Позвольте себе звучать, отпустить все ограничения, зажимы, стереотипы, самокритику до тех пор, пока не проявится максимально сильный (свободный) голос. Образ «космическая Труба». Труба идет из космоса через тело и уходит в землю на неограниченную глубину. Вот в трубу начинает течь поток, вода… это и есть голос. Позволяем входить этому потоку, открываем кран шире и шире. Голос – это поток энергии, проходящий по трубе.
Образ «кукла, биоробот», которого надо научить петь. Пусть ученик думает: «Мне все равно, что и как эта «кукла» поет».
Учиться петь – это значит учиться быть отрешенным от ума и его ограниченности, управлять вниманием и переносить его в разные зоны тела. Быть расслабленным и одновременно сконцентрированным. За счет такого сочетания навыков приходит контроль слуха, голосовых навыков, исполнительских тонкостей.
Условия правильного звучания:
Дыхание животом. Вдох – живот надувается. Выдох – уходит внутрь и диафрагма давит на легкие. Плечи расслаблены.
Поем не за счет напряжения связок, а наоборот – расслабляя мышцы гортани, ключиц и груди. Живот подбираем на выдохе и надавливаем диафрагмой на ребра снизу. Ребра расходятся, образуя широкую грудную клетку, в которой будет больше звука.
Вниманием постепенно подключаем к звучанию все отделы тела: грудь, живот, руки, ноги, голову.
Работаем с пространством звука вокруг себя. Поем, обращая внимание на акустику комнаты (зала), создавая пространство звука руками.
Спешка недопустима.
Настраиваешься на личность ученика с ее проблемами и специфической красотой индивидуальности. На талант особенно настраиваешься…
Моя энергетика – залог успеха ученика. Надо постоянно пополнять расход энергии. Благо, что у меня есть йога. Иначе, истощение неизбежно. Я делюсь своей энергией, вдохновением, чувством меры и многим другим. Я должна постоянно излучать вдохновение, тогда ученик это чувствует и начинает петь лучше. Устаю, конечно. Но удовлетворение от такой работы огромное! Когда ученик что-то преодолел с моей помощью и уходит счастливый, я чувствую себя волшебником.
Пока льется мой голос (образ такой: «Кран открыли – вода потекла»), голос ученика тоже звучит сильно и легко. Когда я внезапно замолкаю, чтобы лучше слышать ученика, то ученик словно проваливается куда-то и перестает петь. Значит, он пел на моей энергии? Но со временем надо наработать свою. А как? Постоянной практикой.