Примечания

1

Эпиграфика (от греч. «эпиграф» – надпись); вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей, сделанных на каменных плитах, скалах, на металлических, глиняных и других изделиях. (Здесь и далее примеч. пер.).

2

Социальная антропология – наука, изучающая положение человека в обществе.

3

Различаются представители двух различных династий – Солнечной и Лунной, т. е. потомки богов Солнца и Луны. К Солнечной относится герой эпоса «Рамаяна» Рама, а к Лунной – род Кауравов; потомком этого рода был царь Бхарата, упоминавшийся в «Ригведе». В честь потомка рода Кауравов царя Бхараты вся Северная Индия в древности стала называться Бхаратаваршей – «страной потомков царя Бхараты», сейчас Индийская Республика официально именуется Бхарат.

4

«Даса» означает «чужой»; к этой категории первоначально относили военнопленных, попавших в рабство; позже этот термин стал употребляться более широко, охватывая в том числе и ариев, ставших рабами.

5

Варны.

6

Этому священному опьяняющему напитку посвящены 120 гимнов «Ригведы». Боги стремились испить этот бессмертный напиток – здесь есть определенная аналогия с амброзией, напитком древнегреческих богов; его пили также и люди, как бы соединяясь с богами в единое целое.

7

«Великая война потомков Бхараты».

8

Другое название – кауравы. «Лунная» династия Кауравов.

9

Племена Куру, покорив местные неарийские племена, которые арии называли «млеччхи», т. е. чужие, вошли в союз племен под названием Куру – Кауравы. После столкновения Кауравов и Пандавов, о чем говорится в «Махабхарате», и длительной междоусобицы внутри североиндийских племен Пончала и Куру утратили влияние, и на политической арене появились небольшие государства: Кошала со столицами в Айодхья и Шравасти; Каши со столицей Варанаси, Видеха со столицей в Митхиле; на юге современного Бихара возникло государство Магадха, столица Гиривраджа, а затем Раджагриха, современный Раджгир; в западных областях – Аванти, столица Уджаяни. Таким образом, существовали три основные территории: Брахмаварта или Арьяварта, страна ариев, или Северная страна; Мадхьядеша – Средняя страна, и Дакшинапатха – Южная страна.

10

Бимбисара является основателем династии Харьянка, одной из династий правителей Магадхи, правившей с 437-го по 413 г. до н. э.; с 413-го по 345 г. до н. э. там правила династия Шайшунагов, а с 345-го по 317/14 г. до н. э. – династия Нандов.

11

Основателя джайнизма звали Вардхамана; он был родом из Видехи, происходил из сословия кшатриев. В возрасте 28 лет покинул отчий дом, удалился в лес и предался аскетизму и философским раздумьям. После двенадцати лет подвижничества сформулировал свое учение; последователи и ученики стали называть Вардхаману Махавира или Джина («победитель»).

12

Его звали Сиддхартха Гаутама; он был сыном главы могущественного племени Шакьев; стал отшельником и странствующим проповедником, известным под именем Шакьямуни – «отшельник из племени Шакьев»; впоследствии его стали называть Будда, что означает «просветленный», «познавший истину» или «осененный истиной».

13

Аджаташатра, правивший с 493-го по 461 г. до н. э., одержал победу в ожесточенной борьбе с Прасенаджитом (палийское имя – Пасенади). Сын Аджаташатры Удаин (46—445 гг. до н. э.) перенес столицу Магадхи из Раджагрихи в Паталипутру.

14

Махападма Нанда, бывший одно время придворным цирюльником и относившийся к варне шудр, поскольку его мать была шудрянкой, стал родоначальником династии Нандов, правившей в Магадхе. В брахманских источниках и царских династических списках – пуранах – на этом основании династию Нандов называют «шудрянской» династией, а самих Нандов – «недобродетельными и низкими». Во времена правления Нандов существовала довольно жесткая и эффективная система управления, которая базировалась на налогах и сильной армии. Так, были введены налоги на кожу, дерево, драгоценные камни, и за их сбором осуществлялся жесткий контроль. При Нандах в состав империи вошла Калинга (располагалась на территории современной Ориссы.

15

Сражение армии Александра Македонского с армией Пора (на санскрите Пурава) произошло на берегу Гидаспы (река Джелум). Проиграв сражение, Пор проявил большое личное мужество; он сражался до конца, будучи совершенно израненным. В знак уважения к его смелости Александр сохранил ему жизнь и владения.

16

Букв. перевод – наука о пользе, о практической жизни (санскр..).

17

В античных источниках его называют Амитрагхата – «сокрушитель врагов», или дословно «убийца врагов».

