Часть 2. Это страшное слово «социализация»

Глава 1. Что такое социализация щенка

В отличие от людей, собаки никогда не притворяются: друзей они любят, а врагов кусают.

(Джайлз Роулэнд)



Катя: Социализация щенка, если говорить простыми словами – это знакомство его с окружающим миром во всем его разнообразии.

Если же вам по душе термины, то социализация – это процесс, в ходе которого животные перенимают поведение, соответствующее их социальному окружению, что позволяет им сосуществовать/взаимодействовать с другими индивидуумами. Посредством социализации формируются социальные предпочтения, и молодое животное формирует видовую идентичность. (The Encyclopedia of Applied Animal Behaviour and Welfare).

Социализация – период, имеющий вполне конкретные временные рамки. Она начинается с открытия ушей, когда щенок начинает реагировать на звуки (примерно 19 дней), и заканчивается в 12–14 недель.

Повторюсь, что в возрасте 4 недели у щенка повышается способность обучаться. В 8,5 недель закладывается способность выбирать место для туалета. В 9 недель формируется игра с предметом, и важно, чтобы эти предметы вокруг были, ведь потом научить играть будет гораздо сложнее. В 11 недель формируется принадлежность к группе, то есть щенок понимает, что он – собака.

Важен и ранний опыт взаимодействия с человеком (это называется ранний хендлинг), когда щенка берут на руки, гладят и тому подобное. Ученые выяснили, что щенку в возрасте до 12–14 недель достаточно общения с человеком 2 раза в неделю по 20 минут, чтобы в дальнейшем он мог взаимодействовать с нашим видом как собака. Если же этих 20 минут 2 раза в неделю не набирается, то собака будет вести себя как дикое животное. И после 12–14 недель уже поздно на это влиять. Такую дикую собаку можно приручить, если приложить усилия, до какой-то степени адаптировать к жизни с человеком, если задаться целью, но все равно рисунок поведения будет совсем другой, нежели у собаки, получившей опыт раннего хендлинга.

Понятно, что 20 минут 2 раза в неделю – это минимум. И если от собаки нужно больше, чем просто способность жить рядом с человеком без особых проблем, этого, конечно, недостаточно. Но, увы, в некоторых не слишком хороших питомниках и приютах щенкам не достается даже этого минимума. И иногда из таких приютов и питомников выходят собаки, которые ведут себя как дикие.

Ранний хендлинг делает собак более активными и смелыми, и чем его больше, тем лучше щенки адаптируются к новому и легче переносят изменения в жизни.

В целом социализация необходима, чтобы собака спокойно воспринимала самые разные стимулы окружающей среды и не проявляла трусости или агрессии. Чтобы с ней можно было появиться практически в любых местах, не опасаясь, что поведение питомца покроет нас несмываемым позором.

Ира: Я думаю, что с определением социализации, как и с теоретической частью в целом, как специалист, тут сможет лучше ознакомить Катерина. Я же со своей стороны расскажу о своем опыте, а конкретнее, о социализации Оушена.

Как я уже упоминала, несмотря на то, что еще не все прививки были сделаны, своего щенка на улицу я со второго дня уже начала выводить. К посторонним собакам не подпускала, а с соседской таксой и двумя мопсами знакомить было не страшно. Можно сказать, даже полезно. В двухмесячном возрасте Оушен был ростом чуть повыше ранее описанных соседских питомцев, и они с удовольствием проводили время вместе.

Когда щенку было три месяца, Катерина пригласила нас на конюшню. И мы нашей маленькой компанией поехали вначале в троллейбусе, а потом и в маршрутке знакомиться с другими обитателями мироздания. На конюшне Оушену удалось познакомиться и с коровами, и с лошадьми, с курами, ну и, конечно, с новыми двуногими.

Также с трех месяцев Оушена начали готовить к выставкам и ездили на другой конец города на обучение к хендлеру. Это были постоянные смены транспорта, большой поток людей и новые незнакомые места. Постепенно я знакомила щенка с все более новым для него. Вероятно, где-то я делала ошибки, быть может, торопилась. Тут я как раз и спросила бы у Катерины, как правильно социализировать щенка, чтобы у него не было страхов, и впоследствии агрессии?

