На современном этапе развития общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, широта и гибкость профессиональной подготовки, умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны. Профессиональное образование на современном этапе пока не овладело функцией подготовки специалиста к пониманию связи и взаимодействия между различными факторами в разных областях жизнедеятельности; сути, смысла и весомости своего профессионального предназначения. Аксиологизация образования будущего инженера, систематический учет возможных ценностных ориентаций в обучении и воспитании профессионала и культурного человека делает возможным преодоление технократических тенденций профессионального образования России.
В контексте Болонского соглашения подчеркивается важный вклад сферы высшего профессионального образования в процесс реализации обучения в течение всей жизни, отмечается необходимость улучшения способов обучения в соответствии со стремлениями и возможностями граждан, раскрытия ценностной составляющей образования «для себя» и «для других». Аксиологизация профессионального образа инженера, обогащение его духовного потенциала безусловно связано с развитием познавательного интереса личности, становления ценностного отношения студента к познанию, к профессии, к себе и другим, образованием устойчивых профессионально-значимых и жизненных ценностных ориентаций, обусловливающих поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути.
На современном этапе актуальным представляется изучение и обоснование условий интенсивного развития познавательного интереса будущего инженера в новых обстоятельствах, в совершенно иной социальной и экономической ситуации в стране, в ситуации смены ценностных ориентиров. Познавательный интерес как интегральное личностное образование, лежащее в основе профессиональной компетентности, повышения адаптивности и жизненной успешности специалиста с техническим образованием, его открытости для восприятия всех форм культуры может являться действенным инструментом аксиологизации университетского образования будущего инженера, основательно влияющим на состояние аксиологического потенциала личности, развитие ее аксиосферы. Развитие познавательного интереса высокого уровня предполагает, на наш взгляд, построение образовательной среды, способствующей познавательному, социально-личностному и ценностному развитию личности будущего инженера.
В настоящее время в науке накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и исследования проблемы развития познавательного интереса будущего инженера, построения личностно ориентированной образовательной среды, аксиологизации образования.
Заслуживают особенного внимания в рамках нашего исследования труды ученых в следующих областях науки:
– теории деятельности – К.А. Абульханова – Славская, Л.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина;
– теории личностно ориентированного образования – Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Ю.Н.Кулюткин, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, С.Г. Сухобская, А.П., Тряпицына, И.С. Якиманская, А.Маслоу, К. Роджерс;
– проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как необходимого условия развития личности – Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Е.А. Рабунский, И.Э. Унт;
– аксиологические концепции философии и педагогики – В.П. Бездухов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова;
– теории моделирования и проектирования образовательной среды – С.Д. Дерябо, В.А. Козырев, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин;
– теоретические основы профессиональной подготовки инженеров, основы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности – С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А. А. Деркач, В.И. Загвязинский, А. А. Кирсанов, В.В. Кузнецов, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, Е. В. Ткаченко, Ю.Г. Фокин, В.Д. Шадриков.
Рассмотрению интереса в целостной структуре личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.А. Гордона, Н.Г. Морозовой, В.И. Мясищева, Г.И. Щукиной.
Вместе с тем исследования в основном охватывают психологопедагогический аспект развития познавательного интереса школьников и не учитывают специфики профессионального образования, становления специалиста технического профиля, современных социальноэкономических условий, уровня развития науки и техники.
Инвариантной функцией интеллектуальной деятельности инженера является оперирование образными графическими, схематическими и знаковыми моделями объектов, что обеспечивает качество профессиональной подготовки и ставит изучение графических дисциплин на особое место.
В настоящее время разработаны научные основы содержания и методические подходы к обучению графическим дисциплинам (Е.П. Белан, П.И. Белан, А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, С.В. Розов). Научная основа содержания геометро-графического образования в вузе, в частности начертательной геометрии, были заложены С.К. Боголюбовым, А.В. Бубенниковым, В.О. Гордоном, Ю.И. Короевым, Н.Ф. Четверухиным.
Значительный интерес представляют психолого-педагогические исследования, рассматривающие различные аспекты формирования наглядных образов в структуре познания, решающих проблемы развития пространственных представлений обучаемых (Б.Г. Ананьев, А.Э Дзене, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская).
Однако на практике начертательная геометрия и инженерная графика продолжают оставаться наиболее трудными дисциплинами, изучение которых не вызывает интереса, не способствует развитию познавательной активности, оставляет у будущих инженеров негативные эмоции.
Проблема развития познавательного интереса как инструмента аксиологизации университетского образования будущего инженера, на наш взгляд, не нашла достаточного отражения в теории и методике профессионального образования.
Исходя из вышеизложенного выделяются неразрешенные противоречия между наличием аксиологически направленных личностно ориентированных концепций обучения и их нереализованностью в условиях профессиональной подготовки в университете; между сложностью усвоения теоретических основ геометро-графического знания и отсутствием методических основ развития интереса к дисциплине; между желанием молодого человека получить высшее образование и низким уровнем интереса к учебнопознавательной и будущей профессиональной деятельности, между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах с развитой эмоционально-смысловой сферой, высоким уровнем культуры и нацеленностью вузов на достижение определенных стандартизованных знаний, навыков и умений.
