Как к солнцу тянутся цветы,
Как в небеса стремятся птицы,
Так к счастью тянутся мечты,
Так разум к истине стремится.
Каждый человек хочет быть счастлив. И это великолепно. Но может ли он стать счастливым, если не знает, что такое счастье? Можно ли считать счастье подлинным, если оно временно, если ему с неизбежностью должен наступить конец!? Возможно ли вечное счастье? Если вечное счастье невозможно без вечной жизни, то возможна ли вечная жизнь?
Может ли человек быть счастлив, если он не знает ответов на эти вопросы? В то же время, может ли человек ответить на эти вопросы, если он не знает истины о сущности своего собственного бытия? Если он не знает своего назначения в жизни, если он не знает чего хочет от нее, если все, к чему он страстно стремился вчера, станет бесполезным самообманом завтра? Конечно же, нет! Поэтому он тщетно ищет правильных ответов на поставленные выше вопросы. Ищет, но не может найти!
Человек не может быть по-настоящему счастлив, если он не знает истины о сущности своего собственного бытия. Чтобы быть счастливым прежде всего надо знать, что такое счастье! А для этого в свою очередь надо знать истину о высшем смысле жизни. Таким образом, вопросы счастья, долголетия, бессмертия и «смысла жизни» тесно переплетаются друг с другом.
Что же такое счастье? Как подобрать к нему ключи? Что такое трагедия? Как ее предотвратить? На эти вопросы нелегко ответить, но необходимо.
Прошло более 30 лет, а я все еще нахожусь под ярким впечатлением одной из картин, которую видел в Эрмитаже. До сих пор перед моими глазами встает внушительная картина, в которой художнику удалось изобразить не только внешний образ Ивана Грозного, убившего сына, но и всю внутреннюю (духовную) драму, которую он переживал после убийства, совершенного им. Опять и опять я задаю себе один и тот же вопрос: знал ли Иван Грозный, царь всея Руси Великой, что ему нужно, чего он хочет от жизни, что для него хорошо и что для него плохо? Знал ли он: что такое счастье? Ответ может быть только лишь один: нет, не знал!
Говорят, что голодный счастлив куском хлеба, оборванец – одеждой, бездомный – жилищем, садовник – выращенными фруктами, супружеская пара – взаимной любовью, врач – излеченными больными, юрист – торжеством правосудия, ювелир – бриллиантами, художник – картинами, поэт – стихами и т. д.
Мы не совсем согласны с такой примитивной интерпретацией понятия «счастья», ибо считаем, что счастье выше не только сытости, но и всяких бриллиантов. Никакие деньги, никакое золото, никакие бриллианты и драгоценности не принесут счастья, если нет сознания и ума.
Большинство людей считает материальное благополучие основным источником счастья. Однако никому и никогда еще не удалось забрать с собой в иной мир материальные ценности, заработанные или награбленные в этом мире. Возникает вполне уместный вопрос: какой же смысл накапливать излишнее богатство, если в конечном счете человек не может его использовать?!
Повседневный труд во имя только лишь текущих физических потребностей делает нашу жизнь серой и тусклой. Вот и возникает потребность в ярких идеях. При этом яркие идеи должны быть прекрасными не только по внешней форме, но и по внутреннему содержанию. Но увы! Как знать: соответсевует ли внешняя форма внутреннему (скрытому от беглого взгляда) содержанию?!
Увлеченные яркими идеями коммунизма, прекрасными по внешней форме, но преступными по внутреннему содержанию, мы повернулись к Богу спиной. А идеи коммунизма оказались обманом и поэтому провалились. Вот и возникла в душе «зияющая» пустота, обрекающая интеллигентного человека на бессмысленное существование. Жизнь становится невыносимо тяжелой, если она пуста, если душа не знает, чего она хочет.
Увлекаясь материальным благополучием, не забывайте о своих духовных ценностях. Всегда помните, что не мы должны быть рабами денег, а деньги должны обслуживать нас.