Катя: Как я уже упомянула, социализация имеет ограничения по времени. И это очень важно помнить. Это связано с особенностями развития мозга щенка. Именно в это время память малышей чрезвычайно чувствительна, а значит, они в наибольшей мере способны запечатлевать различные стимулы. Следовательно, учатся лучше обобщать и легче воспринимать новое. И если то, с чем щенок столкнулся в это время, безопасно, он будет воспринимать это как естественное окружение, а значит, относиться спокойно. Поэтому крайне важно не упускать время и как можно раньше начинать знакомить щенка с самыми разными стимулами окружающей среды.

Социализация – это развитие социального поведения щенка. Поэтому в социализации главное – взаимодействие. Например, при знакомстве с неживыми объектами у щенка должна быть возможность не только увидеть их, но и понюхать, потрогать лапками, попробовать на зуб (если это безопасно и уместно). Если мы говорим о знакомстве с другими существами, будь то другая собака, лошадь или человек, важно, чтобы завязалось безопасное общение – в этом случае щенок поймет, как другие реагируют на его сигналы, и эти существа станут для собаки предсказуемыми, а значит, не страшными.

***

История владельца (Анна)

Собака сидела полный карантин. Из недостатков – эрделька запомнила, что ходить в туалет надо дома, и потом оказалось достаточно сложно убедить ее делать это на улице. Мы перепробовали кучу вариантов – ходили долго (один раз щенок наездил с нами 8 часов, но донес все до пеленки дома), массажировали на улице пузико, заходили домой – разворачивались и бежали назад на улицу, выходили просто каждые два часа… А уж как бурно радовались, когда она сообразила, чего ждут от нее!

Социализация проходила хорошо. Но, думаю, это все-таки заслуга психики собаки. Людей и детей она обожает, других собак тоже. Из проблем – не знает, что другие собаки умеют кусаться, и плохо считывает сигналы "не лезь". Она способа разыграть собаку, будет приставать разными способами, но именно что ее могут потрепать – не понимает. Мы старались подойти к каждой породе на выгуле, обращали внимание на коляски, зонтики. У нас были распечатки по социализации с пунктами, с кем/чем познакомить щенка. Кроме того, нам очень повезло, что в районе выгула было очень много молодых собак – практически одного возраста.

Вопрос: как можно безопасно показать очень дружелюбному щенку, что не надо всех разыгрывать, не каждая собака рада ее видеть?

***

Катя: Чтобы научить щенка общаться с сородичами правильно, стоит знакомить его не только с щенками, но и с взрослыми собаками – именно они учат малышей правилам. Важно выбирать дружелюбных собак, которые, тем не менее, могут отстоять свои границы. И таким образом собачий ребенок научится правилам общения. Впрочем, этому вопросу у нас будет посвящено несколько глав в разделе «Свободы собакам!»

Глава 2. Из чего состоит социализация

История владельца (Надежда)

На карантине не сидели, можно сказать. Поставила первую вакцину, и дня через 3–4 уже начала выносить щенка на улицу, сначала на руках, потом уже она сама спускалась. Гуляли 1–2 раза в день. Помню, как она боялась подниматься по лестнице, боялась мыть лапки после улицы. Сейчас вспоминаю, и смешно: куда делась эта скромная девочка? :D Со следующим щенком тоже не буду соблюдать карантин, скорее всего. Будет зависеть от обстоятельств.

Каких-то особенных историй о социализации не припомню. Помню, что Хэппи сильно тянуло к детям. Порой слетались со всей площадки ее погладить, и я честно предупреждала, что она на радостях кусается и может еще прыгать и царапать. Но большинству детей было пофиг. :D Одна девочка спросила: а вы ее где-то нашли или купили?

Вопрос такой: что надо обязательно показать щенку и до какого возраста это важно? Есть информация, что до 16 недель…

***

Катя: Многие спрашивают: что именно входит в «программу социализации»? С чем нужно знакомить щенка?

Представьте ваше будущее. Что щенок должен знать, став взрослой собакой? От этого зависит «наполнение» социализации. Важно иметь что-то вроде чек-листа социализации и заполнять его. Так вы с большей вероятностью научите щенка всему, что пригодится ему в будущем.

Также, организуя этот процесс, учитываем уровень энергии, общительность, настойчивость и уверенность питомца.

У социализации несколько составляющих

1. Знакомство с разными людьми. Собака должна спокойно относиться к людям любого возраста, пола, этнической принадлежности, а также к разным стилям одежды.

