Многие из приходящих ко Святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
– Для чего вы хотите креститься? – такой вопрос предлагается взрослым.
– Для какой цели мы крестим детей? – такой вопрос предлагается крестным родителям.
Редко можно услышать правильные ответы.
Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными» или «Русские должны быть крещеными», или «Чтобы веровать и быть здоровыми», или «Чтобы иметь веру», или «На всякий случай» и так далее.
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» – «Чтобы быть в Ташкенте».
Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение Его благодати. Не следует искать в этом Таинстве здоровья, ума, способностей к учению. Это второстепенное – оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).
Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.
Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли! Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 11).
Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 95 21).
Без чего нельзя креститься? Скажете: без крестика? Без новой белой рубашки? Без крестных родителей? Нет! Нельзя креститься без Веры!
Святое Крещение – это не традиция, не обычай или обряд, это – великое Таинство! К Крещению необходимо относиться серьезно, приступать к нему, как и к любому другому «Таинству Церкви» без должной подготовки нельзя. Во время Крещения священник будет спрашивать, верите ли вы в Бога, – и если вы почувствуете, что на этот вопрос вам приходиться отвечать впервые, что вы даже сами себе такой вопрос никогда не задавали и теперь колеблетесь с ответом – совершение Таинства необходимо отложить.
Может создаться впечатление, что вас отговаривают креститься – ведь никому же не запрещено прийти к Богу, соединиться с Богом.
– Да, но взрослый человек, отвечающий за свой мысли, слова и поступки и желающий принять Крещение, обязательно прежде должен осознать, что он верит в Бoгa. – Как же так? Разве может некрещеный быть верующим? – Не только может, но и должен. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.
Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16). Значит, вера предшествует Крещению.
Каждый человек, независимо от возраста, будь то новорожденный младенец или глубокий старец, может принять Крещение и приобщиться жизни в Боге. Чем раньше совершается Крещение, тем лучше. Бывает и так, что человек поверил в Бога или верит уже давно, но Крещение откладывает, считая, что не достоин или еще не готов, говоря себе: «Я подожду какого-нибудь особого, явного знака от Бога, что уже пора – тогда и окрещусь». Крещеные родственники и друзья его недоумевают – «Чего еще ждать?», устали объяснять и уговаривать и положились, как говорится, на волю Божию…
Такое состояние «откладывания» очень опасно. Пока. вера еще слаба, пока она – только искорка, мы не отдаем себе отчета в том, что жизнь наша находится в руках Божиих, и данное наше поприще по Его святой воле может внезапно прекратиться – мы умрем. А умирать некрещеным страшно. Да, действительно, многих Господь вразумляет явственно, особым образом, но не надо ждать этого. Помните, что Господь уже с вами, что вы «уже получили самый главный Его дар – веру, и вам тоже надо быть с Богом».
Часто люди обретают веру, крестятся, становясь впоследствии ревностными христианами, именно перед лицом внезапной смертельной опасности, во время длительной и тяжелой болезни или других серьезных жизненных испытаний. Об этом хорошо говорит печальная, но правдивая наша пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Не ждите, когда грянет гром!
Во время Крещения крещающимся нельзя быть пассивными статистами, а крестным родителям – праздными зрителями, нельзя не знать, что же с нами будет происходить, – напротив, нужно, по возможности, подготовиться к Таинству и участвовать в нем:
Многие приходят просто, без подготовки, думают: окунут их – и все, и они будут крещеными. Это не так.
Взрослому человеку при Крещении необходимо предварительно испытать свою веру и серьезность принятого им решения. Следует уяснить себе, не из суеверных ли соображений решил он прибегнуть к Святому Таинству Крещения и понимает ли он смысл его.
В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, турок, существует обычай крестить своих детей y православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского Крещения.
Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое телесное «лекарство» и чародейство.
Юноши и девушки при поступлении в институт или техникум никогда не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами ангелы предстоят, принимая нашу веру, нашу готовность, и мы не должны быть равнодушны. Ни в коем случае нельзя настраивать себя потребительски, формально: вот, мы заплатили в свечной ящик деньги, нас зарегистрировали в книге, сейчас окрестят, мы получим свидетельство о Крещении, и положительный результат всего этого не замедлит сказаться.
Приходящих ко Крещению священник спрашивает, молятся ли они Богу. Очень часто звучит ответ: «Heт». Heкоторые даже добавляют: «Как можно молиться некрещеному?»
Вот именно, некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его Святого Крещения:
Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеимона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до Таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.
