МАМЫ ГОВОРЯТ:
♦ «Начинаю кричать на ребенка, когда после попыток сказать спокойно нет ответной реакции».
♦ «Ребенок не слушает и не слышит меня, пока я не заору».
♦ «Ребенок все делает наперекор».
♦ «Такое чувство, что он меня не слышит, все замечания пропускает мимо ушей».
♦ «Ребенок стал непослушным, не выполняет просьбы».
Итак, мы начинаем книгу с главной проблемы.
В представлении многих родителей при нормальном порядке вещей они говорят ребенку, что делать, а что нет; ребенок же слушает и выполняет. Тогда не возникает никаких проблем, не приходится повышать голос, ругать и наказывать.
Беда в том, что нет ни одного ребенка, который хотя бы раз в жизни не ослушался родителей. Если мы с вами будем учитывать возрастные особенности, степень зрелости психических процессов, то необходимость кричать и наказывать отпадет. У нас не будет ожиданий, которые дети не могут удовлетворить, атмосфера в семье и настроение в целом улучшатся.
Почему ребенок не реагирует на слова? Говоришь ему спокойно и доброжелательно, а он будто не слышит.
Вот ответ – цитата из учебника по возрастной психологии: «Только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы (кора больших полушарий). В связи с этим особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях».
Не только неэффективно, но и вредно заставлять ребенка до семи лет что-то делать, пользуясь исключительно словами. Объясняя ему, выстраивая логические цепочки, взывая к причинно-следственным связям, мы не можем добиться желаемого результата. Как же быть? Постоянно подкреплять слова действиями: сказать «не трогай» и забрать у ребенка то, что он трогает, или «не беги на дорогу» – и взять его за руку или на руки.
Давайте разбираться дальше. Какие психические процессы задействуются у ребенка для того, чтобы услышать и выполнить сказанное? Во-первых, это внимание, которое мы рассмотрим подробно. Он должен сосредоточиться на словах, чтобы услышать маму.
Что мы знаем о внимании в раннем детстве (один-три года)? У ребенка одноканальное внимание, основанное на условных рефлексах (реакциях организма на раздражители). То есть если мама что-то ему говорит, а рядом в этот момент раздается привлекательный звук, ребенок, скорее всего, непроизвольно переключит внимание. Забегая немного вперед, скажем, что он выбирает то, что ему интереснее. Как правило, это не мамины нравоучения и наставления. Ребенок не может волевым усилием удерживать внимание на том, что ему неинтересно и неважно.
До трех лет ребенок может делать, слышать, видеть лишь что-то одно. Значит, если ему приходится выполнять два и более действий сразу, внимание не может быть направлено на второе и последующие действия. Например, ребенок пинает мяч, его внимание сконцентрировано на этом действии, и он просто не слышит ничего другого. Мозговые структуры еще не готовы обрабатывать несколько сигналов одновременно. Вероятно, вы замечали, как двухлетний малыш, шагая по улице с бутылкой воды в руках, останавливается, чтобы сделать глоток? Это переключение внимания в действии.
Еще раз пример с мячом: ребенок пинает мяч, а вы просите его что-то сделать. Если он сильно увлечен, его внимание полностью поглощено игрой – и он не может мгновенно переключиться. Если вам что-то нужно от ребенка, сначала переключите его внимание на себя и полностью им завладейте.
Итак, одноканальное внимание не позволяет ребенку слышать, что ему говорят, если имеются отвлекающие моменты. Только после трех лет начинает развиваться двухканальное внимание. Однако это не значит, что в три года и один день оно появится. Все происходит постепенно, у каждого ребенка по-разному. Полностью двухканальное внимание развивается только к шести-семи годам. Идет постепенный медленный процесс. В пять лет ребенок может заниматься своим делом и слышать маму – иногда, но не без промахов. Следовательно, необходимо помогать ему переключать внимание на то, что нужно вам, на протяжении всего дошкольного возраста.
Обратите внимание: то, что ребенок слышит ваши слова (вы точно знаете, что у него есть слух), и то, что ему в уши поступает информация, не значит, что он вас услышит. Он не в состоянии обработать сразу несколько сигналов.
Итак, в дошкольном возрасте (три – семь лет) ребенок потихоньку начинает распределять внимание. Но очень часто он все равно не слышит, что ему говорят. Это происходит, так как не менее важную роль играет мотивационная сфера.
Самая сильная и правильная мотивация – делать то, что хочется. Но взрослые, как правило, просят ребенка совершенно о другом – не делать то, что хочется, и делать то, что надо. Причем надо не ребенку, а взрослому. Подумайте, что обычно не слышат дети? Это запреты на интересные для них действия (куда-то залезть или бежать, что-то пролить или рассыпать) и принуждение к абсолютно неинтересным и ненужным, с их точки зрения, действиям (ложиться спать, мыться, чистить зубы, одеваться).
Поняв мотивацию и возможности детей, вы перестанете требовать от них невозможного и поймете, что ответственность за все полностью лежит на вас. Ведь важные для взрослых действия (спать, есть, мыться, убирать игрушки) незначимы, неценны, просто непонятны ребенку. Об этом мы поговорим подробнее в главах про еду (глава 8), сон (глава 7) и уборку игрушек (глава 17).