Особенно важно приучить собаку к людям, которые могут выглядеть или двигаться не так, как большинство: к пожилым людям, детям, в том числе совсем маленьким, людям с особыми потребностями, к любителям шляп, велосипедистам, скейтбордистам, бегунам, футболистам и так далее.

Необходимо поощрять щенка, когда он игнорирует «странных» людей и не стремится взаимодействовать с ними.

2. Животные самых разных видов и возрастов. В частности, взрослые собаки разных размеров, окрасов и пород, кошки (если они не боятся собак и общение с ними безопасно), щенки, лошади, овцы, коровы, птицы, мелкая домашняя живность (кролики, морские свинки, хомяки, шиншиллы и тому подобное) и любые другие животные, которые могут встретиться щенку на жизненном пути.

В некоторых случаях необходимо поощрять щенка за правильное общение с животными (например, с другими собаками), а в других – подкреплять спокойно-безразличное отношение. Все зависит от того, какого поведения вы ждете от четвероногого друга в будущем.

Многие считают, что щенок по факту рождения умеет общаться с другими собаками, и недооценивают важность социализации. Однако только в процессе безопасной коммуникации с сородичами щенок научится понимать их язык и взаимодействовать с ними. Иначе мы будем иметь дело с трусливой и/или агрессивной к сородичам собакой, которая, может, и рада была бы общаться с ними, да не знает, как.

Помните, что взрослые собаки лучше учат языку вида, чем щенки. Если щенок общается только со сверстниками, он гораздо хуже выучит собачий язык. Но с щенками игры активнее. Поэтому важно и то, и другое.

Недостаточно просто увидеть сородича, с ним необходимо взаимодействовать. Только это идет в зачет.

Желательно, чтобы щенок контактировал с собаками каждую прогулку.

3. Различные места. Это самые разные помещения, сад, автомобиль, тихие и шумные улицы, школы, кафе, вокзалы, поезда, автобусные остановки, ветлечебницы, фермы, конюшни и другие локации, в которых, как вам кажется, может очутиться ваша собака на протяжении жизни.

В таких местах необходимо играть с щенком и угощать его самыми вкусными лакомствами, чтобы у него сформировались положительные ассоциации с такой обстановкой, и он научился воспринимать ее как нечто обыденное, а не страшное.

4. Также стоит познакомить щенка с различными предметами, например, пылесосом, стиральной машиной, кофеваркой и поощрять питомца за спокойное и безразличное отношение к ним.

5. Важная часть – приучение щенка спокойно оставаться в одиночестве. К одиночеству собаку приучают постепенно, чтобы не травмировать и не напугать. В первое время обязательно оставляйте щенку развлечение – например, обед или специальные игрушки с лакомствами.

6. Разнообразные звуки. Выпускаются даже специальные CD с «пугающими звуками» (например, фейерверки или звуки шумной улицы в час пик), и некоторые заводчики используют их, чтобы приучить щенка к тому, что подобные звуки не несут в себе угрозы. Вы можете продолжить это обучение.

Важно начинать с тихих звуков и следить за тем, чтобы щенок оставался расслабленным и спокойным. Перед вами не стоит задача напугать его, совсем наоборот.

7. Приучение к прикосновениям. Поощряйте щенка за то, что он спокойно и расслабленно реагирует на прикосновения – ваши и других членов семьи, в том числе детей. Также приучайте щенка к гигиеническим процедурам, например, мытью, расчесыванию, триммингу, стрижке, чистке глаз и ушей, подрезанию когтей и т.п.

Не скупитесь на поощрения, если питомец ведет себя спокойно. Обращайте внимание на сигналы дискомфорта и заканчивайте раньше, чем щенок начнет нервничать и вырываться.

Помните, что такие сеансы приучения поначалу не должны превышать пары секунд, и только затем время постепенно увеличивается.

8. Обучение правильным играм. Щенки обожают пробовать все на зуб и играть, так что для них совершенно нормально кусаться в играх. Ваша задача – научить малыша соизмерять силу укуса. Об этом будет чуть дальше в нашей книге.

9. Приучите щенка, что охранять ресурс (например, еду или игрушки) вовсе необязательно. Малыш должен спокойно воспринимать то, что человек находится рядом с его миской или дорогими его сердцу объектами, и понять, что с людьми не нужно конкурировать.

Силовые методы здесь не работают – собака должна доверять владельцу, а не бояться его. Есть гуманные способы приучить маленького жадину делиться. О них тоже – позже.