Лучше отложить совершение Крещения на некоторый срок, чтобы изучить и сознательно произносить основные молитвы и заповеди (стоит потрудиться и постараться выучить их наизусть). Нужно приобрести необходимые каждому христианину книги: Православный молитвослов, Псалтирь, Новый Завет, Закон Божий. Купить их можно в любой церковной лавке.
Перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Святого Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Одно из правил Шестого Вселенского Собора говорит: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы (т. е. недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам)». Пять дней изучения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет!
О начальном понятии главных истин православного вероучения и поговорим подробнее.
Бог всегда был, есть и будет. Он – начало и причина всего существующего. Бог непостижим, невидим, несоздан, вечен.
Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой. Однако не три Бога, а Один Бог. Законы арифметики и математики к Творцу законов – Богу – неприменимы.
Творец Отец, Творец Сын, Творец Святой Дух, но не три Творца, а Один Творец. Бог называется также Троицей.
Особо пытливому уму приблизиться к тайне Пресвятой Троицы поможет пример с Солнцем, нашим небесным светилом: оно представляет из себя раскаленное тело, которое испускает свет, от него исходит и животворящее тепло. Таким образом, в одном видимом явлении имеются три сущности, неотделимые друг от друга. Однако запомним, что тайна. Пресвятой Троицы постигается не умом, а душою. Человеку, который начинает жить церковной жизнью, со временем перестает казаться непонятным триединство Божества.
Каково рождение Сына, мы понять не можем, оно называется так только применительно к нашим человеческим понятиям. Бог-Сын называется также Словом. Ум человека выявляется посредством слова. Что на уме человека? Как узнать, если он не скажет слова?
Так и Бог-Отец (надмирный Ум) открывается нам посредством Слова, то есть Сына Своего.
Вот что говорится в Евангелии от Иоанна: В начале было Слово (в начале – значит еще до бытия мира, то есть, всегда), и Слово было у Бога, потому что Слово и Отец одна Сущность, и Слово было Бог. Значит, Сын Божий – Слово – есть Бог и равночестен Отцу. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1–3). – Значит, согласно Евангелию, все, что только существует на свете, что имеет начало своему бытию, получило начало от Сына-Слова. Он – Творец всего сущего. Только Один Бог безначален, несотворен.
Отец безначален, Сын безначален, Святой Дух безначален, но не три безначальных, а Один безначальный.
Мир мы разделяем на видимый и невидимый, или, что более понятно для нас, на духовный и материальный.
Среди нашего материального мира много невидимого. Невидим воздух, невидим звук, невидим магнетизм, электрический заряд ит.д. Среди так называемых электромагнитных волн лишь очень небольшая часть принадлежит видимому спектру. Но вот, например, ультрафиолетовые лучи невидимы, а обнаружить их можем на фотобумаге, которую они чернят. Невидимы радиоволны, а улавливаются приемником. Невидимы рентгеновские лучи, но на флуоресцирующем экране они обнаруживаются.
Все вышеперечисленное обнаруживается и познается физическими или химическими средствами и относится нами к миру видимому.
Но, кроме него, есть иной мир, мир невидимый. Его Господь Бог создал прежде видимого мира. Это мир духов, или мир ангелов.
Человек никакими физическими средствами, никаким способом принципиально не может обнаружить существование духа. Но тем не менее духи существуют, и они могут быть даже видимы человеком в том или ином виде по особому Божиему промышлению, иногда и по. воле этих духов, если Бог разрешит им явиться. Но и будучи невидимыми, они воздействуют на человека, наводя на него те или иные мысли, которые человек может принять или отвергнуть.
Природа духов называется простой, а природа человека и животных – сложной.
Человек имеет голову, мозг, сердце, руки, кожу, волосы, скелет, кровеносную систему, нервную систему и множество других органов. Все вместе взятое определяет его тело. Поэтому он и сложен.
Дух же не имеет тела, он бесплотен; нет ни рук, ни ног, ни крыльев, ни головы. Поэтому он и прост. Лишь художники на картинах вынуждены придать ему изображение.
Бог создал духов, или ангелов, со свободной волей. Это значит: они могли действовать и хотеть так, как желал Бог, но могли и не подчиниться Ему и противопоставить свою волю.
Часть духов, или ангелов, пала, то есть не подчинилась Богу – вот почему они и называются падшими духами, демонами. Главный из них называется сатаной, диаволом, а в просторечии – чертом.
Ангелы, светлые духи, изображаются на картинах и на иконах как люди с крыльями. Крылья символизируют быстроту их передвижения с одного места на другое.
Серафимы, что значит «пламенные», изображаются на иконах часто красным цветом.
Демоны, бесы изображаются черными, с рогами, с копытами, противными на вид, потому что они духи зла и всего плохого.