18

Его собственное имя было Пиядаси, в своих эдиктах, выбитых на скалах, в пещерах и на колоннах, Ашока подписывался как Пиядаси Деванампия, т. е. «царь Пиядаси, любимый богами»; позднее он стал подписываться и как Ашока («лишенный печали»).

19

Следуя дхарме – высшему священному закону; дхарма – дословно «закон благочестия»; это правила поведения человека и праведный образ жизни, которому он должен неукоснительно следовать; от его соблюдения зависит судьба человека как в этой, так и в последующих жизнях.

20

При содействии Ашоки в 253 г. до н. э. был созван буддийский собор. На соборе были утверждены канонические основы буддизма (религиозная литература, ритуал, единые организационные принципы буддийской общины и т. д.) в том виде, в каком он к этому времени сложился в Индии, а также были обсуждены возникшие к этому времени ереси. Задачей этого собора было оформить буддизм в единое целое как в основах вероучения, так и в организационном отношении, укрепить его положение как общегосударственной религии, что, по мнению Ашоки, должно было благотворно воздействовать на общественную жизнь и подданных.

21

Последний представитель династии Маурьев Брихадрадха был убит в результате заговора, подготовленного его главнокомандующим Пушьямитрой, что положило начало правления династии Шунга.

22

Деметрий и его преемники титуловались на монетах как «царь всех индийцев».

23

После Шунгов престол перешел к династии Канва, правившей с 68-го по 22 г. до н. э.

24

Ступа – буддийское священное сооружение, в основании которого захоронены останки умерших, в том числе мощи святых.

25

В I в. до н. э. в Северо-Западную Индию из Средней Азии проникли племена саков (шаков), которые в китайских источниках называются племенами сэ. Сначала саки, столкнувшись с индо-греческими династиями, находились под их верховенством, а затем образовали свои индо-сакские государства. Сакастан, «страна саков», занимал территорию современного Систана. Династия Кушан создала огромную империю, охватившую районы Северной и Северо-Западной Индии, современного Пакистана и Афганистана, а также Центральной Азии. Кушанское царство занимало часть Бактрии в Средней Азии. Кочевые племена юэчжей вытеснили саков в Бактрию, завоевали Бактрию, образовав там пять владений. Затем верх одержало объединение Кушан (в китайских хрониках – Гюйшуань). О связи Кушанов с юэчжами ведутся дискуссии, она не бесспорна; есть мнение, что кушанский этнос сложился внутри Бактрии. Один из кушанских правителей I в. до н. э. Кушан Герай пользовался греческим письмом. Жители Бактрии говорили на бактрийском языке, относящемся к группе иранских языков. А письменность возникла на основе греческой. Юэчжей связывают с тохарами – племенами Центральной Азии, покорившими бактрийцев, но утратившими свой язык. То есть кушаны, по этой теории, больше связаны, с точки зрения глубокого культурного воздействия, с оседлым населением Бактрии, чем с кочевниками-юэчжами. К моменту прихода кушанских племен Бактрия была очень развитой страной с прочными традициями государственности и культуры. Население говорило на бактрийском языке, принадлежавшем к группе иранских языков, и имело письменность, возникшую на основе греческой. Кушаны восприняли эти традиции оседлого населения Бактрии, хотя, конечно, большую роль в складывании кушанской культуры продолжали играть традиции кочевых племен.

26

При Канишке власть Кушанов распространилась на области Бихара, на территорию Центральной Индии вплоть до Нармады. С Китаем велась борьба за области Восточного Туркестана. В Риме во время правления императора Траяна в 99 г. появилось индийское посольство. Поддерживая буддизм, Канишка проводил политику религиозной терпимости, о чем, в частности, свидетельствуют его монеты, на которых изображены индуистские, эллинистические и зороастрийские божества. Буддизм не был государственной религией, а изображение Будды всего несколько раз встречается на его многочисленных монетах.

27

Кхаравела, царь Калинги, предпринял поход в западные районы; при нем Калинга была одним из сильнейших государств Индии. Судя по надписи Кхаравелы, найденной в Хатхитумпхе, недалеко от современного Бхуванешвара, калингские войска одержали победу в борьбе с западными народами – бходжаками и ратхиками. Затем Кхаравела совершил три похода на север, осадил старую столицу Магадхи Раджагриху и подошел к Гангу. Как свидетельствует надпись Кхаравелы, царь Магадхи Бахасатимита склонился перед царем Калинги. Кхаравела предпринял военную экспедицию на юг и достиг государства Пандья. После Кхаравелы влияние Калинги стало падать, и упоминания о ней встречаются все реже.

Загрузка...