10. Не забывайте про умение расслабляться в вашем присутствии. Есть специальные протоколы релаксации, которые помогают научить собаку «выдыхать» и расслабляться, когда вы этого хотите. Это полезный навык, который поможет вам быстро успокоить собаку в состоянии стресса и избежать паники, если вдруг она столкнется с чем-то, что сложно вынести.

Правило 12

Согласно правилу 12, за первые 12 недель щенок должен взаимодействовать с 12 разными объектами разных категорий, в том числе:

– походить по 12 типам поверхностей;

– познакомиться с 12 разными типажами людей: взрослые, дети, мужчины и женщины, пожилые люди, мужчины с бородой, люди с тростью, зонтиками, рюкзаками и в солнечных очках, представители разных национальностей, родители с колясками и любители широкополых шляп, люди в плащах и форме, ростовые куклы, и так далее, и тому подобное;

– 12 новыми помещениями (переходы, магазины, почта, кафе и тому подобное);

– 12 разными типажами собак, отличающимися внешне (бородатыми и пушистыми, крупными и мелкими, длинноносыми и брахицефалами и так далее);

– 12 различными звуками (лай, плач, хохот, фейерверки, звон и тому подобное);

– 12 различными животными;

– 12 транспортными средствами

– и так далее.

Помните, что социализация возможна только в том случае, если щенок получает безопасный и позитивный опыт и не переутомляется. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы питомец пугался, иначе вместо социализации мы сформируем фобию. В идеале каждый день предлагать щенку не больше 3–4 новых стимулов, но здесь все индивидуально. Поэтому обязательно следите за языком тела щенка, чтобы не допускать дискомфорта и вовремя внести изменения в вашу программу социализации.

В среднем каждый стимул стоит предлагать щенку 7 раз, но здесь снова все зависит от особенностей малыша.

Глава 3. 12 недель – и всё на этом?

Катя: От предыдущих глав может сложиться впечатление: надо хорошенько поднапрячься, пока щенку не исполнится 3 месяца, а дальше можно сидеть, курить бамбук и пожинать лавры. Но это обманчивое впечатление.



Почему 12 недель?

Откуда вообще взялась формула 12 недель? Дело в том, что в природе щенки (и волчата) до этого времени находятся возле логова. Под защитой матери. И важно, чтобы они запомнили: все, с чем они встречаются в это время, безопасно. А в 12–14 недель малыши совершают первую вылазку за пределы гнезда. И здесь уже важно проявлять осторожность, чтобы их не съели. Поэтому примерно в 3 месяца у собак начинается возраст страхов, когда новые вещи скорее пугают, чем интересуют.

Разумеется, в 12 недель не стоит прекращать знакомство щенка с окружающим миром. Патриция Макконнелл, исследователь, всемирно известный специалист по поведению собак, подчеркивает, что не все щенки развиваются одинаково. И есть также другие важные периоды в социальном развитии собаки. Ведь собака – не одноклеточная амеба, а существо со сложными социальными взаимоотношениями. И в раннем подростковом возрасте (6–11 месяцев) собаки проходят еще один важный период социального развития. Так что ни в коем случае нельзя прекращать социальное обучение собак как минимум на протяжении первого года жизни.

Даже если в первые 3 месяца жизни щенка все прошло отлично, а потом вы прекратили знакомить его с разными объектами и существами, то, к сожалению, риск возникновения проблем во взрослом возрасте достаточно велик. Такие собаки могут проявлять агрессию к «странным» людям и животным или избегать их.

В целом же собаки всю жизнь учатся реагировать на самые разные стимулы. Ведь невозможно предсказать, с чем вы можете столкнуться. Просто после полового созревания речь уже скорее идет об адаптации к каким-либо условиям, а не о социализации.

Можно ли повторить социализацию?

Нельзя. Для социализации необходимо определенное сочетание гормонов. А оно в определенный период жизни начинает меняться. И память становится менее чувствительной. Поэтому если социализация была недостаточной или вы вовсе пропустили этот период в жизни щенка, полностью исправить это нельзя. Но всегда можно до какой-то степени повысить качество жизни собаки и адаптировать ее к тем или иным условиям.

Глава 4. Часто задаваемые вопросы о социализации

Заменяет ли социализация воспитание и дрессировку?

Катя: Порой социализацию путают с воспитанием и дрессировкой собак. Но это ошибка.