Таким образом, изображение духов на иконах символическое.
По сотворении невидимого мира Бог создал и видимый: землю, воздух, воду, солнечную систему и иные системы звезд; создал рыб, птиц, различных животных и, наконец, человека.
Человек создан Богом после всего, как венец творения. Человек по своей природе должен был объединить видимый и невидимый мир. По своим физиологическим отправлениям, по устройству тела – скелета, мозга, сердца и прочих органов – он не отличается от животных. Но по уму он в корне, или качественно, отличается от них. Он создан со свободной волей, так же как и ангелы. Он мог подчиниться воле Божией, Его заповедям, а мог действовать по своей воле и вопреки воле Божией.
Господь при творении человека вдохнул в него дыхание жизни, то есть благодать Своего Святого Духа. Человек создан был для того, чтобы жить с Богом и в Боге, чтобы постоянно находиться с Ним в общении, в вечном блаженстве, довольстве и радости.
Так сотворены были первые люди. Адам и Ева, равно как и вся природа, были созданы нетленными, а все живое – бессмертным. Человек не мог ни пораниться, ни разбиться, ни сгореть в огне или утонуть, ни задохнуться, ни даже испытывать усталости, недомогания, голода, холода, зноя, печали, старости или чего-либо подобного. Все это, вместе взятое, называется тлением.
Бог, – говорит премудрый Соломон, – создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 23–24).
Как же вошла в мир смерть? Как человек и животные лишились нетления и стали тленными?
Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь (не вкушать запретных плодов) для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог нарушить ее, мог и не нарушить. Не предвидение Божие определило волю человека, который пал, а, наоборот, падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира.
Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись и каждый может погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог. Бог никому не хочет погибели, но хочет и желает для каждого из нас спасения, так говорит пророк (Иез. 18, 32). Но, несмотря на то, что от каждого из нас зависит – принять или не принять спасение, данное Богом, Господь Бог несомненно знает того, кто примет и кто отвергнет это спасение. Так опытный шахматист, глядя на игру других, часто сразу может предвидеть исход этой игры. Однако не от его предвидения происходит выигрыш или проигрыш, а от внимания и рассудительности или умения играющего.
Послушаем святого Симеона Нового Богослова. «Первозданный Адам (первый человек, сотворенный Богом), будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от (плода) древа, от которого Бог повелел ему не есть. За это предан он великим карам – тлению и смерти для смирения гордыни его… Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия, и увидишь, как велик был грех премудрого Адама».
Адам, вкусив, тотчас познал наготу свою, то есть почувствовал себя лишенным благодати Божией. «Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после умер и телом, ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно Ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло. По этой потом причине и весь род человеческий соделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам, – смертным, то есть смертным по душе и по телу. Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святый, душа умирает».
В теле, лишенном души, заводятся черви, в душе, лишенной благодати Божией, заводится зависть, лукавство, ложь, ненависть, жадность к деньгам, хищения, неразумная похоть, наговоры, пересуды, сварливость, высмеивание других, славолюбие, нарушение клятв и обещаний, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло.
Человек, созданный для Бога, чтоб жить с Богом и в Боге, стал жилищем страстей и всякой нечистоты. Не только растлилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганию, усталости, старости, но и нравственная его природа. Хочет человек сделать доброе и не может, часто поступает наоборот. Хочет не гневаться – гневается; хочет не пить – пьет. Человек стал рабом страстей, а диавол, соблазнивший человека, подчинил его себе, поработил. Человек теперь уже не чувствует Бога так, как чувствовал Его Адам до грехопадения; он не может ощущать – Его, подобно Адаму. Человек может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним и желать опять возобновить утраченный союз. Ведь само слово «религия» значит «воссоединение». С кем воссоединение? Конечно, с Богом. Святой Симеон говорит: «У раба от прежнего его самовластия ничего не осталось, кроме одного желания и искания свободы. Но и это станет он делать лишь тогда, когда тяготится слишком игом рабства; если же случится ему в рабстве иметь покой и не встречать тяготы, то он и свободы не захочет». Преподобный Макарий Египетский говорит: «В тот день, когда пал Адам, пришел Бог и, ходя в раю, увидев Адама, пожалел, так сказать, и изрек: „При таких благах какое избрал ты зло?! – После такой славы, какой несешь на себе стыд! – Почему теперь так омрачен ты, так безобразен, так бренен? – После такого света, какая тьма покрыла тебя!“ Когда пал Адам и умер для Бога, сожалел о нем Творец, Ангелы, все силы, небеса, земля, все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что данный им в царя стал рабом сопротивной и лукавой силы, потому что воцарился над ним князь тьмы».