Итак, зачастую у ребенка нет мотивации делать то, что ему говорит взрослый. Он выбирает то, что ему интереснее, и делает то, что хочет. Чтобы делать то, что надо, нужна воля. Она закладывается в раннем детстве, но на протяжении этого периода и позднее, в дошкольном возрасте, воля лишь формируется, даже к семи годам окончательно не созревает. Поэтому требовать от ребенка действий на основе волевых усилий неэффективно. Усилия в мотивационной и волевой сферах в период школьного или старшего дошкольного возраста приводят к тому, что ребенок готов делать что-либо ради конкретной цели.
Обратимся к мышлению. Мышление у ребенка раннего возраста (один – три года) наглядно-действенное, после трех лет – наглядно-образное. Логическое мышление начинает активно развиваться только после пяти лет. Взрослый хочет, чтобы ребенок понял его объяснения: почему так делать можно, а так нельзя; почему ему сейчас нужно остановиться и не делать то, что он делает. Для понимания этого требуется логическое мышление (понимание причинно-следственных связей, осознание последствий своих действий, ответственность за них, планирование), которое у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста еще не созрело.
Обсуждая проблемы, также нельзя не упомянуть, что период двух-трех лет отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и родителей. На данном этапе дети пытаются осознать и отстоять свое место в мире, что вполне нормально и естественно. Если об этом знать, можно не злиться и не обижаться на малыша, когда он отвечает вам «нет». Ведь так он развивается, учится (в частности, отстаивать свою позицию), формирует волю (нужна для того, чтобы слушаться взрослых в дальнейшем).
Вообще чаще всего негативные эмоции возникают, когда наши ожидания не оправдываются. А от детей, как правило, мы ждем совершенно невозможного. В определенном возрасте не подчиняться и всему сопротивляться – нормальная и правильная детская позиция. Упрямство можно назвать зачатками воли. Вы же не хотите вырастить безвольного человека! Поэтому помогайте детям учиться и развиваться, в том числе непростыми для родителей способами.
После трех лет ребенок хочет подчиняться и слушаться, быть хорошим. Основной мотив его поведения – установить хорошие отношения со взрослыми. Однако это не значит, что он готов безропотно подчиняться. Ребенок по-прежнему отстаивает свою позицию, но уже более разумно. Ему приятно слушаться, получать похвалу и доброжелательную обратную связь от взрослых. Если этого не происходит и в дошкольном возрасте, ребенок бесконечно упрямится, скорее всего, ему не давали сопротивляться в том возрасте, когда это было нужно, и поведение, характерное для трехлеток (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм), закрепилось. В любом случае это не причина подчинять его жесткими методами, а повод разобраться в отношениях и начать их менять.
Неотъемлемой частью психических процессов является самоконтроль. Он необходим, чтобы выполнить требуемое действие или, наоборот, не делать этого. За самоконтроль отвечает префронтальная кора головного мозга, которая формируется окончательно к 25–30 годам. Вдумайтесь: только в 25–30 лет мозг полностью дозреет! Поэтому требовать от малышей действий, основанных на самоконтроле, бесполезно. Нужна постоянная помощь и поддержка. Это касается почти всех аспектов, о которых мы будем говорить на протяжении книги.
РЕКОМЕНДАЦИИ
♦ Что-то сказать, привлечь внимание ребенка. Он не слышит, что вы ему говорите, когда чем-то увлечен. Если вы ему что-то крикнули из другой комнаты и ждете выполнения, неудивительно, что реакции нет. Помните про одноканальное внимание. Подойдите к малышу, установите зрительный контакт, возьмите его за руку или приобнимите.
♦ Помогайте переключать внимание, подходите, добивайтесь контакта, берите за руку или обнимайте.
♦ Убедитесь, что ребенок готов отвлечься от своего занятия, попросите его сделать это. Только затем говорите то, что хотите сказать, и просите ребенка повторить, чтобы убедиться, понял ли он вас. Если ребенок молчит, можно повторить несколько раз.
♦ Не ждите подчинения и послушания – ребенок не обязан беспрекословно подчиняться. У него есть право на свое мнение и желания, даже если это не соответствует тому, чего хотите вы. При этом вы не обязаны потакать всем его желаниям и, конечно, в каких-то случаях можете ему отказывать. Просто не запрещайте ребенку хотеть то, что он хочет, и чувствовать то, что он чувствует.
♦ После трех лет, когда у ребенка появляется естественная мотивация, не забывайте о положительном подкреплении. Ребенку важно быть хорошим. Как раз в это время старайтесь не ругать его за то, что он делает плохо, а поощрять вниманием то, что он делает хорошо. Этот прием работает изумительно.
♦ Помните: ответственность всегда лежит на взрослом. Ребенок еще не может себя контролировать. Помогайте ему выполнять ваши просьбы. Если он льет воду на диван, забирайте у него бутылку, как только он попил. Не ждите послушания на основании слов.
♦ Не пытайтесь привить то, что ребенок не может делать по возрасту. Например, уборку игрушек (см. подробнее в главе 17). Можно терроризировать малыша и страдать от того, что он не слышит. А можно узнать и понять, почему так происходит. Хотя мы не говорим, что не надо приучать ребенка к уборке.