Между материальными и духовными ценностями должно существовать гармоническое равновесие. Всякое материальное счастье остается иллюзорным до тех пор, пока оно не понято интеллектом.
Отдайте дубу мешок денег. От этого дуб не приобретет счастья. Хотя дерево «чувствует» боль и даже может по-своему «стонать» от боли, дуб всегда останется дубом. Дайте кошке сундук с бриллиантами, но эти бриллианты не принесут кошке какого-либо счастья, хотя кошка и является живым существом. Счастье может быть только лишь осознанным и поэтому оно невозможно без ума и знаний. Интеллект (ум) является самой важной и первостепенной необходимостью для того, чтобы быть счастливым. Нет и не может быть неосознанного счастья.
Счастье может быть только лишь осознанным, из пяти основных форм нашего бытия (ума, знаний, здоровья, любви и денег) наиболее важным является ум, а затем знание святой истины. Если человек не знает истины или не умеет пользоваться своими знаниями, то он легко заблуждается и может поэтому использовать свое здоровье и свои деньги во вред самому себе и своим близким. Он легко может принять лютого врага своего за близкого друга, а близкого друга – за врага. А это и есть как раз высшая форма трагедии.
Каждый человек хочет быть свободным, счастливым и бессмертным. Возможно ли это? Решение этих проблем зависит не только от внешних условий, не только от наличия интеллекта, но и от того, в какой мере мы знаем истину об объективной действительности и от того, в какой мере наш интеллект умеет использовать приобретенные нами познания.
Даже человек, обладающий высоким интеллектом, не может быть счастлив до тех пор, пока он не поймет свою собственную душу. Понять свою душу и свое назначение в жизни человек может только лишь тогда, когда будет твердо знать истину о сущности своего бытия.
Тогда мне говорят, что счастье – это осознанное наслаждение. Опять-таки, если бы суть счастья замыкалась только лишь в сознании и наслаждении, то самым счастливым человеком в мире был бы шизофренник, воображающий себя великим мудрецом или всесильным властелином мира. Наркоман, умирающий под воздействием наркотиков, был бы не менее счастлив.
Но в действительности, разве счастлив шизофреник, который возомнил себя великим человеком и «слышит» бурные аплодисменты воображаемой, но несуществующей толпы?! Разве не является иллюзорным счастье тирана, который заставляет подхалимов восхвалять свою воображаемую, но несуществующую мудрость. Разве не является трагичным «блаженство» наркомана, принявшего опиум?! Разве не является иллюзорным счастье ювелира, если оно оторвано от реальной действительности и опирается на фантастические прелести фальшивых бриллиантов?!
Не зная истины, человек не может даже понять: является ли на самом деле его состояние счастливым или трагичным. Поэтому осознанное счастье должно быть истинным и соответствовать действительности.
Возможно, что многогранные и разнообразные взгляды различных людей по этому поводу все-таки можно примерно обобщить так: счастье – это всестороннее взаимное и осознанное удовлетворение непрерывно растущих материальных и духовных потребностей человека при его стремлении к совершенству и развитию. Если это так, то голодный должен познавать истину для получения высоких урожаев, чтобы стать сытым. Супружеская пара обязана знать, как обеспечить и сохранить семейное счастье. Врач должен знать истину о том, как правильно поставить диагноз и как лечить больного. Юрист обязан изучать юридические законы, чтобы обеспечить правосудие и т. д.
Конечно, приведенные выше формулировки термина «счастья» не являются общепринятыми и бесспорными. По этому поводу могут быть многие другие суждения и соображения. Однако не может быть никакого сомнения в необходимости познания истины для того, чтобы дать более точные формулировки понятий «счастье» или «трагедия». И если кто-либо из нас оспаривает ту или иную формулировку, то тем самым он признает не только то, что ищет истину, но и то, что необходимость в познании истины является бесспорной.
