует «Перекресток», чтобы «привязать» это название к тому, что у людей и так на слуху. А вот если вы назовете его «Фиалка», то у значительной части людей это название вызовет недоумение, с которым необходимо будет бороться, расходуя при этом лишнее время и лишние деньги вашего клиента. Таких непродуманных названий следует всемерно избегать!

Информация к размышлению. Кофейня «Парето»

Как известно, главное «оружие» специалиста по PR и рекламе есть правда, и он не может обманывать общественность даже в том случае, если ему этого очень хочется либо к этому его принуждают.

Следует помнить, что ложь не только аморальна сама по себе, но она еще и приводит к чисто финансовым и материальным потерям в тех случаях, когда ее удается раскрыть. А вот правда – зачастую это еще и «чистые» деньги, вполне совместимые с хорошей репутацией.

Ну а пока перед вами пример того, как посредством PR-дизайна можно превратить в доход информацию ну, скажем, все о том же законе Парето.

Внутреннее помещение кофейни «Парето» делится на два зала: «20 %» и «80 %», причем снаружи оформлением фасада (в отличие, скажет, от того же магазина) это не подчеркивается.

Первый зал, который занимает большую часть помещения, представляет собой обычную кофейню со стандартным набором услуг (энное число видов кофе и чая, восточные десерты и сладости, благовония и восточная музыка, приятная атмосфера для романтического свидания и т. д.) – в общем, 80 % того, что может предложить заведение подобного типа. Однако если заказ больше 500 руб., то скидка дается 20 %.

Малый зал, или своего рода VIP-зал, представляет собой комнату богатого шейха на Востоке. Для посетителей этого зала (а их будет около 20 %) предлагается 20 % услуг кофейни: особые виды кофе, два вида десерта, кальян и восточный танец.

Во всех видах рекламы VIP-зал следует рекламировать как комнату «восточных чудес», не распространяясь при этом, что предлагается там конкретно, и тем самым вызывая интерес и желание его посетить.

Желающих побывать именно в этом VIP-зале будет вначале довольно много, затем сформируется 20 % постоянных клиентов. Скидки здесь не предусматриваются. В результате именно этот VIP-зал будет приносить кофейне 80 % выручки.

Естественно, что каждый, кто побывает в такой кофейне (или магазине, или ресторане), обязательно поделится своими впечатлениями с окружающими, хотя бы только лишь для того, чтобы почувствовать собственную значимость. Однако именно так вы и будете получать бесплатную рекламу своему заведению.

Запомните, что хорошее название само по себе является отличной рекламой и «пиарит» само себя без каких-либо дополнительных затрат!

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы три главные группы человеческого общества согласно Дж. Оруэллу?

2. В чем заключается «принцип наименьшего усилия»?

3. Почему именно средний класс является главным фактором устойчивости социальной пирамиды?

4. Почему социальные революции возможны, но неэффективны?

5. Какова общественная роль специалистов по связям с общественностью и рекламе?

Творческие задания и рекомендации по их выполнению

1. Вы прочитали «Информацию к размышлению», а в ней – проект кофейни «Парето». Попробуйте придумать свой вариант коммерческого заведения, основанного на этом принципе, характер оказываемых услуг, дизайн его интерьеров, а также возможные варианты рекламы.

2. Напишите небольшое рекламное сообщение для СМИ, подчеркивающее не совсем обычный характер этого вашего заведения и его конкурентные преимущества.

3. В приложении 1 приведен список тем рефератов по выбору. Вам нужно выбрать из него ту тему, которая в наибольшей степени соответствует содержанию данной главы и, пользуясь ресурсами Интернета, постараться ее раскрыть в соответствии с требованиями последнего абзаца раздела «Введение».

Художественная литература

Роль информации в жизни общества исключительно наглядно показана в романе Джорджа Оруэлла «1984». Прочитайте его.

Кинофильмы, рекомендуемые для учебного просмотра

О том же самом, но только уже в комедийном ключе, рассказывается в американской кинокомедии «Переключая каналы» 1988 года.

Загрузка...