Социализация не заменяет воспитание и дрессировку. Также она не дает гарантии, что в будущем у собаки не возникнет проблем. Но если пренебречь социализацией щенка, проблемы возникнут обязательно.

На нашем выгуле одно время появлялась молодая немецкая овчарка. Ее владельцы рассчитывали, что собака станет охранником, и им порекомендовали держать ее в изоляции до шести месяцев. Они и держали…

Стоит ли удивляться, что собака стала трусливо-агрессивной? Она нападала и на людей, и на собак (от страха, разумеется), так что прогулки превращались для владельцев в мучения. Но охранные качества такой собаки, как легко догадаться, очень сомнительны. В результате хозяева отказались от прогулок и обрекли пса на безвылазное существование (жизнью такое не назовешь) в пределах малюсенького участка при частном доме.

В случае с моим эрделем Аяксом можно по достоинству оценить пользу социализации. Конечно, большую роль играет железобетонная психика рабочих эрделей. Но Яшич также с раннего возраста имел возможность гулять на улице, видеть разных людей и собак, транспорт, активно играл, слышал разнообразные звуки и тому подобное. Теперь у меня очень уверенная в себе, бесстрашная, но при этом дружелюбная собака, которая отлично воспринимает новый опыт и способна общаться как с людьми, так и с сородичами, в том числе с другими взрослыми кобелями.

А, например, в немецком питомнике von Erikson по разведению рабочих эрдельтерьеров, откуда приехали оба родителя моего питомца, разработана целая программа социализации щенков. Они ходят по разным поверхностям, слышат множество звуков, взаимодействуют с огромным количеством предметов, общаются с другими животными, а также с людьми (детьми и взрослыми). Результат не может не радовать.

Что говорят ученые о социализации щенков?

Исследователи со мной согласны (вернее, я с ними, конечно же, я не настолько самонадеянна). Они доказали, что правильная социализация помогает вырастить дружелюбную собаку, которая легче адаптируется к разным условиям, может взаимодействовать и с людьми, и с сородичами и адекватно реагирует на новые стимулы (Case, 2005). Если же социализации было недостаточно или ее проводили неправильно, повышается риск возникновения поведенческих проблем.

Если щенок в ходе социализации имел доступ к достаточному количеству разных стимулов, это снижает вероятность развития агрессии или страха у взрослой собаки. (Majecka, 2020)

Полезны ли классы социализации?

Да!

Щенки, которые посещали классы социализации, в 4 раза чаще знакомятся с новыми собаками и людьми. Они также менее тревожно реагируют на громкие звуки. И лучше приучаются к клетке. И еще масса положительных эффектов. (Cutler, 2017)

В ходе другого исследования выяснилось, что выпускники классов социализации в 2,6 раз реже проявляют агрессию. И в 3 раза чаще слушаются владельцев. А щенки, не ходившие в такие классы, в 2,8 раз чаще проявляют несоциальный страх (то есть не связанный с взаимодействием), хуже реагируют на прикосновения и чаще проявляют агрессию к сородичам. (Martinez, 2019)

Что будет, если в период социализации щенок испугается?

Если испуг легкий и не переходит в панику, то это не страшно. Доказано, что в период социализации щенкам полезно переживать тревогу, если это происходит в течение короткого времени. Такой опыт в будущем помогает собакам справляться со стрессом. Как недостаток, как и избыток стресса в период социализации приводит к слабой стрессоустойчивости в дальнейшем. (Parker & Maestripieri, 2011)

Можно ли принуждать щенка знакомиться с новыми объектами?

Нет!

Цель социализации: накопление положительного опыта. А это возможно, если у щенка формируется дружелюбное или нейтральное отношение к объекту.

Поэтому у малыша всегда должна быть возможность уйти.

Если щенок проявляет сильный страх или агрессивное поведение, есть два варианта: предложить знакомство с этим объектом через 2–3 дня либо проработать этот стимул, используя постепенное приучение.

Помогает ли телевизор в социализации щенка?

Возможно, вы будете смеяться, но – да.

Исследование доказало, что, если щенкам в возрасте 3–5 недель в течение двух недель по 30 минут в день показывали разные передачи, малыши вырастали менее пугливыми. При этом теми объектами, которые они видели по телеку, щенки интересовались меньше, чем новыми. (Pluijmakers, 2010)

Загрузка...