Для решения проблемы подлинного счастья и бессмертия человек прежде всего обязан познать истину о сущности своего собственного бытия и о его взаимосвязи с внешним миром. Без знания истины решение этой важнейшей проблемы человечества не представляется возможным. Но тогда возникает другой вопрос: что такое истина? Познаваема ли она вообще? Если да, то из каких источников мы можем получить достоверные знания? История человечества с древнейших времен до настоящего времени знает следующие формы познания истины: опыт, вера и наука.
В настоящее время принято считать, что наиболее достоверными знаниями располагает наука. Поэтому мы ставим целью произвести научный анализ сущности нашего бытия и окружающего мира.
Чем шире будет охватывать и чем глубже будет проникать человеческий ум в познании истины, тем большее счастье будет приобретать человек. Вот почему познание истины является священным долгом каждого человека, желающего приобрести подлинное счастье и бессмертие.
Но тогда я задаю вопрос: а что же такое подлинное счастье? На этот чрезвычайно сложный вопрос можно дать достоверно правильный ответ только лишь в результате добросовестного поиска истины, а не до этого. Точная формулировка понятий «счастье» или «трагедия» должна быть результатом добросовестного научного поиска, а не исходной предпосылкой, выражающей поверхностное мнение. Поэтому мы приведем ее только лишь после того, как будет понята истина о сути нашего бытия.
Целью нашего научного исследования является заветная мечта, то есть основное и самое важное желание человека: быть счастливым и жить долго. Однако это вовсе не означает, что возможность подлинного счастья и бессмертия является якобы уже доказанной или бездоказанной исходной предпосылкой, на которой мы строим свою научную теорию, как это делают аттеисты и материалисты в основном вопросе философии о фантастической «первичности материи».
Напротив, мы хотим решить проблему подлинного счастья и бессмертия человека в процессе добросовестого и обьективного научного исследования. Поэтому в самом начале мы ставим только лишь вопрос: возможно ли бессмертие и подлинное счастье человека? Если «нет», то в чем смысл нашего существования? Если «да», то каковы пути их достижения?
В результате такого поиска нами достоверно установлено, что проблема нашего счастья и нашего бессмертия в наших руках. Она не может быть решена одним человеком, она может быть решена только лишь общими усилиями всего человечества. Если судьба человечества в руках самого человечества то это вовсе не означает, что она якобы зависит от какого-либо одного человека. Она зависит от всех нас.
Мы предлагаем вниманию читателя популярное изложение этой научной теории. Если вы не возражаете против познания истины, то это значит, что вы согласны со мной. Если же вы возражаете против этого, то это означает, что вы тоже ищите истину, а следовательно, присоединяетесь ко мне. Итак:
Незнание истины трагично! Счастье человека невозможно без познания истины! Люди всех стран и народов, всех наций и рас! Верующие и атеисты! Познавайте истину о сущности бытия и о высшем смысле жизни! В этом ключ ко всеобщему счастью!
Осознав суть своего собственного бытия и повернувшись к Богу лицом, человек открывает перед собой путь к высшей форме счастья и к высшей форме духовного наслаждения.
Познание истины есть самое важное и в то же время самое трудное в жизни человека.
А вот и анекдот. Армянское радио – это легендарная, никогда не существовавшая в действительности радиовещательная станция, от имени которой русские люди в бывшем СССР из уст в уста распространяли свои шутки. Так вот этому самому «армянскому радио» задали вопрос: чем счастье отличается от тргедии?
Армянское радио отвечает: «Счастье – это когда у человека есть и здоровье и деньги, но не хватает времени, чтобы воплотить в жизнь свои гениальные идеи. Жизнь становится пустой, если у человека есть здоровье и время, но нету денег для того, чтобы нслаждаться жизнью. Жизнь становится трагичной, если у него есть и время и деньги, но нету здоровья.»