Теоретическая значимость, актуальность проблемы и необходимость разрешения указанных противоречий в образовательном процессе позволили определить цель нашего исследования – научно обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель личностно ориентированной образовательной среды как средства развития познавательного интереса будущего инженера в процессе изучения графических дисциплин в университете.
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса будущего инженера как ценности университетского образования.
Предметом исследования является аксиологически направленная личностно ориентированная образовательная среда, которая выступает средством развития познавательного интереса будущего инженера.
Гипотеза исследования: образовательная среда будет средством развития познавательного интереса будущего инженера при изучении графических дисциплин, если:
– для изучения дисциплины разработано содержание аксиологически направленной личностно ориентированной образовательной среды как комплекса условий, влияний и возможностей для развития познавательного интереса личности будущего инженера;
– определены направления развития познавательного интереса как основы для формирования аксиосферы личности и ключевых компетенций специалиста;
– разработана диагностическая программа и определены критерии, уровни, этапы развития познавательного интереса будущего инженера;
– реализуется совокупность педагогических условий, обеспечивающих построение аксиологически направленной личностно ориентированной среды для развития познавательного интереса будущего инженера.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
1. Выявить основные пути развития познавательного интереса в профессиональном образовании, разработать диагностическую программу и критериальные показатели для определения уровней познавательного интереса будущего инженера.
2. Разработать содержание личностно ориентированной образовательной среды аксиологической направленности как средства развития познавательного интереса будущего инженера.
3. Выявить и научно обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих построение личностно ориентированной среды развития познавательного интереса будущего инженера.
4. Разработать и апробировать рекомендации по научнометодическому обеспечению развития познавательного интереса при изучении графических дисциплин.
Исследовательская позиция обусловлена теоретикометодологической базой, которую составили: философские, социально-психологические концепции, раскрывающие общенаучную категорию «интерес», психолого-педагогические положения, раскрывающие познавательный интерес, философские, психологические идеи, рассматривающие развитие познавательного интереса в деятельности (В.О. Бернацкий, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина), основы педагогической аксиологии в России (С.Ф.Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С.Каган, В.В.Розанов, В.П.Тугаринов), методологические подходы к формированию ценностной парадигмы в образовании, системы ценностных ориентаций (Е.В. Бондаревская, В.И. Додонов, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев), теория развивающего обучения, идеи гуманизации и дифференциации, концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков), моделирование и проектирование образовательной среды (В.В. Рубцов, В.А. Ясвин), личностнодеятельностный подход к исследованиям в области высшей школы и профессиональной подготовки инженеров (И.А. Зимняя, А.М Новиков), научные основы содержания и методические подходы к обучению графических дисциплинам.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретические – анализа работ в области философии, педагогики, психологии, синтеза, моделирования; эмпирические – основанные непосредственно на опыте проведения практических занятий по дисциплине и связанные с наблюдением, анкетированием, опросом, тестированием, изучением, обобщением и ретроспективным анализом собственного опыта. Основой эмпирического метода являлся педагогический эксперимент, включавший специфические методы исследования, такие как анализ графической деятельности будущих инженеров, моделирование профессионального контекста. В исследовании использованы математические методы для количественной оценки явлений: регистрация, ранжирование, шкалирование, методы математической статистики.
Базой исследования послужили Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет.
Научная новизна проведенного исследования нашла свое отражение следующем:
– выявлены пути развития познавательного интереса как составляющей аксиологизации в профессиональном образовании;
– определены этапы развития, разработана и описана на трех уровнях развития критериальная характеристика познавательного интереса будущего инженера;
– разработано содержание личностно ориентированной образовательной среды аксиологической направленности как средства развития познавательного интереса будущего инженера, включающее целевой, формирующий и результирующий блоки. Структура среды многоаспектна, многослойна и состоит из развивающего обучения, конструктивного сотрудничества, продуктивного учения, творческой деятельности, индивидуально продуктивной деятельности, опирается на витагенный опыт и ценностные ориентации будущего инженера;
– выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие построение личностно ориентированной образовательной среды: развивающая дифференциация, создание ситуации успеха, включение в разностороннюю деятельность, адекватное использование стимулов к развитию индивидуально продуктивной деятельности, ориентация преподавателя на развитие личности будущего инженера при изучении графических дисциплин, ориентация на рефлексию, устремление в будущее;
– разработаны рекомендации по научно-методическому обеспечению развития познавательного интереса будущего инженера при изучении графических дисциплин.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии элементов теории и методики высшего профессионального образования: теоретически обоснована модель личностно ориентированной образовательной среды развития познавательного интереса как инструмента аксиологизации университетского образования и элемента профессиональной подготовки будущего инженера; выявлены условия и разработана синтезированная, комлексная методика развития интереса на практических занятиях по инженерной графике на основе аксиологического и личностно-деятельностного подхода.
Практическая значимость состоит в разработке и внедрении в процесс университетского образования будущего инженера модели личностно ориентированной образовательной среды развития познавательного интереса. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки инженеров всех специальностей в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Издано учебное пособие, методические указания, разработаны комплекты разноуровневых заданий, способствующих развитию познавательного интереса будущего инженера.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию исследования учебнопознавательной деятельности; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала; организацией опытноэкспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; методами математической обработки результатов опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов.